Онятие исследования. Объект и предмет, цель и задачи исследования.
Исследование любого класса систем есть особый вид мыслительной деятельности, требующий определенных способностей и навыков, специальной подготовки, затраты некоторого объема ресурсов: интеллектуальных, временных, природных, технических и т.д.
Исследование– это целенаправленное познание чего-либо, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов (закономерностей) и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явление. Оно включает:
- распознавание проблем и ситуаций;
- определение их происхождения;
- выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
- установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
- нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Характеризуя исследование как процесс, следует отметить, что он отличается от других видов деятельности тем, что:
· содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами;
· устремлен на выяснение существенных характеристик явлений, процессов, в итоге выступающих как важные обобщения в форме принципов, закономерностей и законов, знание которых обеспечивает господство человека в соответствующей области;
· исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе или выяснить это решение у своих коллег по науке;
· исследователь поставлен в положение, когда он, оказавшись перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.
А созданные до него средства исследования не являются адекватными проблеме. Это противоречие – источник творческого состояния исследователя, в условиях которого разрабатывается гипотеза и методика научного поиска.
Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно по матрице типологического анализа. Она представляет собой представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности. В практике управления встречаются все эти типы исследований.
Критерии типологического выбора | Типы исследований | |
Участие персонала | индивидуальное | коллективное |
Организованность | спонтанное | организованное |
Цель исследования | практическая | научно-практическая |
Степень научности | эмпирическое, прагматическое | привлечение научного аппарата |
Информационное обеспечение | на основе внутренней информации | концептуальное информационное обеспечение |
Ресурсы | незначительные | значительные |
Время | непродолжительное | продолжительное |
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие:
методология исследования – совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;
организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функции и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;
объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметов – конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования;
тип исследования – принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик;
потребность исследования – степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;
результат исследования – рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
Проведение исследования осуществляется в следующих случаях:
· при совершенствовании системы управления действующей организации;
· при разработке системы управления вновь создающейся организации;
· при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;
· при совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности.
Приступая к исследованиям, исследователь должен определить стоящую перед ним проблему, объект и предмет исследования, а также цель и задачи исследования.
Проблема – это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Условиями постановки научной проблемы выступают объективно возникающие противоречия между потребностями в тех или иных действиях и незнанием способов их выполнения, между потребностями в новых знаниях и их недостаточностью. Такие условия характеризуются (квалифицируются) как проблемная ситуация. Наиболее типичны следующие проявления научной и практической деятельности:
- результаты деятельности не соответствуют поставленным целям;
- ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не могут быть использованы или не дают должного эффекта в новых условиях;
- в ходе практической деятельности обнаруживаются факты и данные практического опыта, не укладывающиеся в рамках существующих теоретических представлений;
- одна из новых частных теорий вступает в логическое противоречие с более общей теорией или с другими областями знаний в пределах данной отрасли науки.
Проблема, включая в свое содержание достигнутый уровень знаний, опираясь на них, в то же время выражает их недостаточность, необходимость движения вперед (а иногда - указывает и основные направления преодоления этой недостаточности, пути получения нового знания).
И здесь целесообразно подчеркнуть важность противоречий при поиске и постановке проблем. Основатель советской школы физики академик А. Ф. Иоффе писал: "Для исследователя проявление неполноты всякой теории - неизбежный этап развития наших знаний. Для человека, незнакомого с диалектикой, каждое противоречие - катастрофа".
После выбора и формулировки проблемы для исследования, следующим этапом работы исследователя является оценка существующей теории разрешения проблемной ситуации для обоснования актуальности исследований.
Актуальность исследования.Актуальность исследования указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики функционирования исследуемых систем и явлений, характеризует противоречия, которые возникают между общественными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения, которые могут давать наука и практика в настоящее время.
Объект исследования – это та совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Он выступает как носитель проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска; к каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. По своему содержанию, понятие “предмет исследования” значительно уже понятия “объект исследования”.
Например, если объектом исследования является экономика фирмы, то предметом исследования могут выступать диагностический профиль фирмы или ее организационная структура.
Выбор предмета исследования:
- ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы;
- очерчивают границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска;
Определение объекта и предмета является необходимым условием целевой ориентации и концентрации исследовательского процесса.
Объект и предмет исследования могут выступать в трех видах:
- организационные, экономические (материальные) отношения;
- отношения личностные и безличностные, общие и общесоциальные, основой которых являются экономические (производственные) отношения;
- система понятий, категорий, накопленных знаний.
Из предмета исследования вытекают его цели и задачи.
Целями исследования могут быть развитие теории или совершенствование практики. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеривается сделать исследователь. На основе опыта можно выделить и сопоставить следующие цели исследования.
Теоретико-прикладная | Практически-прикладная |
1. Выявление основного противоречия, создающего проблему (на основе анализа источников) и его локализация на конкретных объектах. 2. Выявление обстоятельств, сопутствующих возникновению проблемы и факторов, определяющих изучаемые процессы, разработка теоретической концепции исследования. 3. Конструирование методик исследования, их опробирование и последующий отбор информации на объекте изучения. 4. Детальный анализ полученных данных в соответствии с концепцией и гипотезой исследования; определение путей решения проблемы. | Анализ литературы и консультации со специалистами для выявления типового способа решения практической проблемы на данном объекте. Сбор фактических данных о ситуации на объекте для определения способов применения типового варианта решения проблемы к данному объекту. Разработка вариантов решения проблемы и их проверка путем обсуждения с экспертами и в конечном итоге экспериментально. Анализ итогов эксперимента, коррекция предлагаемых нововведений, оценка достигнутого эффекта, план практических действий на перспективу |
Четкой постановкой целей исследования достигается:
- одновременная формулировка проблемы и гипотез о возможных решениях ее, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования;
- определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально – технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата;
- регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования.
Цели исследования конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта;
Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития;
Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно – экспериментальной проверки;
Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.