Социально-экономические последствия безработицы и пути ее преодоления

Экономические проблемы в государствах выводят на первое место безработицу трудоспособного населения. От уровня безработицы напрямую зависит социально-экономическое положение государства и благосостояние населения. Нет такой отрасли экономики, на которой не сказывался бы уровень безработицы, а в социальной жизни страны возрастает напряженность в обществе. Отсюда, безработица - центральная проблема макроэкономики, которая требует много внимания от государства и общества для предупреждения негативных процессов в экономике.

Социально-экономические последствия безработицы:

- уменьшение темпов роста экономики;

- снижение производства продукции, неполное использование мощностей предприятий (Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема валового внутреннего продукта нашла выражение в законе Оукена: превышение естественного уровня безработицы на 1% ведет к уменьшению потенциально возможного валового внутреннего продукта 2-2,5%);

- рост налоговой нагрузки на занятых в производстве ввиду необходимости материальной поддержки безработных в виде пособий и компенсаций;

- часть трудоспособного населения остается без средств к существованию;

- сокращение всех поступлений в бюджет стран ввиду падения доходов предприятий и населения;

- возможная потеря безработными своей высокой профессиональной квалификации, связанной с прекращением трудовой деятельности.

Безработица влечет за собой тяжелые социальные последствия. Кроме экономических потерь безработица несет с собой социальные и психологические потрясения, часто намного более значимые, чем чисто экономические потери государств.

Безработица ведет к снижению темпов роста экономики, что в свою очередь приводит к снижению ВВП. Государство не может в полной мере исполнять социальные обязательства перед населением страны. Происходит рост политической нестабильности, а также возрастает социальная напряженность в обществе. Безработная молодежь пополняет ряды преступников и наркоманов. Безработица ведет к разрушению браков, казалось бы, в благополучных семьях, что приводит в свою очередь к увеличению заболеваний на фоне участившихся стрессов. Растет число самоубийств, повышается количество больных алкоголизмом и в целом психических расстройств. Отсутствие средств к существованию толкает многих безработных на совершение уголовных преступлений. При очень высокой безработицы не исключен социальный взрыв и только мудрое руководство страны может смягчить тяжелые последствия безработицы.

Из всего выше сказанного можно отметить, что высокий уровень безработицы указывает на то, что безработица является достаточно опасным явлением в обществе, которое требует от государства серьезного отношения в политике занятости.

С другой стороны оптимальный уровень безработицы повышает ответственность работников на своих рабочих местах, поэтому государство должно так выстраивать свою политику занятости, чтобы с одной стороны сохранить потенциал рабочей силы, а с другой стороны устранить последствия создающее проблемы на рынке труда и социальной сфере общества. [19]

Вопрос занятости населения находится на постоянном контроле Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

На пятом Всебелорусском народном собрании Глава государства, определил занятость одним из приоритетных ресурсов экономического роста. Александр Лукашенко отметил: «Совершенствование структуры экономики неизбежно ведет к высвобождению избыточной численности работников. Чтобы не допустить резкого скачка безработицы, надо принять упреждающие меры». «Улучшить работу служб занятости, наладить переподготовку специалистов, упростить условия перетока рабочей силы между регионами и отраслями. И главное – новые рабочие места, высокопроизводительные. Их за пятилетие предстоит создать более 250 тысяч».

В январе-августе 2016 года в Республике Беларусь наблюдается увеличение спроса на рабочую силу, по сравнению с 2015 годом обращение в службу занятости снижается.

На первое сентября 2016 года состояла на учете 42, 6 тысяч безработных, что на 7,1 процент больше, чем на первое сентября 2015 года.

В настоящее время органы занятости и социальной защиты, местные исполнительные и распорядительные органы указывают на снижение остроты безработицы в нашей стране.

Политика занятости в 2016 году обеспечивается выполнением программы «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защиты и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 года №73. Из средств бюджета на финансирование данной программы выделены соответствующие средства.

Предпринимаются активные и пассивные меры по обеспечению занятости населения:

- оказание помощи безработным в трудоустройстве на постоянное место работы;

- обучение безработных специальностям необходимым на рынке труда по заявкам нанимателей с последующим трудоустройством;

- упрощение регистрации предпринимательской деятельности безработным;

- организация переезда безработных граждан и их семей в те районы Республики Беларусь, где имеются прибыльно-работающее производственные предприятия с наличием свободных рабочих мест и возможностью обеспечения переселенцев жильем;

- организацию оплачиваемых общественных работ;

- для информирования безработных создан Общереспубликанский банк вакансий.

В феврале 2016 г. Президентом Республики Беларусь был принят Указ № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь». Согласно данному Указу Президент поставил перед правительством Республики Беларусь, Министерствами и Ведомствами задачу по обеспечению трудоспособных граждан страны рабочими местами на новых предприятиях и производствах в количестве не менее 50 тысяч человек.

Приоритетом создания новых рабочих мест является привлечение зарубежных инвесторов, а также возможность инвестиций отечественными производствами. В 2016 году запланировано реализовать 119 инвестпроектов.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко уделяет первостепенное внимание вопросам безработицы и занятости и в связи с этим в июле 2016 года подписан Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» № 409-З (далее – Закон), направленный на развитие и поддержку безработных к активному поиску работы, повышению заинтересованности и ответственности нанимателей и безработных в вопросах обеспечения неуклонного соблюдения законодательства о занятости населения. Закон вступает в силу в октябре 2016 г.

Со своей стороны Совет Министров Республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты, а также другие заинтересованные Министерства и Ведомства предоставили проект Указа Президента Республики «О совершенствовании мер социальной защиты отдельных категорий безработных». Данный Указ обеспечит рост пособий безработным, увеличение стипендий учащихся обучающимися по направлению органов по труду и занятости в соответствии с размером бюджета прожиточного минимума.

Исполнение вышесказанных Указов и Постановлений обеспечит более высокую сбалансированность и увеличение эффективности трудовых ресурсов Республики. Увеличит социальную защиту безработных и поможет удержать уровень безработицы в пределах допустимого значения, не превышающего 2-х процентов к численности активного населения.

Политика совершенствования занятости в Республике Беларусь: - развитие инновационных производств на базе которых происходит создание новых высокооплачиваемых рабочих мест;

- развитие инноваций в малом бизнесе и предпринимательстве;

- привлечение инвестиций для развития инновационных направлений.

Увеличение пенсионного возраста в условиях экономического кризиса, при увеличении числа безработных связанных с сокращением производства ориентированных на рынок России не даст увеличение занятости (особенно в малых городах) в связи с невозможностью полного трудоустройства выпускников школ и лицеев и из-за не выхода на заслуженный отдых лиц достигших пенсионного возраста. В данном случае возможна только незначительная экономия средств пенсионного фонда, которая не компенсирует потерь от увеличения безработицы. [20]

Основная цель политики в области занятости населения создание рациональной структуры, основываясь, на новых рабочих местах и более эффективного использования трудовых ресурсов. Усилия государства должны направляться на увеличение рабочих мест в производствах ориентированных на экспорт продукции, всемирного развития предпринимательства, сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Для совершенствования занятости необходимо развивать инновационные производства на базе которых происходит создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, развивать инновации в малом бизнесе и предпринимательстве, а также найти методы привлечения инвестиций для развития инновационных направлений. Основными методами по увеличению занятости могут быть: повышение деловой активности, технологическое перевооружение и самозанятость населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятость и безработица занимает одно из главных мест на рынке труда. От занятости населения зависит уровень и качественные показатели жизни отдельных граждан и государства в целом. В странах Западной Европы безработица оказалась результатом высоких темпов развития научно-технического прогресса. В Беларуси в последние годы уровень безработицы имеет тенденцию к росту и традиционные методы сокращения безработицы не дает нужный эффект. Можно увидеть ежегодное падение числа экономически активного населения, которое связано со старением населения Республики Беларусь. Наблюдается нарастающая тенденция падения занятости женского населения в производстве по сравнению с мужским населением. Происходит падение числа занятых во всех отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства, рыболовства. Замечается постоянный рост занятого населения на иностранных предприятиях и предприятиях с иностранным участием. Наиболее обеспеченными работой являются обладатели высшего и среднего специального образования. Среди работников имеющих среднее специальное и общее среднее образование число безработных увеличивается практически в два и более раза. В 2015 году происходит резкое увеличение числа безработных по всем областям и Республике. В Беларуси также широко распространена скрытая безработица. Для вычисления уровня безработицы необходимо использовать методику разработанную МОТ. В Беларуси обследование по методике МОТ должно проводиться один раз в год. Однако обследования требуют больших финансовых затрат. Проявления безработицы в Республике Беларусь появились с началом перехода к рыночной экономики. Задачи, стоящие перед государством на данный момент заключается в поддержании безработицы на низком уровне. Созданная в Республике служба занятости решает данные задачи направленные на проведение активной политики на рынке труда. Служба занятости непосредственно занимается трудоустройством незанятого населения, повышением предпринимательской инициативы, поддержание самозанятости, развитие оплачиваемых общественных работ. Основная цель политики в области занятости населения создание рациональной структуры, основываясь, на новых рабочих местах и более эффективного использования трудовых ресурсов. Усилия государства должны направляться на увеличение рабочих мест в производствах ориентированных на экспорт продукции, всемирного развития предпринимательства, сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Для совершенствования занятости необходимо развивать инновационные производства на базе которых происходит создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, развивать инновации в малом бизнесе и предпринимательстве, а также найти методы привлечения инвестиций для развития инновационных направлений. Основными методами по увеличению занятости могут быть: повышение деловой активности, технологическое перевооружение и самозанятость населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зубко, Н. М. Экономическая теория: ответы на экзаменац. вопр. / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур. – 6-е изд. – Минск : Тетра-Системс, 2012. – 144 с.

2. Макконелл Кэмпбэлл Р. Экономикс: Принципы, проблемы, и политика / Макконелл Кэмпбэлл Р., Брю Стенли Л. – 19-е изд. – Москва : Республика, 2014 – 400 с.

3. Ванкевич Е.В. Безработица в Беларуси: особенности изучения и управления // Белорусский экономический журнал. – 2001 - №4 – 90 с.

4. Классическая теория занятости [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://textbook.news/ekonomicheskaya-teoriya_781/klassicheskaya-teoriya-zanyatosti.html. Дата доступа: 14.11.2016.

5. Кейнсианская теория занятости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konspekts.ru/ekonomika-2/makroekonomika/kejnsianskaya-teoriya-zanyatosti/. Дата доступа: 14.11.2016

6. Безработица. Причины и виды безработицы. Последствия безработицы

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/macro/macro12.htm. Дата доступа: 14.11.2016

7. Причины и виды безработицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookwu.net/book_makroekonomika_718/23_prichiny-i-vidy-bezraboticy. Дата доступа: 14.11.2016

8. Закон Оукена [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/zakon-oukena.html. Дата доступа 14.11.2016

9. О занятости населения в сентябре 2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/o-belstate_2/novosti-i-meropriyatiya/novosti/o_zanyatosti_naseleniya_v_sentyabre_2016_g/. Дата доступа: 14.11.2016

10. Численность экономически активного населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/godovye-dannye/chislennost-ekonomicheski-aktivnogo-naseleniya/ Дата доступа: 14.11.2016

11. Численность занятого населения Республики Беларусь по видам экономической деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/godovye-dannye/chislennost-zanyatogo-naseleniya-respubliki-belarus-po-vidam-ekonomicheskoi-deyatelnosti/. Дата доступа:14.11.2016

12. Распределение численности занятого населения по формам собственности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/godovye-dannye/raspredelenie-chislennosti-zanyatogo-naseleniya-po-formam-sobstvennosti1/. – Дата доступа: 14.11.2016

13. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защиты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/godovye-dannye/chislennost-bezrabotnyh-zaregistrirovannyh-v-organah-po-trudu-zanyatosti-i-sotsialnoi-zaschite/. – Дата доступа 14.11.2016

14. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по возрастным группам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/godovye-dannye/chislennost-bezrabotnyh-zaregistrirovannyh-v-organah-po-trudu-zanyatosti-i-sotsialnoi-zaschite-po-vozrastnym-gruppam/. – Дата доступа 12.12.2016

15. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защиты, по уровню образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/godovye-dannye/chislennost-bezrabotnyh-zaregistrirovannyh-v-organah-po-trudu-zanyatosti-i-sotsialnoi-zaschite-po-urovnyu-obrazovaniya/. Дата доступа: 14.11.2016

16. Безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/godovye-dannye/uroven-ofitsialno-zaregistrirovannoi-bezrabotitsy-po-oblastyam-i-g-minsku/. Дата доступа: 14.11.2016

17. Продолжительность безработицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/sostojanie. Дата доступа: 12.12.2016

18. Скрытая безработица [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.research.by/webroot/delivery/files/ecowest/1999n3r05.pdf. Дата доступа: 12.12.2016

19. Последствия безработицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/posledstviya-bezraboticy.html. Дата доступа: 15.11.2016

20. Рынок труда в Республике Беларусь. Основные направления совершенствования государственной политики в сфере содействия занятости населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://minsk.gov.by/ru/actual/view/209/2016/inf_material_2016_10.shtml. Дата доступа: 15.11.2016

Приложение А

График 1 – Закон Оукена

Социально-экономические последствия безработицы и пути ее преодоления - student2.ru

Примечание – Источник [8].

Наши рекомендации