Автоматизация бухгалтерского учета на малом предприятии
В настоящее время для ведения бухгалтерского учета применяются средства вычислительной техники, снабженные программным обеспечением, которые позволяют автоматически получать отчетные данные путем введения информации из первичных учетных документов.
Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета начиная от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности. Информация справочного характера вводится в ЭВМ в начале работы. Текущая учетная информация с первичных документов либо со специальных регистраторов учетных данных производится по специальным программам, в соответствии с которыми полученная учетная информация может храниться, поступать в обработку, выдаваться на экран или печать по запросу.
В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета данные синтетического и аналитического учета формируется в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выдаются на бумажные носители - выходные формы документов (карточки, ведомости, Главная книга, отчет и т. п.). Учетным регистром, получаемым с ЭВМ, может быть любой документ, содержащий систематическую или хронологическую запись. При этом содержание показателей в выходных формах документов должно соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством для регистров бухгалтерского учета.
Наряду с выпуском полного комплекта бухгалтерской и налоговой отчетности, одной из важнейших задач автоматизированной системы бухгалтерского учета является максимальная автоматизация расчетных процедур, решающих возникающие проблемы.
Автоматизация бухгалтерского учета – объективная необходимость. Работа бухгалтера все больше становится творческой, и внедрение компьютерных технологий повышает эффективность, беря на себя кроме всего прочего, всю рутинную работу.
Современный бизнес чрезвычайно динамичен и вопросы организации оперативного учета и контроля меняются в соответствии с потребностями бизнеса. Естественно то, что при таком развитии на рынке появляется ряд технических решений, цель которых упростить работу и при этом охватить как можно больший спектр решаемых задач.
Приступая к организации бухгалтерского учета по упрощенной форме, руководитель малого предприятия и его главный бухгалтер сознавали, что независимо от того, по упрощенной форме или нет будет вестись учет, методологические основы и правила его ведения едины, они определены Законом о бухгалтерском учете, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета. Плохо поставленный учет способствует всесилию на предприятии бесхозяйственности, растратам, непроизводительным потерям, что плохо не только само по себе, но и возникающими последствиями – санкциями со стороны различных контролирующих органов. Ведь от уровня бухгалтерского учета на предприятии зависит очень многое. Чтобы не допустить этого, и улучшить качество бухгалтерского учета, было решено внедрить программу «1С: Предприятие».
«1С:Предприятие» является системой программ для автоматизации различных областей экономической деятельности. В конкретный программный продукт, входящий в систему программ «1С:Предприятие», включаются те функции и возможности, которые отвечают назначению этого продукта.
Все составляющие системы программ «1С:Предприятие» можно разделить на Технологическую платформу и Конфигурации. Технологическая платформа представляет собой набор различных механизмов, используемых для автоматизации экономической деятельности и не зависящих от конкретного законодательства и методологии учета. Конфигурации являются собственно прикладными решениями. Каждая конфигурация ориентирована на автоматизацию определенной сферы экономической деятельности и, разумеется, отвечает принятому законодательству.
Технологическая платформа, кроме механизмов, используемых во все продуктах «1С:Предприятие», включает три основные функциональные компоненты.
Функциональные компоненты включаются в состав продуктов системы «1С:Предприятие», использующих специфические возможности компонент.
Компонента «Бухгалтерский учет» предназначена для ведения учета на основе бухгалтерских операций. Она обеспечивает ведение планов счетов, ввод проводок, получение бухгалтерских итогов. Компонента используется для автоматизации бухгалтерского учета в соответствии с любым законодательством и методологией учета.
Компонента «Расчет» предназначена для выполнения сложных периодических расчетов. Она может использоваться для расчета заработной платы любой сложности, расчетов по ценным бумагам и других видов расчетов.
Компонента «Оперативный учет» предназначена для учета наличия и движения средств в самых различных разрезах в реальном времени. Она используется для учета запасов товарно-материальных ценностей, взаиморасчетов с контрагентами и т.д. Компонента позволяет отражать в учете операции хозяйственной жизни предприятия непосредственно в момент их совершения.
В комплект поставки программных продуктов системы программ «1С:Предприятие» включаются типовые конфигурации. Они представляют собой универсальные прикладные решения для автоматизации конкретной области экономики.
Конфигурации, использующие возможности одной функциональной компоненты, предназначены для автоматизации отдельных сфер деятельности предприятий, например, бухгалтерского учета, торгового учета или расчета заработной платы. Конфигурации, использующие возможности нескольких компонент, обеспечивают комплексную автоматизацию различных направлений учета в единой информационной базе.
Особенностью системы программ «1С:Предприятие» является возможность изменения конфигурации самим пользователем или организациями, специализирующимися на внедрении и поддержке программных продуктов фирмы "1С". Эта возможность позволяет обеспечить максимальное соответствие автоматизированной системы особенностям учета в конкретной организации.
Кроме типовых конфигураций, поставляемых в комплекте с программой, существуют дополнительные конфигурации, поставляемые фирмой "1С" отдельно, а также конфигурации, разработанные другими фирмами, и конфигурации, разрабатываемые непосредственно для конкретных организаций.
Различные версии продуктов системы программ «1С:Предприятие» могут использоваться в организациях с различными объемами информации, различным количеством пользователей автоматизированной системы и различной интенсивностью работы пользователей.
Однопользовательские версии программ обеспечивают работу с информационной базой только одного пользователя (в один момент времени). Однопользовательские версии используются в основном на небольших предприятиях.
Сетевые версии позволяют работать с одной информационной базой одновременно нескольким пользователям. Сетевые версии используются тогда, когда необходимо, чтобы с автоматизированной системой работали одновременно несколько сотрудников. Существуют версии, допускающие работу ограниченного числа пользователей, и без ограничения числа пользователей.
Версии для SQL обеспечивают возможность работы с информационной базой в режиме клиент-сервер. Это позволяет обеспечить большую устойчивость и надежность функционирования системы, а также увеличивает производительность системы, особенно при работе большого количества пользователей.
Базовые версии программ системы «1С:Предприятие» рассчитаны на работу одного пользователя и, в отличии от других версий, не включают средства для изменения конфигурации. Они используются для ведения достаточно простого учета, не требующего настройки на особенности конкретной организации.
Для тех организаций, в которых необходимо поддерживать единую автоматизированную систему в нескольких территориально удаленных точках (подразделениях, филиалах, складах и т.д.), существует дополнительная компонента «1С:Предприятие» «Управление распределенными информационными базами». Ввод данных в информационных базах распределенной системы ведется независимо. Компонента обеспечивает полную или выборочную синхронизацию данных всех информационных баз, входящих в распределенную систему.
Данные программные продукты дают возможность с помощью ключа командной строки использовать соответственно английский или русский язык при выводе системных меню, программных диалогов и сообщений любых компонент системы «1С:Предприятие». При работе с сетевыми версиями язык интерфейса может выбираться для конкретного пользователя.
Для программных продуктов «1С:Предприятие» существует широкий набор методических материалов, обучающих использованию программ, настройке конфигураций, методологии ведения учета и т.д. Часть методических материалов являются периодическими и отражают последние изменения законодательства.
Видеокурс построен таким образом, что полезные навыки, которые он помогает приобрести, и приемы работы, которым он обучает, существенно облегчат работу с «1С:Бухгалтерия» и помогут в дальнейшем самостоятельно осваивать программу.
«1С:Предприятие» имеет широкие возможности интеграции с различными программными и аппаратными средствами. Некоторые решения для работы с торговым оборудованием входят в комплект поставки программ системы «1С:Предприятие», предназначенных для автоматизации торговой деятельности.
Заключение
Под субъектами малого предпринимательства «малыми предприятиями» понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает установленных предельных уровней.
Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют собственную учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Бухгалтерский учет должен ориентироваться в основном на получение информации, необходимой для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, и осуществляется в соответствии с законодательством, отечественными стандартами и другими нормативными документами.
На малых предприятиях имеющих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.
Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.
Дляорганизации учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов. В утверждена Приказом Минфина РФ от 3 марта 2005 г. N 30н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения». В ПО «Кагальницком х/к» применяется план счетов, разработанный с учетом особенностей данного предприятия.
Ведение Книги учета доходов и расходов и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости по форме В-1 – В-9 ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета доходов и расходов будет являться регистром не только синтетического, но и аналитического учета. Ведомости ф. № В-1 – В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода.
Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержденном Правительством Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для налогообложения.
Изменения налогового законодательства, вступившие в силу в 2005 году, затронули и специальные налоговые режимы, в частности, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, дополнен таким видом деятельности, как распространение и (или) размещение наружной рекламы.
С 1 января 2005 года в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 29.07.2004г. № 95-ФЗ увеличена в 1,5 раза базовая доходность.
Значительное количество проблем остается на сегодняшний день в бухгалтерском учете на малых предприятиях. В числе путей их решения и совершенствование правовой базы для организации, постановки и ведения бухгалтерского учета на предприятиях.
На рассматриваемом предприятии в данный период далеко не самые лучшие условия для ведения высококачественного бухгалтерского и налогового учета. Автоматизация бухгалтерского учета на стадии апробирования.
Налоговая нагрузка при системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может быть выгодна налогоплательщику или, наоборот, не выгодна. Тот факт, что при этой системе сумма единого налога не зависит от реального дохода налогоплательщика, может приводить к тому, что она будет чрезвычайно высока или наоборот чрезвычайно низка. В практике встречались случаи, когда сумма налога превышала доход налогоплательщика так и случаи, когда налоговая нагрузка налогоплательщика составляет всего 0,5% суммы дохода. Если налогоплательщик осуществляет помимо видов деятельности, облагаемых единым налогом, и другие виды деятельности, то доходы от последних облагаются по общей системе налогообложения. Как правило, именно в этом случае и возникают практические сложности, так как налогоплательщик обязан организовать раздельный учет для целей налогообложения.
Сейчас на предприятии полным ходом идет модернизация системы бухгалтерского и налогового учета, внедряются новые программы для улучшения качества бухгалтерского и налогового учета. В целом руководство предприятия старается улучшить и усовершенствовать качество оказываемых услуг. На основании изученного теоретического материала и полученных на практике сведений о ведении бухгалтерского учета, можно заключить, что предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с методиками для малых предприятий.