Монетаризм М. Фридмена: методология, общая характеристика концепции
Модель номинального дохода.
М. Фридмен: карьера лидера монетаризма.Хотя термин «монетаризм» появился лишь в 1968 г., известность к признанному лидеру этого направления М. Фридмену (Фридману) пришла раньше. Милтон Фридмен(1912 — 2006) стал в экономической теории второй половины ХХ в. светилом иного типа, чем Дж. М. Кейнс или Й. А. Шумпетер в первой половине ХХ в. В отличие от них, смолоду ощущавших элитарность, предрасполагавшую к сознанию особой миссии интеллектуалов в реформировании капиталистического общества, Фридмен был из тех, кого в США принято называть self-made-mеn («люди, сделавшие себя сами»). Выходец из семьи евреев-иммигрантов из Румынии, осевшей в небольшом пригороде Нью-Йорка, Фридмен проявил редкие способности к математике в школе, а затем и в университете штата Нью-Джерси, где на него обратил внимание молодой преподаватель экономики А. Ф. Бёрнс (также еврей-иммигрант из Восточной Европы). Это позволило получить стипендию для окончания магистратуры в Чикагском университете (1933) и стажировку у У. К. Митчелла в Колумбийском университете, а затем работу в Национальном бюро экономических исследований (НБЭИ) под руководством C. Kyзнeцa. Вместе с Kyзнeцом Фридмен провёл исследование, подытоженное в книге «Доходы от независимой профессиональной практики» (1940). Её материал лёг в основу докторской диссертации Фридмена в Колумбийском университете. После защиты он вернулся в Чикагский университет (1946), где брат его жены (также еврей-иммигрант из Восточной Европы) Аарон Дайректор (1901 — 2004) стал к этому времени деканом факультета экономики. В 1947 г. Дайректор и Фридмен вместе с Ф. Найтом и его учеником Дж. Стиглером приняли участие в основании общества Мон-Пелерин.
В 1950-е гг. Фридмен приобрёл известность как теоретик, бросающий вызов кейнсианству; в 1960-е — как идеолог (книга «Капитализм и свобода», 1962). Он получил в своё распоряжение «колонку экономиста» в одном из самых влиятельных американских журналов «Ньюсуик» и оставался колумнистом (1966 — 1984) до поры своего зенита как лидера теоретического направления, ставшего самым влиятельным в макроэкономической политике. В 1990-е гг. это влияние распространилось и на Восточную Европу и Россию, сделав Фридмена символом экономической мудрости для одних и экспансии «компрадорского» капитализма для других.
Методология позитивной экономической науки.В книге «Очерки позитивной экономической науки» (1953) Фридмен сформулировал своё методологическое кредо, основанное на предпосылках 1) рационального поведения «экономического человека» как максимизатора выгоды, 2) способности «свободного рынка» к саморегулированию и 3) свободы теоретика от оценочных (социально-этических) суждений. В качестве единственного критерия пригодности экономической теории Фридмен предложил её
прогностическую (предсказательную) способность: «единственно уместная проверка правильности гипотезы — это сравнение её прогнозов с действительностью».
Свою последующую славу Фридмен во многом снискал своими удачными экономическими прогнозами. Например, уже в «Очерках позитивной экономической науки» (статья «Доводы в пользу плавающих валютных курсов») он предсказывал провал Бреттон-Вудской системы курсов национальных валют, фиксированных к доллару. Но если этот прогноз сбылся не так скоро, то в 1966 — 1967 гг. Фридмен настолько удачно предсказывал колебания в экономике в течение ближайших полугодий и проблемы, с которыми столкнётся и не сможет их решить неокейнсианскими методами ФРС, что прослыл пророком. Он снова стал советником кандидата в президенты США от Республиканской партии, на этот раз победившего на выборах — Р. Никсона (1968), который и «торпедировал» Бреттон-Вудскую систему.
В это время Фридмен систематизировал свою макроэкономическую концепцию в работах «Роль монетарной политики» (1968) и «Теоретические рамки монетарного анализа» (1970). Свою позицию он резюмировал так: «Деньги — единственное, что имеет значение для изменения номинального дохода и для краткосрочных изменений реального дохода». Впервые эта позиция была заявлена Фридменом в сборнике статей под его редакцией «Исследования по количественной теории денег» (1956), где сам Фридмен выступил со статьей «Количественная теория денег: новая трактовка».
Реабилитация количественной теории денег и модель перманентного дохода.Приняв к сведению кейнсианскую трактовку спроса на деньги, который не ограничивается только трансакционным спросом, Фридмен одновременно предложил взять за основу теории спроса на деньги «отбракованную» кейнсианством количественную теорию денег, считая уравнение Фишера MV = РT адекватным выражением взаимосвязи количества денег M и объёма выпускаемой продукции в долгосрочном периоде, а скорость обращения денег V — относительно устойчивой величиной. Альтернативу кейнсианской теории спроса на деньги Фридмен строил на предпосылке, что капитальные активы не ограничиваются высоколиквидными активами с фиксированным номинальным значением (наличные деньги и облигации), но включают также акции, трактуемые как право на определённую часть дохода предприятия; физические блага и человеческий капитал. Спрос на деньги со стороны экономических агентов, по мнению Фридмена, формируется на основе перманентного (постоянного, ожидаемого) дохода индивида на свой капитал в целом и является относительно устойчивым, будучи неэластичным относительно процентной ставки. Модель перманентного дохода Фридмен развил в книге «Теория потребительской функции» (1957), используя материал своего раннего исследования, проведённого вместе с С. Кузнецом. Разделив доход потребителя на две составляющих — перманентную и преходящую, Фридмен, что уровень потребления домохозяйств определяется в основном перманентным доходом, относящимся к различному для разных стран и эпох горизонту ожиданий за рамками текущего периода. (Для типичного американского домохозяйства начала XX в. Фридмен оценивал временнόй горизонт перманентного дохода в три года). Всплески преходящего дохода не влияют на решения о расходах, и разница между фактическим и реальным доходом сберегается; таким образом, склонность к потреблению для второй составляющей нулевая. А случайные факторы (в том числе циклические колебания), порождающие преходящий компонент дохода в среднем для достаточно большой группы людей взаимопогашаются, и величину среднего преходящего дохода обычно можно считать равной нулю. Отсюда Фридмен делал вывод, что воздействие изменений налогов или бюджетных расходов на текущий совокупный спрос весьма невелико, и стимулирующие меры фискальной политики не могут быть эффективными.
«Подкоп», осуществлённый Фридменом под кейнсианскую фискальную политику,
стал и началом его атаки на кейнсианскую монетарную политику. Атака базировалась на обосновании гораздо большей значимости монетарных мер сравнительно с фискальными и на выводе (из количественной теории денег) об инфляционных последствиях монетарных эффектов.
Критика дискреционной монетарной политики.В книгах «Программа денежно-кредитной стабильности» (1960) и «Денежная история Соединенных Штатов, 1887-1960» (1963, совместно с Анной Шварц) Фридмен подверг критике неокейнсианский инструментарий дискреционной монетарной политики, скептически оценивая возможности манипулирования нормой обязательных банковских резервов и учётной ставкой процента. Лишь операции на открытом рынке Фридмен счёл эффективным — гибким и с минимум побочных эффектов — инструментом для управления денежной массой. Фридмен указывал, что 1) ФРС не может стабилизировать одновременно процентные ставки и предложение денег, а это угрожает стабильности экономики; 2) существуют непредсказуемые временные лаги между изменениями денежного предложения и изменениями ВНП — от полугода до 2 лет.
Фридмен утверждал, что ФРС всегда запаздывает и поэтому увеличивает денежную массу в период бума (когда её надо ограничивать) и сокращает в период спада (когда следует наращивать). Поэтому вместо сглаживания циклических колебаний получается противоположный результат. Из своего исторического анализа денежного обращения в США Фридмен вывел закономерность, что среднее запаздывание пиков экономического цикла составляет 16 месяцев относительно максимума денежной массы в обращении, а среднее запаздывание «ям» — 12 месяцев после её минимума. «Великая депрессия», по мнению Фридмена, окончилась бы в 1931 г., если бы ФРС не сократила в тот период денежную массу.
Модель номинального дохода.Обоснование положительной программымонетарной политики Фридмен завершил разработкой математической модели номинального дохода, построив систему линейных дифференциальных уравнений, отражающих реакцию экономической системы на возмущения, вызванные увеличением денежной массы, воздействующей на процент, а через него на ожидаемое изменениеноминального дохода. Исходящий от роста денежного предложения импульс, нарушая равновесие на денежном рынке, сбивает траекторию движения возникшими расхождениями между действительным и ожидаемым изменениемноминального дохода и
заставляет экономических агентов перераспределять капитальные активы из-за изменения цен, которые подстраиваются быстрее, чем физические объёмы. Это означает, что в краткосрочном периоде происходят сдвиги в относительных ценах: увеличение денежной массы первоначально приводит к росту цен товаров и услуг, и лишь позднее — к повышению цен факторов производства. Но в долгосрочном периоде колебания затухают, происходит возвращение на устойчивую траекторию. Чтобы она сохранялась, необходимо плавно наращивать денежную массу в соответствии с объёмом реального производства.