В краткосрочном и долгосрочном периодах

Фирма-монополист, как и любая фирма, имеет цель — максимизировать прибыль. Она наращивает объем выпуска до тех пор, пока не случится, что MC = MR. Проследим это графически (рис. 2.26).

В краткосрочном и долгосрочном периодах - student2.ru

Рис. 2.26 – Максимизация прибыли по критерию

«предельный доход — предельные издержки»

Объем выпуска, максимизирующий прибыль монополиста, определяется точкой пересечения кривых MR и MC. После того как найден оптимум Qm, фирма использует кривую спроса для нахождения монопольной цены Pm. Таким образом, условие равновесия монопольной фирмы

MC = MR < P.

Какую же прибыль получит монополист?

Для определения монопольной прибыли необходимо знать соотношение цены и средних издержек производства.

1. Pm >ATC. В этом случае фирма получает прибыль П=(P—ATC)Q (равна площади заштрихованного прямоугольника) (рис. 2.27).

В краткосрочном и долгосрочном периодах - student2.ru

Рис. 2.27 — Максимизация прибыли монополиста

2.ATC < P < AVC. Кривая D лежит ниже кривой совокупных издержек (ATC) при любых значениях Q и выше кривой AVCпри определенном выпуске. В этом случае чистый монополист несет экономические убытки и, минимизируя их, продолжает производство (рис. 2.28).

В краткосрочном и долгосрочном периодах - student2.ru

Рис. 2. 28 — Минимизация убытков монополиста

3.ATC = P. Цена полностью покрывает экономические издержки, и экономическая прибыль равна нулю.

Все эти рассуждения подтверждают неверность убеждения в том, что чистый монополист всегда получает экономическую прибыль. Успехи монополиста, как и конкурентной фирмы, зависят от рыночной ситуации.

В долгосрочном периоде монопольная фирма обеспечит равновесие в том случае, если сможет удержать контролируемую ею отрасль от проникновения в нее других фирм. Здесь прибыль никак не может играть роль приманки, так как вход в отрасль заблокирован входными барьерами. Чистый монополист благодаря этим барьерам может получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде. Монополия лишена кривой предложения, так как сама назначает цену, а не принимает ее как данность. Решение об объеме выпуска неотделимо от кривой спроса, с которой сталкивается монопольная фирма.

2.18. Монопольная власть: понятие, показатели, факторы

Монопольная власть — это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара. Степень монопольной власти может быть различной. Чистый монополист обладает полной монопольной властью, поскольку является единственным поставщиком уникальной продукции. Но чистая монополия редка, так как большинство товаров имеет близкие заменители. В то же время большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, т.е. имеют некоторую монопольную власть. Если на рынке действует одна монопольная фирма, говорят об относительной монопольной власти. Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.

Итак, фирма, обладающая монопольной властью, назначает цену больше предельных издержек и получает дополнительную прибыль, называемую монопольной прибылью. Монопольная прибыль является формой реализации монопольной власти.

Степень монопольной власти, как это ни странно, можно измерять. Используются следующие показатели.

1.Показатель монопольной власти Лернера:

В краткосрочном и долгосрочном периодах - student2.ru

Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, так какP = MC. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, поскольку величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC.

2. Если мы умножим числитель и знаменатель показателя Лернера на Q, то получим формулу для вычисления индекса монопольной власти:

В краткосрочном и долгосрочном периодах - student2.ru

3. Степень концентрации рынка, или индекс ГерфиндаляХиршмана:

В краткосрочном и долгосрочном периодах - student2.ru

где Pi — процентная доля на рынке каждой фирмы, или удельный вес фирмы в рыночном предложении отрасли; n — количество фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность для возникновения монополии. Нужно иметь в виду, что данный показатель не дает полной картины, если не учитывать удельный вес импортируемых товаров.

Наши рекомендации