Вопрос 8. факторы совокупного спроса
- Ценовые (причина отрицательного наклона кривой)
v эффект % ставки
v эффект богатства
v эффект импортных закупок
- неценовые
v изменение в потребительских расходах
· благосостояние потребителя
· ожидания потребителя
· задолженность потребителя
· налоги
v изменение в инвестиционных расходах
· % ставки
· ожидание прибыли от инвестиций
· налоги с предприятий
· технология
· избыточные мощности
v изменение государственных расходов
v изменение в чистом экспорте
· национальный доход зарубежных стран
· валютные курсы
Действие факторов совокупного спроса AD
Ценовые – движение по кривой Неценовые – сдвиг кривой
Вопрос 9. Совокупное предложение: вид кривой
Совокупное предложение (AS) – aggregate supply.
AS - Модель, представляющая уровень реального наличного объема производства, который может и готово произвести общество при любом уровне цен;
AS - Модель изменения издержек общества по достижению данного объема пр-ва (Ур).
Создание Ур приносит собственникам ресурсов доход.
AS = w + R +% +П.
1 – кейнсианский (неполная занятость)
2 – промежуточный (близкое к полной)
3 – классический (полная занятость)
Факторы совокупного предложения.
· Ценовые: их действие связано с механизмом взаимодействия спроса и предложения и корректирующих функций цен на каждом отдельном рынке.
Приспособл. пр-ва и совокупного предложения к спросу, обуславл. изменение потребления, ведет к развитию национальной экономики, проявляясь в повыш. ВНП.
· Неценовые:
- Изменение цен на ресурсы
Ø Отечественные
Ø Импортные
Ø Тип структуры ресурсного рынка
- Изменение в производительности (эффективности)
- Изменение правовых норм
Ø Налоги, субсидии
Ø Государственное регулирование
Действие факторов AS графически
Ценовые – движение вдоль AS Неценовые – сдвиги AS
Вопрос 10. Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения
Изменение общего уровня цен имеет разную реакцию у AS и AD.
Эластичность – реакция на изменение уровня цен.
EAD=EAS- устойчивое равновесие
EAD>EAS- условно устойчивое равновесие
EAD<EAS- неустойчивое равновесие
Устойчивое равновесие Условно устойчивое Неустойчивое равновесие
Равновесие
Изменение равновесия
1. AD
de = const; У
2. AD
de; У
3. AD
de; У = const
Вопрос 11. Эффект храповика
Эффект впервые описан в книге экономиста Роберта Хиггса. Эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары, но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению цен, особенно в краткосрочном периоде - цены сохраняются стабильными. Сложность состоит в том, что цены, как на товары, так и на ресурсы, становятся негибкими и не проявляют тенденции к снижению. Экономические показатели, раз возросшие, не обязательно снижаются, по крайней мере, до первоначального уровня.
Поэтому некоторые экономисты усматривают в такой тенденции эффект храповика (храповик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Эффект храповика показывает, что увеличение совокупного спроса повышает уровень цен, а при уменьшении спроса не всегда происходит падение цен в течение короткого периода.
Причинами возникновения эффекта могут быть действия профсоюзов, препятствующих снижению номинальной заработной платы, а также монополизм на рынках.
Анализ последствий уменьшения совокупного спроса показывает, что:
1) на кейнсианском отрезке реальный объем национального производства уменьшится, а уровень цен останется неизменным;
2) на классическом отрезке цены упадут, а реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости;
3) на промежуточном отрезке и реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшатся.
AD : AD1àAD2
У2, d1
¯AD: AD2àAD1
УE3, dE2
или ¯ AS