Производные макр-ие показ СНС. Харак-ка мак-их показателей РФ.
Система национальных счетов (СНС) связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели- объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНС представ собой совр-ую систему сбора и обработки информации и прим-ся практически во всех странах длямак-го анализа рыноч экономики. Она позвол в наглядной форме представ ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т. е. производства, распределения, перераспределения и конечисп-ия. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования.1.(ВНП) –рын стоимость всех предназначенных для конеч потребления товар и услуг, произведенных принадлеж данной стране факторами производства в течение опред периода времени (года).2.(ВВП)изме стоимость конеч продукции, произведенной на территории данной страны за опред период, независимо от того, находфакторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам. Конеч товарами и услугами яв-ся те из них, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не испол в целях промежуточного потребления.Номинальный ВНП (ВВП)измер стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или в текущих денежединицах.Реальный ВНП (ВВП)соизмеряет физический объем выпуска в экономике в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же или в постоянных ценах (сопоставимых, базисных). Для расчета реального объема ВНП выбирается базисный год.3.Совокупный общественный продукт (СОП).Представ собой сумму цен всех произведенных за год товаров и услуг. СОП превышает ВВП на величину импорта и промежуточного продукта (ПП), под которым подразумевается стоимость товаров и услуг, потребленных в процессе производства ВВП.4.Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД).ВНРД = ВНП + Чистые трансферты из-за рубежа.5.Чистый национальный продукт (ЧНП).ЧНП = ВНП – стоимость износа основного капитала (амортизационные отчисления).6.(НД).Единственным компонентом, не отражающим истинного вклада эконом ресурсов в ЧНП, яв-ся косвенные налоги. Значит, чтобы определить показатель общего объёма з/пл, рентных платежей и прибыли, необходимо вычесть из ЧНП сумму косвенных налогов. Полученный показатель носит название «НД».НД = ЧНП – Косвенные налоги + Субвенции.7.Располагаемый личный доход (РЛД).РЛД = ЛД – Личные налоговые и неналоговые платежи.Основные риски в достижении прогнозируемых параметров объема, темпов роста и индекса-дефлятора ВВП связаны:1. с сохранением высокой зависимости российской экономики от мировых цен на топливно-энергетические ресурсы;2. обеспечением прогнозируемого роста инвестиций в основной капитал;3. усилением влияния возрастающего объема импорта на конкурентоспособность российских товаров.
5.Основные макроэкономические тождества.Система основных показателей национального продукта позвол вывести ряд мак-их тождеств (их 3): 1)Основ макр-ое тождество (тождество дохода) отражает равенство доходов и расходов. На данном тождестве базируется вся макроэкономика, оно примен в дальнейшем и для составления креста Кейнса, и для описания инфляционных и рецессионных разрывов и пр.Y = C + I + G + NX где Y — НД или ВВП; С — потребительские расходы; I — инвестиции; G — гос-ые расходы; NX — чистый экспорт, разница м/у экспортом и импортом.2)Тождество сбережений и инвестиций.Совокуп расходы в эк-ке (при учете только домашхозяйств и фирм) состоят из потребительских расходов домохозяйств С и инвестиционных расходов фирм I: E = С + I, а совокупный доход – из потребления С и сбережений S: Y ≡ С + S. Поскольку совокупные расходы Е тождественно равны совокупному доходу Y, то С + I ≡ С + S, и, следовательно, инвестиции тождественно равны сбережениям: I ≡ S. Это тождество принято представлять так:I = S.Совокупные сбережения делятся на частные (Sp), государственные (Sg) и сбережения остального мира (Sr): S = Sp + Sg + Sr.3)Тождество госбюджета.Гос-ые сбережения могут быть использованы либо на покрытие госдолга, либо для сокращения денеж массы. Это тождество принято представлять так: Sg = - (ΔM + ΔB) где ΔM – изменение денежной массы; ΔB - изменение суммы выпущенных облигаций. Если имеется дефицит бюджета, то он может быть профинансирован выпуском денег или облигаций:BD = - Sg или BD = ΔM + ΔB.Частные сбережения могут быть использованы на увелич реал активов или оставаться в форме гос-ых облигаций или наличности:Sp = I + ΔM + ΔBp.Сбережения остального мира могут быть использованы на покупку облигаций нашей страны: Sr = ΔBr.Сумма трех видов сбереж с точки зрен их исп-ия дает нам известное тождество: S = I.Предполаг, что все облигации, выпущенные государством (ΔB), покупаются либо частным сектором (ΔBр), либо иностранцами (ΔBr), т.е. ΔB = ΔBр + ΔBr.
6.Теневая экономика: сущность и пути преодоления.Тен эк-ка (также скрытая экономика, неформальная экономика) — эконом-ая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Яв-ся ненаблюдаемой, неформальной частью эк-ки, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть вкл виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включв себя нелегальные, кримин виды эк-ки, но не ограничивается ими. Таким образом, тен эк-ка как бы распадается на три крупных блока: 1.Неофиц эк-ка. Сюда входят все легально разрешенные виды эконом деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство услуг, товаров, сокрытие этой деятельности от налогообложения. 2. Фиктивная экономика. Это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничества, связанные с получением и передачей денег. 3. Подпольная эк-ка. Под ней понимаются запрещенные законом виды эконом деятельности. Причины теневой экономики: -Экономические факторы: высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.) -Соц факторы: низкий ур-нь жизни населения, что способ развитию скрытых видов экономической деятельности; высокий уровень безраб и ориентация части насел на получение доходов любым способом.-Правовые факторы: несовершенство законод-ва; недостат деятельность правоохран-ых структур по пресечению незаконной и криминальной эконом деятельности;несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью, •незащищенность прав собственности. Подходы к борьбе с теневой экономикой.-Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. - Второй — репрессивный. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказанияОсновными в системе мер по борьбе должны стать следующие решения и мероприятия:· проведение безусловной всеобщей уголовамнистии по налоговым и экон-им не насильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);
· компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству
акциями банков и корпораций;· введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);· установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;· стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;