Развития и уровня жизни населения
1. Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения.
2. Социальные нормы и нормативы. Система социальных стандартов.
3. Прогнозирование и регулирование доходов и расходов населения.
1. Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень
жизни населения
Социальная политика государства– это комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, по духовному и физическому развитию населения, по оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.
Социальная политика включает следующие составные части:
1) политика доходов населения. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы;
2) социальная защита граждан. Включает оказание материальной и другой поддержки социально уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам, безработным, многодетным семьям и др.). Такая поддержка со стороны государства носит многоплановый характер. Ее главное содержание состоит в формировании необходимых финансовых ресурсов, в своевременном и адресном оказании поддержки нуждающимся. Ресурсы создаются за счет налоговых сборов в бюджет, различных целевых отчислений со стороны предприятий и организаций реального сектора экономики и других поступлений;
3) развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания. Социальная политика в данной сфере включает перечень различных мер по дальнейшему развитию данных отраслей, максимальной доступности и охвату населения.
4) молодежная политика. Включает вопросы образования, профессиональной подготовки, воспитания, занятости, улучшения жилищных условий, поддержки учащихся и студентов, талантливой молодежи, адаптации вхождения в трудовую деятельность юношей и девушек в возрасте до 30 лет.
Уровень жизни населения– это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами. Он характеризуется системой количественных и качественных показателей: общим объемом потребляемых благ и услуг, реальными доходами, размерами оплаты труда, социальными выплатами, накопленным имуществом, денежными сбережениями, условиями труда, продолжительностью свободного времени и т. д.
В качестве обобщающего показателя оценки уровня жизни населения ООН рекомендован индекс человеческого развития (ИЧР), учитывающий следующие компоненты:
– размер ВВП на душу населения с учетом покупательной способности денежной единицы;
– продолжительность жизни;
– уровень образования граждан.
2. Социальные нормы и нормативы. Система социальных стандартов
Необходимость проведения активной социальной политики, направленной на поддержание уровня жизни населения и обеспечение социальной защиты наиболее нуждающихся граждан, обусловливает широкое использование в прогнозировании и планировании социальных нормативов. Они широко используются в качестве базы при обосновании мероприятий по повышению уровня жизни и его выравниванию в территориальном разрезе, по выделению необходимых средств в непроизводственное строительство и при определении масштабов производства различных товаров и услуг.
Социальные нормативыпредставляют собой научно обоснованные общественные ориентиры, являются эталонами, к достижению которых необходимо стремиться при решении проблем социально-экономического развития.
Исходя из количественных и качественных требований, разрабатываются три вида социальных нормативов: минимально необходимые, рациональные (оптимальные) и максимально допустимые для отдельных условий труда и состояния окружающей среды.
В зависимости от особенностей потребления социальные нормативы могут быть индивидуальными и коллективными. Первые рассчитываются на одного человека. Это нормы потребления товаров и услуг, обеспеченности жилой площадью и др. Вторые применяются в отношении жизненных благ совместного пользования – предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения.
Одним из важнейших социальных нормативов является минимальный потребительский бюджет.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ)– это стоимость материального обеспечения жизни человека по научно обоснованным нормам и нормативам на продукты питания, основные непродовольственные товары и платные услуги. МПБ характеризует ту величину доходов, которая позволяет удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм, возмещающих энергетические затраты организма, достаточные для жизнедеятельности взрослого человека, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте, минимальные потребности в предметах одежды, санитарии и гигиены, культурные потребности, оплату жилищно-коммунальных услуг и транспорта.
На практике применяются два метода разработки МПБ – статистический и нормативный. Статистический метод используется при определении потребительских расходов населения на основе данных обследования бюджетов семей. Нормативный метод применяется при наличии минимально допустимых с научной точки зрения норм.
Чаще всего нормы и нормативы используются при определении потребностей на продовольственные товары. Другими словами, потребительская корзина рассчитывается нормативно-статистическим методом: по продовольственным товарам – на основе минимальных норм и нормативов; по непродовольственным товарам и услугам – по структуре расходов той группы семей, потребление которой соответствует минимальной потребительской корзинке.
Минимальный потребительский бюджет должен использоваться в качестве социального норматива при установлении минимальной заработной платы (МЗП), пенсий и стипендий.
Назначение минимальной заработной платы – обеспечить доход работающего или уровень компенсационных выплат социально уязвимым группам населения не ниже прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета.
3. Прогнозирование и регулирование доходов и расходов населения
В СНС система показателей доходов основывается на концепции, предложенной английским экономистом Дж. Хиксом. Ее суть состоит в том, что доходопределяется как максимальная сумма, которую можно использовать на потребление и накопление за год, без уменьшения имеющихся накоплений (имущества, сбережений) на начало года. Например, доходом не могут считаться суммы, связанные с продажей недвижимости, валюты, транспортных средств, так как это просто перевод материальных активов в финансовые и наоборот, если эти покупки связаны с имеющимися ранее накоплениями.
Согласно концепции Дж. Хикса, используется следующая система показателей доходов домашних хозяйств, отражающих различные этапы процесса распределения доходов: первичные доходы, располагаемые доходы, скорректированные располагаемые доходы.
1. Первичные доходы = валовая заработная плата + смешанный доход (валовая прибыль) + отчисления на соцстрахование (фактические и условно исчисленные) + сальдо доходов от собственности + доходы от жилищных услуг, оказанные владельцами жилья самим себе.
2. Располагаемые доходы = первичные доходы – текущие выплаченные трансферты (отчисления на соцстрахование, тарифы, налоги, социальные выплаты, взносы и т. д.) + текущие полученные трансферты (пенсии, пособия, стипендии, поступления из профсоюзных, страховых организаций, расходы предприятий на социальнокультурные услуги своим работникам и т. д.).
3. Скорректированные располагаемые доходы = располагаемые доходы + расходы органов государственного управления и некоммерческих организаций на обслуживание населения (оказания им льготных и бесплатных услуг).
К доходам населения относятся все виды денежных и натуральных доходов, получаемых и используемых для потребления, а также материальные затраты учреждений непроизводственной сферы, оказывающих бесплатные услуги населению. Сумма денежных, натуральных доходов и материального потребления в сфере общественного обслуживания представляет собой номинальные доходы населения.
Реальные доходы– это величина номинальных доходов за вычетом платежей, взносов, пересчитанных на индекс изменения цен. При определении реальных доходов населения значительная роль отводится прогнозированию доходов и расходов населения на основе баланса денежных доходов и расходов населения. Схема баланса денежных доходов и расходов населения приведена в табл. 1.
Таблица 1
Баланс денежных доходов и расходов населения
Доходы | Расходы и сбережения |
Оплата труда рабочих, служащих, колхозников и других категорий | Покупка товаров |
Доходы от продажи продуктов сельского хозяйства | Оплата услуг и другие расходы |
Социальные трансферты, поступления из финансовой системы | Обязательные платежи и добровольные взносы |
Доходы от собственности | Покупка жилых помещений |
Прочие доходы | Прирост вкладов, приобретение ценных бумаг, покупка валюты |
Всего денежных доходов | Всего денежных расходов и сбережений |
Превышение расходов над доходами Превышение доходов над расходами | Превышение доходов над расходами |
Итого | Итого |
Баланс денежных доходов и расходов населения относится к числу наиболее важных балансов, используемых в прогнозировании и планировании экономического и социального развития. Он отражает денежный оборот между населением, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, организациями – с другой. Используется баланс для установления в планах-прогнозах правильных соотношений между величиной денежных средств, товарных ресурсов, объемом платных услуг, сбережениями, для достижения устойчивости денежного обращения и принятия соответствующих регулирующих воздействий со стороны органов управления.
В доходной части баланса показываются все номинальные денежные поступления населению наличными деньгами и по безналичным перечислениям от предприятий и организаций.
В расходной части баланса показываются все расходы, связанные с покупкой товаров по всем каналам их реализации. К оплате услуг и другим расходам относятся квартирная плата, платежи за коммунальные услуги, оплата бытовых услуг, взносы в детские учреждения, расходы на путевки, лечение в платных поликлиниках, туризм, кино, спорт, на оплату услуг транспорта, связи и прочие расходы. Обязательные платежи и добровольные взносы связаны с налоговыми выплатами, оказанием спонсорской помощи и др.
Специфика прогнозирования социального развития и уровня жизни проявляется в том, что не всегда удается адекватно выразить процессы, происходящие вне сферы материального производства. Используя даже систему моделей и прогнозов можно описать и проанализировать лишь отдельные стороны такой экономической категории, как уровень жизни.
Балансовый метод применяется при определении уровней перспективного потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров.
Метод экономического анализа используется для качественного описания и определения развития потребностей, как в настоящем, так и в прогнозируемом периоде.
Нормативный метод в среднесрочном прогнозировании спроса и розничного товарооборота базируется на использовании норм рационального и минимального потребления продуктов питания и непродовольственных товаров, а также на использовании нормативов обеспеченности товарами длительного пользования.
Методы экономико-математического моделирования применяются для определения количественных характеристик возможной структуры спроса и товарооборота в среднесрочном прогнозировании.
Метод экспертных оценок основан на получении информации о будущем состоянии спроса и предложения и розничного товарооборота на основе мнений отдельных экспертов и последующей обработки результатов индивидуальных оценок в обобщенную экспертную оценку.
Контрольные вопросы для самоподготовки
1. Основные объекты социальной политики государства.
2. Государственное регулирование рынка труда.
3. Основные направления социальной защиты населения.
4. Государственные стандарты и гарантии.
5. Статистические показатели, характеризующие уровень жизни населения.
6. Понятие и показатели уровня жизни населения.Лекция 11. Прогнозирование и планирование производственной инфраструктуры и развития сферы обслуживания
1. Методы прогнозирования объёма перевозок грузов и пассажирооборота.
2. Прогнозирование и планирование развития непроизводственной сферы.