История развития логистики
Казахский национальный университет им. аль-Фараби
Факультет экономики и бизнеса
Кафедра менеджмента и маркетинга
Курс лекций
Дисциплина: ЛОГИСТИКА
Тема 1. Сущность понятия логистики, ее концепция и принципы
История развития логистики
История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Профессор Гамбургского университета Г. Павеллек отмечает, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена византийского царя Леона VI (865-912 г.г. н.э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевременная забота о ее потребностях и соответственно каждого акта военного подхода.
Талантливые военачальники всегда понимали, какую ключевую роль в победе играют оказавшиеся в нужное время и в нужном месте боеприпасы, горючее, продовольствие, обмундирование. В истории человечества целые войны выигрывались или проигрывались в зависимости от организации снабжения войск. Например, поражение британцев в войне за независимость в Северной Америке в значительной степени объясняют несовершенством обеспечения английских войск. В разгар войны в составе британской армии на американском континенте действовало 12 000 отрядов, которые должны были получать из Англии не только боеприпасы, но и продовольствие. В течение первых шести лет войны организация этих жизненно важных поставок была совершенно неадекватна потребности войск, что отрицательно влияло на характер военных действий и на моральное состояние солдат. Четкое обеспечение войск было налажено лишь в 1781 г., что оказалось слишком поздно.
В философской энциклопедии можно найти следующее пояснение логистике: «Логистика (математическая логика) - современная форма логики. Она отличается от старой, традиционной логики прежде всего своей формализованностью и тем, что её основным методом является логическое исчисление (это значит, что выражения можно преобразовывать согласно строгим правилам чисто формально, с ними можно производить логические выкладки). Логистика в широком смысле — это учение о логическом исчислении, его предпосылках и применениях, в узком смысле — только учение о логическом исчислении. Логическое исчисление есть сумма логически интерпретированных исчислений. Исчисление — это система знаков и правил оперирования с ними. Пример такого исчисления дает шахматная игра: поля и фигуры представляют систему символов, правила ходов есть операционные правила. Формальные предпосылки логического исчисления разрабатывает мета-логика, учение о философских основах логического исчисления; сюда относится синтаксис (учение об отношениях знаков между собой), семантика и прагматика (учение об отношениях между знаками и теми, ктоих использует). Первые попытки в направлении логистики были сделаны Г.В.Лейбницем. Его идеи были подхвачены Г.Плокке, И.Г.Ламбертом. Подлинным основателем современной логистики является Готтлоб Фреге. А.Н.Уайтхед и Б.Рассел написали основополагающую в области логистики работу "Principia Mathematica" (1910-1913)»[1]
Другое направление развития логистики — экономическое, Здесь под логистикойпонимаетсянаучно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.
Надо отметить, что между военной логистикой, логистикой - математическим исчислением и экономической логистикой есть тесная связь, заключающаяся в определенной идентичности цели и основных методов её достижения. Именно чёткое математическое исчисление позволяет максимально оптимизировать движение как военных, так и материальных потоков. В данном учебном пособии рассматривается экономическая логистика, одним из основных методологических концепций которой является широкое использование математического исчисления.
Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60—70-е гг. Первыми практический потенциал логистики предугадали американские специалисты Пол Конверс и Питер Дракер. Они определили ее потенциальные возможности как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики». Впоследствии их точку зрения разделили многие теоретики логистики. Такие американские исследователи, как М. Потер, Д. Сток и некоторые другие, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения и имеет большое значение в стратегическом управлении и планировании фирмы.
Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в развитых капиталистических странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 70-х годов. Вот уже почти полвека на Западе не прекращаются оживленные дискуссии среди специалистов, ученых и бизнесменов по поводу названия и содержания рассматриваемого понятия. Анализируя обширную западную литературу по логистике, можно сделать вывод, что многие авторы пользуются различными суммарными терминами, описывая в общем-то одинаковые логистические функции.
Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. В связи с этим интересно проследить тот исторический путь, который прошла логистика, оценить ее состояние на современном этапе и перспективы развития за рубежом и в нашей стране.
На рис. 1.1. представлена эволюция логистики за рубежом в плане развития теории и практики управления материальными, а также сопутствующими информационными и финансовыми потоками, т.е. решения всего комплекса вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и от последних до конечных потребителей в соответствии с их требованиями.
В развитии логистики ХХ-го века выделяют несколько исторических этапов. Период с 20-х до начала 50-х годов является периодом «фрагментаризации», когда лишь отдельные функции логистики были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например, в производстве, транспортировке, складировании и т.п.
Однако в этот период были сформулированы предпосылки будущего широкого использования логистической концепции. К ним можно отнести следующие:
¨ возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров;
¨ рост транспортных тарифов;
¨ появление и быстрое распространение концепции маркетинга;
¨ развитие теории и практики военной логистики.
Становление и активное развитие концепции маркетинга в связи с постепенным переходом мировой экономики от рынка производителя к рынку покупателя, явилось ключевым фактором, объясняющим появление логистики в бизнесе. В течение этого периода вышел ряд маркетинговых исследований, в которых была вскрыта природа физического распределения, определена его роль в маркетинге, указано его особое значение в организации и повышении эффективности сбыта товаров. Именно оптимизация физического распределения готовой продукции стала первоначальной основой внедрения логистических принципов в экономику.
Период с середины 50-х по 70-е годы западные специалисты называют периодом становления (концептуализации) логистики. В этот период философия маркетинга получила всеобщее признание и широко распространилась в западной экономике. Как следствие пришло понимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения физического распределения, прежде всего с позиций снижения затрат.
Была разработана концепция общих (тотальных) затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что при рассчитанной перегруппировке затрат в дистрибьюции (физическом распределении) общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится.
Например, переключая перевозки товаров с железнодорожногона воздушный транспорт, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, т.е. исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут, общий уровень затрат в дистрибутивной сети уменьшится. Данный пример подчеркивает системные взаимосвязи между двумя важнейшими логистическими функциями: запасами и транспортировкой. Концепция общих затрат явилась основой для быстрого развития логистики.
Вместе с этим существовал еще ряд объективных экономических и технологических факторов, объясняющих ускоренное развитие логистики в этот период. К основным из них можно отнести:
Ø изменения в моделях и отношениях потребительского спроса (развитие олигополистических рынков);
Ø давление затрат на производство;
Ø прогресс в компьютерных технологиях;
Ø изменения в стратегиях формирования запасов;
Ø влияние военного опыта.
Анализ логистических затрат, проведенный в середине 60-х годов, показал, что для США они оценивались примерно в 15% от валового национального продукта, а при исключении из ВНП сервисных услуг, сумма логистических затрат доходила до 23%. Из всего объема затрат примерно две трети составляли транспортные издержки, а одну треть — издержки на создание и поддержание запасов. Было также установлено, что около 19% от ВНП США было инвестировано в логистические функциональные области, а в целом они составили 13% от мирового уровня.
В Великобритании логистические затраты на физическое распределение в тот же период составляли около 16% от общего объема продаж, из них 5,5% — на транспортировку. В Японии затраты на физическое распределение составили примерно 26,5% от объема продаж, из них на транспортировку — 13,5%. В странах ЕС логистические затраты были в среднем около 21% от величины добавленной стоимости, причем из них на транспортировку продукции — 8,6%, создание и поддержание запасов — 9,2% и 3,2% на логистическое администрирование[2].
Одним из важных факторов, способствовавших развитию логистического мышления, было применение в бизнесе вычислительной техники и информационных технологий. Научно-технический прогресс в экономике развитых капиталистических стран привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких, например, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, управление многоассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах и т.п. Эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес с середины 50-х годов. Компьютер стал неотъемлемой частью каждой крупной фирмы. В то же время стали повсеместно применяться современные экономико-математические методы и модели теории оптимального планирования, теории массового обслуживания, теории управления запасами и другие методы исследования операций. Особенно широко начали использоваться методы математической статистики, линейного программирования и прогнозирования. Возрос интерес менеджеров к внедрению в бизнесе информационно-компьютерных технологий как средства снижения затрат и получения оптимальных управленческих решений.
В конце 60-х годов на Западе (в основном в США) была сформулирована концепция так называемой бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции звучало так: «Логистика — это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время»[3].
Продвижению логистической концепции в бизнесе способствовал и быстро развивающийся рынок электронных коммуникаций, а именно: сетей передачи данных, факсимильной связи, электронной почты, телеконференций, клирингхаузов общедоступного программного обеспечения и т.д. Начали широко использоваться логистическими партнерами возможности систем массового информационного обслуживания как коммерческих (CompuServe, America Online), так и некоммерческих (Internet).
Определяющую роль в становлении и утверждении интегральной концепции логистики сыграла возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени в pежимах удаленного доступа через информационные системы связи (например, спутниковые телекоммуникационные системы). Таким образом, революция в информационных технологиях усилила понимание того, что наряду с материальными необходимо управлять сопутствующими информационными потоками.
Развитие интеграции мировой экономики и глобализация бизнеса способствовали созданию международных логистических систем. Крупные западные фирмы стремились развивать глобальные стратегии, т.е. производить продукцию для мирового рынка и в тех местах, где можно было найти наиболее дешевые сырье, компоненты, трудовые ресурсы. Слом традиционных национальных, торговых, таможенных, транспортных и других барьеров, как это произошло в странах ЕС и между США и Канадой, сделал более свободным перемещение товаров, услуг и людей через границы и в то же время усилил значимость международной логистической координации. На международной арене логистические операции стали более комплексными, а такие проблемы как размещение производства и центров дистрибьюции, выбор видов транспорта, типов сервиса, методов управления запасами, проектирование адекватных коммуникационных и информационных систем потребовали новых навыков логистического менеджмента.
С начала 90-х годов стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводилась ведущая роль. Например, в странах ЕС принято несколько программ, направленных на создание межнациональных логистических центров физического распределения на основе использования контейнеров в интермодальных перевозках. Одна из таких программ, принятая в 1992 г., называется «Collomodul», и в ее реализации участвуют Германия, Голландия и Франция. Для реализации принципов логистики в международных перевозках и экономических торговых связях в ЕС создаются межнациональные коммуникационные информационно-компьютерные системы, разработанные в рамках проектов Гермес, Доцимел, TEDIM, UNCTAD, TACIS и др.
Десятилетие 80-х годов отмечено бурным ростом союзов и альянсов в бизнесе, которые сменили предшествующую практику недоверия, подозрительности и враждебной конкуренции. Благодаря концепции интегрированной логистики партнеры по бизнесу начали искать пути продуктивной координации в планировании и управлении запасами готовой продукции, транспортировке, грузопереработке, организации продаж. Большинство основных форм кооперации развивалось в направлениях совершенствования организационного и межфункционального планирования, менеджмента на стыках логистических операций с целью возможно большего сокращения логистических издержек и улучшения качества обслуживания потребителей. Многие логистические союзы были построены среди традиционных конкурентов в специализированном сервисе на транспорте, в системе оптовой торговли и дистрибьюции.
В настоящее время логистика является одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса.