Можно ли применить теорию потребительского поведения в практической деятельности фирмы?
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Должен ли менеджер знать потребительские предпочтения?
· Каким образом можно выявить и сравнить потребительские предпочтения?
· Как можно оценить полезность блага?
· От каких факторов зависит полезность блага?
· Какие факторы ограничивают выбор рационального потребителя?
· Возможно ли увеличение предельной полезности?
· Каким образом спрос связан с полезностью блага?
· Каким образом можно повлиять на потребительские предпочтения?
· Раскройте в терминах теории потребительского поведения преимущества и недостатки т.н. «программ стимулирования потребителя» (подарки, начисление очков, дополнительные услуги постоянным клиентам и т.п.). От каких факторов зависит их стимулирующее воздействие? Возможен ли оптимум потребителя в условиях реализации «программ стимулирования потребителя»?
Вариант 3
1.Функция спроса на мороженое имеет вид:
Qd=25- P, где Qd – величина спроса на мороженое в день, Р – цена в рублях за 1 шт. Функция предложения описывается следующим уравнением: Qs=5+3Р, где Qs – величина предложения мороженного в день.
· Найдите равновесный объем и равновесную цену.
· Чему равен излишек потребителя? Дайте графическую иллюстрацию.
2.При цене равной 15 руб. за 1 шоколадку, Иван готов купить 10 штук, а по цене 12 руб. – 20 штук. Чему равен коэффициент эластичности спроса на шоколад по цене для Ивана?
3. Страна производит автомобили и пушки. По данным табл.1 постройте кривую производственных возможностей. Ответьте на следующие вопросы:
а) Можно ли при данных условиях обеспечить производство одновременно 3 автомобилей и 20 пушек?
б) Чему равна альтернативная стоимость одного дополнительного автомобиля?
в) Чему равна альтернативная стоимость одной дополнительной пушки?
г) как измениться КПВ, если бы мы стали использовать новые технологии?
Табл.1: Исходные данные
Автомобили (шт.) | ||||||
Пушки (шт.) |
4. Функция средних переменных издержек фирмы совершенного конкурента имеет вид AVC=5+0,2 Q. Зная, что фиксированные издержки 40, а цена продукта равна 11, определите объем выпускаемой продукции и прибыль фирмы.
5. Номинальный ВВП равен 750 млрд., естественный уровень безработицы 5%, фактический уровень безработицы 9%. Какой объём продукции недопроизведен в стране? (Коэффициент Оукена равен 2,5)
6. Допустим, что номинальный ВВП увеличился с 500 млрд.р. до 450 млрд.р., а дефлятор ВВП с 125 до 100 %. Как измениться реальный ВВП?
7. В экономике страны «Альфа» функция инвестиций описывается уравнением I=40+0,4У, а функция сбережений S=-20+0,6У, где У –величина национального дохода. Определите равновесный уровень У.
8. Экономическая рента – это:
а) плата за ограниченный ресурс;
б) цена ресурса на конкурентном рынке;
в) цена готовой продукции;
г) превышение оплаты фактора производства над трансфертным доходом.
9. Если бы эластичность спроса на утюги была нулевой, это означало бы, что:
а) по имеющимся ценам можно продать любое количество утюгов;
б) данное количество утюгов будет куплено по сколь угодно высоким ценам;
в) потребность в товаре полностью насыщена;
г) потребители не согласятся ни на какие изменения в объемах и ценах утюгов.
10. Максимум удовлетворения потребностей достигается, когда:
а) предельная полезность равна 0;
б) предельная полезность максимальна;
в) предельная полезность минимальна;
г) все перечисленное неверно.
11. Теоретические причины существования естественных монополий
Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:
· Естественные монополии во вводных курсах микроэкономики обычно описываются следующим образом: дается их определение, а затем приводятся конкретные примеры. В тени при этом остаются теоретические причины существования естественных монополий. Почему в одних отраслях они возникают, а в других нет?
· Попробуйте самостоятельно «реконструировать» неизвестную вам теорию естественных монополий. Как связана вероятность формирования естественной монополии и пропорция постоянных и переменных издержек при производстве данного продукта?
· Какую роль в формировании естественных монополий играет соотношение минимума долгосрочных издержек и размеров рынка? Как, например, будет выглядеть рыночная ситуация, если общая потребность в продукте составляет 1 млн. штук, а самые низкие издержки обеспечивает предприятие с производственными мощностями в 600 тыс. шт.? Сколько фирм будет обслуживать такой рынок? Изменится ли суть ситуации, если размеры рынка составят 1,2 млн. штук?
· Какую роль в формирование естественных монополий вносят технологии? В частности, какова роль разнообразных сетей?
Вариант 4
1. Рыночная цена единицы продукции составляет 70 р. Величина средних издержек при оптимальном выпуске продукции, составляющем 12 единиц продукции, равна 80 руб. Величина средних переменных издержек при этом же объеме выпуска равна 50.р.
Какое решение,по Вашему мнению, в краткосрочном периоде должна принять фирма-совершенный конкурент в данных условиях:уйти с рынка или остаться и почему? Дайте графическую иллюстрацию.
2. На приведенных ниже графиках спроса показаны изменения в количестве продаж для случая, когда цены на товар - меняются от Р1 до Р2 (варианты А, В, С).
Вариант А Вариант В Вариант С
PPP
5 4 3
4 2 2
QQQ
2 4 4 6 4 5
а) определите коэффициент эластичности для этих трех вариантов перехода от Р1 к Р2 ;
б) в каком случае потребитель реагирует эластично, неэластично, пропорционально-эластично?
в) насколько высоки в каждом отдельном случае сумма расходов домашнего хозяйства и выручка предпринимателя, если товары продаются по цене Р2 ?
г) начертите в системе координат кривые спроса для случая совершенно эластичной и совершенно неэластичной реакции потребителя.
3.Спрос на землю выражается функцией Qd=100-2R, где Qd- площадь земельных угодий, R-арендная плата. Если Qd=90га, ставка банковского процента равна 12 % определите цену 1 га земли и равновесную ставку ренты.
4. Рассчитайте ВВП и НД, используя приведенные ниже условные данные (млрд.руб):
Заработная плата наемных работников - 200,0
Амортизация - 15,0
Государственные закупки товаров и услуг - 60,0
Чистые внутренние инвестиции - 70,0
Личные потребительские расходы - 250,0
Косвенные налоги на бизнес - 18,0
Экспорт товаров и услуг - 16,0
Импорт товаров и услуг - 20,0
Доходы от собственности 100,0
Рентные платежи - 31,0
Поступления процентов от вложенного капитала - 10,0
5. Вы вложили в предприятие собственные денежные средства в размере 20 млн.руб. По итогам года были получены следующие результаты:
а) общий доход от деятельности составил 10 млн.руб.
б) бухгалтерские издержки составили 8 млн.руб.
в) банковский процент составил 15%.
Получите ли Вы при данных результатах деятельности предприятия нормальную прибыль? Удачно ли Вы разместили свои денежные средства?
6. Определите каким является каждое утверждение: истинным или ложным. Объясните по каким причинам.
1. Экономический рост - это увеличение номинального объема ВНП за определенный период времени.
2. Природные ресурсы - важный фактор экономического роста в России.
3. Предположим, что в двух странах объем ВНП одинаков и равен 500 млрд. долл. Если годовой темп роста ВНП в первой стране составил 3%, а во второй - 5%, то разница в величине годового прироста ВНП между этими странами составляет 10 млрд. долл.
4. Экономический рост - важная предпосылка повышения качества жизни.
7.Рассчитайте, какой доход получит владелец акции, если ее номинальная стоимость составляет 2500 долл., цена приобретения - 10000 долл., а дивиденд - 100 долл.
8. Чем отличается монополистическая конкуренция от совершенной?
а) разнородностью продукции
б) множеством продавцов
в) легкостью входа и выхода
г) множеством покупателей
9.Спрос на труд:
а) непосредственно связан с уровнем заработной платы;
б) непосредственно связан с предложением продукта, произведенного этим трудом;
в) определяется спросом на машины и оборудование;
г) определяется спросом на продукт, который производиться этим трудом.
10. Какая из перечисленных величин не включается в ВВП, рассчитанный по сумме расходов:
а) государственные закупки;
б) валовые инвестиции;
в) чистый экспорт;
г) заработная плата.
Эссе