Источники хозяйственного права
Особенность хозяйственного права как отрасли права в значительной степени определяется его источниками.
Источники хозяйственного права — внешняя форма выражения правил поведения в сфере хозяйствования, обеспечивающая их общеобязательность и регулятивное действие.
Источники права форма выражения существования юридических норм.
К источникам хозяйственного права Украины относятся:
1. хозяйственное законодательство;
2. нормативные договоры;
3. судебная практика;
4. деловые обычаи;
5. юридическая доктрина.
В своей совокупности источники хозяйственного права определяют рамки юридически значимого поведения субъектов хозяйствования.
Виды источников права:
2. Нормативный договор - это соглашение двух или нескольких субъектов (членов корпорации, корпораций, государств и т. д.) которые устанавливают права и обязанности как общие правила поведения на будущее (неопределенное) время для неопределенного (неперсонифицированного, кроме участвующих в заключении соглашения) круга субъектов.
Нормативные договоры можно условно разделить на внутригосударственные и межгосударственные.
Внутригосударственные нормативные договора (типичные договора, примерные уставы, учредительные договора о создании хозяйственных обществ, уставы хозяйственных обществ и др.);
К внутригосударственным нормативным договорам относятся договоры присоединения, рассматриваемые в литературе как формулярное право. Такие договоры основываются на волеизъявлении экономически сильного субъекта хозяйствования, выраженном в формуляре или иной стандартизованной форме, когда договор заключается путем присоединения другой стороны к этим условиям без возможности предложить свои условия (ч. 1 ст. 634 ГК). К таким договорам относятся, например, правила биржевой торговли и биржевого арбитража, договоры на поставку энергоресурсов, договоры перевозки, договоры банковского счета и т.п.
Межгосударственные (международные) нормативные договора (соглашения, конвенции, пакты и др.).
Межгосударственные нормативные договоры занимают особое место в системе источников хозяйственного права. Согласно ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины, становятся частью национального законодательства Украины.
Наиболее важными для хозяйственного права являются такие межгосударственные договоры, как:
1. Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.;
2. Конвенция ООН 1980 г. о международном договоре купли-продажи;
3. Женевская конвенция 1930 г., устанавливающая Единообразный закон о переводном и простом векселе;
4. Парижская конвенция 1965 г. об охране промышленной собственности;
5. Вашингтонская конвенция 1965 г. об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств и другие.
3. Судебная практика как источник хозяйственного права
Вопрос о судебной практике как источнике хозяйственного права является дискуссионным. Господствующая доктрина не признает судебный прецедент в качестве источника права.
Судебный прецедент - решение по конкретному делу суда или административного органа, которое приняло норму для решения будущих аналогичных дел.
В то же время практические исследования и многие ученые отмечают активное воздействие судебных решений на формирование общеобязательных правил поведения, в том числе в сфере хозяйствования. Приведем лишь некоторые обстоятельства, свидетельствующие в пользу мнения последних.
1.Решения Конституционного суда устраняют пробелы в праве.
Норма, которая подлежит проверке на конституционность Конституционным судом Украины, является всегда конкретной нормой, но выводы суда имеют, как правило, более общее значение и могут быть распространены на аналогичные по юридическому содержанию нормы других актов законодательства. В связи с этим правовые позиции, сформулированные Конституционным судом Украины, могут рассматриваться как судебные прецеденты, которые заполняют пробелы в законодательстве и формируют судебную практику, обеспечивая ее одинаковость.
2.Являясь участником Европейской конвенции «О защите прав и основных свобод человека», Украина согласилась с применением процессуальных механизмов, принятых в деятельности судебных органов, обеспечивающих применение конвенции. В свою очередь данные процессуальные механизмы допускают использование прецедентов в качестве источников права.
Так, при рассмотрении дела о нарушении права собственности по иску «Совтрансавто-Холдинг» к Украине Европейский суд по правам человека «руководствовался своим прецедентом, впервые сформулированным в решении по делу «Спорронг и Леннрот против Швеции» и применяемом впоследствии в своих решениях, касающихся защиты права собственности».
3.Законодательство Украины имеет оценочные понятия и другие неоднозначные категории, которые должны быть истолкованы судами общей юрисдикции.
К таким категориям относится, в частности, «публичный порядок», «интересы», «добросовестность» и т.п. «Содержание таких понятий определяется не законодателем при принятии соответствующей нормы, а при ее применении». Поэтому решения судов, в особенности высших инстанций, по определению данных оценочных понятий становятся неотъемлемой частью правил осуществления хозяйственной деятельности.
4. Большинство писем, решений высших судебных инстанций, разъяснений Пленума ВСУ (Верховного суда Украины) и правовые позиции ВСУ фактически являются источником права при рассмотрении дел для всей системы судебных органов по принципу: аналогичные дела Хозяйственное процессуальное законодательство в ряде случаев прямо предписывает использование в процессуальной деятельности судебных прецедентов.
Так, в ст. 111-15ХПК Украины одним из оснований пересмотра Верховным Судом Украины в кассационном порядке постановлений Высшего Хозяйственного Суда Украины называется «выявление разного применения Высшим хозяйственным судом Украины одного и того же положения закона или иного нормативно-правового акта в аналогичных делах».
6.Наконец, дальнейшая дифференциация и непрекращающееся, порой бессмысленное увеличение количества актов хозяйственного законодательства, нередкое отсутствие системного подхода к нормированию экономического уклада, приводят к практической необходимости судебного прецедента для формирования общественного представления о реальном содержании хозяйственных правоотношений.
Объем настоящего курса не позволяет раскрыть значение юридической доктрины как источника хозяйственного права. Соответствующие положения подробно рассмотрены в хозяйственно-правовой литературе.
4. Под деловым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени. Обычай становится правовым, обязательным, если он санкционирован нормативно-правовыми актами или воспринят судебной практикой.
В ст. 7 ГК Украины дается общее легальное определение обычая. Под обычаем понимается правило поведения, которое не установлено актами гражданского законодательства, но является устоявшимся в определенной сфере гражданских отношений.
Это правила поведения, широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности, не предусмотренные законодательством:
- могут использоваться только в сфере предпринимательской деятельности;
- не должны противоречить действующему законодательству;
- должны быть широко известны сторонам в силу многократного применения;
- носят рекомендательный характер;
- особенно широко применяются в международном праве.
Особенно велика роль обычаев в хозяйственном (торговом) праве.
О применении обычая в хозяйственном праве свидетельствуют специальные указания норм права типа «торговые и иные честные обычаи» (ст. 32 ХК Украины), «профессиональная этика» (ст. 38 ХК), «условия, необходимые для договоров данного вида» (ст. 180 ХК Украины), «требования, которые обычно предъявляются» (ст. 193 ХК Украины), «виды обеспечения исполнения обязательств, которые обычно применяются в хозяйственном (деловом) обороте» (ст. 199), «обычный уровень качества» (ст. 268 ХК Украины), «банковские обычаи» (ст. 344 ХК Украины) и т.п.
Учитывая, тот факт, что хозяйственное право в ряде случаев допускает использование норм ГК Украины для регулирования диспозитивных отношений, следует выделять случаи соответствующего санкционирования обычаев со стороны ГК Украины. Так, ГК Украины указывает на «обычай делового оборота» в ст.ст. 213, 526,529,538,627,630,652 и др.
Косвенно на необходимость применения обычаев в хозяйственных отношениях указывают также такие оценочные понятия, как «добросовестность» (ст. 162 ХК), «своевременные меры» (ст. 211 ХК), «непреодолимая сила» (ст. 218 ХК) и др.
Обычай применяется также в тех случаях, когда необходимо определить «разумные критерии» сроков, качества, количества и других общепринятых характеристик обязанности стороны. Например, согласно ч. 1 ст. 298 ХК Украины коммерческий агент должен уведомлять субъекта, которого он представляет, о каждом случае его посредничества. В данном случае уведомление должно поступить в разумный срок, хотя ХК об этом прямо не говорит.
В ряде случаев ХК Украины санкционирует возможность оформления торговых и других честных обычаев. В частности, согласно ст. 38 ХК Украины субъекты хозяйствования при содействии заинтересованных организаций могут разрабатывать правила профессиональной этики в конкуренции для отдельных сфер хозяйствования и определенных областей экономики. Эти правила согласовываются с Антимонопольным комитетом Украины и могут использоваться при заключении договоров, разработке учредительных и других документов субъектов хозяйствования. В ст. 7 ГК Украины также говорится о том, что обычай может быть зафиксирован документально.
Проблемным является вопрос о юридической силе обычаев в иерархии иных источников хозяйственного права и хозяйственных договоров. Обычай применяется в большинстве стран субсидиарно, когда нет источников права более высокого порядка. ХК Украины не содержит прямых указаний на этот счет. В то же время, исходя из смысла ст.ст. 5, 7 этого Кодекса, а также руководствуясь правилом о субсидиарном применении к регулированию хозяйственных договоров норм ГК Украины (ч. 7 ст. 179 ХК Украины), можно сделать вывод о том, что обычай, противоречащий актам хозяйственного законодательства или договору, в хозяйственных отношениях применяться не может (ч. 2 ст. 7 ГК Украины).
Но нередко формализованный обычай становится в один ряд с законом. Так, в ст. 265 ХК Украины говорится, что условия договоров поставки должны излагаться сторонами в соответствии с требованиями Международных правил толкования коммерческих терминов «Инкотермс». Тем самым обычай наделяется силой нормативно-правового акта.
Важно учитывать, что для эффективного использования обычаев в судебном споре они должны быть представлены в письменном виде: подтверждаться опросами общественного мнения, заключениями торгово-промышленных палат, кодификациями, осуществленными общественными объединениями предпринимателей и т.п.
5. Юридическая доктрина - это научные правовые идеи, принципы, теории, что концептуально сформированные и содержатся в трудах, а также устных речах ученых-юристов, официально признанные в виде общеобязательных положений (норм) для осуществления юридической практики;
Тема 5. Правовой статус предприятий
План
1. Предприятие как основной хозяйствующий субъект
2. Государственные и коммунальные унитарные предприятия
3. Понятие и виды предприятий коллективной собственности
4. Частные предприятия и другие виды предприятий
5. Объединения предприятий: понятия, виды, особенности
правового положения
6. Холдинговые компании
7. Кредитные союзы
8.Торгово-промышленные палаты.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Господарський кодекс України: Закон України № 436-ІV вiд 16.01.2003 р.
2. Цивiльний кодекс України: Закон України № 435-IV вiд 16.01.2003 р.
3. Про торговельно-промислові палати в Україні: Закон України № 671/97-ВР від 02.12.1997 р. 4. Про оренду державного та комунального майна: Закон України № 2269-ХІІ від 10.04. 1992 р. у редакції Закону № 98/95-ВР від 14.03.1995 р. 5. Про кооперацію: Закон України №1087-IV від 10.07. 2003 р. 6. Про споживчу кооперацію: Закон України № 2265-ХІІ від 10.04.1992 р. |
7. Про сільськогосподарську кооперацію: Закон України № 469/97-ВР від 17.07.1997 р.
8. Про фермерське господарство: Закон України № 973-ІV від 19.06.2003 р.
9. Про благодійництво та благодійні організації: Закон України N 531/97-ВР від 16.09.1997 р.
10. Про мiсцевi державнi адмiнiстрацiї: Закон України № 586-ХIV вiд 09.04.1999 р.
11. Про мiсцеве самоврядування в Українi: Закон України № 280/97-ВР вiд 21.05.1997 р.
12. Про кредитні спілки: Закон України № 2908- III від 20.12.2001 р.
13. Про холдингові компанії в Україні: Закон України № 3528-IV від 15.03.2006 р.
14. Предпринимательское право в вопросах и ответах: Учеб. пособие //Под. ред. Н.А. Саниахметовой. - Х.: "Одиссей", 2000. - 560с.
15. Щербина В.С. Господарське право: Підручник. – К.: Юрінком Інтер, 2003. - 48с.
16. Мамутов В.К. Экономика и право: Сб. науч. тр. – К.: Юринком Интер. 2003. –544с.
17.Хозяйственное право: Учебник / В.К. Мамутов, Г.Л. Знаменский, К.С. Хахулин и др.; Под. ред. Мамутова В.К. – К.: Юринком Интер, 2002. – 912 с. – 899 с.