Доход предприятия, его сущность и значение
Доходы - важнейший экономический показатель работы предприятия, отражают финансовые поступления от всех видов деятельности конечным результатом которой являются производимая и реализованная продукция (оказанные услуги, выполненные работы) оплаченные заказчиком. В условиях рыночной экономики получение прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке. На рынке предприятия выступают как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выполнения финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
1) Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает.
2) Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на пр-во и реализацию продукции.
3) При затратах, превышающих выручку, предприятие превышает установленный объем затрат и получает убытки.
Убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство. Убытки высвечивают ошибки, просчеты в направлениях использования финансовых средств организации производства, управления и сбыта продукции.
Прибыль – положительный финансовый результат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Прибыльпредставляет собой произведенный и обязательно реализованный продукт. Она создается на всех стадиях воспроизводственного цикла, но свою специфическую форму получает на стадии реализации.
Прибыль (П) –это повышение доходов (До) над произведенными затратами (С) П = До - С
Прибыль от реализации продукции(Пр)зависит от внутренних и внешних факторовПр = å (Цi – Ci) Vi , где Цi – отпускная цена единицы i-й продукции; Ci – себестоимость единицы i-й продукции; Vi – объем реализации единицы i-й продукции;
- К внутренним факторам относятся: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплата, уровень цен на реализацию продукции, организация производства и труда.
- К внешним факторам относятся: уровень цен на потребляемые ресурсы, конкурентная среда, барьеры входа, налоговая система, государственные органы управления, политические, социальные, культурные, религиозные и др.
Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.
- Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
- Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
- В-третьих, прибыль являетсяодним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
Т. о. прибыль выполняет воспроизводственную, стимулирующую и распределительную функцию и характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. Величина прибыли зависит от направлений деятельности хозяйствующего субъекта: производственного, коммерческого, технического, финансового, социального.
Показатели прибыли
На каждом предприятии формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению.Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валовая прибыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом.
Балансовая прибыль Пб включает Пб = ± Пр ± Ппр ± Пв.о.
1 от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг Пр - основной элемент балансовой прибыли
2 от прочей реализации Ппр - финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия, продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия(прибыль от продажи ТМЦ, прибыль или убыток от реализации подсобных хозяйств, прибыль от реализации ОФ и НМА)
3 прибыли или убытки от внереализационных операций Пв.о.-это прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли, штрафы и пени полученные и уплаченные, убытки от списания дебиторской задолженности, убытки от стихийных бедствий, доходы по акциям, облигациям, депозитам, доходы и убытки по валютным операциям и т.д…
Налогооблагаемая прибыль есть балансовая прибыль за вычетом сумм, исключаемых из налогообложения согласно действующему законодательству.
Чистая прибыль – эта та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды. Т. о. не вся получаемая прибыль остается предприятию, так как она распределяется между обществом в лице государства и субъектом хозяйствования. Чистая прибыль должна обеспечить финансовыми ресурсами потребности расширенного воспроизводства, осуществление социальных программ, выплату дивидендов по акциям. Предприятие самостоятельно определяет направление чистой прибыли, если иное не предусмотрено уставом. Для каждой организационно-правовой формы определен соответствующий механизм распределения прибыли, остающейся в распоряжении субъекта хозяйствования.
Распределение прибыли предприятия:
Фонд накопления - используется на приобретение и строительство основных фондов производственного и непроизводственного назначения и осуществление других кап. вложений, которые не носят безвозвратный характер. Также финансируются безвозвратные расходы: на проведение НИР; на природоохранные мероприятия; расходы по выпуску ценных бумаг; взносы по созданию других предприятий; уплата штрафных санкций в случае сокрытия прибыли, нарушения требований по охране окружающей среды и ряд других расходов.
Фондпотребления- используется на финансирование социальных нужд и материальное стимулирование работников: выплату премий, не связанных с производственными показателями (за долголетний труд, в связи с юбилеем и др); оказание материальной помощи; оплату путевок, лечение, медикаментов для работников их семей и др. Расходы по фонду потребления носят безвозвратный характер.
Резервный фонд - предназначенные для покрытия непредвиденных потерь, связанных со стихийными бедствиями, и балансовых убытков.
Фонд социальной сферы - целесообразно создавать, когда предприятие имеет на балансе несколько объектов непроизводственного назначения, чтобы не смешивать средства на их содержание с расходами по фонду потребления.
Фонд валютных отчислений - могут создавать предприятия, осуществляющие экспорт своей продукции, а также организации, не являющиеся экспортерами, но проводящие прибыльные валютные операции на финансовом рынке.
Прибыль к распределению между учредителями (акционерами) - распределение чистой прибыли между учредителями (акционерами) производится в соответствии с учредительными документами и на основе действующего законодательства (порядок выплаты дивидендов по обыкновенным и привилегированным акциям,
Нераспределенная прибыль - присоединяется к уставному капиталу.
К расходам и потерям относятся: убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, т списания безнадежной дебиторской задолженности; недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации; отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; судебные издержки и арбитражные сборы и др.
Основные пути увеличения прибыли на предприятии. На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера: увеличение выпуска продукции; улучшение качества продукции; продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду; снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени; диверсификация производства; расширение рынка продаж и др.Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек пр-ва, улучшение качества продукции и использование факторов пр-ва.