Экономические доводы против политики протекционизма

Наряду с экономическими доводами в пользу протекционизма имеют место экономические доводы против политики протекционизма. Противники протекционизма предлагают следующие доводы не в его пользу (см. рис. 40.1):

1) сокращение импорта косвенно уменьшает экспорт отечественных товаров и услуг;

2) изоляция от внешней торговли уменьшает общий объем реального дохода;

3) тарифы на импорт не способствуют выравниванию издержек производства внутри страны и за границей. Хотя выгода, получаемая от внешней торговли, всецело основана на различиях в издержках, тем не менее ввоз товаров и услуг производственного назначения будет способствовать снижению национальных издержек и выравнивать их с затраченными издержками;

4) введение тарифа может сократить занятость и доходы отдельных категорий рабочих. Этого никто не отрицает. Поскольку рабочая сила представляет собой важный и гибкий фактор производства, то представляется, что одни рабочие проигрывают, а другие выигрывают от сужения внешней торговли;

5) введение тарифов на импорт в качестве ответной меры обычно вызывает еще большее повышение пошлин со стороны других стран и только в редких случаях может служить эффективным орудием для взаимного снижения пошлин.

Аргументация вышеизложенных доводов противоречит экономической теории сравнительного преимущества. И вот почему. Каждая нация получает выгоды от торговли благодаря специализации,отказываясь от некоторых видов деятельности и переключая свои ресурсы в такие сферы, где имеются сравнительно большие преимущества. Мощь экспортных отраслей и правильная фискальная и денежная политика способны сохранить широкие возможности для поддержания общей занятости, так что нация со спокойной совестью может стремиться к увеличению реального дохода, которое станет возможным благодаря специализации в соответствии с принципами сравнительного преимущества

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Одним из направлений развития внешней торговли является создание зон свободной торговли, или таможенных союзов.

При создании таможенных союзов участвующие в нем страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но каждая сохраняет свой уровень таможенной защиты по отношению к другим странам.

Присоединение стран к таможенному союзу может принести как выигрыш, так и проигрыш. Такой неоднозначный результат закономерен, поскольку вступление в таможенный союз сопровождается расширением торговли со странами-партнерами по союзу и одновременным свертыванием торговли с другими странами. Выиграет страна или проиграет от присоединения к таможенному союзу, зависит от того, какой эффект будет преобладать: эффект расширения или эффект свертывания торговли.

Экономическая интеграция ¾ важное средство либерализации торговли. Самым ярким примером является Европейский Союз, образованный из трех сообществ: Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), или «Общий рынок», Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В Европейском Союзе отменены внутренние торговые барьеры, применяется общая система пошлин в отношении развивающихся стран и предусматривается свобода движения рабочей силы и капитала. В 1947 г. было создано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ): а) с целью стимулирования применения недискриминационного режима для всех торгующих стран; б) для снижения уровня пошлин; в) для устранения импортных квот.

В последние годы в некоторых странах, особенно с переходной экономикой, наблюдается возрождение протекционизма, однако эмпирические данные показывают, что издержки протекционистской политики перевешивают ее выгоды.

Неудивительно, что либеральные экономисты единодушно возражали против крайне высоких тарифных пошлин и одобряли торговые соглашения, которые имеют своей целью снижение торговых барьеров.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

Наши рекомендации