Этика деловых отношений в __________________________________

Промежуточный контроль по дисциплине

«Этика деловых отношений»

И методические рекомендации по его выполнению

1. Пояснительная записка

Цели и задачи текущего контроля

Целью текущего контроля в форме программированного задания является проверка умения студентов работать с литературой, демонстрация понимания и правильной формулировки ими основных положений этики в рамках деловых отношений, проведения исследования по теме. Задачи – формирование навыков общения в деловой среде и выработки этически взвешенных решений, повышение уровня теоретической подготовки и более полное усвоение изучаемого материала.

Структура задания

Типовая структура программированного задания по дисциплине «Этика деловых отношений» приведена в таблице.

Теоретические вопросы Практические задания
Введение  
Раздел 1. Основы этики деловых отношений
1. Сущность и происхождение этики ПЗ 1. «Принципы деловых отношений» ПЗ 2. «Выносить сор из избы?»
2. Этика в рыночной экономике ПЗ 3. «Кодекс деловой этики»
3. Управленческая этика ПЗ 4. «Адаптация примерной философии»
4. Этика деловых отношений в разных культурах ПЗ 5. «Этика деловых отношений в зарубежных культурах»
Раздел 2. Методы и средства делового общения
5. Этика делового общения в отраслях экономики ПЗ 6. «Этика делового общения в организации»
6. Речевой этикет ПЗ 7. «Конфликт» ПЗ 8. «Речевой этикет»
7. Деловые совещания ПЗ 9. «Деловое совещание»
8. Этика дистанционного общения ПЗ 10. «Этика дистанционного общения»
9. Этика досуга делового человека ПЗ 11. «Этика досуга делового человека»
Раздел 3. Коммуникации, переговоры и этикет
10. Коллектив как социальная группа ПЗ 12. «Анализ ролевой структуры»
11. Эффективные коммуникации ПЗ 13. «Шкала предпочтений человека» ПЗ 14. «Мои вербальные коммуникации» ПЗ 15. «Каким я был?» ПЗ 16. «Общение с трудным руководителем»
12. Деловые переговоры ПЗ 17. «Выбор заместителя» ПЗ 18. «Психология контакта» ПЗ 19. «Программа презентации»
13. Дипломатический этикет ПЗ 20. «Визитная карточка» ПЗ 21. «Титулы и звания» ПЗ 22. «Подготовка приема» ПЗ 23. «Рассаживание за столом»
14. Светский этикет ПЗ 24. «Светский этикет» ПЗ 25. «Костюм своего хозяина» ПЗ 26. «Одежда деловой женщины»
Заключение  
Литература  

Требования к выполнению

Программированное задание должно состоять из двух основных частей:

1. Теоретической – краткое изложение теории этики деловых отношений по трем основным разделам учебного пособия. Здесь достаточно привести основные определения и концептуальные схемы или таблицы по каждой главе.

2. Практических заданий. В учебном пособии представлено 26 ПЗ. Из всего перечня практических заданий (ПЗ) учебного пособия по каждой главе студент выбирает одно, наиболее важное и существенное лично для него и его организации (кроме теста). ПЗ разрабатывается в соответствии с текстом главы и рекомендациями задания и приводится в соответствующей главе реферата.

2. Тематика программированных заданий по дисциплине «Этика деловых отношений»:

Программированное задание 1. «Принципы деловых отношений»

Внимательно изучите параграф 1.3. «Принципы и закономерности деловых отношений». Составьте таблицу «Принципы деловых отношений моей организации» в соответствии с предлагаемым образцом:

Принципы делового общения Основное содержание Мои действия Форма практической реализации
1. Убежденность в полезности своего труда для общества Моя работа и деятельность организации должны быть связаны не только с экономическими факторами, но и социальными показателями, и приносить пользу другим людям Изучить возможности осуществления социальной политики организации - Разработка социального пакета для персонала организации. - Создание социально-благотворительных программ, направленных на решение современных проблем (забота об окружающей среде, памятниках культуры, создание учебных, спортивных, художественных центров и др.)

В таблице должны быть указаны все основные принципы деловых отношений, которые затем передаются на проверку преподавателю в составе программированного задания. Объем задания 1-2 стр. формата А4.

Программированное задание 2. «Выносить сор из избы?»

Прочтите о следующей ситуации и проанализируйте, насколько этически оправдано поведение сотрудников организации.

Двое сотрудников финансовой организации «Империал» проработали в ней более 7 лет, успешно выполняя задачи руководства и осуществляя собственную служебную карьеру. Им становится известно о серьезных финансовых махинациях, которые совершаются людьми, входящими в руководство организации. Свои подозрения они подкрепляют фактическим материалом, собранным ими в процессе собственных наблюдений. Не ставя в известность других коллег и руководителей своей организации, добытые документы сотрудники отправляют в ведущие средства массовой информации. Опубликованный материал становится причиной возникновения крупного скандала в финансовой сфере, получившего общественный резонанс, а по авторитету уважаемой ранее организации нанесен серьезный удар. Ее акции на финансовом рынке упали, ущерб составил пять миллионов рублей.

1. Как вы думаете, насколько справедлив с точки зрения этики деловых отношений подобный поступок сотрудников?

2. Как поступит руководство «Империала» с этими двумя сотрудниками после расследования утечки информации?

3. Каковы перспективы у руководства организации в части стратегии развития и работы с персоналом?

Программированное задание 3. «Кодекс деловой этики»

Внимательно прочтите раздел «Этика в рыночной экономике» и выполните следующее задание: разработайте собственный Кодекс деловой этики, взяв за основу Декларацию ведения добросовестной деловой практики. Объем задания – 2 страницы напечатанного текста формата А4.

Программированное задание 4. «Адаптация примерной философии»

1. Внимательно изучите примерную философию организации, приведенную в разделе 3.

2. Для своей базовой организации, где вы работаете или собираетесь работать, выделите специфические особенности (региональные, отраслевые, национальные, социальные, экономические и т.п.) и запишите их.

3. Соберите исходные документы для разработки философии по базовой организации: устав организации, правила трудового распорядка, коллективный договор, трудовой договор, кодекс сотрудников, неписаные правила внутрифирменной морали.

4. Системным методом проведите адаптацию философии путем добавления в примерную философию специфических особенностей или исключения из нее общественных правил поведения, а также неприемлемых условий для базовой организации.

Программированное задание 5. «Этика деловых отношений в зарубежных культурах»

Внимательно прочтите раздел «Этика отношений в разных культурах». Выберите одну интересующую вас культуру или страну. Составьте перечень основных элементов этики деловых отношений в зарубежных странах. Представьте материал в табличной форме:

Этика деловых отношений в __________________________________

Элементы этики деловых отношений Пояснения Ваши действия на деловой встрече
     
     

Включите выполненное задание в объеме 1-2 страниц формата А4 в состав программированного задания.

Программированное задание 6. «Этика делового общения в организации»

Определите, к какой отрасли экономики относится ваше базовое предприятие или организация, где вы планируете работать после окончания обучения в вузе. Прочитайте внимательно главу 5, особенно раздел 5.1 и раздел конкретной отрасли экономики. Соберите исходные данные для разработки внутрифирменной этики делового общения:

- Конституция (основной закон) республики;

- Трудовой кодекс РФ;

- Налоговый кодекс РФ;

- Декларация прав человека ООН;

- религиозные писания в кратком изложении (Библия, Коран и др.);

- Философия организации (кодекс поведения);

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- Программа правящей партии;

- Устав организации;

- Коллективный договор (если имеется профсоюзная организация).

Поговорите с вышестоящим руководителем и старейшими работниками о сложившихся в организации принципах и нормах поведения.

При разработке этики поведения в организации нужно учитывать национальный состав сотрудников, половозрастную Структуру, региональную специфику; тип и уровень механизации производства, количественный состав, уровень жизни и культурный уровень сотрудников; взгляды и позицию собственника (хозяина); личные убеждения первого руководителя; экономическое состояние организации; качество трудовой жизни.

Систематизированный материал представьте в табличной форме, кратко представляя характеристики этических норм, соответствующие основным элементам этики деловых отношений:

Элементы этики Характеристики (содержание) этических норм (не более 7 ключевых слов)
1. Миссия организации  
2. Принципы поведения  
3. Стиль руководства  
4. Основные права сотрудников  
5. Деловые качества сотрудников  
6. Личные качества сотрудников  
7. Что поощряется в организации?  
8. Что запрещается в организации?  
9. Отношение сотрудников к государству и его органам  
10. Соблюдение государственных законов (ГК, ТК, НК, БК, УК)  
11. Отношение к старшим по возрасту  
12. Отношение к руководителю  
13. Отношение к подчиненным  
14. Взаимоотношения с противоположным полом  
15. Уровень деловой культуры  
16. Соблюдение светского этикета  
17. Межличностные отношения в организации  
18. Соблюдение светского этикета  
19. Увлечения (хобби), принятые в коллективе  
20. Негативные явления в этике поведения  

Общий объем программированного задания (ПЗ) «Этика делового общения» не должен превышать 4-х страниц формата А4 (шрифт 12 через 1,5 интервала).

Программированное задание 7. «Конфликт»

Проанализируйте следующую ситуацию:

Начальник конструкторского отдела Н. рассчитал данные нового проекта. Их он должен был согласовать с главным инженером П. Рассмотрев материалы, П. сделал ряд замечаний, с которыми Н. принципиально не согласился и стал доказывать свою правоту. П. попытался навязать свое мнение и даже провести его в форме приказа. Тогда начальник отдела достаточно резко заявил, что поправки П. не будут учтены в работе, так как он некомпетентен в этой проблеме.

Разработайте альтернативы разрешения конфликта.

Программированное задание 8. «Речевой этикет»

Прочитайте внимательно учебный материал главы 6, обратите внимание на принципы, нормы, концептуальные схемы и методические рекомендации. Запишите основные определения по разделам речевого этикета в табличной форме (графы 1 и 2). В графе 3 «Практические рекомендации по речевому этикету» подготовьте краткое реферативное изложение принципов, норм и рекомендаций, которые вы будете применять в своей практической работе.

Разделы речевого этикета Содержание основных понятий Практические рекомендации по речевому этикету
Основы риторики как искусства красноречия Риторика – Принципы речевого этикета – Инструменты риторики –  
Подготовка и проведение деловой беседы Деловая беседа – Этапы деловой беседы – Роли поведения и тактика беседы –  
Организация публичного выступления Подготовка выступления – Предварительный анализ выступления – Схема подготовки к выступлению – Структура выступления – Технология публичного выступления –  
Культура деловой дискуссии Деловая дискуссия – Принципы проведения дискуссии – Типы и разновидности вопросов –  
Критика и принципы ее восприятия Сущность критики – Основные типы критики – Советы критикующему – Самокритика –  

Программированное задание 9. «Деловое совещание»

Прочитайте внимательно материал главы 7 и заполните прилагаемую таблицу. В диагностике состояния в вашей организации нужно выявить проблемы и недостатки по элементам деловых совещаний. В третьей графе нужно дать научно-практические рекомендации для эффективного проведения совещаний в вашей организации. Объем задания 2 страницы компьютерного текста формата А4; шрифт – 12.

Элементы деловых совещаний Диагностика состояния в вашей организации (проблемы, недостатки) Ваши рекомендации для эффективного проведения совещаний
1. Подготовка делового совещания: - программа, виды совещаний, состав участников, оповещение; - типовые этапы подготовки    
2. Проведение делового совещания: - регламент совещания; - блок-схема проведения; - функции председателя; - результаты совещания    
3. Контроль исполнения решений совещания: - этапы разработки управленческого решения; - упрощенная модель принятия решений; - модель процесса контроля решений    

Программированное задание 10. «Этика дистанционного общения»

Внимательно изучите теоретический материал главы 8, заполните представленную таблицу. Дайте конспективно определения и правила работы в графе 1 «Элементы дистанционного общения». Затем выполните диагностический анализ состояния с информацией, письменными сообщениями и переговорами в графе 2 «Диагностический анализ дистанционного общения». Применительно к вашей организации разработайте научно-практические рекомендации по совершенствованию дистанционного общения, которые опишите в графе 3 «Рекомендации по дистанционному обучению». Объем задания – 2 страницы компьютерного текста формата А4.

Элементы дистанционного общения Диагностический анализ состояния в базовой организации Рекомендации по совершенствованию дистанционного общения в организации
1. Роль информации управления в современном мире: - определение информации; - классификация информации; - тенденции информационного развития    
2. Письменное общение и деловая переписка: - культура деловой переписки; - правила официальной корреспонденции; - организация документооборота    
3. Телефонные переговоры: - краткие рекомендации по переговорам; - подробные рекомендации по переговорам; - журнал телефонограмм    
4. Факсимильные и электронные сообщения: - факсимильные сообщения; - электронная почта; - мобильная связь    

Программированное задание 11. «Этика досуга делового человека»

Изучите теоретический материал главы 9 и кратко изложите в графе 1 «Этические правила досуга». Затем сделайте диагностику состояния этикета досуга на примере вашей организации (или семьи) и результаты запишите в графу 2 «Диагностика состояния…».

На основе диагностического анализа дайте практические рекомендации по совершенствованию этики туризма и отдыха для вашей организации (семьи). Объем ПЗ – 2 стр. компьютерного текста формата А4, шрифт – 12 кегль.

Этические правила досуга Диагностика состояния в вашей организации (семье) Рекомендации по совершенствованию вашего туризма и отдыха
1. Специфика этикета на отдыхе: - семья и дом; - ресторан и кафе; - театр и кино; - музей; - библиотека; - экскурсия; - хобби    
2. Искусство подарков и сувениров: - сущность подарка; - кому и как дарить; - разновидности подарков; - отличие сувенира; - разновидности сувениров; - цена подарка и сувенира; - цветы как особая форма напоминания    
3. Этика делового туризма и отдыха: - национальные особенности этикета; - рекомендации туристу; - санаторный отдых    

Программированное задание 12. «Анализ ролевой структуры»

Предлагаем на основе приведенной ниже таблицы сделать анализ ролевой структуры вашей семьи (отец, мать, брат, сестра, муж и т.п.), руководства предприятия (дирекция и руководители подразделений), если вы входите в дирекцию, или вашего подразделения, в котором вы работаете (отдел, служба, участок, бюро и т.п.). Результат рекомендуем представить в табличной форме, отмечая крестиком совпадение ролей у конкретных личностей.

Роли Люди
       
1. Творческие        
генератор идей        
эксперт        
эрудит        
энтузиаст        
2. Коммуникационные        
лидер        
координатор        
связной        
«сторож»        
3. Поведенческие        
оптимист        
нигилист        
догматик        
скептик        

Программированное задание 13. «Шкалы предпочтений человека»

Прочтите раздел 11.1 учебного пособия. Возьмите из вашего ближайшего семейного и дружеского круга людей и разработайте для них шкалу предпочтений человека по прилагаемой форме, вписывая в пустые графы наиболее характерные типы личностей и их отличительные особенности.

Тип человека отец мать брат сестра друг подруга
сенсорного типа            
мыслительного типа            
решающего типа            
интуитивного типа            
чувствующего типа            
воспринимающего типа            

Программированное задание 14. «Мои невербальные коммуникации»

Прочитайте внимательно раздел 11.2 учебного пособия. Выделите наиболее характерные разновидности невербальных коммуникаций, используемые вами в деловом общении. Заполните пустые графы прилагаемой к заданию таблицы кратким описанием ваших невербальных коммуникаций.

Виды невербальных коммуникаций Краткая характеристика вашего делового общения
Язык телодвижений  
Параметры речи  

Программированное задание 15. «Каким я был?»

Опишите две жизненные ситуации из вашей работы или личной жизни, когда вы, используя невербальные коммуникации (одежда, поза, жесты, лицо, зрачки, поведение), трансактный анализ, знание типа личности, стали при разрешении жизненной ситуации:

победителем___________________________________________________

неудачником____________________________________________________

Программированное задание 16. «Общение с трудным руководителем»

Внимательно прочитайте раздел 11.4 учебного пособия. Проанализируйте круг ваших знакомых руководителей на производстве (в организации) и в учебном заведении (вузе). В пустые графы таблицы «Типы трудных руководителей» поставьте крестик наиболее характерного типа (не более двух).

Наши рекомендации