АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-экономической ДЕЯТЕЛЬНОСТИ гостиничного комплекса
2.1. Организационно-экономическая характеристика КУП «Гостиничный комплекс «Орбита»
Гостиничный комплекс «Орбита» - это современная гостиница с комфортными номерами и широким спектром предлагаемых услуг. Свою деятельность гостиница «Орбита» начала с 1991 года. Ее строительство было обусловлено необходимостью обслуживания больших туристских групп, прибывающих по линии внутреннего и въездного туризма. С течением времени многое изменилось: уменьшилось количество туристов, прибывающих в Беларусь, изменились цели приезда гостей, но гостиница «Орбита» сумела сохранить лучшее, накопленное за годы своей работы, и смогла не потерять своих клиентов. Ежегодно гостиницу посещают десятки тысяч гостей более чем из 80 стран мира.
Основной целью организации является деятельность, связанная с предоставлением мест для краткосрочного проживания граждан с учетом обеспечения максимально комфортабельных и доступных условий проживания, питанием, проведением мероприятий развлекательного характера, а также предоставлением дополнительных услуг. Хозяйственная деятельность организации направлена на получение прибыли в целях технического, экономического и социального развития организации, сочетание прав, интересов работников организации и интересов собственника.
В 2011 году гостиница аттестована на звездность (три звезды) в соответствии с мировыми стандартами.
Для КУП «Гостиничный комплекс «Орбита» характерна линейно-функциональная организационная структура. Управление всей хозяйственной деятельностью КУП «Гостиничный комплекс «Орбита» осуществляет директор. В целом структура управления организацией соответствует целям и задачам, специфике работы гостиничного комплекса. В полном объеме организационная структура КУП «Гостиничный комплекс «Орбита» представлена на рисунке 3.
Организационная структура управления представляет собой состав и формы взаимосвязей единиц и звеньев, выполняющих функции управления предприятием.
Главной задачей организационной структуры гостиничного комплекса «Орбита» является установление взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. При разработке организационной структуры высшее руководство придерживается четырех направлений: специализация работ; определение полномочий; размер контрольных функций; методы координации.
Для определения эффективности управления рассчитывается коэффициент численности управленческих работников, который показывает, какую долю в общем числе работников на предприятии занимает управленческий персонал. На предприятии КУП «Орбита» этот показатель равен 40,74 %, что говорит о том, что почти половина всего персонала предприятия является управленческим. Это является недостатком организационной структуры анализируемого предприятия, для устранения которого требуется проведение мероприятий по оптимизации организационной структуры.
Функции подразделений и обязанности сотрудников КУП «Орбита» регламентированы в должностных инструкциях.
На директора гостиничного комплекса возложена административная ответственность за все его ведомство, включая планирование бюджета для пополнения запасов, контроль расходов, а так же набор и отсев новых служащих. В отсутствие директора его обязанности возлагаются на менеджера гостиницы.
Главный бухгалтер ведет учет и анализ всей хозяйственной деятельности КУП «Орбита».
Администратор осуществляет бронирование номеров, предоставляет места прибывшим в гостиницу, производит расчеты за проживание и предоставленные дополнительные услуги, а так же следит за соблюдением внутреннего распорядка в гостинице.
Служба горничных занимается уборкой номеров, коридоров и других помещений в которых осуществляется прием гостей.
Ответственный за этаж обязан проверять состояние номеров, и улаживать проблемы возникшие на его этаже, например, обнаружение плохо работающих приборов или удовлетворение особых запросов клиентов.
К важнейшим функциям службы приема относится приветствие гостя и выполнение необходимых формальностей при его размещении. Одна из функций службы приема — ведение картотеки гостей. На каждого гостя после его пребывания в гостинице заполняется специальная карточка, в которой содержится информация, собранная со всех служб гостиницы, имевших с гостем контакт.
Рисунок 3 - Организационная структура комплекса «Орбита»
Ответственный за прачечную заботится не только о чистоте белья спальных комнат и белья проживающих, но и о том, чтобы все вещи были возвращены в полной сохранности в указанные сроки.
Менеджер ресторана планирует, организует и контролирует работу ресторана, планирует и рационально организует рабочее время персонала, контролирует качество обслуживания посетителей ресторана.
Шеф-повар планирует меню, изучает требования клиентов к обслуживанию и качеству блюд и продуктов, изучает жалобы и претензии гостей к качеству блюд и обслуживания, ведет статистический учет жалоб и претензий, готовит предложения по совершенствованию работы; составляет заявки на необходимые продовольственные товары, полуфабрикаты и сырье, обеспечивает их своевременное получение со склада, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации. осуществляет постоянный контроль за технологией приготовления пищи; нормами закладки сырья и соблюдением работниками санитарных требований и правил личной гигиены; осуществляет расстановку поваров и других работников производства.
Метрдотель руководит всей работой, связанной с сервисом обслуживания посетителей в зале ресторана. Он руководит работой официантов, контролирует соблюдение ими правил обслуживания посетителей, внутреннего распорядка, личной гигиены, ношения форменной одежды.
Таким образом, организационная структура управления имеет линейно-функциональный тип. Обязанности сотрудников КУП «Орбита» четко регламентированы, что предоставляет руководству возможность эффективного управления предприятием. Однако высокий коэффициент управленческого персонала говорит о снижении эффективности управления на предприятии. Решением данной проблемы может стать рассмотрение руководством таких методов оптимизации организационной структуры как сокращение численности управленческого персонала, четкое распределение функций менеджмента по организационным звеньям.
В результате изменений, внесенных в организационную структуру КУП «Орбита», было произведено частичное сокращение административно-управленческого персонала. Таким образом, удалось добиться некоторого снижения коэффициента управленческого персонала, который после проведения всех изменений составит 36 %. Штат сотрудников уменьшится на 2 работника, при этом затраты на оплату труда персонала снизятся, что повлечет за собой снижение себестоимости услуг предприятия.
Таким образом, мероприятия по повышению эффективности хозяйственной деятельности гостиничного комплекса «Орбита», направленные на оптимизацию организационной структуры, структуры основных средств и снижение себестоимости услуг, позволят привлечь внимание потенциальных потребителей, создать благоприятный имидж гостиницы, тем самым получить доходы от реализации основных и дополнительных услуг.
2.2 Анализ экономической деятельности КУП «Гостиничный комплекс «Орбита»
Основные показатели, характеризующие эффективность использования основных средств гостиницы приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Показатели, характеризующие эффективность использования основных средств КУП «Гостиничный комплекс «Орбита» за 2011 – 2013 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+/-) | Темп роста, % | ||||||
2012г. от 2011г. | 2013г. от 2012г. | 2013г. от 2011г. | 2012г. к 2011г. | 2013г. к 2012г. | 2013г. к 2011г. | ||||
Среднегодовая стоимость основных средств, млн р. | 5803,5 | 10030,5 | 11 112 | 4 227 | 1081,5 | 5308,5 | 172,84 | 110,78 | 191,47 |
Выручка, млн р. | 1 176 | 1 534 | 127,55 | 130,44 | 166,38 | ||||
Прибыль, млн р. | 102,92 | 107,8 | 110,95 | ||||||
Среднесписочная численность работников, чел. | 116,67 | 102,86 | |||||||
Фондоотдача, р. | 0,16 | 0,12 | 0,14 | -0,04 | 0,02 | -0,02 | 73,80 | 117,75 | 86,89 |
Фондоемкость, р. | 6,29 | 8,53 | 7,24 | 2,23 | -1,29 | 0,95 | 135,51 | 84,93 | 115,08 |
Фондооснащеность, р. | 193,45 | 286,59 | 308,67 | 93,14 | 22,08 | 115,22 | 148,14 | 107,7 | 159,56 |
Коэффициент эффектиности использования основных средств | 0,024 | 0,014 | 0,014 | -0,01 | 0,000 | -0,010 | 59,55 | 97,31 | 57,95 |
Интегральный показатель эффективности использования основных средств | 0,062 | 0,041 | 0,044 | -0,021 | 0,003 | 0,003 | 66,1 | 107,3 | 71,0 |
Источник: собственная разработка.
В 2013 году фондоотдача основных средств увеличилась на 0,02 р. по сравнению с 2012 годом и снизилась на 0,04 р. по сравнению с 2011 годом, в то же время наблюдается снижение фондоемкости на 1,29 р. по сравнению с 2012 годом и рост на 0,95 р. по сравнению с 2011 годом, что указывает на увеличение эффективности использования основных средств в 2013 году по сравнению с 2012 годом, но наблюдается снижение эффективности использования основных средств по сравнению с 2011 годом. Превышение темпов роста фондоотдачи над темпами роста фондооснащенности в 2013 году по сравнению с 2012 годом (117,75 % и 107,7 %) является важным условием повышения эффективности использования основных средств. Однако по сравнению с 2011 годом происходит превышение темпов роста фондооснащенности над темпами роста фондоотдачи (159,56 % и 86,89 %). Также происходит снижение коэффициента эффективности использования основных средств на 0,001 в 2013 году по сравнению с 2011 годом, по сравнению с 2012 годом данный коэффициент остается неизменным. Интегральный показатель эффективности использования основных средств в 2013 году вырос на 0,003 по сравнению с 2012 годом и 2011 годом. Выявленная тенденция требует разработки мероприятий по повышению эффективности использования основных фондов КУП «Гостиничный комплекс «Орбита»
Для оценки эффективности использования номерного фонда рассчитаем и проанализируем показатели, приведенные в таблице 3.
Таблица 3 – Оценка эффективности использования номерного фонда КУП «Гостиничный комплекс «Орбита» за 2011-2013 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+/-) | Темп роста, % | ||||||
2012г. от 2011г. | 2013г. от 2012г. | 2013г. от 2011г. | 2012г. к 2011г. | 2013г. к 2012г. | 2013г. к 2011г. | ||||
Единовременная вместимость, мест | |||||||||
Количество дней в периоде | |||||||||
Максимальная пропускная способность, место-сутки | 51 830 | 51 830 | 51 830 | ||||||
Количество простоев, место-суток | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Возможная пропускная способность, место-суток | 51 830 | 51 830 | 51 830 | ||||||
Коэффициент использования максимальной пропускной способности | 1,000 | 1,000 | 1,000 | ||||||
Число оплаченных место-суток | 25 216 | 28 286 | 24 710 | 3 070 | -3 576 | -506 | |||
Число гостей | 10 087 | 12 305 | 9 830 | 2 218 | -2 475 | -257 | |||
Среднее время проживания гостя, сут. | 2,50 | 2,30 | 2,51 | -0,20 | 0,21 | 0,01 | 91,96 | 109,35 | 100,56 |
Коэффициент загрузки | 0,49 | 0,55 | 0,48 | 0,06 | -0,07 | -0,01 | 112,17 | 87,36 | 97,99 |
Выручка от реализации услуг, млн р. | 1 176 | 1 534 | |||||||
Средняя цена гостиничного места, тыс.р. | 36,56 | 41,58 | 62,08 | 5,01 | 20,50 | 25,52 | 113,71 | 149,32 | 169,78 |
Текущие затраты гостиницы, млн р. | 1 050 | ||||||||
Средние текущие затраты на одни проданные место-сутки, тыс.р. | 22,17 | 28,11 | 42,49 | 5,94 | 14,39 | 20,32 | 126,78 | 151,19 | 191,68 |
Как показывает таблица 3, за рассматриваемый период количество гостиничных мест и период работы не изменились, максимальная пропускная способность гостиницы составила 51830 место-суток. Как следствие, неизменным остается коэффициент использования максимальной пропускной способности. Снижение коэффициента загрузки в 2013 году на 0,07 по сравнению с 2012 годом и на 0,01 по сравнению с 2011 годом, вызванное снижением числа оплаченных место-суток на 3576 по сравнению с 2012 годом свидетельствует снижении эффективности использовании номерного фонда гостиницы. Средняя цена гостиничного места возросла на 8,22 тыс.р. по сравнению с 2012 годом и на 13,23 тыс.р. по сравнению с 2011 годом и составила в 2013 году 49,8 тыс.р. Негативной тенденцией является рост затрат на одни проданные место-сутки на 14,39 тыс.р. по сравнению с 2012 годом и на 20,32 тыс.р. по сравнению с 2011 годом, вызванный ростом затрат гостиницы до 1050 млн р.
Для обеспечения процесса предоставления и реализации гостиничных услуг организация должна располагать определенной суммой оборотных средств. Важное значение имеет правильная организация и повышение эффективности их использование. Проанализируем структуру и эффективность использования оборотных средств КУП «Гостиничный комплекс «Орбита» на основании бухгалтерской отчетности.
Структура оборотных активов КУП «Гостиничный комплекс «Орбита» представлена в таблице 4.
В целом стоимость оборотных средств возросла в 2013 году на 148 млн р и на 239 млн р., по сравнению с 2012 годом и 2011 годом соответственно. Это было вызвано как увеличением запасов и затрат, значительным ростом денежных средств, так и снижением дебиторской задолженности, что является следствием изменения стратегии организации по предоставлению услуг по принципу предоплаты и ужесточения мер по взысканию просроченной задолженности (судебная практика). Это привело к незначительным изменениям в структуре оборотных активов КУП «Гостиничный комплекс «Орбита. Так, увеличился удельный вес денежных средств в 2013 году на 13 % по сравнению с 2012 годом и на 19 % по сравнению с 2011 годом и уменьшился удельный вес дебиторской задолженности до 2,2 % в 2013 году с 9,9 % в 2011 году.
Таблица 4 – Структура оборотных активов КУП «Гостиничный комплекс «Орбита» за 2011-2013 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+/-) | ||||||||||
2012г. от 2011г. | 2013г. от 2012г. | 2013г. от 2011г. | ||||||||||
сум-ма, млн р. | удель-ный вес, % | сум-ма, млн р. | удель-ный вес, % | сум-ма, млн р. | удель-ный вес, % | по сумме, млн р. | по удель-ному весу, % | по сумме, млн р. | по удель-ному весу, % | по сумме, млн р. | по удель-ному весу, % | |
Запасы и затраты | 86,12 | 81,43 | 74,94 | -4,7 | -6,5 | -11 | ||||||
Дебиторская задолженность | 9,955 | 7,427 | 2,217 | -10 | -2,5 | -36 | -5,2 | -46 | -8 | |||
Расчеты с учредителями | 0,928 | 0,93 | -7 | -0,9 | ||||||||
Денежные средства | 3,922 | 10,21 | 22,84 | 6,29 | ||||||||
Итого |
Источник: собственная разработка.
Для наглядности представим структуру оборотных активов КУП «Гостиничный комплекс «Орбита» в виде диаграммы.
|
Рисунок 4 – Структура оборотных активов КУП «Гостиничный комплекс «Орбита»
Проанализируем эффективность использования оборотных средств КУП «Гостиничный комплекс «Орбита» на основе данных таблицы 5.
Таблица 5 – Показатели эффективности использования оборотных активов КУП «Гостиничный комплекс «Орбита» за 2011-2013 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+/-) | Темп роста, % | ||||||
2012г. от 2011г. | 2013г. от 2012г. | 2013г. от 2011г. | 2012г. к 2011г. | 2013г. к 2012г. | 2013г. к 2011г. | ||||
Выручка от реализации, млн р. | 1 176 | 1 534 | 127,5 | 130,4 | 166,3 | ||||
Средняя стоимость оборотных средств млн р. | 382,5 | 708,5 | 828,5 | 185,2 | 116,9 | 216,6 | |||
Прибыль от реализации, млн р. | -148 | -159 | |||||||
Оборачиваемость оборотных средств | 2,41 | 1,66 | 1,85 | -0,75 | 0,19 | -0,56 | 68,86 | 111,55 | 76,81 |
Коэффициент эффективности использования оборотных средств | 0,36 | 0,20 | 0,18 | -0,16 | -0,02 | -0,17 | 55,56 | 92,19 | 51,22 |
Источник: собственная разработка.
В 2013 году наблюдается ускорение оборачиваемости оборотных средств гостиничного комплекса, что способствовало увеличению коэффициента оборачиваемости на 0,19 раз по сравнению с 2012 годом, однако, данный коэффициент снизился на 0,56 раз по сравнению с 2011 годом. Коэффициент эффективности показывает, что в 2013 году на один рубль оборотных средств гостиница получила 18 коп. прибыли, что меньше, чем в 2012 году на 2 коп., и меньше, чем в 2011 году на 17 коп., т.е. коэффициент эффективности снизился.
Проведем анализ эффективности использования трудовых ресурсов по данным таблицы 6.
Таблица 6 – Показатели эффективности использования трудовых ресурсов КУП «Гостиничный комплекс «Орбита» за 2011-2013 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+/-) | Темп роста, % | ||||||
2012г. от 2011г. | 2013г. от 2012г. | 2013г. от 2011г. | 2012г. к 2011г. | 2013г. к 2012г. | 2013г. к 2011г. | ||||
Выручка от реализации услуг, млн р. | 1 176 | 1 534 | 127,5 | 130,4 | 166,4 | ||||
Прибыль от реализации, млн р. | 102,9 | 107,8 | 110,9 | ||||||
Среднесписочная численность работающих, чел. | 116,7 | 102,9 | 120,0 | ||||||
Фонд заработной платы, млн р. | 284,7 | 398,9 | 110,7 | 114,2 | 224,9 | 163,6 | 140,1 | 229,3 | |
Фондооснащенность, р. | 330,53 | 303,43 | 318,86 | -27,1 | 15,43 | -11,67 | 91,8 | 105,1 | 96,5 |
Производительность труда, измеренная выручкой от реализации, млн р. | 30,7 | 33,6 | 42,6 | 2,9 | 9,0 | 11,9 | 109,3 | 126,8 | 138,6 |
Производительность труда, измеренная прибылью от реализации, млн р. | 4,6 | 4,0 | 4,2 | -0,5 | 0,2 | -0,3 | 88,2 | 104,8 | 92,5 |
Положительным моментом является рост производительности труда, измеренной выручкой. Так, в 2013 году данный показатель увеличился на 9 млн р. по сравнению с 2012 годом и на 11,9 млн р. по сравнению с 2011 годом. При этом среднесписочная численность изменилась незначительно, что свидетельствует о росте производительности труда за счет увеличения выручки от реализации услуг. Производительность труда, измеренная прибылью выросла незначительно по сравнению с 2012 годом (на 0,2 млн р.), а по сравнению с 2011 годом снизилась на 0,3 млн р.
Сравнение динамики показателей производительности труда с динамикой средней заработной платы за 2011 – 2013 годы показывает, что их соотношение не совсем соответствует необходимым экономическим параметрам:
iПТпр> i ПТдох. > iФв > iСЗП,
где iПТпр – индекс производительности труда по прибыли;
iПТдох – индекс производительности труда по доходам;
iФв – индекс фондооснащенности;
iСЗП – индекс средней заработной платы.
В нашем случае данное соотношение составляет:
2012 год к 2011 году – 0,88<1,09> 0,91<1,39
2013 год к 2012 году – 1,02 <1,23>1,05, 1,37.
Результатом деятельности гостиницы является создание соответствующих условий для временного проживания в ней и предоставление проживающим комплекса платных и бесплатных услуг.
Номерной фонд гостиницы сформирован на 142 места, в том числе 18 номеров высшего разряда, 86 номеров первого разряда.
Анализ основных экономических показателей организации за 2011 - 2013 годы произведем по данным таблицы 7. Источником информации для анализа основных экономических показателей организации является бухгалтерская отчетность (Приложение 2-24).
Таблица 7 – Основные показатели хозяйственной деятельности КУП «Гостиничный комплекс «Орбита» за 2011-2013 гг.
Показатели | Годы | Отклонение (+/-) | Темп роста, % | ||||||
2012г. от 2011г. | 2013г. от 2012г. | 2013г. от 2011г. | 2012г. к 2011г. | 2013г. к 2012г. | 2013г. к 2011г. | ||||
Выручка от реализации услуг, млн р. | 1 176 | 1 534 | 127,55 | 130,44 | 166,38 | ||||
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации услуг, млн р. | 106,22 | 138,91 | 147,56 | ||||||
Себестоимость реализации услуг, млн р. | 1 050 | 142,22 | 132,08 | 187,84 | |||||
Прибыль от реализации услуг, млн р. | 102,92 | 107,80 | 110,95 | ||||||
Операционные доходы, млн р. | 900,00 | 144,44 | 1 300,00 | ||||||
Налоги от операционных доходов, млн р. | - | 100,00 | - | ||||||
Операционные расходы, млн р. | -1 | - | 0,00 | - | |||||
Прибыль от операционных доходов и расходов, млн р. | 700,00 | 171,43 | 1 200,00 | ||||||
Прибыль, млн р. | -53 | -4 | -57 | 57,60 | 94,44 | 54,40 | |||
Налоги и сборы, платежи и расходы, производимые из прибыли, млн р. | -93 | -7 | -100 | 13,89 | 53,33 | 7,41 | |||
Чистая прибыль, млн р. | 356,25 | 105,26 | 375,00 |
Как показывают данные таблицы 7, организация в 2013 году достигла неплохих результатов. Выручка от реализации в 2013 году составила 1534 млн р, что на 358 млн р. больше чем в 2012 году и на 612 млн р. больше, чем в 2011 году. Прибыль от реализации в 2013 году так же увеличилась и составила 152 млн р. По сравнению с 2012 годом, данный показатель увеличился на 11 млн. р., (в 2011 году за соответствующий период прибыль от реализации составила 137 млн р.)
Уровень заполняемости номерного фонда гостиницы в 2013 году по сравнению с 2012 годом существенно не изменился: в среднем заполняемость гостиницы за 2012 год составила 41,9 %, за 2013 год 42,73 %. Результат сопоставления динамики прибыли от реализации услуг с уровнем заполняемости гостиницы за 2012 год и 2013 год свидетельствует об изменении ценовой политики организации за 2013 год (в частности увеличением цен на услуги гостиницы в среднем на 21 %).
Финансовым результатом деятельности организации за 2013 год стала прибыль 60 млн р.Как видно из таблицы чистая прибыль за 2012 год и 2013 год значительно выросла по сравнению с конечным результатом деятельности организации за 2011 год (на 41 млн р. и 44 млн р. соответственно). Основной причиной достижения высокого уровня данного показателя является принятие управленческого решения по применению упрощенной системы налогообложения с 2012 года.