Дискреционная фискальная политика

Дискреционная фискальная политика — это созна­тельное манипулирование налогами и государствен­ными расходами, осуществляемое Конгрессом для

изменения реального ВВП и уровня занятости, кон­троля за инфляцией и стимулирования экономиче--ского роста. Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению федерального правительства. Следо­вательно, это происходит не автоматически, а толь­ко с согласия Конгресса.

Для простоты мы исходим из допущения, что государственные закупки не увеличивают и не со­кращают частные расходы. Кроме того, мы пред-: полагаем, что фискальная политика оказывает влияние только на совокупный спрос; она никак — ни намеренно, ни случайно — не воздействует на совокупное предложение. Оба допущения отпа­дут, когда мы будем анализировать сложности ре­альной экономики и недостатки дискреционной

фискальной политики, или просто фискальной политики.

Сначала мы рассмотрим фискальную политику в двух ситуациях: в период спада и при инфляции спроса.

Стимулирующая фискальная политика

В период спада возникает необходимость в стимули­рующей фискальной политике. Рассмотрим рис. 12-1, где мы предполагаем, что резкое снижение инвес­тиционных расходов привело к смещению кривой совокупного спроса в экономике от АВ{ до AD2. (Пока не обращайте внимание на стрелки и нис­ходящую пунктирную линию.) Возможно, перспек­тивы получения прибылей от инвестиционных про­ектов стали более туманными, поэтому инвести­ционные расходы и совокупный спрос значитель­но сократились. В результате этого реальный ВВП уменьшился с 505 млрд дол. — величины, близкой к уровню производства при полной занятости, — до 485 млрд дол. Это падение реального производства на 20 млрд дол. сопровождалось ростом безработи­цы, поскольку для производства меньшего объема продукции требуется меньше рабочей силы. Такая экономика находится в фазе спада с сопутствую­щей ему циклической безработицей.

Что в этих обстоятельствах должно предпринять федеральное правительство, чтобы оздоровить эко­номику? У него есть три основные возможности проведения фискальной политики: 1) увеличение государственных расходов; 2) сокращение налогов; 3) сочетание первых двух вариантов. Если федераль­ный бюджет сбалансирован, то фискальная поли­тика в период спада должна быть направлена на создание бюджетного дефицита, то есть на превы* шение государственных расходов над налоговыми поступлениями.

Увеличение государственных расходов. При прочих равных условиях увеличение государственных рас-

Реальный ВВП [в млрд дол.)

ход об приведет к смещению кривой совокупно­го спроса вправо от AD2 до ADit как показано на рис. 12-1. Чтобы понять, почему это происходит, предположим, что для ослабления спада правитель­ство выделяет дополнительные 5 млрд дол. на стро­ительство шоссейных дорог, систем спутниковой связи и федеральных тюрем. Мы представляем эти дополнительные 5 млрд дол. государственных рас­ходов горизонтальным отрезком между AD2 и пунк­тирной кривой, расположенной справа от AD2. При любом уровне цен реальный объем производимого продукта, на который предъявлен спрос (величина спроса), становится на 5 млрд дол. больше» чем до увеличения государственных расходов.

Но кривая совокупного спроса смещается вправо до ADU то есть спрос увеличивается больше чем на 5 млрд дол. дополнительных государственных расхо­дов. Это происходит потому, что эффект мультипли­катора приумножает первоначальное изменение спроса с каждым следующим циклом новых по­требительских расходов. Если ПСП в экономике со­ставляет 0,75, то простой мультипликатор равен 4, Кривая совокупного спроса сдвигается вправо на рас­стояние, в 4 раза превышающее длину отрезка, ко­торый представляет увеличение государственных рас­ходов на 5 млрд дол. Данное увеличение совокупно­го спроса происходит в пределах горизонтального от­резка кривой совокупного предложения, поэтому мультипликатор действует в полную силу и реаль­ный объем производства возрастает в 4 раза. Заметь­те, что реальный объем производства увеличился до 505 млрд дол., то есть возрос на 20 млрд дол, по срав­нению с уровнем в 485 млрд дол., наблюдавшимся во время спада. Одновременно сокращается безра­ботица, так как фирмы вновь нанимают работников, уволенных в период спада.

Рисунок 12-1.Стимулирующая фискальная

политика

Стимулирующая фискальная политика, пред­ставленная здесь, направлена на увеличение

государственных расходов-или уменьшение на­логов в целях выведения экономики из состоя­ния спада. В экономике при ПСП = 0,75 увели­чение государственных расходов на 5 млрд дол. или уменьшение личных нелогов на 6,67 млрд доп. (равно первоначальному увеличению по­требления на 5 млрд дол.) приводит к возрас­танию совокупного спроса от AD* до пунктирной кривой. Мультипликатор затем увеличивает пер­воначальные расходы до ADV Поэтому реаль­ный ВВП возрастает на искомые 20 млрд дол,

С н ижение нал ого в. Есть и ал ьтер н ат и в н ы й пут ь: для того чтобы кривая совокупного спроса сдвинулась вправо от AD2 ло АОъ правительство может снизить налоги. Предположим, правительство сократило лич­ный подоходный налог на 6,67 млрд дол,, и результа­те чего располагаемый доход увеличился на такую же величину. Потребление возрастет на 5 млрд дол. (= ПСП 0,75 х 6}67 млрд дол.), а сбережения увели­чатся на 1,67 млрд дол, (= ПСС 0,25 х 6,67 млрд до л.), В дан но м с луч ае гори зо11 тал ьн ы и отрезок меж­ду АОг и пунктирной кривой на рис. 12-1 представ­ляет исходное увеличение потребительских расходов, равное 5 млрд дол. Мы опять говорим о «первона­чальном*, или «исходном*, увеличении потребитель­ских расходов, потому что благодаря эффекту муль­типликатора оно возрастает в последующих циклах расходов. Кривая совокупного спроса сдвинется вправо на величину, в 4 раза превышающую перво­начальное увеличение потребления на 5 млрд дол., обусловленное снижением налогов. Реальный ВВП возрастет на 20 млрд дол+ — с 485 млрд до 505 млрд дол., а это означает, что мультипликатор равен 4. Со­ответственно увеличится и занятость.

Несомненно, вы заметили, что для одинакового сдвига кривой совокупного спроса впраио снижать налоги надо на большую сумму, чем увеличивать го­сударственные расходы. Это объясняется тем, что какая-то доля сокращения налогов вызывает уве­личение сбережений, а не потребления. Чтобы уве­личить первоначальное потребление на определенную сумму, правительство должно снизить налоги на величину, превышающую эту сумму. При ПСП, рав­ной 0,75, для будущего увеличения потребления на 5 млрд дол. налоги должны быть сокращены на 6,67 млрд дол., поскольку 1.67 млрд дол. идет на сбе­режения (а не на потребление). Если бы ПСП составляла, скажем, U,b, то для первоначального уве­личения потребления на 5 млрд дол. налоги надо было бы сократить на 8,33 млрд дол. Чем меньше величина ПСП, тем большее снижение налогов тре­буется для того, чтобы добиться определенного уве­личения потребления и определенного сдвига кри­вой совокупного спроса.

Сочетание увеличения государственных расходов и

снижения налогов. Правительство может одновре­менно увеличивать государственные расходы и сокращать налоги, чтобы вызвать желаемый перво­начальный рост расходов и в конечном счете уве­личить совокупный спрос и реальный ВВП, В эко­номике, представленной на рис. 12-1, государство могло бы увеличить свои расходы на 1,25 млрд дол. и в то же время снизить налоги на 5 млрд дол. Удо­стоверьтесь в том, что такое сочетание приведет к искомому результату - первоначальному увеличе­нию расходов на 5 млрд дол.

Если вы знакомы с материалом, изложенным в главах 9 и 10} рассмотрите три возможных варианта фискальной политики в свете анализа рецессион­ного разрыва, связанного с моделью совокупных расходов {рис. 10-8), Вспомните также из главы 11, что сдвиг кривой совокупного спроса вправо непо­средственно связан со смещением кривой совокуп­ных расходов вверх. (Ключевой вопрос 2.)

Сдерживающая фискальная политика

Когда возникает инфляция спроса, для контроля за ней необходима ограничительная, или сдерживаю­щая, фискальная политика. Рисунок 12-2 привлека­ет наше внимание к вертикальному отрезку кривой совокупного предложения. Предположим, что сдвиг

кривой совокупного спроса от ADS до Л/Л на верти­кальном отрезке кривой совокупного предложения повысил уровень цен с Л до Р4. (Пока не обращайте внимания на указывающие влево стрелки и пунк­тирную линию.) Это увеличение совокупного спро­са может быть, например, результатом резкого рос­та инвестиционных расходов или чистого экспорта. Если правительство собирается контролировать ин­фляцию, то его фискальные меры должны носить совершенно иной характер по сравнению с теми, которые оно применяло для борьбы со спадом. В по­добном случае правительство может: 1) сократить государственные расходы; 2) повысить налоги; 3) использовать два первых варианта,в сочетании. Когда экономика сталкивается с инфляцией спро­са, фискальная политика должна быть направлена на создание бюджетного избытка (профицита), то есть на превышение налоговых поступлений над госу­дарственными расходами.

Сокращение государственных расходов. Правитель­ство может сократить свои расходы для замедления темпов или полной ликвидации инфляции, что изо­бражено на рис. 12-2, где горизонтальный отрезок между ADA и пунктирной линией указывает на со­кращение государственных расходов на 5 млрд дол. Это уменьшение расходов сместит кривую совокуп­ного спроса влево от AD4 до АВЬ если процесс дей­ствия мультипликатора будет завершен. При усло­вии, что иены обладают гибкостью к понижению, они возвратятся на уровень Ръ то есть на уровень до начала инфляции. Реальный объем производст­ва останется на уровне максимальных производст­венных возможностей — 515 млрд дол,

В реальной экономике цены «устойчины* к по­нижению, поэтому, чтобы сдержать инфляцию, надо помешать росту уровня цен, а не пытаться снижать

дискреционная фискальная политика - student2.ru

О

Реальный ВВП [в млрд дол.)

Рисунок 12-2,

Сдерживающая фискальная

политика

Сдерживающая фискальная политика, пред­ставленная графически, опирается на сокраще­ние государственных расходов или на сдержива­ние инфляции спроса с помощью увеличения напогов. В экономике с ПСП, равным 0/75, умень­шение государственных расходов на 5 млрд дол, или повышение налогов на 6,67 млрд дол. (= первоначальному сокращению потребления на 5 млрд доп.] смещает кривую совокупного спро­са с AD* до пунктирной кривой- Эффект мульти­пликатора затем смещает кривую еще левее,

ближе к ДОэ. Общее сокращение совокупного

спроса сдерживает инфляцию спроса, их до прежнего уровня, Обычно инфляция спроса постоянно сдвигает кривую совокупного спроса вправо. Следовательно, цель фискальной полити­ки — остановить эти сдвиги, а не восстанавливать прежний, более низкий уровень цен. Тем не менее рис. 12-2 выявляет основной принцип: сокращение государственных расходов может сдержать инфля-

ц и ю С пр ос а.

Повышение налогов. Точно так же, как правитель ство снижает налоги для увеличения потребитель­ских расходов, оно может прибегнуть к повышению налогов для сокращения потребительских расходов. Если ПСП в экономике составляет 0,75, как на рис, 12-2, правительство должно повысить налоги на 6,67 млрд дол., чтобы потребление уменьшилось на 5 млрд дол. При повышении налогов на 6,67 млрд дол. сбережения сократятся на 1,67 млрд дол. (ТТСС 0,25 х 6,67 млрд дол.), и это сокращение сбе­режений по определению не является уменьшени­ем расходов. Но повышение налогов на 6,67 млрд дол. приведет к сокращению потребительских рас­ходов на 5 млрд дол. (ПСП 0,75 х 6,67 млрд дол.), что выражено отрезком между кривой ADA и пунк­тирной линией слева от нее (на рис, 12-2). Благода­ря эффекту мультипликатора совокупный спрос сместится влево на 20 млрд дол. при любом уровне цен (мультипликатор, равный 4x5 млрд дол+)* а уро­вень цен упадет с Р4 до Р2. Это обеспечит контроль за инфляцией спроса.

Сочетание сокращения государственных расходов и повышения налогов. для уменьшения совокупно­го спроса и контроля за инфляцией правительство может прибегнуть к сочетанию сокращения госу­дарственных расходов и повышения налогов. Что­бы проверить себя, определите, почему сокращение государствен ных расходов на 2 млрд дол. в сочета­нии с повышением налогов на 4 млрд дол, приве­дет к смещению кривой совокупного спроса от ADA до AD2.

Кроме того, если вы знакомы с материалом, из­ложенным в главах 9 и 10, то сможете объяснить три варианта фискальной политики в свете концеп­ции инфляционного разрыва, разработанной в мо­дели совокупных расходов (см. рис. 10-8). Вспом­ните из главы 11, что сдвиги кривой совокупного спроса влево соответствуют смещению кривой со­вокупных расходов вниз. (Ключевой вопрос 3.)

Финансирование дефицитов и ликвидация избытков

Влияние бюджетного дефицита на экономический рост зависит от источников финансирования это­го дефицита. А дефляционное воздействие бюд­жетного избытка зависит от того, как им распо­рядится правительство.

Займы или выпуск новых денег, Существуют два раз-личных способа, которыми федеральное правитель­ство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бу­маг) или за счет выпуска новых денег для его кре­диторов. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае разным.

L Заимствование. Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпри­нимателями за привлечение финансовых средств. Этот дополнительный спрос на финансы вызовет рост процентной ставки и вытеснит некоторые виды частных инвестиций и чувствительных к уровню процента потребительских расходов. Сокращение частных расходов сужает стимулирующее воздей­ствие государственных дефицитных расходов.

2. Создание денег. Если государственные расхо­ды дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, вытеснения частных инвести­ций можно избежать. Федеральные расходы могут возрастать, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Создание новых денег представляет собой более благоприятный для эконо­мического роста способ финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

Погашение долга или бездействующий бюджетный избыток. Вызванная избыточным спросом инф­ляция требует со стороны правительства таких фискальных мер, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект подобного излишка зависит от того, как пра­вительство им распорядится,

/, Погашение долга. Поскольку федеральное правительство США имеет накопленную задолжен­ность в размере 5,4 трлн дол., понятно, что ему при­ходится использовать излишек бюджетных средств для погашения долга. Используя излишек для пога­шения долга, правительство, однако, может сни­зить антиинфляционное воздействие самого факта создания им этого излишка. Для погашения долга правительство выкупает у населения часть своих долговых обязательств (облигаций). Но такой ме­рой правительство одновременно возвращает свой излишек от налоговых доходов назад — на денеж­ный рынок. В результате снижаются процентные ставки и снова начинают расти частные займы и расходы. Рост частных расходов в некоторой мере позволяет нивелировать сдерживающую фискаль­ную политику, которая привела к возникновению избытка бюджета.

2. Изъятие из обращения. Однако правительст­во может добиться большего антиинфляционного воздействия бюджетного избытка, просто аккуму­лируя избыточные средства и исключив любое их дальнейшее использование. Изымая избыток из обращения, правительство «урезает» общую поку­пательную способность экономики и до некоторой степени сдерживает ее. Если избыточные налоговые поступления не вливаются обратно в экономику, то тем самым исключается возможность дальнейшего расходования даже некоторой части бюджетного из­бытка. Таким образом, избыточные средства не смо­гут оказывать инфляционного давления на эконо­мику и ослаблять антиинфляционное воздействие сдерживающей фискальной политики. Следователь­но, мы можем заключить, что полное изъятие из об­ращения бюджетного избытка представляет собой более сдерживающую меру по сравнению с использо­ванием этих средств для погашения государственного долга.

Варианты политики: государственные расходы (G) или налоги (7)?

Какое из средств борьбы с экономическим спадом и инфляцией более предпочтительно — государст­венные расходы или налоги? Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от субъективной точки зрения на то, насколько велик государствен­ный сектор.

«Либеральные» экономисты, которые считают, что слишком много нерешенных задач в социальной области и инфраструктуре, обычно рекомендуют уве-личииать государственные расходы в периоды спада, В период инфляции спроса они рекомендуют увели­чивать налоги. Обе меры предполагают расширение или по крайней мере сохранение существующих раз­меров государственного сектора.

«Консервативные» экономисты, считающие, что государственный сектор слишком велик и неэффек­тивен, обычно выступают за снижение налогов в периоды спада и сокращение государственных рас­ходов в периоды инфляции спроса. Обе меры на­правлены или на сдерживание, или на расширение государственного сектора экономики.

Дискреционной фискальной политике, направ­ленной на стабилизацию экономики, может, таким образом, сопутствовать как расширение, так и со­кращение государственного сектора.

дискреционная фискальная политика - student2.ru

+ Закон о занятости 1 946 г+ вменяет в обязан­ность федеральному правительству обеспечение «максимальных зонятости, производства и покупа­тельной способности».

♦ Дискреционная фискальная политика - это це­ленаправленное манипулирование государственны­ми расходами и налоговыми поступлениями со сто­роны правительства для обеспечения полной занято­сти, стабильности цен и экономического роста.

+ Правительство прибегает к стимулирующей фи­скальной политике, которая проявляется в смещении кривой совокупного спроса вправо, для поощрения расходов и увеличения реального объема производ­ства. Эта политика предполагает увеличение госу­дарственных расходов, снижение налогов или соче­тание обеих мер.

+ Сдерживающая фискальная политика, которая проявляется в смещении кривой совокупного спроса влево, направлена на борьбу с инфляцией спроса. Эта политика предполагает сокращение государст­венных расходов, повышение налогов или сочетание обеих мер*

4- Воздействие фискальной политики на экономи­ческий рост ощутимее, когда бюджетный дефицит финонсируется в большей мере путем создания де­нег, а не путем заимствования; сдерживающий эф­фект фискальной политики будет большим, когда бюджетный избыток изымается, а не когда он исполь­зуется для сокращения долга.

Наши рекомендации