Общая характеристика Правительства Российской Федерации

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Правоведение

на тему: «Общая характеристика Правительства Российской Федерации

как высшего исполнительного органа власти.

Состав и порядок его формирования»

Выполнил: студент факультета ….

очного отделения

ФИО

Проверил: ассистент кафедры финансового,

административного права и основ

правоведения

Казакова Е.В.

Рязань, 2013

План

Введение

1. Общая характеристика Правительства Российской Федерации

1. 1. Понятие и признаки Правительства РФ

1. 2 Правовое регулирование деятельности Правительства РФ

2. Состав, полномочия, функции и ответственность Правительства РФ

2. 1 Состав Правительства РФ и его полномочия

2. 2 Функции и ответственность Правительства РФ

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы. Правительство Российской Федерации является высшим федеральным органом, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Согласно 110-й статье Конституции России, состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Как высший исполнительный орган государственной власти Правительство осуществляет государственное управление. Основы правового статуса Правительства РФ, его состав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы определены Главой 6-й Конституции и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года (ред. от 28.12.2010).

Изучение роли Правительства в системе органов государственной власти, деятельности Правительства, изучение предмета, на который направлена эта деятельность, механизмов её осуществления, на мой взгляд, обусловлено постоянным развитием современного общества. Необходимо знать тенденции развития деятельности различных государственных органов, в частности, Правительства РФ для недопущения и эффективного устранения ошибок в их деятельности. Чёткое определение конституционного статуса Правительства необходимо для того, чтобы в нашем государстве существовала и эффективно действовала вся система органов государственной власти.

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что Правительство РФ играет важную роль в социально-политической жизни государства, решает задачи страны в целом.

Рассматриваемая мной тема была изучена такими ученымикак:

Баглай М.В.[1], Бахрах Д.Н.[2], Бобылев А.И.[3], Габричидзе Б.Н.[4], Кутафина О. Е.[5], Окуньков Л. А.[6], Полянский И.А.[7], Терещенко Л.К.[8], Хабриева Т.Я.[9], Хаманева Н.Ю.[10], Шахрай С.М.[11] и некоторых других.

Цель работы — полное раскрытие понятия конституционного статуса Правительства РФ, изучить состав и механизмы формирования Правительства РФ и определение роли Правительства РФ в системе государственных органов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать понятие и раскрыть основные признаки Правительства Российской Федерации;

2) определить основы правового регулирования деятельности Правительства Российской Федерации;

3) рассмотреть состав и определить полномочия Правительства Российской Федерации;

4) дать понятие и охарактеризовать основные функции Правительства Российской Федерации, и раскрыть его ответственность.

Объект исследования — сущность работы Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа власти.

Предмет исследования — анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации и Конституции РФ 1993 года для более четкого определения места Правительства в системе исполнительной власти в Российской Федерации.

Структурно работа состоит из введения, двух пунктов, заключения и списка использованной литературы.

Исполнительная власть: организация и взаимодействие / под ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Юстицинформ. – 2008. – 250 с.

17. Калинина Л.А. К вопросу о функциях исполнительной власти // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. – М.: Новая правовая культура. – 2003. – С. 77-83.

18. Конституционное право России: учебник. / под ред. Б.Н. Габричидзе. – М.: Дашков и К°. – 2007. – 1124 с.

Конституционное право России. / под ред. Козлова Е.И., Кутафин О. Е. – М.: Проспект. – 2011. – 608 с.

20. Конституционное право России: учебник. / под ред. Зиновьева А.В. – М.: "Юридический центр Пресс". – 2010. – 640 с.

Интернет-ресурсы

1. Вагнер Е.П. Новые технологии в управлении развитием муниципального образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ich.tsu.ru/Grants/Conferences/MFU/index1.htm

2. Доклад конференции организации объединенных наций по населенным пунктам (ХАБИТАТ II). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/conferen/habitat/aconf165-14

3. История развития местного самоуправления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://msu-mo.ru/msu-history/

[1] Баглай М. В. Конституционное право РФ. – М.: Норма. – 2010.

[2] Бахрах Д. Н. Административное право России: – М.: НОРМА. – 2007., Бахрах Д. Н. Исполнительный орган государственной власти: понятие, правовой статус. – М.: Новая правовая культура. – 2009.

[3] Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. – М.: Проспект. – 2008.

[4] Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Курс административного права РФ. – М.: «Дашков и Кº». – 2009., Габричидзе Б. Н., Елисеев Б. П., Чернявский А. Г. Конституционное право России. – М.: «Дело и Сервис». – 2010.

[5] Конституционное право России. / под ред. Козлова Е.И., Кутафин О. Е. – М.: Проспект. – 2011.

[6] Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство. – 2009., Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. – 2008.

[7] Полянский И.А. Структура исполнительной власти РФ в современный период // Конституционное и муниципальное право. – 2009.

[8] Терещенко Л.К. Взаимоотношения Правительства РФ с федеральными органами исполнительной власти // Юридический мир. – 2002.

[9] Хабриева Т.Я. Правительство Российской Федерации. – М.: Изд-во НОРМА-М. – 2005.

[10] Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. – М.: Новая правовая культура. – 2004., Хаманева Н.Ю. Проблемы совершенствования системы исполнительной власти в Российской Федерации // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. – М.: Новая правовая культура. – 2009.

[11] Шахрай С.М. О правовых возможностях формирования в России Правительства парламентского большинства. Вопросы и ответы // Стратегия России. – 2005.

[12] Бахрах Д. Н. Административное право России: - М.: НОРМА, 2007. С. 245

[13] Баглай М. В. Конституционное право РФ. – М.: Норма, 2006. С. 345

[14] Баглай М. В. Конституционное право РФ. – М.: Норма, 2006. С. 247

[15] Бельский К. С. О функциях исполнительной власти // Государство и право, 2006. - №3.

[16] Габричидзе Б. Н., Елисеев Б. П., Чернявский А. Г. Конституционное право России. – М.: «Дело и Сервис», 2001. С. 340

[17] Бахрах Д. Н. Административное право России: - М.: НОРМА, 2007. С. 125

[18] Баглай М. В. Конституционное право РФ. – М.: Норма, 2006. С. 125

[19] Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Курс административного права РФ. – М.: «Дашков и Кº», 2007. С. 654

[20] Габричидзе Б. Н., Елисеев Б. П., Чернявский А. Г. Конституционное право России. – М.: «Дело и Сервис», 2001. С. 324

[21] Баглай М. В. Конституционное право РФ. – М.: Норма, 2006. С. 471

[22] Бахрах Д. Н. Административное право России: - М.: НОРМА, 2007. С. 240

[23] См. там же. С. 247

[24] Габричидзе Б. Н., Елисеев Б. П., Чернявский А. Г. Конституционное право России. – М.: «Дело и Сервис», 2001. С. 245

[25] См. там же. С. 258

[26] Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Курс административного права РФ. – М.: «Дашков и Кº», 2007. С. 287

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Правоведение

на тему: «Общая характеристика Правительства Российской Федерации

как высшего исполнительного органа власти.

Состав и порядок его формирования»

Выполнил: студент факультета ….

очного отделения

ФИО

Проверил: ассистент кафедры финансового,

административного права и основ

правоведения

Казакова Е.В.

Рязань, 2013

План

Введение

1. Общая характеристика Правительства Российской Федерации

1. 1. Понятие и признаки Правительства РФ

1. 2 Правовое регулирование деятельности Правительства РФ

2. Состав, полномочия, функции и ответственность Правительства РФ

2. 1 Состав Правительства РФ и его полномочия

2. 2 Функции и ответственность Правительства РФ

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы. Правительство Российской Федерации является высшим федеральным органом, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Согласно 110-й статье Конституции России, состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Как высший исполнительный орган государственной власти Правительство осуществляет государственное управление. Основы правового статуса Правительства РФ, его состав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы определены Главой 6-й Конституции и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года (ред. от 28.12.2010).

Изучение роли Правительства в системе органов государственной власти, деятельности Правительства, изучение предмета, на который направлена эта деятельность, механизмов её осуществления, на мой взгляд, обусловлено постоянным развитием современного общества. Необходимо знать тенденции развития деятельности различных государственных органов, в частности, Правительства РФ для недопущения и эффективного устранения ошибок в их деятельности. Чёткое определение конституционного статуса Правительства необходимо для того, чтобы в нашем государстве существовала и эффективно действовала вся система органов государственной власти.

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что Правительство РФ играет важную роль в социально-политической жизни государства, решает задачи страны в целом.

Рассматриваемая мной тема была изучена такими ученымикак:

Баглай М.В.[1], Бахрах Д.Н.[2], Бобылев А.И.[3], Габричидзе Б.Н.[4], Кутафина О. Е.[5], Окуньков Л. А.[6], Полянский И.А.[7], Терещенко Л.К.[8], Хабриева Т.Я.[9], Хаманева Н.Ю.[10], Шахрай С.М.[11] и некоторых других.

Цель работы — полное раскрытие понятия конституционного статуса Правительства РФ, изучить состав и механизмы формирования Правительства РФ и определение роли Правительства РФ в системе государственных органов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать понятие и раскрыть основные признаки Правительства Российской Федерации;

2) определить основы правового регулирования деятельности Правительства Российской Федерации;

3) рассмотреть состав и определить полномочия Правительства Российской Федерации;

4) дать понятие и охарактеризовать основные функции Правительства Российской Федерации, и раскрыть его ответственность.

Объект исследования — сущность работы Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа власти.

Предмет исследования — анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации и Конституции РФ 1993 года для более четкого определения места Правительства в системе исполнительной власти в Российской Федерации.

Структурно работа состоит из введения, двух пунктов, заключения и списка использованной литературы.

Общая характеристика Правительства Российской Федерации

1. 1 Понятие и признаки Правительства РФ

Правительство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, который обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации.[12] Правительство - это коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, возглавляющий единую систему и осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (то есть административной) деятельностью в стране. Но существует несколько иное определение.

Правительство Российской Федерации обладает следующими признаками:[13]

- его создание, формирование, компетенция предусмотрены Конституцией Российской Федерации и Федеральным Конституционным законом;

- оно возглавляет систему органов исполнительной власти Российской Федерации;

- оно является органом общей компетенции, т. е. ее полномочия затрагивают все сферы общественной жизни;

- оно вправе издавать нормативные акты от своего имени;

- это коллегиальный орган

- работой правительства руководит глава государства (президент) или парламент.

В пределах компетенции Правительства РФ, определенной Конституцией РФ и федеральными законами оно также осуществляет руководство системой исполнительной власти, самостоятельно решает отнесение к его ведению вопросы и несет полную ответственность за свои действия. Ст. 110 Конституции устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ, а ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г определяет его как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ либо подведомственности Президенту в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Следовательно, правительство как раз наоборот является основным органом исполнительной власти, её «лицом».

Правительство осуществляет руководство министерствами службами и агентствами, действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурных сферах. Оно полностью отвечает за формирование, реализацию и результаты деятельности исполнительной власти в этих сферах.[14] В то же время Президент непосредственно руководит государственной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий. Правительство вправе лишь координировать деятельность этих органов. Истоки такого разграничения руководящих полномочий Президента и Правительства заложены в ст. ст. 80, 83, 86, 87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32 закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г.

Таким образом, в России, как и во многих других полупрезидентских республиках, существует дуализм (двойственность) в руководстве исполнительной властью, которое осуществляют как Президент, так и Правительство. Этот дуализм проявляется также в порядке назначения должностных лиц федеральных исполнительных органов. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента. К ним относятся заместители федеральных министров, руководители федеральных органов исполнительной власти, не являющиеся министрами, их заместители, руководители органов и организаций при Правительстве РФ, члены коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Исполнительная власть - важнейший элемент системы разделения властей. Исполнительная власть олицетворяется в определенной системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. На высшей ступеньке этой системы стоит правительство, возглавляемое главой государства или премьер-министром.[15]

В России на сегодняшний день существует,президентско-парламентская формаправления, установленная в России Конституцией Российской Федерации 1993 г., предопределила положение Правительства Российской Федерации в системе органов государственной власти. Структура исполнительной власти в России замыкается на президенте Российской Федерации, который является ключевой фигурой в государственно-политическом механизме России. Президент как глава государства призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России. В то же время Президент наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной власти: осуществляет назначения на высшие должности в государственных органах, председательствует на заседаниях Правительства, решает вопросы в области внешних сношений и военной сфере.

Делая вывод по данному вопросу, можно сказать о том, что правительство это коллегиальный орган который за счёт этой коллегиальности и должен осуществлять распорядительные и исполнительные меры, направленные на исполнение законов и иных нормативно правовых актов.

1. 2 Правовое регулирование деятельности Правительства РФ

В своей деятельности Правительство РФ руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а так же принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правовое положение Правительства Российской Федерации определено Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. и Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».

В регламенте рассматриваются с необходимой детализацией вопросы формирования плана заседаний Правительства Российской Федерации, порядок внесения документов для их рассмотрения на заседаниях, порядок оформления принимаемых решений.

Правительство информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по этим вопросам решениях. В гл. 6 Конституции Российской Федерации «Правительство Российской Федерации» устанавливается: исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров и другие вопросы.[16] Обобщая положения Конституции РФ о Правительстве Российской Федерации, мы можем сказать, что здесь определены основы формирования состава Правительства РФ и ее место в системе органов государственной власти.

Федеральный конституционный закон определяет следующие положения:

1. Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации;

2. Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации;

3. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации;

4. Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Правительство Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России. Федеральное Оно самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его компетенции, направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.[17] Видно, что высшей ценностью для всей нашей политической системы является Конституция, не исключение и Правительство РФ, которое так же действует в соответствии с «буквой закона».

В заключение данной главы можно сделать вывод, что, рассмотрев правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации, выясняется, что Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

Наши рекомендации