Формы рыночного господства
одного нескольких одного нескольких
|
|
|
|
Монополия- это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.
При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную). По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции.
Признаки монополизма:
1. Высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм;
2. Преобладающее господство этих фирм на рынке определенных товаров;
3. Установление монопольных цен (заниженных при покупке товаров и завышенных при продаже товаров) è получение сверхприбыли.
Действия монополиста на рынке сводятся к следующему:
1. намеренное сокращение своих продаж и создание тем самым искусственного дефицита, что ведет к повышению цен.
2.монополист намеренно сокращает закупки у своих поставщиков и создает для них искусственные трудности в реализации своего товара è снижение цены.
С учетом степени охвата экономики выделяют следующие виды монополий:
v чистая монополияв масштабе определенной отрасли. Ее характерные черты - наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок для возможных конкурентов полностью закрыт). Этот продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой;
v абсолютная монополияв масштабе национального хозяйства, где монополистом является государство в лице своих хозяйственных органов;
v монопсония(может быть как абсолютная, так и чистая) - такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров.
В зависимости от характера и причин возникновения различают монополии естественные и искусственные.
Естественные монополисты, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые), либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (например, железными дорогами). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают больший экономический эффект, чем множество аналогичных мелких фирм, или же имеют важное стратегическое значение для всего общества.
Искусственныемонополии представляют собой объединения нескольких предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основные формы искусственных монополий - картель, синдикат, трест и концерн.