Производственный потенциал
Производственный потенциал в масштабе национальной экономики определяется как совокупность всех ресурсов и условий общественного производства, оценивается объемом производства товаров и услуг (ВВП), производственными мощностями промышленных предприятий и строительных организаций, возможностями производства сельскохозяйственной продукции, уровнем развития производственной инфраструктуры.
Одним из обобщающих показателей, характеризующих производственный потенциал, является стоимость основных фондов (основных средств, основного капитала): зданий, сооружений, передаточных устройств, рабочих и силовых машин и оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей, рабочего и продуктивного скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог и др. Кроме перечисленных в состав основных средств входят затраты, производимые за счет капитальных вложений на улучшение земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные средства. Для определения общего их объема, вещественной структуры, анализа их воспроизводства, а также для определения износа (амортизации) основных фондов применяется стоимостная оценка. Количественная оценка объема основных фондов производится в текущих (или сопоставимых — при расчете динамики изменения ресурсной обеспеченности) ценах, учитывается также переоценка фондов.
На предыдущих этапах социально-экономического развития в стране был создан крупный производственный потенциал. В составе бывшего СССР Беларусь входила в группу союзных республик с относительно высоким уровнем развития. Вместе с тем на ее территории насыщенность основными фондами была ниже среднесоюзной — 3,4 % всех основных фондов СССР, в то время как доля республики в производстве национального дохода и промышленного производства достигала 4,2 %. Объясняется это особенностями специализации хозяйства Беларуси, которые заключались в ограниченном развитии фондоемких отраслей добывающей промышленности.
Республика Беларусь в настоящее время обладает значительным производственным потенциалом. По данным на начало 2003 г., стоимость основных фондов всех отраслей экономики составила 152,6 трлн р., что по объему эквивалентно 4,2
ВВП страны. В то же время основные фонды имеют динамику роста, уровень обновления и качественные характеристики, которые не могут быть оценены как оптимальные.
Если в 1970—1990 гг. среднегодовые темпы прироста основных фондов были довольно высокими — более 8 %, то в 1991 — 1995 гг. они резко снизились. Анализ индексов физического объема основных фондов в сопоставимых ценах (в % к 1990 г.) показывает, что за десятилетие в целом объем основного капитала практически не вырос. И только в 2001—2003 гг. отмечается среднегодовой прирост основных фондов более 4 %.
Структура валового накопления основного капитала по видам активов в 2003 г. была следующей: здания, сооружения, передаточные устройства — 59,2 %; машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и хозяйственный инвентарь — 40,6 %, остальное — рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, разведка полезных ископаемых, программное обеспечение вычислительной техники.
В Беларуси, хотя и медленнее, чем в соседних странах с переходной экономикой, происходит процесс приватизации и разгосударствления основных фондов. За период с 1991 по 2003 г. удельный вес частной собственности в общей стоимости основных фондов увеличился с 20,4 до 29,7 %, доля государственной собственности сократилась до 69,8 %, иностранная собственность составила 0,5 %.
В соответствии с действующим в системе статистического учета Республики Беларусь классификатором отраслей народного хозяйства все основные фонды делятся на две группы. К первой отнесены основные фонды отраслей, производящих товары промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства и др. Вторая группа включает основные фонды отраслей, оказывающих услуги транспорта и связи, торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, образования, здравоохранения, физической культуры и др. Используется также традиционное деление основных фондов на производственные и непроизводственные.
За 1991—2003 гг. доля основных фондов отраслей, производящих товары, сократилась с 53,5 до 52,0 % , а удельный вес основных фондов отраслей, производящих услуги, возрос с 46,5 до 48,0 %. На этапе становления рыночных отношений более интенсивно строили новые здания и вели капитальный ремонт в таких отраслях сферы производства услуг, как транспорт и связь, торговля и общественное питание, банки, финансовые и страховые компании, другие виды коммерческой деятельности по обслуживанию рынка.
Именно с основными фондами связано понятие производственной мощности как способности средств труда предприятия, отрасли к максимальному выпуску продукции. Наиболее существенно сократились основные фонды отраслей, производящих товары, особенно сельского хозяйства и строительства. Уменьшение физических объемов основных фондов и соответствующее сокращение производственного потенциала экономики явилось следствием кризисных явлений в экономике, которые сопровождались падением инвестиционной активности. В итоге низкие объемы ввода в действие основных фондов не компенсировали объемы их выбытия.
Качественными характеристиками производственного потенциала экономики являются: уровень износа основных фондов; возрастной состав активной части основных фондов; доля оборудования, соответствующего передовым мировым высокотехнологическим образцам (по уровню энерго- и топливоемкости, производительности, экологичности). Анализ количественных и качественных показателей позволяет определить потенциальную способность основных фондов производить конкурентоспособную продукцию и обеспечивать поступательный экономический рост.
Замедление ввода в действие новых основных фондов при относительно низких темпах их выбытия обусловило не только сокращение физических объемов основного капитала, но и ухудшение качественных характеристик фондов по сравнению с периодом 1970—1980-х гг. Основные фонды экономики Беларуси в настоящее время характеризуются высоким уровнем морального и физического износа. Анализ движения основных фондов с 1990 по 2001 г. показывает, что коэффициент их износа в целом превысил 52 % против 33 % в 1990 г.
Наиболее серьезное положение с состоянием основных фондов сложилось в следующих отраслях экономики: промышленности (износ составляет 61,4 %), строительстве (42,5 %), сельском хозяйстве (57,5 %), на транспорте (54,8 %). Еще в более критическом состоянии находится активная часть основных фондов. Здесь износ в целом по экономике страны в 2001 г. составил 75,6 % против 39 % в 1990 г. Все это значительно ограничивает возможность использования основных фондов для выпуска конкурентоспособной продукции (товаров, услуг).
Технологический и технический уровень экономики Беларуси по своим качественным характеристикам существенно отстает от уровня передовых стран. Из общего числа используемых в стране технологий 12,5 % были разработаны за рубежом, 38 % — в самой Беларуси, 49,5 % — в бывшем СССР. Из анализа структуры технологической оснащенности отраслей экономики следует, что преобладает использование традиционных технологий — 79 %, к новым относятся 15,8 % и к высоким — 5,2 % общего количества используемых в стране технологий.
Фундаментом производственного потенциала является промышленность, на долю которой приходится 34 % всех основных фондов экономики. На современном этапе развитие промышленности ориентировано на использование имеющихся преимуществ, среди которых технологические разработки по отдельным направлениям современного и новейшего технологического укладов; свободные производственные мощности, позволяющие при относительно невысоких издержках производства увеличивать выпуск соответствующих видов продукции.
Однако в целом технологическая база промышленности значительно устарела. На большинстве предприятий она представляет преимущественно традиционный IV технологический уклад, тогда как экономически развитые страны перешли на V—VI уклады. Износ активной части основных фондов промышленности достиг 81,1 %, т.е. намного превысил критический уровень.
В условиях низкого платежеспособного спроса, нехватки оборотных средств производственные мощности большинства предприятий недоиспользуются. Кроме того, загрузка производственных мощностей по многим номенклатурным позициям проблематична в связи с моральным и физическим износом активной части основных фондов и динамикой рынка.
Наращивание производственного потенциала предполагает быструю смену технологий в большинстве отраслей промышленности, ускоренное обновление основных фондов. Для активизации процессов модернизации и технического перевооружения производства, в 2001—2005 гг. и на последующих этапах предусматривается обеспечить среднегодовой прирост инвестиций в основной капитал на уровне 8—10 %. Это позволит заменять изношенные производственные фонды современным технологическим оборудованием на 10—15 % ежегодно.
Производственный потенциал сельского хозяйства характеризуется состоянием земельного фонда, основных производственных фондов, включая взрослый продуктивный и рабочий скот.
Экономический кризис 90-х гг. XX в. обусловил значительное сокращение производственного потенциала аграрного сектора экономики. Ухудшились плодородие почв, состояние племенного дела и семеноводства, снижается поголовье скота, стареют техника и технология. Удельный вес основных фондов сельского хозяйства за 1991—2003 гг. сократился с 20,2 до 15 % в общей стоимости основных фондов.
Износ активной части основных производственных фондов достиг 80 % , лишь 18—20 % технологий соответствует мировому уровню. Использование устаревшей техники не позволяет обеспечить необходимый уровень механизации и автоматизации, применения прогрессивных технологий, что приводит к высоким издержкам и низкому качеству продукции. Вместе с тем на пороге XXI в. отмечалось более интенсивное обеспечение сельхозпредприятий машинами и оборудованием нового поколения (тракторами, зерноуборочными и кормоуборочными комбайнами, оборудованием для животноводства), однако общая тенденция старения основных производственных фондов пока еще не преодолена.
Стратегическим направлением развития производственного потенциала аграрного сектора экономики является модернизация производственно-технической базы, внедрение ресурсосберегающих, безотходных и экологически безопасных технологий. Повысить фондооснащенность сельского хозяйства предполагается на основе: поставок технических средств, позволяющих выполнять комплекс технологических процессов в земледелии; совершенствования организационных форм и технологий технического обслуживания, ремонта и хранения сельскохозяйственной техники; организации машинно-технологических станций и механизированных отрядов на базе современных высокопроизводительных машин для обслуживания экономически слабых хозяйств; реконструкции и технического перевооружения производственных мощностей в животноводстве.
Намечается переоснащение машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий в основном за счет техники нового поколения. С этой целью следует обеспечить ежегодное приобретение хозяйствами страны 3500—5000 тракторов, 1000—1500 зерноуборочных комбайнов, 700—800 кормоуборочных комплексов, 400—600 картофелеуборочных, 100— 140 свеклоуборочных, 200—300 льноуборочных комбайнов.
Устойчивый рост экономики страны во многом зависит от состояния производственного потенциала строительной индустрии. Вместе с машиностроением капитальное строительство является базой модернизации и структурной перестройки экономики. Его развитие тесно связано с проводимой инвестиционно-структурной политикой.
Снижение в начале 90-х гг. XX в. инвестиционной активности государственных предприятий и организаций оказало негативное влияние на производственно-хозяйственную деятельность в отрасли. В результате производственные мощности строительных организаций используются не полностью. Удельный вес основных фондов строительства в общем объеме основных фондов экономики за 1991—2003 гг. сократился с 3,3 до 2,7 % ; степень их износа достигла 42,5 % .
Для выполнения своей главной задачи — создания новых и модернизации действующих основных производственных фондов — строительству необходимы техническое переоснащение и модернизация производственной базы на основе новых технологий, обеспечивающих снижение материала и энергоемкости строительной продукции на всех этапах инвестиционно-строительного процесса.
На современном этапе повышается роль основных фондов производственной инфраструктуры, обеспечивающей общие материальные условия для эффективного функционирования всех товаропроизводящих отраслей. Обычно инфраструктура определяется как сочетание действующих сооружений, зданий, сетей и систем, прямо не относящихся к производству товаров, но необходимых для самого процесса производства. В состав производственной инфраструктуры входят транспорт, связь, дорожное хозяйство, сети энергообеспечения, водоснабжения, материально-техническое снабжение, ремонтно-складское хозяйство, информационные системы и т.п.
Беларусь располагает достаточно развитыми транспортно-коммуникационными системами (железные и автомобильные дороги, аэро- и речные порты, трубопроводы). Еще в составе Советского Союза республика отличалась высокой плотностью железных и автомобильных дорог. В настоящее время среди стран Европы она занимает 15-е место по плотности дорог общего пользования и 12-е — по их протяженности в расчете на 1000 жителей. Вместе с тем концентрация железнодорожного хозяйства в бывшем СССР в силу окраинного положения сложилась не в пользу Беларуси. И при разделе вагонного и локомотивного парков в начале 90-х гг. XX в. она получила в наследство только 2,39 % общей численности подвижного состава (учитывалось среднестатистическое количество вагонов, которые на протяжении последних 5 лет ежедневно находились в пределах каждой железной дороги стран СНГ и Балтии).
В условиях развития рыночных отношений транспорт и связь расширяют свою деятельность, обновляют и наращивают основные фонды. Так, удельный вес основных фондов за 1991—2003 гг. увеличился с 11,8 до 18,5 % . По этому показателю отрасль заняла второе место после промышленности.
Состояние транспортного потенциала на рубеже веков ухудшилось. Замедление инвестиционной активности привело к чрезмерному износу и моральному старению основных фондов, особенно их активной части. На железнодорожном транспорте требует замены значительная часть пассажирских тепловозов, дизель-поездов и электровозов. Необходимо обновить парки грузовых и пассажирских вагонов, устаревшие системы автоматики, телемеханики и связи, конструкции верхнего строения пути, особенно на самых загруженных направлениях. Изношенность транспортных средств, их несоответствие требованиям европейского и мирового уровней — основной тормоз в повышении эффективности работы транспорта, его конкурентоспособности и представляет серьезную угрозу окружающей среде и безопасности движения.
Первоочередными задачами отрасли на перспективу являются: обновление и восстановление производственного потенциала транспортных средств, замена изношенного оборудования и другой техники; модернизация инфраструктуры транспортных коридоров, проходящих по территории страны; реконструкция и дальнейшее развитие важнейших транспортных коммуникаций, объектов и систем (магистральных железнодорожных линий и автомобильных дорог, вокзалов, автостанций, пограничных переходов и др.).
Важнейшими приоритетами в отрасли «Связь» являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи.