Основные научные направления макроэкономики и проблемы ее регулирования
Макроэкономика в реальной жизни – очень сложное, да к тому же, и динамичное образование. Поэтому ее трудно исследовать, тем более трудно давать единственный ответ и выписывать одно «лекарство». В связи с этим по многим вопросам макроэкономики в науке сложилось несколько разных точек зрения. Их можно сгруппировать по основным научным направлениям.
Классическое (неоклассическое) направление (представляемое Ф.Кенэ, А.Смитом, Д.Рикардо, А.Маршаллом и неоклассиками) исходит из следующего:
· рыночная экономика является совершенной и саморегулируемой;
· цены на рынках гибкие, уравновешивающиеся;
· экономические субъекты действуют рационально – под влиянием своего интереса, т.е. выгоды;
· вмешательство государства не нужно.
Кейнсианское направление (по имени Дж.М.Кейнса), отрицающее ряд положений классического направления в связи со сформировавшимся несовершенным видом рыночной экономики, утверждает следующее:
· цены перестали быть гибкими (из-за монополий);
· экономика (ее рынки) взаимозависимы, поэтому «сбои» в одном звене вызывают неравномерность и неравновесие в другом;
· экономические субъекты действуют нерационально, т.е. не только под воздействием экономического интереса, но и различных ожиданий, психологических моментов и т.п.;
· экономика перестала быть саморегулируемой, ее должно регулировать государство.
Монетаристское направление (М.Фридман и др.), выступающее против положений кейнсианства, отстаивает следующее:
· деньги – основной элемент рыночной экономики;
· изменения в денежном секторе – первичные, они главные по отношению ко всем изменениям в реальном секторе экономики;
· государство должно регулировать только лишь деньги, осуществляя жесткое сдерживание денежной массы.
Особенность макроэкономики состоит в том, что она отражает и изучает сложную, взаимозависимую реальность – экономику в целом, а это должно служить основой грамотной и взвешенной экономической политики.Такая политика представляет совокупность принципов и средств, призванных обеспечивать условия для здорового развития макроэкономики, при котором осуществляются устойчивый экономический рост и рациональная занятость ресурсов.
Важно заметить, что в современном мире достаточно ясно просматриваются (и реализуются) два основных подхода к регулированию макроэкономики: один из них – рыночный (либерально-рыночный), а другой – социально регулируемый.
Согласно рыночному подходу экономика на макроуровне развивается под воздействием объективных законов и сил рынка. А регулирующее влияние государства весьма ограничено и сводится только к правовому обеспечению норм (правил) функционирования рыночных структур и защите прав бизнеса.
Однако, как показала история, стихийные, неконтролируемые рыночные процессы во многом разрушительны как для общества, так и для природы (безработица, инфляция, кризисы, экологические бедствия, войны). Поэтому развитие рыночной экономики вызвало к жизни и другой подход – социально регулируемый. Главное его отличие от рыночного в том, что особым направлением регулирующего воздействия государства становится защита не только бизнеса, но и других социальных групп общества, общества в целом.
Это обусловлено тем, что не только самому бизнесу рынок несет серьезные риски (убытки, банкротства и т.п.). И другим участникам рыночных отношений рынок также несет угрозы. Среди таких угроз (рисков) – безработица, инфляция, производственные травмы и инвалидность, бедность и нищета, недоступность дорогой медицинской помощи и дорогого образования и т.п.
Кроме того, с развитием общества все больше потребность и шире круг так называемых общественных благ – тех товаров и услуг, потребление которых кем-либо не уменьшает их доступности для других. Основными формами таких благ служат: охрана общественного порядка; охрана окружающей среды; защита от эпидемий; национальная оборона и т.п.
Эти блага и услуги нужны всем, но затраты на такие блага не приносят прибыли, поэтому они неинтересны для частного бизнеса. Ими должно заниматься государство.
Таким образом, социально регулируемый подход к макроэкономике в отличие от рыночного подхода расширяет функции и ответственность государства перед членами своего общества за достижение главной цели – обеспечить условия как для экономической, так и социальной устойчивости данного общества.
Чтобы добиться выполнения главной своей цели, государство при таком подходе использует широкий набор средств. Ими могут быть правовые, административные, экономические и социальные средства (рис.1.7).
На разных этапах и при адаптации к разным условиям такие средства, в общем их наборе, могут менять свое место и значимость. Это происходит на основе гибкой адаптационной государственной политики, изменяющей в связи с конкретной ситуацией свои приоритеты и задачи.
Контрольные вопросы к теме №1
1. Что такое макроэкономика и каковы ее отличия от микроэкономики?
2. Что служит предметом изучения макроэкономики?
3. Что такое модель макроэкономики?
4. Как Вы охарактеризуете различия между эндогенными и экзогенными переменными в моделях макроэкономики?
5. Что такое переменные запаса? А переменные потока?
6. Чем отличаются модели статические и динамические?
7. Как Вы понимаете агрегированный подход в макроэкономике?
8. Какие экономические субъекты работают в макроэкономике?
9. Что представляет собой основное макроэкономическое тождество и в чем его экономический смысл?
10. Назовите основные модели кругооборота в макроэкономике.
11. На какие основные научные направления опирается макроэкономика? Чем они различаются? Почему возможны разногласия в науке?