Динамика доли теневой экономики в ВВП для стран с переходной экономикой (в пооцентах к ВВП)
Страны | 1989 г. | 1990г. | 1991г. | 1992г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. |
Азербайджан | 12,0 | 21,9 | 22,7 | 39,2 | 51,2 | 58,0 | 60,6 |
Беларусь | 12,0 | 15,4 | 16,6 | 13,2 | 11,0 | 18,9 | 19,3 |
Болгария | 22,8 | 25,1 | 23,9 | 25,0 | 29,9 | 29,1 | 36,2 |
Венгрия | 27,0 | 28,0 | 32,9 | 30,6 | 28,5 | 27,7 | 29,0 |
Грузия | 12,0 | 24,9 | 36,0 | 52,3 | 61,0 | 63,5 | 62,6 |
Казахстан | 12,0 | 17,0 | 19,7 | 24,9 | 27,2 | 34,1 | 34,3 |
Латвия | 12,0 | 12,8 | 19,0 | 34,3 | 31,0 | 34,2 | 35,3 |
Литва | 12,0 | 11,3 | 21,8 | 39,2 | 31,7 | 28,7 | 21,6 |
Молдова | 12,0 | 18,1 | 27,1 | 37,3 | 34,0 | 39,7 | 35,7 |
Польша | 15,7 | 19,6 | 23,5 | 19,7 | 18,5 | 15,2 | 12,6 |
Россия | 12,0 | 14,7 | 23,5 | 32,8 | 36,7 | 40,3 | 41,6 |
Румыния | 22,3 | 13,7 | 15,7 | 18,0 | 16,4 | 17,4 | 19,1 |
Словакия | 6,0 | 7,7 | 15,1 | 18,0 | 16,4 | 17,4 | 19,1 |
Узбекистан | 12,0 | 11,4 | 7,8 | 11,7 | 10,1 | 9,5 | 6,5 |
Украина | 12,0 | 16,3 | 25,6 | 33,6 | 38,0 | 45,7 | 48,9 |
Чехия | 6,0 | 6,7 | 12,9 | 16,9 | 16,9 | 17,9 | 11,3 |
Эстония | 12,0 | 19,9 | 26,2 | 25,4 | 24,1 | 25,1 | 11,8 |
Источник: Jensen M. Politics and Enterpreneurships in Transition Economies / М.Jensen, P.Kaufmann, A.Shleifer // Working Paper, WDI. - 1997. — № 57.
Наибольших масштабов теневой сектор за первые пять лет реформ достиг в Азербайджане и Грузии — соответственно 60,6 и 62,6% от ВВП. Далее следовала Россия — 41,6%, за ней с незначительным отрывом Болгария — 36,2%, Молдова — 35,7%, Латвия — 35,7%, Казахстан — 34,3%.
Теневая экономика в России
По оценке мировых финансовых институтов, в России ежегодно отмывается до 100 млрд. долл., а объем теневой экономики превышает 40% валового внутреннего продукта. Об этом сообщил Заместитель генерального секретаря ООН Пино Арлакки на международной конференции в Санкт-Петербурге по проблемам борьбы с теневой экономикой и легализацией доходов, полученных незаконным путем[143].
По данным МВД РФ, в 1990—1991 гг. в теневой экономике производилось от 10 до 11% ВВП, в 1993 г. — 27%, в 1994 г. — 39%, в 1995 г. — 45%, в 1996 г. — 46%. С теневой экономикой связана деятельность 58—60 млн. чел.[144] Данные Госкомстата значительно ниже: 1992-1994 гг. - 9-10%, 1995 г. - 20%, 1996 г. -23%[145]. По данным Госкомстата на май 2002 г., в теневом секторе экономики было занято 15,4% от общей численности работающих. В эпоху «перестройки» (1985—1990 гг.) считалось, что теневая экономика является порождением командно-административной системы и что с переходом к рынку она исчезнет сама собой. Однако все произошло с точностью до наоборот.
В процессе неуправляемой реструктуризации народного хозяйства и спонтанной приватизации наблюдался значительный рост хищений и воровства. Государственные чиновники «приватизировали» крупнейшие и наиболее прибыльные предприятия, сырье и материалы; директора предприятий — сырье и оборудование; рабочие — детали и инструменты; владельцы инвестиционных компаний — деньги у населения и т.д. Бюрократия наглядно демонстрировала феномен рентоориентированного поведения.
На тесную связь теневой экономики и коррупции указывают И.Клямкин и Л.Тимофеев. По их мнению, «главная и самая очевидная особенность теневых экономических отношений в России состоит в том, что они принципиально неотделимы от коррупции» (см. также гл. 10)[146]. Авторы подчеркивают, что «подпольная экономика» в ее современном отечественном варианте не только не противостоит экономике «формальной», но лишь внутри ее и существует. Иначе говоря, в основе внелегальных экономических отношений в России лежит возможность приватизировать любое общественное благо (в частности, любой закон) и пустить его в теневой оборот[147]. Теневая экономика в России, таким образом, выступает как приватизированное государство, или, по выражению И.Клямкина и Л.Тимофеева, теневое «парагосударство». В этом «парагосударстве» функции, которые в принципе должны быть исключены из рыночного оборота (например, суд, армия, законотворчество и др.), утрачивают характер общественного блага и становятся предметом купли-продажи.
С началом рыночных реформ, если за точку отсчета принять либерализацию цен в январе 1992 г., появились новые стимулы для развития теневой и неформальной экономики:
- неспособность государства выполнять свои функции;
- нарушение status quo в обществе (проблема безбилетника);
- ослабление системы наказания;
- развал системы правовых институтов;
- рост коррупции;
- распространение неформальных отношений и т.д.
Одной из важнейших черт переходной экономики явилась институционализация теневого сектора, которая стала устойчивым элементом экономической системы, своеобразным дополнением к легальной экономике.
Институциональные причины теневой экономики
Среди основных, однако взаимосвязанных причин существования теневой экономики, по мнению автора, следует выделить следующие:
• Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности.
• Высокие трансакционные издержки легального бизнеса.
• Подчинение системы государственных институтов определенной группе интересов.