Дискреционная фискальная политика
Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое Конгрессом для
изменения реального ВВП и уровня занятости, контроля за инфляцией и стимулирования экономиче--ского роста. Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению федерального правительства. Следовательно, это происходит не автоматически, а только с согласия Конгресса.
Для простоты мы исходим из допущения, что государственные закупки не увеличивают и не сокращают частные расходы. Кроме того, мы пред-: полагаем, что фискальная политика оказывает влияние только на совокупный спрос; она никак — ни намеренно, ни случайно — не воздействует на совокупное предложение. Оба допущения отпадут, когда мы будем анализировать сложности реальной экономики и недостатки дискреционной
фискальной политики, или просто фискальной политики.
Сначала мы рассмотрим фискальную политику в двух ситуациях: в период спада и при инфляции спроса.
Стимулирующая фискальная политика
В период спада возникает необходимость в стимулирующей фискальной политике. Рассмотрим рис. 12-1, где мы предполагаем, что резкое снижение инвестиционных расходов привело к смещению кривой совокупного спроса в экономике от АВ{ до AD2. (Пока не обращайте внимание на стрелки и нисходящую пунктирную линию.) Возможно, перспективы получения прибылей от инвестиционных проектов стали более туманными, поэтому инвестиционные расходы и совокупный спрос значительно сократились. В результате этого реальный ВВП уменьшился с 505 млрд дол. — величины, близкой к уровню производства при полной занятости, — до 485 млрд дол. Это падение реального производства на 20 млрд дол. сопровождалось ростом безработицы, поскольку для производства меньшего объема продукции требуется меньше рабочей силы. Такая экономика находится в фазе спада с сопутствующей ему циклической безработицей.
Что в этих обстоятельствах должно предпринять федеральное правительство, чтобы оздоровить экономику? У него есть три основные возможности проведения фискальной политики: 1) увеличение государственных расходов; 2) сокращение налогов; 3) сочетание первых двух вариантов. Если федеральный бюджет сбалансирован, то фискальная политика в период спада должна быть направлена на создание бюджетного дефицита, то есть на превы* шение государственных расходов над налоговыми поступлениями.
Увеличение государственных расходов. При прочих равных условиях увеличение государственных рас-
Реальный ВВП [в млрд дол.)
ход об приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо от AD2 до ADit как показано на рис. 12-1. Чтобы понять, почему это происходит, предположим, что для ослабления спада правительство выделяет дополнительные 5 млрд дол. на строительство шоссейных дорог, систем спутниковой связи и федеральных тюрем. Мы представляем эти дополнительные 5 млрд дол. государственных расходов горизонтальным отрезком между AD2 и пунктирной кривой, расположенной справа от AD2. При любом уровне цен реальный объем производимого продукта, на который предъявлен спрос (величина спроса), становится на 5 млрд дол. больше» чем до увеличения государственных расходов.
Но кривая совокупного спроса смещается вправо до ADU то есть спрос увеличивается больше чем на 5 млрд дол. дополнительных государственных расходов. Это происходит потому, что эффект мультипликатора приумножает первоначальное изменение спроса с каждым следующим циклом новых потребительских расходов. Если ПСП в экономике составляет 0,75, то простой мультипликатор равен 4, Кривая совокупного спроса сдвигается вправо на расстояние, в 4 раза превышающее длину отрезка, который представляет увеличение государственных расходов на 5 млрд дол. Данное увеличение совокупного спроса происходит в пределах горизонтального отрезка кривой совокупного предложения, поэтому мультипликатор действует в полную силу и реальный объем производства возрастает в 4 раза. Заметьте, что реальный объем производства увеличился до 505 млрд дол., то есть возрос на 20 млрд дол, по сравнению с уровнем в 485 млрд дол., наблюдавшимся во время спада. Одновременно сокращается безработица, так как фирмы вновь нанимают работников, уволенных в период спада.
Рисунок 12-1.Стимулирующая фискальная
политика
Стимулирующая фискальная политика, представленная здесь, направлена на увеличение
государственных расходов-или уменьшение налогов в целях выведения экономики из состояния спада. В экономике при ПСП = 0,75 увеличение государственных расходов на 5 млрд дол. или уменьшение личных нелогов на 6,67 млрд доп. (равно первоначальному увеличению потребления на 5 млрд дол.) приводит к возрастанию совокупного спроса от AD* до пунктирной кривой. Мультипликатор затем увеличивает первоначальные расходы до ADV Поэтому реальный ВВП возрастает на искомые 20 млрд дол,
С н ижение нал ого в. Есть и ал ьтер н ат и в н ы й пут ь: для того чтобы кривая совокупного спроса сдвинулась вправо от AD2 ло АОъ правительство может снизить налоги. Предположим, правительство сократило личный подоходный налог на 6,67 млрд дол,, и результате чего располагаемый доход увеличился на такую же величину. Потребление возрастет на 5 млрд дол. (= ПСП 0,75 х 6}67 млрд дол.), а сбережения увеличатся на 1,67 млрд дол, (= ПСС 0,25 х 6,67 млрд до л.), В дан но м с луч ае гори зо11 тал ьн ы и отрезок между АОг и пунктирной кривой на рис. 12-1 представляет исходное увеличение потребительских расходов, равное 5 млрд дол. Мы опять говорим о «первоначальном*, или «исходном*, увеличении потребительских расходов, потому что благодаря эффекту мультипликатора оно возрастает в последующих циклах расходов. Кривая совокупного спроса сдвинется вправо на величину, в 4 раза превышающую первоначальное увеличение потребления на 5 млрд дол., обусловленное снижением налогов. Реальный ВВП возрастет на 20 млрд дол+ — с 485 млрд до 505 млрд дол., а это означает, что мультипликатор равен 4. Соответственно увеличится и занятость.
Несомненно, вы заметили, что для одинакового сдвига кривой совокупного спроса впраио снижать налоги надо на большую сумму, чем увеличивать государственные расходы. Это объясняется тем, что какая-то доля сокращения налогов вызывает увеличение сбережений, а не потребления. Чтобы увеличить первоначальное потребление на определенную сумму, правительство должно снизить налоги на величину, превышающую эту сумму. При ПСП, равной 0,75, для будущего увеличения потребления на 5 млрд дол. налоги должны быть сокращены на 6,67 млрд дол., поскольку 1.67 млрд дол. идет на сбережения (а не на потребление). Если бы ПСП составляла, скажем, U,b, то для первоначального увеличения потребления на 5 млрд дол. налоги надо было бы сократить на 8,33 млрд дол. Чем меньше величина ПСП, тем большее снижение налогов требуется для того, чтобы добиться определенного увеличения потребления и определенного сдвига кривой совокупного спроса.
Сочетание увеличения государственных расходов и
снижения налогов. Правительство может одновременно увеличивать государственные расходы и сокращать налоги, чтобы вызвать желаемый первоначальный рост расходов и в конечном счете увеличить совокупный спрос и реальный ВВП, В экономике, представленной на рис. 12-1, государство могло бы увеличить свои расходы на 1,25 млрд дол. и в то же время снизить налоги на 5 млрд дол. Удостоверьтесь в том, что такое сочетание приведет к искомому результату - первоначальному увеличению расходов на 5 млрд дол.
Если вы знакомы с материалом, изложенным в главах 9 и 10} рассмотрите три возможных варианта фискальной политики в свете анализа рецессионного разрыва, связанного с моделью совокупных расходов {рис. 10-8), Вспомните также из главы 11, что сдвиг кривой совокупного спроса вправо непосредственно связан со смещением кривой совокупных расходов вверх. (Ключевой вопрос 2.)
Сдерживающая фискальная политика
Когда возникает инфляция спроса, для контроля за ней необходима ограничительная, или сдерживающая, фискальная политика. Рисунок 12-2 привлекает наше внимание к вертикальному отрезку кривой совокупного предложения. Предположим, что сдвиг
кривой совокупного спроса от ADS до Л/Л на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения повысил уровень цен с Л до Р4. (Пока не обращайте внимания на указывающие влево стрелки и пунктирную линию.) Это увеличение совокупного спроса может быть, например, результатом резкого роста инвестиционных расходов или чистого экспорта. Если правительство собирается контролировать инфляцию, то его фискальные меры должны носить совершенно иной характер по сравнению с теми, которые оно применяло для борьбы со спадом. В подобном случае правительство может: 1) сократить государственные расходы; 2) повысить налоги; 3) использовать два первых варианта,в сочетании. Когда экономика сталкивается с инфляцией спроса, фискальная политика должна быть направлена на создание бюджетного избытка (профицита), то есть на превышение налоговых поступлений над государственными расходами.
Сокращение государственных расходов. Правительство может сократить свои расходы для замедления темпов или полной ликвидации инфляции, что изображено на рис. 12-2, где горизонтальный отрезок между ADA и пунктирной линией указывает на сокращение государственных расходов на 5 млрд дол. Это уменьшение расходов сместит кривую совокупного спроса влево от AD4 до АВЬ если процесс действия мультипликатора будет завершен. При условии, что иены обладают гибкостью к понижению, они возвратятся на уровень Ръ то есть на уровень до начала инфляции. Реальный объем производства останется на уровне максимальных производственных возможностей — 515 млрд дол,
В реальной экономике цены «устойчины* к понижению, поэтому, чтобы сдержать инфляцию, надо помешать росту уровня цен, а не пытаться снижать
О
Реальный ВВП [в млрд дол.)
Рисунок 12-2,
Сдерживающая фискальная
политика
Сдерживающая фискальная политика, представленная графически, опирается на сокращение государственных расходов или на сдерживание инфляции спроса с помощью увеличения напогов. В экономике с ПСП, равным 0/75, уменьшение государственных расходов на 5 млрд дол, или повышение налогов на 6,67 млрд дол. (= первоначальному сокращению потребления на 5 млрд доп.] смещает кривую совокупного спроса с AD* до пунктирной кривой- Эффект мультипликатора затем смещает кривую еще левее,
ближе к ДОэ. Общее сокращение совокупного
спроса сдерживает инфляцию спроса, их до прежнего уровня, Обычно инфляция спроса постоянно сдвигает кривую совокупного спроса вправо. Следовательно, цель фискальной политики — остановить эти сдвиги, а не восстанавливать прежний, более низкий уровень цен. Тем не менее рис. 12-2 выявляет основной принцип: сокращение государственных расходов может сдержать инфля-
ц и ю С пр ос а.
Повышение налогов. Точно так же, как правитель ство снижает налоги для увеличения потребительских расходов, оно может прибегнуть к повышению налогов для сокращения потребительских расходов. Если ПСП в экономике составляет 0,75, как на рис, 12-2, правительство должно повысить налоги на 6,67 млрд дол., чтобы потребление уменьшилось на 5 млрд дол. При повышении налогов на 6,67 млрд дол. сбережения сократятся на 1,67 млрд дол. (ТТСС 0,25 х 6,67 млрд дол.), и это сокращение сбережений по определению не является уменьшением расходов. Но повышение налогов на 6,67 млрд дол. приведет к сокращению потребительских расходов на 5 млрд дол. (ПСП 0,75 х 6,67 млрд дол.), что выражено отрезком между кривой ADA и пунктирной линией слева от нее (на рис, 12-2). Благодаря эффекту мультипликатора совокупный спрос сместится влево на 20 млрд дол. при любом уровне цен (мультипликатор, равный 4x5 млрд дол+)* а уровень цен упадет с Р4 до Р2. Это обеспечит контроль за инфляцией спроса.
Сочетание сокращения государственных расходов и повышения налогов. для уменьшения совокупного спроса и контроля за инфляцией правительство может прибегнуть к сочетанию сокращения государственных расходов и повышения налогов. Чтобы проверить себя, определите, почему сокращение государствен ных расходов на 2 млрд дол. в сочетании с повышением налогов на 4 млрд дол, приведет к смещению кривой совокупного спроса от ADA до AD2.
Кроме того, если вы знакомы с материалом, изложенным в главах 9 и 10, то сможете объяснить три варианта фискальной политики в свете концепции инфляционного разрыва, разработанной в модели совокупных расходов (см. рис. 10-8). Вспомните из главы 11, что сдвиги кривой совокупного спроса влево соответствуют смещению кривой совокупных расходов вниз. (Ключевой вопрос 3.)
Финансирование дефицитов и ликвидация избытков
Влияние бюджетного дефицита на экономический рост зависит от источников финансирования этого дефицита. А дефляционное воздействие бюджетного избытка зависит от того, как им распорядится правительство.
Займы или выпуск новых денег, Существуют два раз-личных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег для его кредиторов. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае разным.
L Заимствование. Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за привлечение финансовых средств. Этот дополнительный спрос на финансы вызовет рост процентной ставки и вытеснит некоторые виды частных инвестиций и чувствительных к уровню процента потребительских расходов. Сокращение частных расходов сужает стимулирующее воздействие государственных дефицитных расходов.
2. Создание денег. Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, вытеснения частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут возрастать, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Создание новых денег представляет собой более благоприятный для экономического роста способ финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.
Погашение долга или бездействующий бюджетный избыток. Вызванная избыточным спросом инфляция требует со стороны правительства таких фискальных мер, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект подобного излишка зависит от того, как правительство им распорядится,
/, Погашение долга. Поскольку федеральное правительство США имеет накопленную задолженность в размере 5,4 трлн дол., понятно, что ему приходится использовать излишек бюджетных средств для погашения долга. Используя излишек для погашения долга, правительство, однако, может снизить антиинфляционное воздействие самого факта создания им этого излишка. Для погашения долга правительство выкупает у населения часть своих долговых обязательств (облигаций). Но такой мерой правительство одновременно возвращает свой излишек от налоговых доходов назад — на денежный рынок. В результате снижаются процентные ставки и снова начинают расти частные займы и расходы. Рост частных расходов в некоторой мере позволяет нивелировать сдерживающую фискальную политику, которая привела к возникновению избытка бюджета.
2. Изъятие из обращения. Однако правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия бюджетного избытка, просто аккумулируя избыточные средства и исключив любое их дальнейшее использование. Изымая избыток из обращения, правительство «урезает» общую покупательную способность экономики и до некоторой степени сдерживает ее. Если избыточные налоговые поступления не вливаются обратно в экономику, то тем самым исключается возможность дальнейшего расходования даже некоторой части бюджетного избытка. Таким образом, избыточные средства не смогут оказывать инфляционного давления на экономику и ослаблять антиинфляционное воздействие сдерживающей фискальной политики. Следовательно, мы можем заключить, что полное изъятие из обращения бюджетного избытка представляет собой более сдерживающую меру по сравнению с использованием этих средств для погашения государственного долга.
Варианты политики: государственные расходы (G) или налоги (7)?
Какое из средств борьбы с экономическим спадом и инфляцией более предпочтительно — государственные расходы или налоги? Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от субъективной точки зрения на то, насколько велик государственный сектор.
«Либеральные» экономисты, которые считают, что слишком много нерешенных задач в социальной области и инфраструктуре, обычно рекомендуют уве-личииать государственные расходы в периоды спада, В период инфляции спроса они рекомендуют увеличивать налоги. Обе меры предполагают расширение или по крайней мере сохранение существующих размеров государственного сектора.
«Консервативные» экономисты, считающие, что государственный сектор слишком велик и неэффективен, обычно выступают за снижение налогов в периоды спада и сокращение государственных расходов в периоды инфляции спроса. Обе меры направлены или на сдерживание, или на расширение государственного сектора экономики.
Дискреционной фискальной политике, направленной на стабилизацию экономики, может, таким образом, сопутствовать как расширение, так и сокращение государственного сектора.
+ Закон о занятости 1 946 г+ вменяет в обязанность федеральному правительству обеспечение «максимальных зонятости, производства и покупательной способности».
♦ Дискреционная фискальная политика - это целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями со стороны правительства для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
+ Правительство прибегает к стимулирующей фискальной политике, которая проявляется в смещении кривой совокупного спроса вправо, для поощрения расходов и увеличения реального объема производства. Эта политика предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или сочетание обеих мер.
+ Сдерживающая фискальная политика, которая проявляется в смещении кривой совокупного спроса влево, направлена на борьбу с инфляцией спроса. Эта политика предполагает сокращение государственных расходов, повышение налогов или сочетание обеих мер*
4- Воздействие фискальной политики на экономический рост ощутимее, когда бюджетный дефицит финонсируется в большей мере путем создания денег, а не путем заимствования; сдерживающий эффект фискальной политики будет большим, когда бюджетный избыток изымается, а не когда он используется для сокращения долга.