Причины создания территорий опережающего развития на Дальнем Востоке

В условиях экономического кризиса, Российская Федерация ищет новые инструменты по поддержанию и стимулированию нашей экономики. Сегодня в России самыми трудными для развития являются Сибирь и Дальний Восток. Дальневосточный федеральный округ является самым большим. Общая площадь данного района – порядка 36% от территории РФ, при этом численность населения составляет чуть больше 4% от населения всей страны[4]. Однако из-за своей отдаленности от центральной части России, приток населения на сегодня является весьма низким, из-за чего заметен дефицит рабочих кадров, которые необходимы для развития промышленности Дальнего Востока. Перспективы развития Дальнего Востока связывают с наличием здесь огромного количества природных ресурсов. Вместе с тем практика освоения возможностей региона осложнена недостаточно развитой инфраструктурой, а также миграцией населения.

В связи с этим, одним из инструментов развития экономики Дальнего Востока стало создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).

По словам президента РФ В.В. Путина, развитие дальневосточных территорий – это исторически преемственный курс для России, поэтому «подъем Дальнего Востока это наш национальный приоритет на весь XXI век».

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнев считает: «На Дальнем Востоке созданы беспрецедентные условия экономического развития территории». А министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока А.С. Галушка говорит: «Нам выпала большая честь и огромная ответственность – развивать наш Дальний Восток».

При выборе Дальнего Востока учитывался ряд основополагающих моментов. Во-первых, возможность на территории региона обеспечивать экономический рост выше среднего по количественным и качественным характеристикам. Во-вторых, ТОСЭР должен создаваться там, где уже есть инвестиционные проекты и потенциальные инвесторы, которые были бы заинтересованы в их реализации. В-третьих, должны были учитываться инфраструктурные проблемы региона[5].

Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» была принята в 2013 г. Идея создания ТОСЭР появилась именно в новой редакции программы 2014 г., и в конце того же года был подписан закон о ТОСЭР.

Первостепенной задачей он ставит развитие Дальнего Востока, поэтому первые три года специальные территории будут создаваться только на территории Дальневосточного федерального округа. При этом границы ТОСЭР не включают в себя субъекты Федерации целиком, а представляют собой отдельные площадки, на которые будут распространяться закрепленные законом льготы. Закон подразумевает создание ТОСЭР на территории любых субъектов Федерации, однако на первом этапе ТОСЭР выступают в качестве специфического инструмента развития Дальнего Востока[6]. Распространение данного механизма на остальную территорию страны предполагается лишь при получении успешных результатов.

ТОСЭР по сути имеет все признаки свободных экономических зон. На этих площадках устанавливается режим осуществления предпринимательской деятельности с особыми благоприятными условиями для привлечения инвестиций, ускоренного социально-экономического развития и обеспечения комфортных условий для жизнедеятельности населения. Территории опережающего развития имеют свою специализацию, поскольку Правительством РФ утверждается перечень видов экономической деятельности, которыми могут заниматься резиденты. Для зарегистрированных в них предприятий будут действовать различные льготы (налоговые каникулы, сниженные налоговые ставки, таможенные льготы). На территориях также вводится облегченный режим для иностранной рабочей силы: не требуется разрешение на работу, не будут действовать квоты. Отсутствуют и пошлины на любые ввозимые для производственных нужд импортные товары. Для резидентов ТОСЭР предусмотрен более широкий набор льгот, по сравнению с особыми экономическими зонами[7]:

– снижение ставки по налогу на прибыль (0–5% в течение первых пяти лет после получения первой прибыли);

– снижение ставки по налогу на добычу полезных ископаемых;

– освобождение от уплаты налогов на имущество и землю;

– снижение ставок обязательных платежей по страховым взносам с 30% до 7,6% в течение 10 лет с момента получения статуса резидента;

– обнуляются все экспортные и импортные таможенные пошлины;

– бесплатное получение земли и готовой инфраструктуры;

– снимаются практически все ограничения на набор иностранной силы;

– свободная таможенная зона;

– упрощенный государственный контроль;

– ускоренные и облегченные административные процедуры, в т.ч. получение разрешения на строительство, прохождение таможни и т.д.

Резидентами территории опережающего развития могут являться только вновь создаваемые предприятия, не имеющие филиалов и представительств за ее пределами. Таким образом, перенос деятельности действующих предприятий на территорию ТОСЭР невозможен. Данный аспект является объектом постоянной критики со стороны деловых кругов и экспертного сообщества, поскольку ставит действующие предприятия в заведомо неконкурентное положение по сравнению с резидентами ТОСЭР. Минимальный объем инвестиций должен составлять 500 тыс. руб. при наличии инвестиционного проекта высокой степени проработки. Малые и средние предприятия, не удовлетворяющие этим условиям, могут быть вовлечены в деятельность на территориях опережающего развития опосредованно, через оказание сервисных и производственных услуг для участников ТОСЭР.

Наши рекомендации