Общая характеристика стандартов Российской Федерации

Категории и виды стандартов в России; уровни стандартов; особенности использования термина “национальный стандарт”; буквенно-цифровое обозначение стандарта и его структура; наименование стандарта и его части; особенности обозначения принятых региональных и международных стандартов в российской системе стандартизации; вопросы безопасности услуг в Гражданском кодексе России; вопросы безопасности в российских туристских стандартах.

4.1. Категории и основные виды стандартов

в России. Уровни стандартов

Применяемые в настоящее время в России стандарты различаются между собой по разным критериям. Статус стандарта в зависимости от сферы действия называется категорией стандарта [41, с. 77].

В России стандарты (согласно Федеральному закону РФ «О техническом регулировании») разделяются на две категории:

а) национальный стандарт, обозначаемый ГОСТ или ГОСТ Р;

б) стандарт организации, который обозначается как СТО [Подробнее см. ниже пп. 4.2 и 4.3 данной темы].

Стандарты также разделяют на виды в зависимости от содержания данного конкретного стандарта. Вид стандарта – характеристика стандарта, определяющая его содержание в зависимости от объекта стандартизации.

Далее рассмотрим несколько основных видов стандартов:

а) Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области деятельности, например,

ГОСТ 1.0–92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения».

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности и/или общетехнические требования и правила обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охраны окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни и здоровья людей, имущества физических, юридических лиц, государства, и/или другие общетехнические требования.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта, например,

ГОСТ Р 1.4–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»; или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов, например,

ГОСТ 1.2–97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»;

б) Стандарт на термины и определения – стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия, например,

ГОСТ Р 50646–94 «Услуги населению. Термины и определения»;

в) Стандарт на услугу – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга или группа однородных услуг, с тем чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению, например,

ГОСТ Р 50690–2000 «Туристские услуги. Общие требования»;

г) Стандарт на номенклатуру показателей – стандарт, содержащий перечень показателей, для которых значения или характеристики должны быть указаны при установлении требования к продукции, процессу или услуге в других нормативных или технических документах, например,

ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества».

Особое место среди стандартов занимают так называемые «гармонизированные стандарты» (в мировой практике применяется термин «эквивалентные стандарты»). Речь идет о стандартах, которые приняты различными занимающимися стандартизацией органами, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и/или взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами, например,

ГОСТ 30335–95/ГОСТ Р 50646–94 «Услуги населению. Термины и определения».

В связи с этим, в системе стандартизации существует понятие «гармонизация стандарта». Под данным термином понимается приведение содержания стандарта в соответствии с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах [39, с. 253].

Стандарты различаются по уровням в зависимости от их применения в различных регионах мира, а также в зависимости от организации, принявшей данный стандарт. В этом случае выделяют следующие по уровню группы стандартов.

Во-первых, это международные стандарты – стандарты, принятые международной организацией по стандартизации и доступные широкому кругу пользователей. К международным стандартам относятся, например стандарты Международной организацией по стандартизации (ИСО). В международной стандартизации наряду со стандартами применяются руководства ИСО (ISO Guide), руководства ИСО/МЭК (ISO/IEC Guide), технические отчеты ИСО (ИСО/ТО; ISO/TR), международные стандартизованные профили (ИСО/МЭК МСП; ISO/IEC ISP), оценки технологических направлений (ИСО/ОТН; ISO/TTA), рекомендации ИСО (ИСО/Р; ISO/R), технические условия ИСО (ИСО/ТУ; ISO/TS), общедоступные технические условия ИСО (ИСО/ОТУ; ISO/PAS), отраслевые технические соглашения (ИСО/ОТС; ISO/ITA).

Во-вторых, это региональные стандарты – стандарты, принятые региональной организацией по стандартизации и доступные широкому кругу пользователей. Примерами региональных стандартов являются европейские стандарты, обозначаемые индексом (префиксом) ЕН (EN). К региональным стандартам относится и межгосударственный стандарт – стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС) и доступный широкому кругу пользователей.

В-третьих, речь идет о национальных стандартах. Национальный стандарт – стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей.

Совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и/или устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации, образуют комплекс стандартов, например, туристские стандарты.

Помимо стандартов, в рамках СНГ используются и другие документы по стандартизации. В частности, речь идет о правилах по межгосударственной стандартизации и рекомендациях по межгосударственной стандартизации.

Правила по межгосударственной стандартизации – нормативный документ, принятый ЕАСС и устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих межгосударственных стандартов или определяют порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации в работах по стандартизации, метрологии, сертификации или аккредитации. Рекомендации по межгосударственной стандартизации определяются как нормативный документ, приятый ЕАСС и содержащий добровольные для применения организационно-методические положения, которые касаются проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в межгосударственном стандарте или соответствующих правилах.

В настоящее время, на наш взгляд, существует определенная неясность в употреблении терминов «национальный стандарт» и «государственный стандарт». Ее суть состоит в следующем.

Во-первых, понятие «национальный стандарт» может употребляться как синоним термина «государственный стандарт», которая означает принадлежность данного стандарта определенному государству (в этом случае слово «государственный» не указывает на государственный статус стандарта и его категорию как это было в России до 1 июля 2003 г.). В этой ситуации термин «национальный стандарт» можно понимать достаточно широко и включать в это понятие все стандарты данного государства независимо от их категории.

Во-вторых, термин «национальный стандарт» употребляется как обозначение одной из двух категорий стандартов в России (национальный стандарт и стандарт организации).

В-третьих, словосочетание «национальный стандарт» употребляется в России по отношению к межгосударственным стандартам стран СНГ.

Такая ситуация, по нашему мнению, сложилась из-за того, что в настоящее время российские стандарты, обозначаемые индексом «ГОСТ Р» именуются национальными стандартами. Межгосударственные стандарты (с индексом «ГОСТ»), как мы отмечали выше, также признаны в России национальными стандартами. При этом российские стандарты (ГОСТ Р) особого наименования не имеют. Поэтому для их обозначения (во избежание путаницы с межгосударственными стандартами) в данном учебном пособии мы считаем целесообразным использовать словосочетание «внутрироссийский национальный стандарт» [См. тему 6; прил. 8], хотя в законодательстве России такого термина нет.

4.2. Буквенно-цифровые обозначения и наименования

национальных стандартов и стандартов организаций в России

Применяемые туристскими фирмами и другими предприятиями, организациями и учреждениями социально-культурной сферы стандарты имеют определенные обозначения, знание которых необходимо специалисту в практической деятельности.

Национальный стандарт включает в себя две части: а) наименование; и б) буквенно-цифровое обозначение, например,

ГОСТ Р 50690–2000 «Туристские услуги. Общие требования», где «Туристские услуги. Общие требования» – наименование стандарта; ГОСТ Р 50690–2000 – буквенно-цифровое обозначение стандарта.

Наименование национального стандарта содержит краткую и точную характеристику объекта стандартизации и обобщенное содержание устанавливаемых стандартом положений; наименование также обеспечивает однозначную классификацию стандарта для включения информации о данном стандарте в указатель (каталог) стандартов.

Наименование в свою очередь включает в себя, как правило, а) заголовок; и б) подзаголовок.

Заголовок национального стандарта определяет объект стандартизации. В заголовке приводят необходимые и достаточные признаки, отличающие данный объект стандартизации от других объектов.

В подзаголовке стандарта указывают краткое обобщенное содержание устанавливаемых стандартом положений (аспект стандартизации согласно ГОСТ 1.1–2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения»), например,

1 МАРГАРИН. Общие технические условия, где «МАРГАРИН» – это заголовок, «Общие технические условия» – подзаголовок.

Для более полной характеристики объекта стандартизации в заголовок межгосударственного стандарта вводят дополнительные определения. Эти определения могут характеризовать продукцию (услугу) по следующим признакам:

а) по принадлежности к определенной группе продукции (услуг), например,

1 ПОГРУЗЧИКИ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

2 ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВЫЕ

б) по способу изготовления данной продукции одним (или более) определенным способом, например,

1 ЛЕНТЫ ГОРЯЧЕКАТАНЫЕ

2 ПРОДУКТЫ ИЗ СВИНИНЫ ЗАПЕЧЕННЫЕ И ЖАРЕНЫЕ

в) по материалу, из которого изготовлена продукция, например,

1 ПРУТКИ МЕДНЫЕ

2 КОНСЕРВЫ РЫБНЫЕ

г) по форме, размерам, массе, мощности и т.п., например,

1 КОНЦЫ ВАЛОВ КОНИЧЕСКИЕ С КОНУСНОСТЬЮ 1:10

2 ГЕНЕРАТОРЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ДИАПАЗОНА ЧАСТОТ ОТ 1 ДО 35 МГц

Существуют особенности в порядке расположения слов в заголовке национального стандарта. В заголовке стандарта первым словом стоит имя существительное, характеризующее объект стандартизации, а последующие – имена прилагательные (определения), характеризующие признаки объекта стандартизации в порядке их значимости (иерархической родо-видовой подчиненности) на основании принципа от общего к частному, то есть заголовок стандарта записывают с обратным порядком слов, например,

1 КРАНЫ МОСТОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЛИТЕЙНЫЕ

Прямой порядок слов в заголовке национального стандарта сохраняют в следующих случаях:

а) если в наименовании объекта стандартизации существительное без прилагательного в данном значении не употребляется или имеет другое значение, например,

1 ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

2 ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

б) если в стандарте на термины и определения (условные обозначения) прилагательное и существительное вместе указывают на определенную область знания, науки, отрасль техники или производства, к которым они принадлежат, например,

1 ВАКУУМНАЯ ТЕХНИКА

Термины и определения

2 ФИЗИЧЕСКАЯ ОПТИКА

Обозначения основных величин

Прямой порядок слов применяется в подзаголовке стандарта, а также в групповом заголовке, являющемся наименованием системы основополагающих организационно-методических или общетехнических стандартов [О групповом заголовке см. ниже].

Существуют особенности в употреблении в заголовке национального стандарта показателей множественного и единственного чисел. Если национальный стандарт распространяется на один объект стандартизации, то его наименование в заголовке стандарта приводят в единственном числе, например,

1 ФЕНОЛ СИНТЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

2 ФЛАГ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

3 ПОРОШОК ЯИЧНЫЙ

Если национальный стандарт распространяется на несколько одноименных объектов стандартизации, то их общее наименование в заголовке стандарта приводится во множественном числе, например,

1 ГЕНЕРАТОРЫ КВАРЦЕВЫЕ

2 КВАРЦЫ

Исключение составляют наименования объектов стандартизации, которые во множественном числе не употребляются или имеют другие значения, например,

1 КАРТОФЕЛЬ

2 ЗЕРНО

Если данный национальный (межгосударственный) стандарт входит в комплекс стандартов, который представляет собой систему основополагающих организационно-методических или общетехнических стандартов, то перед заголовком стандарта приводят групповой заголовок, и в этом случае наименование национального стандарта включает в себя три части: групповой заголовок, заголовок, подзаголовок. Например, рассмотрим наименование ГОСТ 1.5–2001:

ГОСТ 1.5–2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению». В данном случае:

а) «Межгосударственная система стандартизации» – это групповой заголовок,

б) «Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации» – это заголовок;

в) «Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению» – это подзаголовок.

В тексте национального стандарта на титульном листе заголовок в наименовании национального стандарта печатают прописными буквами. Групповой заголовок и подзаголовок печатают строчными буквами с первой прописной.

Буквенно-цифровое обозначение национального (межгосударственного) стандарта включает в себя три части: а) индекс; б) регистрационный номер стандарта; в) год принятия стандарта.

Индекс указывает на категорию данного национального стандарта: если это индекс «ГОСТ», то это межгосударственный стандарт стран СНГ, действующий и на территории России; если это индекс «ГОСТ Р», то это российский национальный стандарт, действующий только на территории России;

Регистрационные номера вновь разработанным стандартам присваивают в порядке возрастания номеров по мере их регистрации, осуществляемой Бюро по стандартам. При отмене стандарта его регистрационный номер другому стандарту, как правило, не присваивают.

Дата принятия стандарта обозначается четырьмя цифрами года (его регистрации в Бюро по стандартам); до 2000 г. год принятия стандарта указывался двумя последними цифрами этого года.

Регистрационный номер и год принятия стандарта разделяются тире, например,

ГОСТ Р 50690–2000 «Туристские услуги. Общие требования»;

ГОСТ 30335–95 «Услуги населению. Термины и определения».

Если несколько межгосударственных стандартов имеют общий объект стандартизации и большинство из них содержит только дополнительные (конкретизирующие) положения к стандарту, то этим стандартам присваивают общий регистрационный номер и отделенный от него точкой дополнительный номер для каждого отдельного стандарта, например,

ГОСТ 28681.1–95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;

ГОСТ 28681.3–95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;

ГОСТ 28681.4–95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».

Стандарту, устанавливающему общие (основные) требования, присваивают нулевой дополнительный номер, например,

ГОСТ 28681.0–90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения».

Если к данному объекту стандартизации нецелесообразно устанавливать общие (основные) требования (например на методы определения), то нулевой дополнительный номер в обозначении стандарта не применяют, например, на методы определения различных показателей молочных продуктов для детского питания распространяются следующие стандарты: ГОСТ 30648.1–99, ГОСТ 30648.2–99, ГОСТ 30648.3–99 и т.д.

Стандарты, имеющие общий объект стандартизации, также объединяются общим заголовком.

Если национальный (межгосударственный) стандарт входит в систему (комплекс) общетехнических или организационно-методических межгосударственных стандартов, то обозначение данного стандарта формируют при его разработке в порядке, установленном основополагающим стандартом данной системы. При этом в обозначение стандарта включают одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой (вновь разработанному стандарту присваивают очередной номер в пределах этой системы), например,

ГОСТ Р 1.0–92 «Государственная система стандартизации РФ. Основные положения»;

ГОСТ Р 1.2–92 «Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов»;

ГОСТ Р 1.4–93 «Государственная система стандартизации РФ. Стандарты отраслей, предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций. Общие положения»;

ГОСТ Р 1.5–92 «Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»; и другие стандарты указанной системы.

В системе стандартизации России допускается возможность принятия аутентичного текста международного или регионального стандарта, например, международного стандарта Международной организации по стандартизации (ИСО). В этом случае обозначение состоит из индекса (ГОСТ Р), обозначения соответствующего международного или регионального стандарта без указания года его принятия и отделенных от него тире двух последних цифр года утверждения национального стандарта, например, если в 1993 г. в России принят стандарт, оформленный на основе применения аутентичного текста международного стандарта ИСО 9591:1992, то он обозначается ГОСТ Р ИСО 9591–93 (в данном случае в России сохранен регистрационный номер стандарта ИСО, но год принятия стандарта изменен; указан год, когда он был принят в России, то есть 1993 г.).

Если национальный стандарт РФ разработан на основе применения аутентичного текста нескольких международных стандартов, то в обозначении национального стандарта включаются данные основного из них, а об остальных информация приводится в предисловии (в самом тексте стандарта).

В межгосударственной системе стандартизации стран СНГ применяются также правила по межгосударственной стандартизации (ПМГ) и рекомендации по межгосударственной стандартизации (РМГ). Их обозначения практически совпадают с обозначением национальных стандартов, за исключением индекса («ПМГ» или «РМГ») например, ПМГ 07–2001; РМГ 02–93.

При отмене правил (рекомендаций) их регистрационный номер другим правилам и рекомендациям не присваивают, за исключением случая, когда отмена правил (рекомендаций) обусловлена его пересмотром и принятием взамен него другого документа (правил или рекомендаций по межгосударственной стандартизации). В последнем случае за принимаемым документом сохраняют регистрационный номер отменяемого документа. При этом может быть изменен статус документа (с рекомендаций на правила или наоборот) и, соответственно, его индекс.

В наименовании правил (рекомендаций) по межгосударственной стандартизации групповой заголовок и/или подзаголовок не используется, а наименование печатается строчными буквами с первой прописной с прямым порядком слов, например,

-Порядок разработки и ведения межгосударственных классификаторов.

Групповой заголовок и/или подзаголовок используется в наименовании рекомендаций по межгосударственной стандартизации, если они являются прототипами будущего межгосударственного стандарта, например,

Государственная система обеспечения единства измерений

МЕТРОЛОГИЯ

Основные термины и определения.

Что касается стандартов организаций, то правила обозначения этих стандартов изложены в основополагающем стандарте ГОСТ 1.4–2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» [14]. В частности, в состав обозначения такого стандарта включается аббревиатура слов «стандарт организации» (СТО), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций ОК 007, позволяющий идентифицировать организацию – разработчика стандарта (ХХ); регистрационный номер, присваиваемый организацией, разработавшей и утвердившей стандарт (ХХХ), и год утверждения стандарта (ХХХХ), то есть СТО ХХ – ХХХ – ХХХХ.

Таким образом, буквенно-цифровое обозначение и наименование стандарта позволяют провести его идентификацию стандарта, определить, к какому виду и/или категории стандартов он относится.

4.3. Безопасность туристских услуг в национальном стандарте

ГОСТ Р 50644–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание.

Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»

Вопрос об обеспечении безопасности занимает особое место в российском законодательстве. Так, в статье 1095 Гражданского кодекса РФ говорится: «Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге) подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем) независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет». А в п. 1 статьи 1065 главы 59 Гражданского кодекса России предусмотрена возможность прекращения деятельности какой-либо организации: «Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность» [25].

В настоящее время в России в каждом из туристских стандартов [О содержании туристских стандартов см.: 26; 27; 29; 30; 35; особ. 28] имеются пункты, посвященные вопросам обеспечения безопасности в туризме, а один из них (ГОСТ Р 50644–94) полностью посвящен указанному вопросу.

Национальный стандарт ГОСТ Р 50644–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» [18; 121] содержит раздел 4, где изложены обязательные требования к услугам, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья туристов.

В данном национальном стандарте отмечается необходимости обеспечения при оказании туристских услуг приемлемого уровня риска для жизни и здоровья туристов как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях и т. п.).

Стандарт содержит указание условий, при которых возникает риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании, в том числе:

– существование источника риска;

– проявление данного источника на опасном для человека уровне;

– подверженность человека воздействию источников опасности.

В данном стандарте дана классификация вредных факторов (факторов риска) в туризме:

– травмоопасность;

– воздействие окружающей среды;

– пожароопасность;

– биологические воздействия;

– психофизиологические нагрузки;

– опасность излучений;

– химические воздействия;

– повышенная запыленность изагазованность;

– прочие факторы;

– специфические факторы риска.

Далее указываются возможные случаи возникновения факторов риска и меры по их предотвращению.

Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, тел, сложного рельефа местности, перемещения горных пород (камнепадов, селей, лавин), неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (неудобная обувь – потертости кожных покровов у туристов и т. п.), опасных атмосферных явлений (атмосферное электричество, молнии и т. п.).

Снижение травмоопасности обеспечивается:

–защитными устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов, предметов,опасных участков территории (подъемников, канатных дорог, участков осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т. д.);

– использованием средств индивидуальной защиты (страховочных веревок, обвязок при пересечении сложных участков туристского маршрута, головных шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного снаряжения);

– соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;

– соблюдением требований СНиП 2.08.02–89 к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств и пр.);

– соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и прочего), обеспечивая его безопасную работу;

– упреждающим информированием туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм. Туристы должны быть информированы о том, как избежать возможные травмы и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.

Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами барометрического давления.

Показатели микроклимата в помещениях обслуживания туристов (спальных, питания, клубных и других), а также в транспортных средствах должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям.

Предупреждение вредных воздействий данного фактора риска обеспечивается:

– выбором благоприятного времени года, суток для проведения туристского мероприятия;

– рациональным проектированием трассы туристского маршрута;

– учетом погодных особенностей района;

– сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды;

– оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации;

– обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты;

– своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых условиях на маршруте (в том числе, климатических условиях, перепадах высот на маршрутах).

Что касается пожаробезопасности, то номенклатура требований и показателей по обеспечению безопасности туристов от воздействия данного фактора риска и методы их проверки указана в соответствии с ГОСТ 12.1.004–91.

Эксплуатацию объектов обслуживания необходимо осуществлять в строгом соответствии с требованиями утвержденных нормативных документов (правил пожарной безопасности).

Воздействие биологических факторов риска (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы, а также ядовитые растения, пресмыкающиеся, насекомые и животные, являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний, вызывающие ожоги, аллергические и токсические реакции) на туристов предупреждается принятием ряда мер:

– соблюдением установленных санитарных норм и правил обслуживания;

– применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов;

– использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в т. ч. для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и пр.);

– проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала;

– упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом, о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы (контакта).

Исключение или снижение воздействия психофизиологических факторов риска достигается:

– рациональным построением программы обслуживания туристов, графиков перемещения по маршруту, предусматривающих достаточные условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема пищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей);

– учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы;

– соблюдением эргономических требований к используемому туристскому снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели.

Предупреждение опасности ультрафиолетовой радиации на туристских маршрутах обеспечивается:

– информированием туристов о воздействии ультрафиолетового излучения на человека;

– использованием средств индивидуальной защиты (защитных масок, кремов, одежды, закрывающей тело, руки, ноги туристов, солнцезащитных очков).

Необходимо учитывать действие данного фактора риска при планировании графика движения по маршруту (по открытым, незатененным участкам маршрута в горных, водных, лыжных и других походах).

Туристские маршруты допускается прокладывать и эксплуатировать только в местностях с благоприятными характеристиками радиологического состояния.

Для предотвращения действия химических факторов риска в обслуживании туристов необходимо:

– осуществлять регулярный контроль за содержанием вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других биологических средах;

– осуществлять строительство и размещение объектов для обслуживания туристов в благоприятной, с точки зрения действия химических факторов риска, среде;

– применять препараты дезинфекции и дезинсекции в строгом соответствии с инструкцией по использованию, исключая возможность контакта туристов с этими средствами.

Требования к допустимому уровню вредных веществ в воздухе зон обслуживания туристов, помещений, транспортных средств должны быть не ниже санитарно-гигиенических норм, установленных ГОСТ 12.1.005-88, санитарными нормами и правилами. Безопасность обеспечивается соблюдением требований к оснащению помещений, транспортных средств вентиляцией с очисткой воздуха.

Кроме того, в рассматриваемом национальном стандарте указаны так называемые «прочие факторы риска». К ним отнесены опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных (запроектированных) характеристиках.

Согласно стандарту, необходимо предусматривать:

– предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристских услугах – в соответствии с требованиями, установленными действующей нормативной документацией;

– проведение для туристов необходимых инструктажей по безопасности, учитывающих специфику вида туристского маршрута.

Выделяются также специфические факторыриска в туризме, которые обусловлены:

– возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов);

– техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (туристских гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и бугельных подъемников, туристских трасс, в том числе горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных, верховых и вьючныхживотных, разнообразных транспортных средств, в том числе велосипедов, маломерных и гребных судов, архитектурных,природных достопримечательностей);

– сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, морскими, скальными, ледовыми участками туристских трасс и т.п.);

– уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов и др.);

– подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т. п.);

– информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы, маркировка трасс туристских маршрутов).

Согласно ГОСТ Р 50644, туристское предприятие должно иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности туристов и руководствоватьсяими в своей деятельности. Туристские предприятия обязаны ознакомить туристов с элементами риска каждой конкретной туристской услуги и мерами по его предотвращению.

Информация, необходимая для туристов в целях охраны их жизни и здоровья, предоставляется заблаговременно, до начала отдыха и в процессе обслуживания.

Информация, характеризующая природные сложности туристской трассы, необходимый уровень личной физической подготовки туриста, особенности индивидуальной экипировки, должна содержаться в рекламно-информационных материалах и в тексте информационного листка к туристской путевке.

Информация, обеспечивающая безопасность жизни и здоровья туристов в процессе обслуживания, предоставляется в порядке, установленном действующей нормативной документацией.

Безопасность проживания в туристских гостиницах, базах, кемпингах обеспечивается соблюдением:

– требований строительных норм и правил при проектировании и строительстве объектов обслуживания туристов;

– требований безопасности технической эксплуатации зданий, сооружений и оборудования, установленных нормативными документами;

– техническим оснащением, соответствующим действующим нормативам;

– мерами, гарантирующими личную безопасность туристов и сохранность их имущества.

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов должны соблюдаться установленные в нормативных документах требования по хранению, транспортированию и приготовлению пищевых продуктов в соответствии с СанПиН 42–123–5774–91.

Транспортные перевозки туристов во время экскурсий, походов и путешествий осуществляются в соответствии с требованиями действующих Правил обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т. д.).

Туристское снаряжение и инвентарь, применяемые при обслуживании туристов, должны соответствовать требованиям, установленным действующей нормативной документацией на эти виды снаряжения.

В каждом туристском предприятии должны быть разработаны и утверждены планы действий персонала в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и других), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах. Руководитель туристского предприятия несет ответственность за подготовленность персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Требования к безопасности обслуживания для конкретных видов туристских услуг устанавливаются нормативной документацией на соответствующие виды услуг: национальными стандартами, правилами, уставами, кодексами и другими.

Раздел 5 стандарта устанавливает порядок и методы государственного контроля за соблюдением обязательных требований данного национального стандарта.

Контроль осуществляется органами государственного управления в соответствии с их компетенцией в начале сезона – при проверке готовности туристского предприятия и трассы к эксплуатации, а также в ходе текущих проверок.

Текущие проверки обеспечения безопасности туристов проводятся в соответствии с планами и графиками технических осмотров (испытаний) зданий, сооружений, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения и инвентаря, выдаваемого туристам пунктами проката, проверок приготовления пищи, сроков и условий хранения и транспортирова­ния продуктов питания, проверок готовности туристов к выходу в походы.

Контроль безопасности обслуживания туристов осуществляется на основеиспользования следующих методов:

– визуального (путем осмотра соответствующих объектов: территории, по которой проходит трасса туристского похода, туристского снаряжения и инвентаря и т. д.);

– с использованием средств измерения (измерения состояний окружающей среды, качества воды, воздуха и т. д., технического состояния трассы, подъемных механизмов, транспортных средств и т. д.);

– социологических исследований (путем опроса самих туристов и обслуживающего персонала);

– аналитического (анализа содержания документации: паспорта трассы, медицинского журнала осмотра туристов, выходящих на маршрут, других документов, обобщений результатов всех других обследований).

4.4. Вопросы безопасности

в стандартах по туристскому обслуживанию в России

Национальный стандарт ГОСТ Р 52113–2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества» [23] устанавливает перечень показателей для оценки качества услуги. Среди таких показателей указаны безопасность услуги вообще и безопасность услуги для экологии [прил. 10].

Безопасность услуги понимается как показатель качества результата и процесса оказания услуги, характеризующий степень (риск) опасности недопустимых изменений (утраты) для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды; безопасность услуги для экологии – это показатель качества результата и процесса оказания услуги, характеризующий степень (риск) опасности изменений свойств и состояния окружающей среды (под окружающей средой понимают фауну, флору, водный и воздушный бассейны, почву и недра).

Показатели безопасности характеризуют безопасность результата и процесса предоставления услуг для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды. Эта группа показателей делится на три подгруппы:

– показатели безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан;

– показатели безопасности для окружающей среды;

– показатели сохранности имущества и информации.

Показатели безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан отражают соответствие результата и процесса предоставления услуги требованиям по всем видам опасных и вредных воздействий. Основными являются следующие показатели:

– электробезопасность;

– пожарная безопасность;

– взрывобезопасность;

– радиационная безопасность;

– безопасность от воздействия химических и загрязняющих веществ, в том числе предельно допустимые концентрации вещества или входящих в него компонентов;

– безопасность при обслуживании машин и оборудования, в том числе при ошибочных действиях обслуживающего персонала и самопроизвольном нарушении функционирования;

– безопасность за счет защитных средств и мероприятий обеспечения, в том числе: устройств ограждения, ограничений хода, блокировок, концевых выключателей подвижных элементов, креплений и фиксаторов подвижных частей, оснащения рабочих мест, органов управления и приборов контроля, аварийной сигнализации, сигнальных цветов и знаков безопасности, удаления, снижения, локализации опасных и вредных производственных факторов в местах их образования;

– безопасность от воздействия акустических (шумы, ультразвуковые сигналы), тепловых (инфракрасных), световых (в т. ч. лазерных) излучений;

– безопасность от воздействия технологических сред и других факторов в процессе предоставления услуги;

– специфические виды безопасности для отдельных услуг.

Показатели безопасности для окружающей среды (экологической безопасности) отражают степень защиты окружающей природной среды от вредного (опасного) воздействия результата и/или процесса предоставления услуги. Эти показатели учитывают воздействие на флору, фауну, воздушный и водный бассейны, почву, недра, ионосферу и т. п. при производстве, хранении, транспортировании, эксплуатации (применении) и утилизации результата услуги и процесса оказания услуги.

Показатели экологической безопасности включают:

– допустимые (по уровню и времени) химические, механические, радиационные, электромагнитные, термические, биологические воздействия на окружающую среду;

– устойчивость (время вредного или опасного воздействия) загрязняющих, ядовитых, опасных веществ, попадающих в окружающую среду на этапах жизненного цикла результата услуги (включая утилизацию) или в процессе ее оказания (включая захоронение отходов);

– специфические показатели для отдельных групп (видов) услуг.

Показатели сохранности имущества граждан и/или сохранности (конфиденциальности) информации отражают степень соответствующей защиты в процессе оказания услуги.

Показатели сохранности имущества граждан могут выражаться через гарантии (компенсацию ущерба) или определяться условиями страхования.

Показатели сохранности информации устанавливают для видов услуг, связанных с обращением со всеми видами интеллектуальной собственности потребителя услуги. Гарантии безопасности относят как к материальному, так и к моральному ущербу потребителя. Показатели сохранности конфиденциальности информации могут отражаться гарантиями отсутствия несанкционированного доступа или отсутствия искажения информации в компьютерных системах “вирусами”.

Национальный стандарт ГОСТ Р 50681–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» [20] устанавливает порядок разработки до­кументации при проектировании туристских услуг.

Согласно данному национальном стандарту, проектная документация должна содержать требования безопасности, обеспечивающие в соответствии с Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей” безопасность жизни, здоровья и имущества туристов, охрану окружающей среды. В частности, проектируемые услуги должны соответствовать обязательным требованиям действующих законодательных актов и нормативных документов (ГОСТ 12.1.036, ГОСТ 17.4.2.01–81, СНиП 2.08.02–89, стандартам в области охраны природы).

Проектные материалы, разрабатываемые на туристские услуги, предприятия и объекты туристского обслуживания (гостиницы, турбазы, кемпинги, маршруты, канатные дороги, горнолыжные подъемники и другие) должны пройти государственную экологическую экспертизу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Проект должен содержать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услугии их имущества, обслуживающего персонала и окружающей среды. Завершающим этапом проектирования является анализ проекта и имеет целью подтвердить, что характеристики проектируемой услуги обеспечивают безопасность для жизни и здоровья туристов и охрану окружающей среды.

Национальный стандарт ГОСТ Р 50690–2000 «Туристские услуги. Общие требования» [21] содержит требования безопасности на туристских маршрутах. Прежде всего обращено внимание на то, что предоставление туристских услуг (внутренний и въездной туризм) должно осуществляться в соответствии с законодательством по охране окружающей среды.

Услуги при самодеятельном туризме должны обеспечивать приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях и соответствовать требованиям ГОСТ 28681.3/ГОСТ Р 50644 и ГОСТ 28681.1/ГОСТ Р 50681 (5.8.2). Туристские маршруты должны проходить в районах с благоприятными экологическими и санитарно-эпидемиологическими условиями.

Организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь инструкции, включающие правила действий сопровождающих и экскурсоводов по обеспечению безопасности при проведении экскурсий, и журнал проведения с ними инструктажа. При организации автобусных экскурсий организация, оказывающая экскурсионные услуги, должна иметь:

– инструкцию об обязанностях водителя по обеспечению безопасности;

– правила поведения экскурсантов при нахождении в автобусе;

– договор с транспортным предприятием или индивидуальным предпринимателем, имеющим сертификат соответствия требованиям безопасности на услуги по перевозке пассажиров.

Средства размещения, транспортные средства для перевозки туристов и экскурсантов, туристское снаряжение и инвентарь, предоставляемые туристам, должны соответствовать требованиям безопасности, установленным нормативными (правовыми) актами страны (места) временного пребывания туристов.

Национальный стандарт ГОСТ Р 51185–98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» [22] содержит требования безопасности применительно к гостиницам и другим средствам размещения. Раздел 7 данного стандарта включает в себя требования безопасности.

В частности, установлено, что в средствах размещения туристов любого вида должны быть обеспечены безопасность жизни и здоровья туристов, сохранность их имущества. Средства размещения должны располагаться в благоприятных экологических условиях и соответствовать требованиям пожарной безопасности по ППБ 01 (иметь сертификат пожарной безопасности, должны быть оборудованы системами противопожарной защиты, оповещения и/или средствами защиты от пожара в соответствии с ППБ 01).

В здании должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, хорошо заметные информационные указатели для обеспечения свободной ориентации как в обычной, так и в чрезвычайной ситуациях. В доступном для обозрения месте должны быть вывешены планы действий персонала и туристов в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и других), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах).

Все санитарно-техническое, технологическое и другое оборудование, приборы, мебель и инвентарь должны соответствовать требованиям нормативных документов и эксплуатироваться с соблюдением их требований (требования ППБ 01, ГОСТ 12.1.004 и правила эксплуатации, установленные заводом-изготовителем в нормативной документации на конкретное оборудование).

В данном национальном стандарте установлен допустимый уровень звукового давления и уровень звука в помещениях.

Отдельная группа требований касается соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических правил и норм в части:

– содержания санитарно-технического оборудования и инвентаря, удаления отходов и защиты от насекомых и грызунов;

– состояния территории, мест общего пользования, помещений, зданий, пляжей и различных сооружений для туристов;

– обработки (стирки, глажения, хранения и т.д.) белья.

Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом отношении, безвредна по химическому составу и соответствовать ГОСТ 2874. При отсутствии гарантии хорошего качества питьевой воды должны быть оборудованы специальные установки по обработке воды.

Используемые препараты для дезинфекции, дезинсекции, дезодорации, моющие средства, вошедшие в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, должны иметь сертификат соответствия и применяться в соответствии с нормативными требованиями.

Обслуживающий персонал средств размещения должен быть подготовлен к действиям в чрезвычайных обстоятельствах. Ответственность за подготовленность персонала несет руководитель средств размещения. Установлено также, что обслуживающий персонал должен проходить медицинское освидетельствование в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических служб.

В разделе 8 рассматриваемого национального стандарта изложены требования охраны окружающей среды. В частности, указано, что средства размещения должны функционировать в соответствии с требованиями охраны окружающей среды (по содержанию территории, техническому состоянию и содержанию помещений, вентиляции, водоснабжению, канализации согласно действующим стандартам и санитарным правилам и нормам (ГОСТ 2874 СНиП 2 08 02 СНиП 2 07 01 СНиП 2.04.05, СНиП 23–05, СНиП 2.04.01, СанПиН 42–128–4690, ГОСТ 17.1.3.13, ГОСТ 17.4.3.04).

В средствах размещения должна быть предусмотрена система санитарной очистки и уборки территории (рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание, целесообразная утилизация бытовых отходов) по СанПиН 42–128–4690.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территории должна соответствовать требованиям СанПиН 42–128–4690.

При функционировании средств размещения и оказании услуг не должно быть вредных воздействий на окружающую среду (Средства размещения должны иметь экологический паспорт или заключение природоохранных служб, подтверждающих отсутствие вредных воздействий на окружающую среду).

Таким образом, вопросы безопасности занимают важное место в содержании национальных стандартов России, применяемых в сфере туристской индустрии. Согласно Федеральному закону РФ «О техническом регулировании» (2002 г.) (п. 1. ст. 46) на территории России обязательному исполнению юридическими и физическими лицами подлежат требования, соответствующие целям:

– защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

– охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

– предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей [126].

В настоящее время указанные требования закреплены в качестве обязательных для выполнения и в российском законодательстве о национальных стандартах [Подробнее см. п. 6.2. темы 6 данной работы].

Краткое резюме

Анализ вышеизложенного приводит нас к следующим выводам:

– в России по Федеральному закону РФ «О техническом регулировании» официально признаны национальные стандарты и стандарты организаций, что ставит вопрос о правовом статусе стандартов, не относящихся к двум указанным категориям;

– существует некоторая неопределенность в термине «национальный стандарт», которая связана с возможностью использовать указанный термин в разных значениях;

– вопросы безопасности занимают значительное место в содержании российских туристских стандартов, что проявляется в наличии данного аспекта во всех указанных нормативных документах.

Таким образом, российские туристские стандарты образуют в совокупности систему, переживающую период реформирования.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое вид стандарта?

2. Какие виды стандартов Вам известны?

3. Как соотносятся между собой термины «национальный стандарт» и «государственный стандарт»?

4. Какие категории стандартов официально выделяют в России согласно Федеральному закону РФ «О техническом регулировании»?

5. Что такое аспект стандартизации?

6. Что указывают групповой заголовок, подзаголовок и заголовок в наименовании стандарта?

7. Какое место занимает вопрос о безопасности услуг в Гражданском кодексе России?

8. Какие группы требований по безопасности установлены в туристских стандартах России?

Тема 5

Наши рекомендации