От политике к экономике: Ксенофонт и Аристотель
«Домострой» и другие сочинения Ксенофонта: начала «микроэкономии».Политик и писатель Ксенофонт (около 434 — 355 до н.э.) посвятил, как и Платон, свою деятельность поискам государственного строя, где бы добродетель стала воплощенной силой. Ксенофонт изложил свои представления в разных жанрах — от назидательной, с явным художественным вымыслом, истории иранского (персидского) царя Кира Ахеменида как образцового правителя («Киропедия») до конкретных рекомендаций по увеличению казны афинского полиса («О доходах»).
Заглавие сочинения Ксенофонта «Ойкономия» (Οἰκονομικός, от слов «ойкос» — домохозяйство и «номос» — «закон») можно переводить и как «Домострой». Ксенофонт ратовал за рачительное хозяйствование, которое обеспечивало бы для усиления отечества и телесную крепость, необходимую для владения оружием, и прибыль. Примечательно, что если в «Домострое» такое хозяйствование он связывал исключительно с земледелием в рамках индивидуального землевладения, то в других своих произведениях уделил пристальное внимание ремеслу и торговле. В «Киропедии» Ксенофонт подчеркнул гораздо более высокое качество продукции в крупных городах сравнительно с мелкими вследствие углубленного разделения труда, обеспеченного большим количеством заказов. Там, где каждый работник находит многих покупателей, ему достаточно знать одно ремесло, чтобы прокормиться, а зачастую даже нет необходимости владеть ремеслом в целом: один может делать только мужскую обувь, а другой — лишь женскую, один заниматься исключительно кройкой, а другой — только пошивом. «Неизбежно тот, кто выполняет наиболее простую работу, выполняет её наилучшим образом». Таким образом, разделение труда способствует его производительности, но оно определяется размерами рынка.
Элементы «макроэкономии».В сочинении «О доходах» Ксенофонт обосновывал государственное предпринимательство. Он предлагал афинскому государству: 1) взять на себя инициативу в новых разработках серебряных месторождений, поскольку частные владельцы рудников не рискуют делать этого; 2) составить из добровольных взносов граждан общественный фонд и расходовать его средства на строительство и сдачу внаём грузовых кораблей для торговых перевозок, оборудование гостиниц и торговых помещений. Как следствие содействовать расширению товарооборота и, тем самым, увеличению поступлений в казну от внешней торговли.
Можно подытожить, что Ксенофонт, исходя из политических соображений, поставил вопрос о рациональном хозяйствовании как на микроуровне «ойкоса», так и на макроуровне полиса. Однако его аргументация была ограничена конкретными проблемами управления наличным имуществом в домохозяйстве и государством.
Учение Аристотеля об экономии и хрематистике.Ученик Платона Аристотель Стагирит(384 — 322 до н.э.), заимствовав у Ксенофонта понятие «ойкономия» («экономия»), сделал первый шаг к описанию хозяйственной жизни в системе взаимосвязанных абстрактных категорий.
Свои экономические взгляды Аристотель изложил в сочинениях «Политика» и «Этика». Он исследовал мотивы хозяйственной деятельности человека как общественного существа («политического животного»), исходя из философского представления о добродетели как «обладании серединой». В даянии и приобретении имущества обладание серединой — щедрость, а избыток и недостаток — мотовство и скупость. Добродетельной серединой является и «правосудность» — справедливость при обмене и в распределении. Правосудность в толковании Аристотеля двойственна. С одной стороны, она проявляется в пропорциональном воздаянии различным работникам в соответствии с затратами труда, соизмеряемыми при помощи номисмы (монеты). С другой стороны, она предполагает удовлетворение потребностей людей в соответствии с различиями общественного положения. Таким образом, Аристотель дал основание для разноречивых суждений о «стоимости» и «полезности» благ в экономической мысли последующих веков.
Характеризуя монету как основу сопоставления «всего, что участвует в обмене», Аристотель, по существу, подразумевает три функции денег: 1) единица соизмерения; 2) средство обращения; 3) запас ценности — «залог возможности обмена в будущем», поскольку монета более других благ «тяготеет к постоянству». Аристотель акцентирует искусственный характер монеты, а именно то, что «она существует не по природе, а по установлению, и в нашей власти изменить её или вывести из употребления». Это замечание является предпосылкой нового понятия, введённого в сочинении «Политика», — хрематистика (отслова«хремата» — запасы).
В этом произведении Аристотель характеризует богатство как совокупность средств, необходимых для жизни и полезных для семьи и государства. Домохозяйство — наименьшее, а полис — наибольшее вместилище запасов благ, накопляемых для обеспечения самодостаточности и справедливости человеческих сообществ, скрепленных отношениями взаимности. Хрематистика– это умение обеспечивать себя запасами, но они могут быть естественными — продуктами, необходимыми для поддержания жизни и уз доброй воли в сообществе, — и искусственными, в денежных знаках. Естественные запасы имеют пределы, поскольку ограничены наличием места и сроками хранения. Напротив, в «искусстве наживать состояние» денежными операциями «никогда не бывает предела в достижении цели»; стремление к умножению денег доходит до бесконечности и уводит от «благой жизни». Это — искусственная хрематистика, крайним выражением которой является ростовщичество. Аристотель считал, что стремление умножать деньги в торговле «по справедливости вызывает порицание»; а деятельность по выдаче денежных займов под проценты «с полным основанием вызывает ненависть», поскольку этот род наживы противоестествен, ибо деньги утрачивают то своё назначение, ради которого они были созданы — обслуживать обмен продуктов — и начинают плодить сами себя. Следует иметь в виду, что ростовщичеством занимались, как правило, неполноправные жители полиса и отпущенные на волю рабы, поэтому враждебность Аристотеля к этому занятию отражала пронизывающий всю его философию дуализм возвышенного и низкого, разумной формы и грубой материи; убежденность в природном неравенстве людей и предрасположенности одних к господству, других к рабству.
В учении о хрематистике (которую позднейшие толкователи целиком отождествили с искусственной хрематистикой) Аристотель сформулировал понятие, до сих пор остающееся одним из главных в экономической науке: монополия(по-гречески «моно» — один, «полео» — продаю). В смысле наживы она особенно выгодна как для отдельных лиц, так и для некоторых государств. Аристотель приводит историю самого первого из греческих философов — Фалеса Милетского, который, предвидя на основе своих познаний в астрономии богатый урожай оливок, дешево законтрактовал зимой все окрестные маслобойни, а во время сбора урожая стал отдавать их на откуп за высокую плату, собрав много денег.
Случай с Фалесом был для Аристотеля также «доказательством того, что философам при желании легко разбогатеть, но не это является предметом их стремлений».
В творчестве Аристотеля философская вера Осевого времени приобрела характерное для западного мышления различие направлений, обращенных к внешней природе (физика) и к внутреннему миру человека (этика). Но они, в равной степени, считались занятиями свободных граждан, располагающим досугом («схоле»), противопоставленным производительному труду. Платон и Ксенофонт также были убеждены в том, что труд большого числа рабов, добываемых военными захватами, является необходимой предпосылкой прочной государственности.