Классификация торговых барьеров
Чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на уве-личение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соот-ветствии с целями государственной политики.
Торговые барьеры делятся на экономические и административные, валютно-финансовые. В частности, к барьерам экономического характера относятся антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина), компенсационные. К барьерам административного характера можно отнести эмбарго - запрещение импорта (прямой или косвенный запрет), количественные ограничения, лицензирование. Валютно-финансовые методы проявляются в валютном контроле. Одной из мер валютного контроля является введение множественных валютных курсов, когда обмен валюты для оплаты различных товаров производится по разным курсам, в результате сдерживается импорт тех товаров, оплата которых требует обмена валюты по самому невыгодному курсу.
В целом инструменты торговой политики делятся на тарифы и нетарифные барьеры.
Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.
Таможенный тариф – в зависимости от контекста может определяться как:
· систематизированный перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу;
· инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
· конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
· фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
· протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам;
· балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Нетарифные барьеры (всего около 800) подразделяются на четыре группы:
1.Количественные ограничения –административная форма нетарифного регулировнаия торгового регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством на определенный промежуток времени.
Квоты классифицируются на:
o экспортные- вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;
o импортные- вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную политику других государств;
o глобальные- устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени для обеспечения необходимого уровня внутреннего потребления потребления;
o индивидуальные- установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар;
o сезонные квоты - устанавливаются на импорт сельскохозяйственной продукции на определенное время года.
В международной практике также используются тарифные квоты, по которым импорт товаров в пределах установленных объемов осуществляется без взимания таможенных пошлин, при превышении квоты импортер выплачивает более высокие пошлины.
Контингентирование- ограничение государством номенклатуры («контингента») товаров в пределах установленных импортных или экспортных квот в стоимостном или натуральном выражении на определенный период времени. Контингентирование непосредственно связано с лицензированием, поскольку выдача квот сопровождается предоставлением соответствующей лицензии.
Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
«Добровольное» ограничение экспорта –количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
2.Скрытые методы торговой политики –разнообразные барьеры не таможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.
Существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:
· Технические барьеры- требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая мероприятия по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие.
· Внутренние налоги и сборы, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.
· Политика в рамках государственных закупок –скрытый метод, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.
· Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке.
3.Финансовые методы торговой политики предусматривают дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами являются:
Субсидия- денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. Субсидии делятся на:
· Прямые – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода, это дотации производителю при его выходе на внешний рынок.
· Косвенные –скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.
· Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой и дискриминационной торговой политики против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.
· Экспортная субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.
Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Но может быть и такая ситуация, когда импортный тариф приводит к падению внутренней цены на импортный товар в случае сильного падения его относительной цены на мировом рынке в результате введения тарифа, ка применение экспортной субсидии может привести к падению внутренней цены на экспортный товар из-за чрезмерного падения его относительной цены на мировом рынке. Такая ситуация именуется как парадокс Метцлера.
Экспортное кредитование – метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
Демпинг- метод финансовой нетарифной торговой политик, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок по ценам ниже себестоимости или, по крайней мере, по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, т.е. демпинг является формой международной ценовой дискриминации. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, так и за счет государственных субсидий.
В основе демпинга обычно лежит рыночная ситуация, при которой эластичность спроса по цене на внутреннем рынке ниже, чем на внешнем.
4. Неэкономические методы регулирования, включающие правовые инструменты и прежде всего торговые договоры.
Отношения, возникающие в области внешней торговли и в других видах внешнеэкономических связей, составляют весьма обширную и важную сферу международного сотрудничества, урегулированного нормами международного права., в международных экономических отношениях выработаны и применяются специальные или отраслевые принципы, действие которых направлено в первую очередь на формирование торгово-политических режимов.
Широкое признание получили следующие специальные отраслевые принципы:
· принцип наибольшего благоприятствования;
· принцип национального режима;
· принцип преференциального режима;
· принцип свободы транзита;
· принцип гласности внешнеторгового законодательства.
Принцип наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) означает в его общем понимании право каждого договаривающегося государства на основе взаимности пользоваться всеми преимуществами, которое другое договаривающееся государство предоставляет любым третьим государствам по согласованному кругу отношений.
Принцип национального режима наряду с РНБ подразумевает предоставление государством иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам режима, аналогичного тому, которым пользуются отечественные юридические и физические лица, товары, услуги и т.п.
Принцип свободы транзита включает в себя РНБ и его значимость состоит в обеспечении стабильного доступа товаров к рынкам любой страны и не дискриминационного доступа всех субъектов к транспортным инфраструктурам на равных наиболее выгодных условиях.
Принцип гласности внешнеторгового законодательства является важнейшей нормой, исполнение которой позволяет планировать внешнеторговые операции с учетом всевозможных препятствий, которые могут появиться в связи с изменение внешнеторгового законодательства (законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего характера относительно классификации или оценки товаров для таможенных целей, ставок пошлин и других сборов, запрещений).
Принцип преференциального режима состоит в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран.
Наиболее распространен режим наибольшего благоприятствования или режим недискриминации, который предоставляет всем участникам равные условия.
Фиксация особенностей сотрудничества конкретных государств, применение принципов международного экономического права, закрепление обязательств в области торгово-политического регулирования обеспечивается посредством двусторонних и многосторонних соглашений.
Многостороннее регулирование осуществляется:
· в рамках интеграционных объединений, в частности Европейского союза (ЕС) в составе 25 государств;
· на основе международных товарных соглашений и картелей производителей и экспортеров (типа ОПЕК);
· регулирование международной торговли осуществляется специализированными международными организациями - Всемирной торговой организацией (ВТО) и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).