Современные модели макроэкономического регулирования

В зависимости от роли государства в экономическом процессе исследователи выделяют два типа экономик.
1) с минимальным участием государства в макроэкономическом регулировании;
2) с максимальным участием государства в макроэкономическом регули-ровании.
При минимальном участии государства в регулировании национальной экономики доминирует система рыночного саморегулирования.

Экономика ориентирована на либеральные механизмы. Ее суть наиболее полно отражена в концепции "рей-ганомика" (США), получившей соответствующее название в честь политика, занимающегося ее практической реализацией (президента Р. Рейгана).
В такой структуре государство выполняет минимально необходимые функции:
• обеспечения рынка деньгами;
• регулирования внешних эффектов;
• производства общественных товаров;
• управления нерыночным сектором хозяйства.
В варианте с максимальным участием государства в макроэкономическом регулировании предполагается дополнение рассмотренного механизма прежде всего системой социального регулирования. Такой тип регулирования распространен в странах с развитым государственным сектором экономики — Швеции, Австрии, Германии, Японии и др.
При этом государство дополнительно акцентирует внимание на пробле-мах:
• регулирования социальных отношений;
• создания условий для эффективного хозяйствования;
• стабилизации экономического развития.
Основы данного механизма нашли воплощение в моделях социально-ориентированной экономики - шведской, германской, японской и др. Их особен-ность - в ориентации на социальные механизмы, наиболее полное решение соци-альных проблем.
Современные исследователи делают упор на особенности, специфику социально-экономического развития стран.
Каждая страна должна определить собственный путь развития, в наибольшей мере отвечающий ее интересам, ориентировать на него свое развитие. Например, "тэтчеризм" отражает специфику Англии. Россия должна ориентироваться на механизмы, в наибольшей мере отражающие ее спе-цифику и соответствующие ее интересам. Ориентация на стандарты, возможность применения готовых моделей к реформируемым экономическим системам сегодня представляется нецелесообразной.
В условиях преобразований перед Россией встали задачи:
1) выбора направлений макроэкономического регулирования, здесь в наибольшей мере должны найти отражение специфика и особенности России, ориентация ее на созидательные преобразования, повышение жизненного уровня народа;
2) создания российской модели экономики, соответствующей российским национальным традициям, российскому менталитету. Для реализации этого необходимо формирование государственных и иных институтов, усиливающих управляемость национальной экономикой — законодательства, органов экономического регулирования, специализированных исследовательских структур;
3) социальной ориентации экономики, что соответствует ст. 7 Конституции РФ (1993), согласно которой государство обязано обеспечить достойную жизнь и развитие человека.
В современной российской экономике монополизм государственного управления разрушен. Сформированные управленческие структуры регулируют деятельность на различных уровнях: федеральном и региональных. При этом деятельность субъектов Федерации отражает региональную специфику в сочетании с определенными вертикалью государственной исполнительной власти установками.
В экономическом процессе сочетаются государственный и рыночный механизмы. Мера сочетания "отрабатывается" исследовательскими структурами, практикой, механизмами проб и ошибок.
В настоящее время проводится административная реформа, направленная на то, чтобы механизм управления сделать наиболее эффективным.
Сформирована трехуровневая система управления, включающая:
• Министерства, ориентированные, в основном, на нормотворческую функцию.
• Федеральная служба — на надзор и контроль.
• Федеральные агентства — на оказание услуг населению.

Косвенное регулирование, как правило, осуществляется с помощью экономических рычагов — денежно-кредитной, финансовой, ценовой политики.
Прямое государственное регулирование — осуществляется в форме директив, обязательных для выполнения, распространяется, преимущественно, на объекты, находящиеся в государственной собственности.

Наши рекомендации