Дискреционная фискальная политика

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ПЛАН

1. Дискреционная фискальная политика

2. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

3. Проблемы, возникающие в процессе осуществления фискальной по­литики

4. Государственный долг

Дискреционная фискальная политика

Фискальная политика – это политика правительственных расходов и налогообложения. Под дискреционной фискальной политикой понимают созна­тельное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, кон­троля над инфляцией и ускорением экономического роста.

Как влияют правительственные расходы на экономику?

Предположим, что правительство приняло решение осуществлять за­купки товаров и услуг на 20 млрд. долл. при любом уровне ЧНП. Очевидно, что учет правительственных расходов вызовет перемещение графика совокупных расходов относительно биссектрисы и приведет к мультиплицированному росту ЧНП. Это ясно видно на графике «совокупные расходы – выпуск» (рис. 1.1).

То же самое можно проследить по таблице, приведенной в предыдущей лекции. Увеличение государственных расходов на 20 млрд. долл., приведет к увеличению совокупных расходов при всех уровнях ЧНП. Исходя из того, что условием равновесия ЧНП является С + In + Xn + G = ЧНП, можно определить, что равновесный ЧНП возрастет с 470 млрд. долл. до 550 млрд. долл. т. е. уве­личится на 80 млрд. долл. = 20 млрд. долл. ´ МULТ.

 
  Дискреционная фискальная политика - student2.ru Дискреционная фискальная политика - student2.ru

Рис. 1.1 - Влияние государственных расходов на равновесный ЧНП

в модели «совокупные расходы – выпуск»

Влияние роста государственных расходов на равновесный ЧНП можно проследить и на модели «изъятия – инъекции» (рис. 1.2).

 
  Дискреционная фискальная политика - student2.ru Дискреционная фискальная политика - student2.ru

Рис. 1.2- Влияние государственных расходов на равновесный ЧНП

в модели «изъятия – инъекции»

Таким образом, условия равновесия ЧНП в модели «изъятия – инъекции» будет:

S + M = I + X + G

Теперь рассмотрим, как влияет на экономику то, что правительство соби­рает налоги. Для простоты предположим, что при любом уровне ЧНП прави­тельство собирает одинаковую сумму налогов, допустим 20 млрд. долл. Как введение налогов повлияет на экономику? Т. к. введение налогов сократит до­ход после уплаты налогов (на 20 млрд. долл.), это снизит потребление и сбере­жения при каждом уровне ЧНП. На какую величину? Это определяется вели­чиной МРС, МРS. Если МРС = ¾, а МР5 = ¼, то потребление сократится на 15 млрд. долл., а сбережение – на 5 млрд. долл.

 
  Дискреционная фискальная политика - student2.ru Дискреционная фискальная политика - student2.ru

Проиллюстрируем влияние введения налогов в размере 20 млрд. долл. на графике (рис. 1.3).

Рис. 1.3 - Влияние налогов на равновесный ЧНП

в модели «совокупные расходы – выпуск»

Са – потребление после введения налогов. Рост налогов вызывает смеще­ние графика совокупных расходов относительно биссектрисы (в нашем случае при Т = 20 млрд. долл., МРС = ¾ на 15 млрд. долл.) и сокращение величины равновесного ЧНП. (По таблице, приведенной в предыдущей лекции можно рассчитать, что равновесный ЧНП сократится с 550 млрд. долл. до 490 млрд. долл.).

 
  Дискреционная фискальная политика - student2.ru Дискреционная фискальная политика - student2.ru

Теперь проиллюстрируем воздействие введения налогов на гра­фике модели «изъятия – инъекции» (рис. 1.4).

Рис. 1.4 - Влияние налогов на равновесный ЧНП

в модели «изъятия – инъекции»

Анализ здесь несколько более сложный, т. к. введение налога в 20 млрд. долл., имеет двухсторонний эффект: во-первых, налоги ведут к сокращению DI и при МРS = 1/4 к снижению сбережений на 5 млрд. долл. при любом уровне ЧНП. На графике это показано смещением кривой S + М на 5 млрд. долл. вниз до кривой Sа + М (сбережения после введения налогов + импорт). Во-вторых, 20 млрд. долл. налогов является дополнительным изъятием из потока доходы-расходы и поэтому должны быть добавлены к сумме изъятий. То есть, общая величина изъятий будет Sа + М + Т, что сдвигает кривую Sа + М на 20млрд. долл. вверх, что приведет к сокращению ЧНП.

Теперь равновесие в модели «изъятия – инъекции» определяется усло­вием:

Sa + M + T = In + X + G

Снижение налогов вызовет перемещение вверх графика совокупных рас­ходов в модели «расходы – выпуск» и снижение графика Sа + М + Т в модели «изъятия – инъекции» и вызовет рост равновесного ЧНП.

Обратите внимание: мы увеличили государственные закупки товаров и услуг на 20 млрд. долл. и увеличили налоги на 20 млрд. долл. В результате рав­новесный ЧНП вырос тоже на 20 млрд. долл. То есть, равное увеличение прави­тельственных расходов и налогов ведет к приросту ЧНП на величину, равную приросту G и Т. Это значит, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Это объясняется следующим: изменение правительственных расходов оказывает более сильное воздействие на совокупные расходы, т. к. является компонентом совокупных расходов. Поэтому, если правительственные расходы выросли на 20 млрд. долл., то и совокупные расходы вырастут на 20 млрд. долл., ЧНП в результате действия мультипликатора увеличится на 80 млрд. долл. А изменение налогов воздействует на совокупные расходы косвенно, че­рез изменение потребления. При этом изменение в потреблении будет меньше, чем изменение в налогах, т. к. оно определяется МРС, которая всегда меньше 1. В итоге рост ЧНП в результате увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем уменьшение ЧНП в результате введения на такую же сумму налогов. При этом чистый прирост ЧНП будет равен первоначальному при­росту G и Т.

Итак, мы убедились, что фискальная политика может быть исполь­зована для стабилизации экономики. В наиболее упрощенной форме фискаль­ная политика в разных фазах цикла может быть сведена к следующему. В фазе спада с целью увеличения производства и ликвидации безработицы правитель­ство должно проводить стимулирующую фискальную политику. Для этого сле­дует:

а) увеличить государственные расходы;

б) уменьшить налоги;

в) сочетать а) и б).

Очевидно, что эти меры ведут к росту дефицита государствен­ного бюджета.

В фазе подъема, для ликвидации инфляции, вызванной избыточным спросом, правительство должно проводить сдерживающую фискальную поли­тику. Для этого следует:

а) уменьшить правительственные расходы;

б) увеличить налоги;

в) сочетать а) и б).

Такая политика приводит к появлению бюджетных излишков (положительного сальдо правительственного бюджета).

Действенность стимулирующей фискальной политики зависит не только от величины дефицита государственного бюджета, но и от методов его финан­сирования, которое можно проводить за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг); или за счет выпуска новых денег. Эти методы фи­нансирования дефицита государственного бюджета оказывают различное влия­ние на совокупные расходы.

Когда государство заимствует средства у населения, оно вступает в кон­курентную борьбу с частными лицами за финансовые средства. Это ведет к росту процентной ставки, что, в свою очередь, снижает инвестиции и потребле­ние. Если государство финансирует дефицит бюджета, выпуская новые деньги, этого удается избежать. Таким образом, создание новых денег является более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравне­нию с займами.

Дефляционное влияние бюджетных излишков зависит от того, как прави­тельство будет их использовать. Если правительство использует бюджетный излишек для погашения своего внутреннего долга, оно тем самым вернет свои избыточные налоговые поступления на денежный рынок, чем снизит процент­ную ставку и увеличит инвестиции и потребление. Если правительство просто изымет избыточные суммы из обращения, оно добьется большего антиинфля­ционного эффекта.

Какое конкретное сочетание мер должно выбрать правительство в каждой фазе цикла? Это зависит от политической ориентации. Экономисты, высту­пающие за активное вмешательство государства в экономику, рекомендуют рост государственных закупок в фазе спада и увеличения налогов в период ин­фляции. Экономисты, выступающие за уменьшение государственного вмеша­тельства в экономику, рекомендуют рост совокупных расходов за счет сниже­ния налогов в фазе спада и сокращения совокупных расходов за счет снижения правительственных закупок в период инфляции.

Наши рекомендации