Особенности российского монополизма

Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. По оценкам специалистов в настоящее время экономика бывшего СССР оказалась одной из самых монополизированных в мире. Будучи ориентированной на одну форму собственности, она с самого начала была обречена на высочайшую степень монополизации.

В наследство от плановой экономики России досталось огромное количество абсолютных монополий и олигополии. Экономика бывшего СССР представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие было частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение конкретной потребности населения всей страны обычно обеспечивалось двумя-тремя предприятиями, ориентированными на производство определенного товара. В качестве основных причин такой концентрации производства можно упомянуть следующие основные обстоятельства — стремление реализовать положительный эффект масштаба производства, удобство централизованного управления ограниченным числом крупных предприятий.

И здесь ясно отслеживаются различия в природе и характере монополизма в плановой экономике и экономике рыночной. Социалистический монополизм имел в своей основе сознательное создание одного или нескольких производителей того или иного товара. В странах с рыночной экономикой монополизация в основном происходила на основе объединения или за счет поглощения ранее независимых (конкурирующих) фирм. Кроме того, у советского предприятия-монополиста отсутствовали какие-либо возможности осуществить монополистические злоупотребления, поскольку и уровень цен на продукцию, и объемы ее выпуска определялись государством плановыми методами. То есть советские монополии не получали сверхприбыли, не было у них возможности завысить цену на свою продукцию или сократить объемы производства.

Российская экономика сегодня по-прежнему остается одной из самых монополизированных в мире. Начало рыночных преобразований привело к усилению монополистических тенденций. К уже существовавшим монополистам прибавились новые, в частности предприятия, которые не были монополистами в рамках СССР, но после его распада превратившиеся в таковых за счет меньшей территории. Изменились и условия хозяйствования — либерализация экономики, проявившаяся для монополистов, в первую очередь, в свободе ценообразования и выборе объема производства, обеспечила возможность получения сверхприбылей. Достижение этой цели реализовывалось за счет занижения объемов производства, завышения цен. Иными словами, российская экономика столкнулась со стандартными негативными последствиями монополизации.

Можно выделить три основных направления снижения степени монополизации российской экономики.

1. Прямая демонополизация путем разукрупнения (вариант достаточно распространенный в развитых странах). Однако возможности прямого разукрупнения крупных производителей-монополистов в России ограничены. И здесь опять уместно упомянуть о природе большинства отечественных монополий. Ведь большая часть этих- предприятий изначально создавалась как единые технологические комплексы, которые невозможно разделить на отдельные части без полного разрушения.

2. Создание конкурентной среды в монополизированной отрасли за счет иностранной конкуренции. Злоупотребления со стороны отечественных монополистов становятся невозможными, когда на отраслевом рынке, где господствовала монополия, появляются иностранные товары, превосходящие монопольный продукт по качеству и более дешевые по цене. Иностранная конкуренция очень действенное средство борьбы с монополизмом, но как показывает российская практика, в ряде случаев отечественные предприятия, даже обладающие монопольной властью, не выдерживали иностранной конкуренции, что привело к ликвидации многих из них (например, производство отечественных телевизоров, бытовой техники и т. п.).

3. Самый предпочтительный вариант — создание новых предприятий, способных конкурировать с существующими предприятиями-монополистами. Данный путь не требует ликвидации уже действующего в отрасли производителя-монополиста. С другой стороны, создание новых предприятий требует дополнительных инвестиционных вложений Л а значит, и государственной поддержки инвестиционной активности.

Перечисленные меры направлены на содействие создания конкурентной среды на российском рынке. И здесь стоит сказать еще о диверсификации производства, т. е. о расширении ассортимента и номенклатуры выпускаемой монополистами продукции. Это обеспечивает расширение потребительского выбора и сокращает возможности монополистических злоупотреблений.

В России главным органом, реализующим антимонопольную политику, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ее права и полномочия достаточно широки. Деятельность ФАС регламентируют 49 правовых актов. Наиболее важными из них являются законы, определяющие функции государства в сфере защиты конкуренции, в сфере рекламы и естественных монополий В качестве основных законов, регулирующих деятельность монополий, можно упомянуть закон «О конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», закон «О естественных монополиях», в содержание которых правительство регулярно вносит поправки, реагируя на текущие изменения ситуации в экономике.

Что касается регулирования деятельности предприятий-монополистов в России, то с самого начала экономических преобразований в стране особое внимание уделялось регулированию монопольных цен. Государство контролирует цены на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, коммунальные услуги и т. п., т. е. на продукцию естественных монополий. На начальных этапах реформы контролировались цены не только на продукцию естественных монополий, но и на товары, производимые искусственными монополиями.

Сейчас российские антимонопольные законы пресекают возникновение и формирование новых монополий, т. е. в рамках антимонопольного регулирования осуществляется контроль за слияниями крупных предприятий, недопущение разнообразных вариантов сговора между фирмами в отрасли. Значительное внимание уделяется вопросам и проблемам ограничения конкуренции на местном уровне, поскольку очень часто региональные власти пытаются оказать поддержку местным предприятиям. Это создает местным производителям возможности монополизации местных рынков.

Наши рекомендации