Кривая филлипса в краткосрочном и долгосрочном периодах
В кейнсианской модели инфляция и безработица не могут существовать одновременно. Этот вывод был подтвержден эмпирическими данными, полученными английским экономистом А. Филлипсом в 1958 г.
Используя данные статистики Великобритании за 1861–1956 гг., А. Филлипс построил кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. Теоретическую базу под расчеты А. Филлипса подвел канадский экономист Р. Липси. Поскольку рост заработной платы является одним из важнейших факторов инфляции, то в модифицированном виде кривая Филлипса была представлена обратной зависимостью между ростом цен Р и уровнем безработицы U (рис. 13.3).
Рис. 13.3. Кривая Филлипса в краткосрочном периоде
Кривая Филлипса показывает, что между безработицей и инфляцией есть стабильная и предсказуемая обратная связь. В экономике существует уровень занятости, при котором цены практически не растут.
В 1960-е гг. кривая Филлипса не подвергалась сомнению. Основной вывод, который следовал из полученной закономерности, состоял в том, что экономическая политика должна быть нацелена на нахождение некой золотой середины между допустимыми уровнями инфляции и безработицы. Однако в 1970-е гг. шоки предложения вызвали стагфляцию. Стагфляция — это сочетание инфляции и стагнации (застой в производстве), сопровождаемое ростом безработицы. Монетаристы в отличие от кейнсианцев считали, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна только в краткосрочном периоде.
В долгосрочном периоде кривая Филлипса является абсолютно неэластичной к изменению цен при достижении полной занятости и становится вертикальной (рис. 13.4).
Рис. 13.4. Кривая Филлипса в долгосрочном периоде
Кейнсианская школа объясняет возникновение стагфляции чередой срывов предложения: это и четырехкратное повышение цен на нефть и нефтепродукты странами ОПЕК, и продовольственный кризис в мире из-за неурожая в ряде стран, и снижение темпов прироста производительности труда.
По-другому объясняют стагфляцию представители неоклассической школы — с помощью теорий адаптивных и рациональных ожиданий. Обе эти теории исходят из того, что в экономике существует естественный уровень безработицы. Достигнув его, экономика приходит в устойчивое положение. Любое отклонение от него будет порождать инфляцию или дефляцию.
Теория адаптивных ожиданий. Согласно данной теории хозяйствующие субъекты формируют свои представления об ожидаемой инфляции, исходя из предшествующих темпов роста цен. Эти ожидания достаточно устойчивы.
Увеличение совокупного спроса (рис. 13.5) может на некоторое время увеличить прибыли, а также, соответственно, выпуск и занятость (от А1 к В1). Но номинальная зарплата вскоре повысится, сокращая прибыли и ликвидируя, следовательно, краткосрочный стимул к производству и занятости (от В1 к А2). Поэтому в долгосрочном плане не существует зависимости между уровнями инфляции и безработицы; долгосрочная кривая Филлипса имеет вид вертикальной прямой.
Рис. 13.5. Теория адаптивных ожиданий
По теории адаптивных ожиданий хозяйственные единицы не могут точно учесть ожидаемую инфляцию. В противоположность ей теория рациональных ожиданий предполагает, что бизнес и домохозяйства владеют необходимой информацией и могут делать правильные выводы из ее анализа. В результате работающие по найму могут достаточно точно предвидеть рост цен и компенсировать его, добиваясь повышения номинальной зарплаты. Следствием этого будет отсутствие дополнительных прибылей и стимулов для расширения производства даже в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса примет вид вертикальной линии. Весь рост спроса будет компенсироваться ростом цен.
Основной вывод теории рациональных ожиданий заключается в следующем: монетаристская политика будет эффективна лишь в том случае, если она будет непредсказуемой.
И в заключении можно сказать, что в настоящее время большинство экономистов признают традиционный вид кривой Филлипса в краткосрочном периоде и практически полное отсутствие взаимосвязи между инфляцией и безработицей в долгосрочном периоде.