Глава 22. Издержки производства

В предыдущих главах наше внимание было сосредоточено на поведении потребителей и влиянии их поведе­ния на спрос. Теперь мы займемся изучением поведения производителей и ответим на вопрос, как оно связано с предложением продуктов. Как было показано в главе 3, важнейшим фактором, определяющим способность и стрем­ление фирм поставлять продукт на рынок, являются издержки производства этих продуктов. Производство любого товара требует затрат экономических ресурсов, которые в силу своей относительной редкости имеют определенные цены. Количество какого-либо продукта, которое фирма стремится предложить на рынке, зависит от:

• цен (издержек) и эффективности использования ресурсе в s необходимых для его производства;

• цены, по которой товар будет продаваться на рынке.

В этой главе речь пойдет об общей природе издержек производства, В нескольких последующих главах будут рассмотрены проблемы спроса, ценообразования; мы также попытаемся понять, как фирмы сравнивают доходы и затраты и определяют объем и структуру производства, маскимизирующие прибыль. Цель нашего исследова­ния - показать, как эти решения влияют на экономическую эффективность.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ

Существование экономических издержек объясня­ется недостатком (редкостью) ресурсов и возмож­ностью их альтернативного использования. Приме­нение некоего набора ресурсов для производства какого-то товара означает отказ от других произ­водственных возможностей. Издержки в экономи­ке непосредственно связаны с отказом от возмож­ности производства альтернативных товаров и ус­луг. Точнее говоря, экономические, или альтернатив­ные, издержки любого ресурса, используемого для

производства товара, равны его стоимости, или цен­ности, при наилучшем из всех возможных вариан­тов применения.

Такая концепция издержек получила воплоще­ние в кривой производственных возможностей, рас­смотренной в главе 2. Так, альтернативные издерж­ки производства дополнительных пицц в натураль­ном выражении равны затратам на производство промышленных роботов, от которых придется от­казаться. Аналогичным образом стань, использован­ная для строительства офисных зданий, оказывает­ся потерянной для изготовления автомобилей или холод ил ьникхж Бумага, на которой напечатан этот учебник, не годится для издания эн цикл one ции или романов. И если рабочий на конвейере способен собирать как персональные компьютеры, так и сти­ральные машины, то издержки, понесенные обще­ством при использовании этого рабочего на компь­ютерном заводе, будут равны тому вкладу, который он мог бы в противном случае внести в производ­ство стиральных машин.

Явные и скрытые издержки

Давайте теперь рассмотрим издержки с точки зре­ния отдельной фирмы. Опираясь на понятие аль­тернативных издержек, мы можем сказать, что эко­номические издержки — это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые, фир­ма должна обеспечить поставщикам ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от альтернатив­ных вариантов использования. Эти выплаты, или доходы, могут быть либо явными, либо скрытыми.

Денежные выплаты, то есть денежные расходы фирмы в пользу «посторонних» поставщиков тру­довых услуг, сырья и материалов, топлива, транс­портных услуг, энергии и т.д., называются явными издержками. Иными словами, явные издержки представляют собой плату за ресурсы поставщи­кам, не принадлежащим к числу владельцев дан­ной фирмы.

Однако помимо этого фирма может использо­вать определенные ресурсы, принадлежащие ей са­мой. Согласно нашей концепции альтернативных издержек, независимо от того, является ли ресурс собственностью предприятия или привлечен со сто­роны, любое использование ресурса связано с не­которыми издержками. Затраты собственных и са­мостоятельно используемых ресурсов представляют собой неоплачиваемые, скрытые, или условно-рас­четные, изд е р ж ки, С т о ч ки з р е н и я ф и р м ы э г и скры­тые (вмененные) издержки равны денежным плате­жам, которые могли бы быть получены за самосто­ятельно используемый ресурс при наилучшем из всех возможных способов его применения.

Для примера предположим, что вы зарабатывае­те 20 тыс. дол. в год, будучи торговым представите­лем компании, производящей компакт-диски. Вы принимаете решение открыть собственный магазин розничной торговли компакт-дисками. Вы вклады­ваете 20 тыс. дол. своих сбережений, которые при­носили вам 1000 дол. в год (в виде процентов). Вы также решаете отвести под вашу новую фирму при­надлежащее вам маленькое торговое помещение, к ото рое вы до этого с д а в ал и в арен д у за 5 т ы с, д о л < в год. Кроме того, для помощи в магазине вы наня­ли себе одного служащего.

После года работы вы подвели итоги своих опера­ций и обнаружили следующую картину (в тыс. доп.):

Общая выручка от реализации.............................................................120

Себестоимость компакт-дисков.............................40

Жалованье служащего................................................20

Коммунальные успуги......................................................5

Общие [явные) издержки.............................................................................65

Бухгалтерская прибыпь..................................................................................55

Но эта бухгалтерская прибыль не в полной мере от­ражает экономическое положение вашего предпри­ятия, потому что в ней не учтены скрытые издерж­ки. Экономически важным фактором является об­щее количество использованных вашим предприя-тием ресурсов (а не сумма потраченных долларов). Предоставляя свой собственный финансовый капи­тал, помещение и труд, вы несете скрытые издерж­ки (в форме упущенного дохода), состоящие из 1000 дол+ процентов, 5 тыс. дол. арендных платежей и 20 тыс, дол. заработной платы. Кроме того, пред­положим, что ваш предпринимательский талант, приложенный к другим видам бизнеса аналогичных масштабов, стоит 5 тыс, дол+ в год. Таким образом (в тыс. дол.):

Бухгалтерская прибыль......................................

Упущеиные проценты.......................................

Упущенная арендная плата..........................

Упущенная зарплата.........................................

Упущенный предпринимательский

доход...........................................................................

Общие скрытые издержки................................

Экономическая прибыль....................................

................1

................5

.............20

.........31

......... 24

Наши рекомендации