Политика регулирования доходов населения

Политика регулирования доходов населения, как еще одна составляющая социальной политики, представляет собой совокупность принципов, мер и средств регулирующего воздействия в области доходов.

Под доходом понимают общую сумму денежных (и натуральных) поступлений субъекта из всех источников в течение данного периода времени.

Доходы могут принимать разные формы. Основными современными формами доходов считаются:

· заработная плата;

· прибыль;

· рента;

· процент (на капитал);

· государственные (трансфертные) платежи.

Несмотря на различия этих форм, каждая из которых имеет свою собственную сущность, они все могут представляться в трех основных видах доходов:

1) номинальном;

2) располагаемом;

3) реальном.

На рис.9.2 схематически представлены доходы населения. Говоря обобщенно об источниках современных доходов, следует отметить два основных: во-первых, экономическая деятельность, когда она осуществляется в той или иной сфере экономики в пределах существующих в данной стране законов, и, во-вторых, так называемая теневая деятельность, не вписывающаяся в существующие законы, но приносящая субъекту доход. По разным источникам, теневая экономика составляет от 5 до 20% и даже до 50% ВНП разных стран.

Осуществляя регулирующую деятельность в области доходов, государство изучает фактическое их распределение с помощью специальных показателей и методов. Широко используются при этом децильный коэффициент дифференциации, показывающий соотношение доходов 10% населения с наибольшими доходами и 10% с наименьшими доходами, а также квинтильный коэффициент дифференциации, рассчитываемый как соотношение 20% населения с наибольшими и наименьшими доходами.

 
  Политика регулирования доходов населения - student2.ru

Для этого же используют «кривую Лоренца». График кривой Лоренца показывает степень неравенства в распределении доходов. На одной оси графика – доля (%) общего дохода, а на другой – доля семей (%), получающих такую-то долю дохода. Если бы каждая группа семей получала равную долю дохода, это отразилось бы на прямой абсолютного равенства (АР). Но реальное распределение отклоняется больше или меньше от этой прямой и образует кривую Лоренца. Чем больше ее выгнутость, тем больше неравенство. На рис.9.3 представлен график с кривой Лоренца.

Инструментами государства при регулировании доходов с целью уменьшения неравенства их распределения служат:

· трансфертные платежи;

· налоги;

· регулирование цен и др.

Однако даже в развитых странах, как признают американские авторы К.Макконнелл и С.Брю, «несмотря на некоторый прогресс бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой»[64].

 
  Политика регулирования доходов населения - student2.ru

Проблема бедности – острейшая проблема во многих странах мира. Под бедностью понимается такое экономическое состояние части населения, при котором оно не имеет минимальных нормативных средств существования и не способно к самовоспроизводству своей жизни.

Количественная оценка бедности опирается на черту бедности – границу, определяемую тем минимально необходимым уровнем, ниже которого невозможно обеспечить удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

Различаются абсолютная и относительная черта бедности. Под абсолютной чертой бедности понимают такой уровень жизни, который учитывает только основные физиологические потребности человека. А относительная черта бедности определяется на основе сравнительного сопоставления со сложившимся средним уровнем доходов по стране. Например, в странах ЕС эта черта проводится ниже половины средних суммарных доходов домашних хозяйств данной страны.

Учитывается и показатель глубины бедности, показывающий среднее отклонение доходов бедных семей от величины прожиточного минимума.

ООН в своих документах опирается, определяя бедность, на следующий показатель: гражданин относится к бедным, если его личные расходы на потребление составляют 2 доллара в день. По данным ООН, таких бедных в мире насчитывается более 2 млрд. человек, т.е. 30% населения Земли.

Но мировая экономическая наука выделяет также категорию крайне бедных – живущих на менее чем 1 доллар в день. Таковых насчитывается в разных странах 1,2 млрд. человек, т.е. пятая часть народонаселения Земли – крайне бедные (нищие). Нищета, как видим, представляет огромную мировую проблему, и бороться с ней можно и нужно только сообща, всем миром.

При социально-ориентированном подходе политика регулирования доходов в силу особенности такого вида экономической системы занимает очень важное место. Ее главная задача не допускать или на первом этапе минимизировать ту часть населения, которая оказывается за чертой бедности. С этим связана и вторая задача – снизить поляризацию населения по доходам, в меру экономической необходимости и возможности снизив децильный коэффициент его дифференциации, который, кстати, в странах ЕС равен 6, а в Швеции = 3. В Российской Федерации, по разным источникам, он составляет от 15 до 30. В Республике Беларусь он равен 5,6.

Наши рекомендации