Страны с переходной экономикой в системе мирового хозяйства. Тенденции развития стран восточной Европы

Все бывшие социалистические страны стали перед очень сложной задачей — полноценно­го приобщения к мировому хозяйству. Слож­ности этого процесса связаны с недавним про­шлым этих стран, которое определило специ­фический характер структуры их экономики, сделавший непригодными эффективное взаимо­действие в мировом хозяйстве. Все это предоп­ределило абсолютную необходимость целого комплекса реформаторских мер во всех стра­нах бывшего социализма.

Общим направлением этих мер является ре­структуризация экономики через ее разгосудар­ствление, либерализацию цен и финансовое оз­доровление.

Первое направление движения постсоциалистических стран к мировому хозяйству — разгосударствление экономики. Во всех бывших со­циалистических странах государственный сек­тор прямо или косвенно охватывал почти 100 % экономики, который означает чрезмерную цен­трализацию и ведет к уничтожению предприни­мательской инициативы.

Однако государственная собственность, безусловно, имеет право на существование, но она должна быть существенно ограничена. Соглас­но некоторым расчетам, если государственный сектор в экономике превышает 15%, то эко­номика не может быть эффективной.

Государство должно брать на себя лишь роль регулятора в рамках проведения либеральной экономической политики, организации системы экономической помощи безработным, тем, кто пострадал в результате закрытия нерентабель­ных производств или сокращения штатов, уре­гулирования социальных конфликтов и т.д.

Основная цель перехода к рыночным отно­шениям заключается в восстановлении эффек­тивности производства, без чего невозможно обеспечить потребности населения и включить страну в международное разделение труда.

Второе направление — финансовое оздоровление и обуздание инфляции.

Во всех бывших социалистических странах наблюдается сложная финансовая ситуация, которая явилась объективным результатом так называемого социалистического хозяйствова­ния. Мощные потоки денежных средств рож­дались в гипертрофированном военном комп­лексе, чрезмерном капитальном строительстве, то есть во всех сферах не создавались источ­ники покрытия денег. Поэтому финансовый кризис к переходному периоду был неизбежен. Очень тесно к проблеме оздоровления финан­совой сферы примыкает проблема либерали­зации цен.

Свободные цены — один из главных фунда­ментальных принципов рыночного хозяйства. Свободные цены означают, что производители товаров могут устанавливать их только исходя из конъюнктуры рынка.

Во всех бывших социалистических странах осуществлена либерализация цен. Эта рефор­ма— одна из самых болезненных рыночных реформ, имеющая исключительную политиче­скую остроту. Единовременное объявление сво­бодных цен при отсутствии товарных потоков на потребительском рынке вызвало почти во всех странах переходного периода гиперинф­ляцию.

Открытие национальных границ для экспорта и импорта товаров, услуг и капитала пред­ставляет собой еще один элемент перехода к рыночной экономике. Это предполагает на начальном этапе снижение реального курса на­циональной валюты, чтобы стимулировать экс­порт и ограничить импорт.

В практике существуют две альтернативы эко­номических реформ: радикальные реформы — «шоковая терапия», через которую прошли Рос­сия, Польша и др., и постепенного эволюцион­ного перехода — Китай, Венгрия.

Реформирование экономики в странах Вос­точной Европы и России первоначально бази­ровалосьв основном на реализации концепции «шоковой терапии», подразумевающей быстрое обеспечение финансовой стабилизации и либе­рализации цен, создания многообразия форм собственности, расширения прав экономических субъектов, открытие внутреннего рынка. Одна­ко практика показала, что переход к рыночным отношениям требует боле длительной и посте­пенной трансформации всего комплекса макро­экономических и микроэкономических преобра­зований.

Политическая трансформация стран Восточ­ной Европы, соответственно и экономические перемены оказали определенное воздействие на ситуацию в мировой экономике. Кризис в стра­нах Восточной Европы, разрыв экономических связей между новыми государствами бывшего Союза, способствовал еще большему сокраще­нию объемов производства, ослаблению про­цесса стабилизации национальных экономик.

За последние годы страны Восточной Евро­пы добились определенных экономических ус­пехов в углублении рыночных преобразований. Особенно это заметно в Польше, Чехии, Венг­рии и Словакии.

Одним из важнейших показателей успехов экономических преобразований является эконо­мический рост. По темпам экономического ро­ста (рост ВВП и промышленного производства) лидером в 2000 году является Венгрия — 3,7 и 10 %. За ней следуют Польша — 3,5 и 6 %, Словения — 2,5 и 2,5 %. Чехия имела устой­чивые темпы прироста, однако в 1999 году обо­значились некоторые тенденции к снижению.

Таким образом, структура экономики стран Центральной и Восточной Европы имеет следу­ющие соотношения: сельскохозяйственное про­изводство дает от 4,4 % ВВП в Словении от 6,9 % ВВП в Польше. Промышленность произ­водит от 30,9 % ВВП в Венгрии до 41,7 % в Чехии. На услуги приходится от 53,7 % ВВП в Чехии до 62,5 % в Венгрии. Большую роль в этом играют финансовые услуги и туризм, ко­торый для большинства стран Центральной и Восточной Европы является отраслью между­народной специализации.

В структуре промышленности наиболее устой­чивыми темпами развиваются отрасли потре­бительского спроса — текстильная, пищевая, мебельная, полиграфическая, обувная. Свое развитие получили в современных условиях на­укоемкие производства — электронная, элект­ротехническая промышленность, приборостро­ение.

Быстрое расширение внешней торговли ста­новится фактором экономического роста. Ос­новной торговый партнер — Европейский Союз. Приоритетным для себя эти страны считают ин­теграцию в западноевропейскую экономику, вступление в ЕС. В Венгрии, Польше, Чехии, Словении доля ЕС во внешней торговле составляет уже от 60 до 70 %. Однако само присоеди­нение стран Восточной Европы к ЕС оказыва­ется весьма дорогостоящим проектом. Прове­дение финансовой помощи отстающим регио­нам через «структурные фонды», а также обя­зательства в рамках общей сельскохозяйствен­ной политики для бюджета ЕС обошлось бы уве­личением ежегодных расходов на 55-65 млрд. долл. Это одна из причин отсутствия единого мнения в сроках принятия стран Центральной и Восточной Европы в Европейский Союз.

В целом макроэкономические показатели раз­вития Восточной Европы отмечаются стабиль­ностью развития, и для большинства стран ха­рактерен устойчивый подъем экономики, хотя по степени и уровню развития они занимают разные позиции.

Наши рекомендации