Эластичность предложения: рыночный период
Рыночный период — это время непосредственно после изменения рыночной цены, когда производители ire успевают отреагировать и изменить объем предложения. Предположим, что мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой уро-жаи пом идоров дан ного сезона. Кривая п редложе-ния будет совершенно неэластична (вертикальна); фермер продаст все, что он привез, независимо от того, высока или низка цена. Почему? Потому что он все равно не сможет предложить больше помидоров, чем привез на своем грузовике, даже если. цена помидоров превысит его ожидания. Даже если бы он захотел предложить больше, помидоры невозможно вырастить за ночь. Понадобится целый сельскохозяйственный сезон, чтобы отреагировать на повышение цены и вырастить больше продукции. С другой стороны, поскольку помидоры - продукт скоропортящийся, фермер не может изъять его
с рынка, даже если цена окажется ниже его ожиданий, — он все равно продаст то, что привез. _,..;.л,
Раньше мы уже объяснили, почему для вычисления процентных изменений величины спроса и иены и с п ол ь зу ются ц е н трал ь н ы е то ч к и. П р е д п ол о -жим, цена повысилась с 4 до 6 дол,, вызвав рост величины предложения с 10 до 14 единиц продукта. Процентное изменение величины предложения составляет 4/Г2, или 33%, а йены - 2/5, или 40%:
В данном случае предложение неэластично, так как коэффициент ценовой эластичности меньше единицы. В тех случаях, когда Es больше единицы, предложение эластично. Если коэффициент равен единице, то предложение характеризуется единичной эластичностью. Отметим также, что Es не может принимать отрицательных значений, так как цена и величина предложения находятся в прямой зависимости. Поэтому в отличие от эластичности спроса в этом случае не нужно избавляться от знаков «минус*. Основной фактор, определяющий ценовую эластичность предложения, — это количество времени, которым располагает производитель, для того чтобы ответить на данное изменение цены продукта, Реакция фирмы на рост цены продукта, например рост цены на новогодние елки, зависит от ее способности перераспределить ресурсы из производства других продуктов (цены на эти товары мы считаем постоянными) на производство елок. А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее это время, тем сильнее «подвижность» ресурсов. Следовательно, мы можем ожидать боль-
И зд ер жк и производства в это м с луч а е н е п о вл и -ягот на принятое решение — продать свой товар. Даже если цена помидоров упадет гораздо ниже уровня издержек производства, фермер, тем не менее, полностью реализует свой товар, просто чтобы не потерять все, если помидоры испортятся. Таким образом, в пределах очень короткого рыночного периода предложение томатов со стороны нашего фермера — неличина постоянная: он может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена; причем угроза порчи вынуждает фермера продать всю продукцию, какой бы низкой ни была цена.
На рис, 20-За представлена кривая совершенно неэластичного предложения со стороны фермера в пределах кратчайшего рыночного периода. Заметьте, что наш фермер не способен отреагировать на предполагаемое увеличение спроса, например, с Dx до D2, — ему не хватает времени, чтобы расширить предложение. Рост цены с Р0до Длишь нормирует потребление фиксированного количества продукта, но никоим образом не ведет к росту его производства. Однако не все кривые предложения будут совершенно неэластичными в кратчайший период после изменения цен. Если продукция не является скоропортящейся и цены на нее растут, то производители легко могут увеличить предложение за счет своих запасов нераспроданной продукции. Поэтому кривая предложения будет иметь небольшой положительный наклон. Для нашего фермера, выращивающего помидоры, рыночным периодом будет полный срок их созревания, в то время как для производителя продукции, которая может долго и при низких затратах храниться, может вообще не существовать рыночного периода.
Эластичность предложения:краткосрочный период
В пределах краткосрочного периода производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными. Однако фирмы имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно. Так, за короткий период предприятие нашего фермера, под которым мы будем подразумевать его землю и сельскохозяйственную технику не претерпевает никаких изменений, но этого времени фермеру хватит для внедрения более интенсивных методов выращивания томатов: применения большего количества труда, удобрений и пестицидов для получения урожая. В результате на предполагаемое увеличение спроса фермер ответит увеличением производства, а это найдет отражение в большей эластичности предложения томатов, как показывает прямая Ss на рис. 20-36. Обратите внимание, что увеличению спроса (с D{ до А) соответствует в данном случае относительно боль-
шее, чем в пределах рыночного периода, изменение величины предложения (с Qu до Qs) и относительно меньшее изменение цены (с Р0 до Р5). Равновесная цена, таким образом, оказывается ниже в краткосрочном, чем в рыночном, периоде.