Понятие и типы монополизма
До середины XIX века в национальных экономиках существовала совершенная (свободная) конкуренция. Во второй половине XIX века постепенно начинается возникновение монополий. В экономической литературе существует два подхода к выяснению сущности монополизма.
Согласно первому подходу (его называют производственным или марксистским), образование монополий происходит в связи с возникновением крупных предприятий и объединений, которые охватывают все возрастающую долю рынков. Под влиянием конкуренции развивается процесс концентрации, т.е. рост объема производства за счет роста размеров функционирующего предприятия на основе накопления – превращения прибыли в капитал – и централизации, означающей объединение мелких и средних производств в крупное.
Таким образом, монополизм вырастает из конкуренции, базируется на концентрации и централизации. Конкуренция становится несовершенной: сокращается число продавцов, крупнейшие из них могут влиять на цену; производимая предприятиями продукция становится разнородной, дифференцированной. Меняются и формы конкуренции: снижается значение ценовой конкуренции и возрастает роль неценовой конкуренции (различия в качестве, гарантийное и послепродажное обслуживание, реклама и т.д.). Кроме того, выделяют «природную», или «естественную», монополию, которая основана на использовании каких-либо редчайших невоспроизводимых ресурсов.
О существовании монополии можно судить по признакам монополистической деятельности: ограничение конкуренции, ущемление интересов других фирм, создание препятствий для доступа на рынок другим фирмам, сокращение производства, повышение цен и т.д.
Монополия – крупное предприятие или объединение предприятий, занимающих монопольное положение на рынке, диктующих цену и получающих монопольную прибыль.
Согласно другому подходу,монополизм проявляется в том, что отдельный экономический субъект занимает особое, доминирующее положение на рынке определенного вида товаров и услуг и дает возможность потенциальным конкурентам проникнуть на этот рынок. Монополизм проявляется в том, что один из хозяйствующих субъектов попадает в более выгодные по сравнению с другими условия, в результате чего он оказывается вне зоны соперничества, т.е. монополизм является антиподом конкуренции. Таким образом, источником монополистических тенденций необязательно становится крупный бизнес. Им может быть малый, средний бизнес и государство.
Что касается крупного бизнеса, то внутри него всегда скрыт изрядный потенциал монополизма, он тяготеет к установлению диктатуры над рынком. Но такая возможность необязательно превращается в реальность. Монополизацию сдерживает немало сильнодействующих механизмов: рынок, диверсификация производства и продаж, интеграция отдельных стран в мировое хозяйство и политика государства, направленная на преодоление монополизма.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или нескольким фирмами. В её основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество фирм или единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организация такой структуры для государственных предприятий, при которой они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. При этом, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Её появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении предприятий или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, при которых начинает доминировать на рынке.
Экономической теории и практике известны следующие типы монополизма:
1. Крупнейшее объединение предпринимателей, захвативших большую часть производства и сбыта какой-либо продукции. Причиной их возникновения является концентрация и централизация капитала и производства, т.е. они являются следствием развития производственной силы. Данный тип приобрел устойчивый характер на рубеже XIX-XX веков. Он наблюдается и сейчас и является главной угрозой конкуренции.
2. Технологические олигополии, рыночная власть которых обусловлена спецификой технологии. Они образуются в отраслях, где существование мелких предприятий не является эффективным (железнодорожный транспорт, энергетическая промышленность, металлургия). Их появление не связано с попыткой захватить рынки, подавить конкуренцию. Просто в этих отраслях не нужны десятки мелких фирм. Технические олигополии можно назвать естественными, в таких отраслях не нужна демонополизация, потому что сама технология требует концентрации ресурсов на крупных предприятиях.
3. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта.
Такая монополия предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, товарная марка, уровень обслуживания и т.д. Дифференциация продукции предполагает отсутствие однородности предоставляемых потребителю благ и услуг. В условиях дифференциации продукции цена не является единственным условием конкуренции. В борьбе за рынки сбыта важнейший фактор – качество товара, его соответствие запросам потребителей. Такой тип монополизма является естественным и носит временный характер.
4. Предприятия, лидирующие на тех или иных направлениях НТП. Такая монополия является естественной и носит временный характер, так как исчезает по мере распространения научного открытия.
5. Естественные монополии. При такой монополии отрасль состоит из одной фирмы, но обусловлено это не искусственными препятствиями вступления в отрасль, а другими причинами. Главная – экономия на масштабе производства, или эффект масштаба. Это означает, что средние издержки в долгосрочной перспективе будут минимальны, если отрасль представлена только одной, а не несколькими конкурирующими фирмами,т.е. если в отрасли будут действовать несколько более мелких конкурентных фирм, то их средние издержки будут выше, чем у одной единственной фирмы (естественной монополии).
В отраслях формирования естественных монополий оптимальный размер предприятия больше реального размера рынка. Поэтому чем больше компания, чем ближе она к 100%-ному охвату рынка, тем ближе её размер к оптимальному и, следовательно, тем ниже издержки. Вот эти рекордно низкие издержки и служат естественным экономическим барьером для всех стремящихся к вторжению в отрасль.
Примеров естественной монополии достаточно много: местное обеспечение электроэнергией, газом, услуги телефонной связи, государственный естественный монополизм.
6. Монополизм, характерный для командно-администра-тивного управления.
Здесь образуются три специфических формы монополизма:
• производственный – основанный на крупных предприятиях в различных отраслях;
• ведомственный – основан на отчуждении прав непосредственных производителей и передаче их управляющим структурам (министерствам и ведомствам);
• государственный – монополия государства на распределение рабочих сил, национального дохода и т.д.
Как видно, типы монополизма неоднородны и по-разному влияют на экономику государства. Естественные монополии, технологические олигополии, государственный естественный монополизм и монополии, связанные с лидерством НТП, совместимы с современным рынком, но требуют особых форм государственного управления. А первый и последний типы опасны для конкуренции, и к ним необходимо применять антимонопольную политику.
Монополия может возникнуть либо как монополия отдельного предприятия, либо как соглашение нескольких крупных фирм.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества перед конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Монополизм проникает во все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений – картели и синдикаты.
Картель – это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений, как трест.
Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
В 60-х годах в США и некоторых других странах появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Опыт показывает, что монополии, захватив определенную отрасль и заняв прочные позиции в ней, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
Последствия монополизма
Отношение общества и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны. С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как отсутствует конкуренция и имеется возможность получать прибыль за счет цен. Монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров, они утрачивают экономические стимулы к техническому прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно в этом отношении порождает застой.
Монополистические объединения стремятся сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли. Это позволяет устанавливать монопольно высокую цену, превышающую общественно необходимые затраты труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. Обогащение монополий за счет повышения цен – одна из решающих причин инфляции.
Монополия стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Она искусственно ограничивает на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно необходимых затрат труда. Именно таким путем происходит ограбление капиталистических предпринимателей и мелких товаропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки: иностранные монополии закупают у них дешевое сырье, монополии добиваются такой динамики цен, при которой увеличивается разрыв между ценами на продаваемые и получаемые товары, именуемый “ножницами цен”. Высокий уровень монополизации противодействует созданию минимума рыночного ценообразования.
Еще одной особенностью рыночного поведения монополиста является Х-неэффективность. Этот общепринятый в мире термин.
Дело в том, что при всех других типах рынка поддерживать боевой дух «экономического войска» на высоком уровне фирму вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например, снижать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать.
В случае с монополией этот естественный ограничитель отпадает – конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому фирмам-монополистам свойственно понижение эффективности использования ресурсов. Все излишние расходы легко могут быть включены в издержки. Лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплатить. В целом Х-неэффективностью называют бесхозяйственность в делах, ведущую к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.
Монополизация тормозит структурную перестройку, поскольку отсутствует мотивация труда, накопления, расширения, обновления, технической реконструкции производства, что в конечном итоге приводит к физическому и моральному старению фондов и их «проеданию».
Монополизация оказывает отрицательное влияние на рыночные отношения. Без ликвидации монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок – вещи взаимоисключаемые. В условиях чистой монополии все проводимые рыночные меры гипертрофируются, а иногда приносят результаты, абсолютно противоположные ожидаемым. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а следовательно, и рыночная среда.
Существует и социальная цена монополизации. Монополии делают потребителей беднее, сокращая наличие товаров по отношению к тем их количествам, которые были бы при совершенной конкуренции. Социальная цена монополии является мерой потерь обществом чистой полезности, происходящих в результате уменьшения доступности товаров для потребителей. Кроме того, за тот же товар потребитель должен платить более высокую цену.
С другой стороны, существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке (кроме, однако, “естественных монополий”, не всегда по праву получающих доступ к той или иной деятельности на рынке). Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок и их внедрения в производство.
В некоторых случаях монополия достигает своего положения благодаря преимуществам в технологии или меньшим издержкам крупного производства, то есть факторам, которые бы не проявились, если бы на рынке было бы много меньших по размеру фирм. При этих обстоятельствах, возможно, существуют выгоды для общества, связанные с монопольной властью, которые компенсируют часть ценных издержек от контроля монополии над ценой.
Существует мнение, что монополии, защищенные от конкуренции со стороны новых потенциальных производителей, оказываются более склонными к нововведениям, чем продавцы, сталкивающиеся со многими соперниками, поскольку они знают, что прибыли от их нововведений в долгосрочном плане не будут присвоены их конкурентами. Большее число инноваций означает больший технологический прогресс, что в свою очередь ведет к более низким средним издержкам.
Гипотеза о том, что более крупные фирмы более склонны к инновациям, чем меньшие фирмы, не всегда подтверждается. Многие нововведения осуществляются в действительности в высококонкурентных отраслях. Во многих случаях именно вновь вошедшие на рынок производители являются наиболее творческими инноваторами. Таким образом, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно-конструкторских разработках. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в науке и технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными (англ. Venture – рискнуть) компаниями.
Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Не следует также забывать и о том, что крупные монополистические объединения в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.
Монополия находится в сложной противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого-либо продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество – стремление других бизнесменов получить тот же выигрыш. Если какой-то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. Вывод: монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.
В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, существуют вместе с ней, это обостряет соперничество.
Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречают в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок.
Высокие цены, по которым в монополизированной отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям реализовывать свои изделия по выгодным для них ценам. А в итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых цен.
В США мелкими и средними фирмами производится около половины валового национального продукта, они создают больше половины рабочих мест. Их продукцию закупают крупные монополии, предпочитающие не рисковать при освоении новинок науки и техники. Так монополии содействуют развитию малых предприятий.
Антимонопольная политика
Монополия сопряжена с целым набором резко отрицательных последствийдля экономики страны: недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство. Те же причины, которые вынуждают клиентов фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют их соглашаться и с плохим качеством продукции, её устарелостью, отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Но самым опасным является то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Власти монополии в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничего не грозит даже в долгосрочном периоде. Рынок эту проблему решить не может. Улучшить ситуацию может только государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. В настоящее время нет ни одной развитой страны, где отсутствовало бы антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти, осуществляющего надзор за его исполнением. В современных условиях антимонопольная политика является одной из функций государства.
Проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом трудностей. Рассмотрим типичную кривую долгосрочных средних издержек монополистической отрасли (рис.19).
Оптимальным будет объем выпуска Q0, уровень издержек – P0, но фирма, стремясь максимизировать прибыль, ограничит объем производства до уровня Qm. При этом в силу Х-неэффективности издержки фирмы будут лежать не на кривой, а выше (в точке М). Такая ситуация далека от оптимальной и требует государственного вмешательства. Если государство попытается решить эту проблему путем принудительного раздробления монополиста на множество мелких фирм, то объем производства снизится до Qc, а издержки повысятся (Pc), так как малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Поэтому целью антимонопольной политики является не столько борьба с монополистами как таковыми, сколько борьба с избыточным, чрезмерным монополизмом и ограничение монополистических злоупотреблений. Желаемый результат антимонопольной политики соответствует QR (при PR).
В экономической литературе существуют различные подходы к характеристике направлений антимонопольной политики. Так, П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий. Во-первых, их прибыли сокращаются за счет высоких налогов. Во-вторых, устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и давления на цены в высококонцентрированных отраслях). В-третьих, устанавливается государственная собственность на монополии. В-четвертых, осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет государственным органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из отраслей. В-пятых, государство проводит специальную антитрестовскую политику.
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:
1. Прямое разделение монопольных структур.
2. Иностранная конкуренция.
3. Создание новых предприятий.
Как уже отмечалось, возможности первого пути весьма ограничены. Но если на Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем разделения их на части, так как они формировались при объединении и поглощении независимых фирм. Последние могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу создавались как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.
Ещё одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность некоторых предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют – предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти есть, например не пустить в отрасль стороннего производителя с помощью частокола инструкций и распоряжений они вполне могут.
Второй путь – иностранная конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка. Но непродуманная таможенная и валютная политика может иметь негативные последствия для национального производителя, может привести к разрушению целых отраслей промышленности. Поэтому использовать такое средство борьбы с монополизмом следует осторожно.
Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами – предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места. Но для этого требуется время и создание благоприятного инвестиционного климата.
Все эти три направления можно использовать в долгосрочной перспективе. В краткосрочном периоде следует использовать текущее регулирование деятельности монополий.
В разных странах и в разные периоды преобладают те или иные способы государственного воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рыночным типом экономики выделяется три основных направления: 1) активизация конкурентных рыночных структур, противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков; 2) государственное регулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности; 3) прямое предотвращение, подавление или ликвидация монополий с помощью специального антимонополистического законодательства.
Первое направление не связано с подавлением монополий непосредственно. Оно исходит из такого очевидного факта, что монополии тем слабее, чем эффективнее работают конкурентные рыночные механизмы и чем более развитыми являются конкурентные рыночные структуры. Соответственно, главная задача данного направления сводится к тому, чтобы создать в экономике условия, затрудняющие или делающие просто невыгодным для отдельных фирм злоупотребление их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе.
Как правило, к таким профилактическим антимонопольным мерам относят снижение таможенных налогов, отмену квот, ликвидацию других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок продукции иностранных предприятий, создание для зарубежных вкладчиков капитала условий, стимулирующих их инвестиционную деятельность. Внутри страны немалую роль могут сыграть меры по стимулированию процессов диверсификации, поддержке малого бизнеса, венчурных фирм, либерализации процедур лицензирования, государственная помощь фирмам, осваивающим такие виды технологий, которые позволяют производить продукцию, выпускаемую монополиями, меры по поддержке независимых изобретателей и т.п.
Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, так как благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция в отрасли связи. Так, если еще двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой связи, реализация подобных функций стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости прибегать к услугам компаний-монополистов.
Основной способ борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства.
Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного уровня, на котором будут закреплены цены.
Но есть у этого метода и недостаток: устанавливаемый государством уровень цен никак не связан со средними издержками, т.е. он может волей государства закрепить и получение экономических прибылей, и несение убытков. Оба варианта нежелательны. Наличие у естественного монополиста постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Оплачивая завышенные цены, они увеличивают свои издержки со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением конкурентоспособности и т.д.). Но еще опасней закрепление убытков. Покрывать их в долгосрочном аспекте естественный монополист может только за счет государственных субсидий, иначе он просто разорится. В этих условиях монополист может получить выгоду лишь за счет государства. Х-неэффективность достигает при этом высочайшего уровня.
При искусственном монополизме основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (например, запрет на слияние крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные, штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополии на несколько независимых фирм. Система антимонопольного регулирования включает законодательные и экономические меры (рис. 20).