Изучение ключевых факторов успеха, характерных для данной отрасли
Конкурентоспособность каждой компании, как правило, имеет индивидуальные, присущие только ей особенности. Но для каждой отрасли на всех этапах ее развития существует комплекс факторов, которые существенно влияют на успех компании именно в этой отрасли и на данном этапе ее развития. Эти факторы называются ключевыми факторами успеха (КФУ). А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд определяют КФУ отрасли как элементы, обеспечивающие успех компании, все, что способствует повышению прибыли [10, с. 126].
Структура КФУ может изменяться со временем в соответствии с изменениями внешней среды, научно-техническим прогрессом в отрасли, изменениями спроса. Но в каждый период времени, если нет резких технологических или рыночных изменений для всех предприятий отрасли, структура КФУ сохраняет свою устойчивость.
Ключевые факторы успеха (КФУ)— это общая для всех предприятий данной отрасли структура факторов, которая обеспечивает рыночный успех и является стратегическим ориентиром для развития фирм в данной отрасли.
Следует правильно понимать сущность КФУ. Ориентации фирмы только на эти факторы недостаточно, так как существует много других факторов, которые влияют на эффективность компании. Но пренебрежение ими или ошибки в их определении неизбежно ведет к потере конкурентоспособности компании.
Для разработки стратегии необходимо для каждой отрасли изучать и выявлять структуру КФУ, оценивать приоритеты данных факторов.
Типичные ключевые факторы успеха (КФУ)включают:
— уровень стратегического менеджмента;
— качество продукта, услуги;
— торговая марка;
— ключевые компетенции;
— инновации и научно-технический уровень компании;
— цену и ценовую политику фирмы; —долю рынка;
— уровень маркетинга и рекламы;
— затраты на производство;
— уровень развития систем сбыта.
Для анализа КФУ используют методологию расчета показателя интегрального КФУ и сравнение его с аналогичными интегральными показателями конкурентов. Рассмотрим сущность этой методологии на примере.
Деловая ситуация 4.2 Стратегический анализ КФУ компаний Компания производит точные оптические системы. Отраслевое исследование рынка показало, что в отрасли наиболее значимыми КФУ являются:
— темпы роста прибыли;
— уровень качества продукции;
— снижение себестоимости;
— маркетинг.
Анализ также показал, что наиболее значимой является маркетинговая составляющая. Данные анализа показали, что в группу лидеров входили компании, способные обеспечить высокий уровень качества, но имеющие превосходство в маркетинге и использовании ресурсосберегающих технологий. На основании статистического анализа динамики продаж различных компаний и оценки реакции поведения потребителей, были определены коэффициенты приоритета указанных факторов. Таким образом, после ряда обсуждений, менеджеры сформировали систему приоритетов целевых показателей. В таблице приведены приоритеты данных факторов и оценка КФУ компании и ее основных конкурентов.
Необходимо оценить отраслевую конкурентоспособность компании по методике расчета интегрального КФУ.
Оценка интегрального КФУ производится по формуле:
Ikf=∑∑αj*KFij
j i
где Ikf— интегральная оценка /-й компании, aj— коэффициент приоритета j-го фактора, KFij—оценка j-гo КФУ для i-й компании.
Как показали проведенные расчеты, компания А имеет самый низкий уровень конкурентоспособности. Стратегический анализ показывает, что у нее более низкий уровень качества и высокие затраты по сравнению с конкурентами. Рост прибылей ею достигается основном за счет активного маркетинга, который и является ее главным приоритетом.
Стратегический прогноз для компании таков. Если она срочно не изменит приоритеты и стратегию, ей придется уйти с рынка, так как при усилении маркетинговой деятельности конкурентами она потеряет клиентуру и станет аутсайдером с низкой конкурентоспособностью.
Анализ также показал, что Конкурент 1 - добивается успеха на основе стратегии низких издержек, а Конкурент 2 — на основе стратегии дифференциации и роста качества.
Таким образом, стратегический анализ сравнительно небольшого количества данных позволил менеджерам получить важные стратегические данные для принятия решений.