Детерминанты совокупного спроса
Мы уже знаем, что изменения уровня цен приводят к сдвигам уровня расходов (рис. 11 -2а), что, в свою очередь, изменяет объем реального ВВП, востребованного в экономике. Повышение уровня пей при прочих равных условиях приведет к уменьшению спроса на реальный ВВП, а снижение этого уровня—к увеличению спроса на реальный ВВП. Эти изменения представлены на графике движением от
Рисунок 11
2. Построение кривой совокупного спроса на основе модели затраты - выпуск
Благодаря эффектам богатства, процентной ставки и импортных закупок графики потребления, инвестиций и чистого экспорта, а следовательно, и совокупных расходов повышаются при снижении уровня цен и падают при его подъеме. Если совокупные расходы принимают значение [Са+ 1д+ Хп+ 6)2 при уровне цен Р2, то можно объединить этот уровень цен и равновесный объем производства ВВП2, чтобы определить одну точку (2') на кривой совокупного спроса, Более низкий уровень цен - Р< приводит к увеличению совокупных расходов до (Са4 /д+ Хп + 6)1 и дает нам точку V на кривой совокупного спроса. Подобным же образом более высокий уровень цен Р3 смещает кривую совокупных расходов вниз до [Са+ lg+ Xn+ G]3, так что пересечение Р3 и ВВП3 образует точку 3' на кривой совокупного спроса.
одной точки к другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько из «прочих условий» меняется, то смешается вся кривая совокупного спроса. Эти «прочие условия» мы называем детерминантами совокупного спроса; именно они определяют положение кривой совокупного спроса.
Мы должны понимать различия между изменениями величины спроса на реальный внутренний продукт (вызванными изменениями уровня цен) и изменениями совокупного спроса (вызванными изменениями одной пли нескольких детерминант совокупного спроса). Такое различие мы провели в главе 3, когда рассматривали кривые спроса на отдельные товары.
Как показано на рис. 11-3, увеличение совокупного спроса представлено смещением кривой вправо — от AD{ к AD2. Этот сдвиг показывает, что при любом уровне цен реальный объем товаров и услуг,
на который предъявляется спрос, возрастет по сравнению с прежним уровнем.
Уменьшение совокупного спроса представлено смешением кривой влево — от ADx к AD3. Этот сдвиг указывает на то, что люди желают покупать меньше реального продукта, чем прежде, при каждом уровне цен.
Подчеркнем еще раз: показанные на рис. 11 — 3 изменения совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько факторов, которые, как мы приняли ранее, считались постоянными «при прочих равных условиях». Эти детерминанты совокупного спроса, или факторы изменения совокупного спроса, показаны на рис. 11-3. Давайте рассмотрим каждый параметр детально и самостоятельно.
Потребительские расходы. Даже если уровень цен постоянен, американские потребители могут изме-
Увеличение совокупного
спроса
Уменьшение
совокупного
спроса
Детерминанты совокупного спроса, факторы, смещающие кривую совокупного спроса
1. Изменения потребительских расходов
а. Благосостояние потребителей
б. Ожидания потребителей
в. Задолженность потребителей
г. Налоги
2. Изменения инвестиционных расходов
а. Процентные ставки
б. Ожидаемые прибыли от инвестиций
в. Налоги на бизнес
г. Технология
д. Избыточные мощности
3. Изменения государственных расходов
4. Изменения расходов на чистый экспорт
а. Национальный доход в зарубежных странах
б. Валютные курсы
Реальный внутренний продукт, ВВП
Рисунок 11-3.Изменения совокупного спроса
Изменение одной или нескольких детерминант совокупного спроса приводит к изменению совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса показано смещением кривой AD вправо - из положения АС, к AD2, а уменьшение совокупного спроса смещением влево - от АС, к А03.
нить объем купленного реального продукта отечественного производства. В таком случае смещается вся кривая совокупного спроса. Она сдвигается влево от ADX к /4Д, как показано на рис. II-3, когда потребители покупают меньше товаров, чем раньше, при каждом возможном уровне цен. И наоборот, кривая смещается вправо от AD] к AD2, когда потребители приобретают больше товаров при каждом возможном уровне цен.
Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут повлиять на объем потребительских расходов и тем самым сместить кривую совокупного спроса. Как показано на рис. I U3, к таким факторам относятся: благосостояние потребителей, их ожидания, задолженность домохозяйств и налоги.
Благосостояние потребителей. Богатство потребителей образуют все виды активов, которыми они владеют: финансовые активы, такие, как акции и облигации, и материальные активы, например дома, земля. Резкое уменьшение реальной стоимости активов, имеющихся в распоряжении потребителей, побуждает их наращивать сбережения (покупать меньше товаров), с тем чтобы восстановить свое благосостояние на прежнем уровне. В результате сокращается объем потребительских расходов, что в свою очередь приводит к снижению совокупного спроса, то есть к смещению кривой совокупного спроса влево. В противоположность
этому увеличение реальной стоимости богатства потребителей вызывает рост потребительских расходов при любом уровне цен. Таким образом, кривая совокупного спроса смещается вправо.
Важное замечание: в данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальных наличных средств, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменений уровня цен. Напротив, изменения реальной стоимости богатства, о которых здесь идет речь, не зависят от изменений уровня цен; это неценовой фактор, который смещает всю кривую совокупного спроса. Примером может служить резкое повышение курса акций, которое приводит к росту благосостояния потребителя даже при неизменном уровне цен. А резкое падение реальной стоимости домов и земли уменьшает благосостояние потребителей независимо от того, меняется ли общий уровень цен.
Ожидания потребителей. Изменения потребительских расходов могут быть вызваны ожиданиями потребителей относительно перспектив. Когда люди ожидают увеличения в будущем своего реального дохода, они готовы тратить значительную часть своего нынешнего дохода. Текущие потребительские расходы в подобном случае возрастают (текущие сбережения сокращаются), и кривая совокупного спроса смещается вправо. Вместе с тем ожидание уменьшения в будущем реальных доходов ведет к сокращению текущих потребительских расходов, а следовательно, и к смещению кривой совокупного спроса влево.
Точно так же массовое ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос, поскольку потребители предпочитают делать покупки, не дожидаясь повышения цен. И наоборот, ожидание снижения цен в ближайшем будущем приведет к уменьшению сегодняшних потребительских расходов. Люди, вероятно, с готовностью пожертвуют частью текущего потребления ради выгод, которые им может принести будущее снижение цен.
Задолженность домашних хозяйств. Высокий уровень задолженности, образовавшейся у потребителей в результате прежних займов и покупок в кредит, может заставить их сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда потребительская задолженность относительно невелика, текущие потребительские расходы растут, что приводит к увеличению совокупного спроса. Кривая совокупного спроса смещается вправо.
Налоги. Снижение ставок индивидуального подоходного налога влечет за собой увеличение дохода, поступающего в распоряжение потребителей, и объема покупок, которые они делают при любом возможном уровне цен. Снижение налогов приводит к смещению кривой совокупного спроса вправо; увеличение налогов вызывает сокращение потребительских расходов и смешение кривой совокупного спроса влево.
Инвестиционные расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки инвестиционных товаров, — это вторая детерминанта совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые фирмы готовы приобрести при любом возможном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного с и роса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые фирмы готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Давайте рассмотрим факторы, способные вызвать изменение инвестиционных расходов, которые перечислены на рис. 11-3.
Процентные ставки. При прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня пен. Мы говорим об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует снижению процентной ставки и тем самым увеличению объема капиталовложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к повышению процентной ставки и сокращению инвестиций и совокупного спроса.
Ожидаемые прибыли от инвестиций. Оптимистичные прогнозы ожидаемых прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может породить благоприятные ожидания прибылей от возможных инвестиционных проектов. Если же перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных проектов довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции сократятся. Следовательно, уменьшится и совокупный спрос.
Налоги на бизнес. Увеличение налогов на бизнес приведет к сокращению посленалоговых прибылей корпораций от капиталовложений, а следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит посленалоговые прибыли от капиталовложений, подстегнет инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.
Технологии. Новые и усовершенствованные технологии стимулируют инвестиционные расходы и тем самым способствуют повышению совокупного спроса. Например, последние достижения в микробиологии и электронике привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей, пригодных для применения новых технологий.
Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть неиспользуемого наличного капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. При прочих равных условиях у фирм, предприятия которых работают не на полную мощность, нет достаточных стимулов для строительства новых производственных единиц. Если же фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности исчерпаны, они строят новые заводы и покупают больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются и кривая совокупного спроса смещается вправо.
Государственные расходы. Стремление правительства покупать товары и услуги — это еще одна, третья, детерминанта совокупного спроса. Увеличение государственных закупок реального продукта при любом возможном уровне цен влечет за собой возрастание совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки остаются неизменными. Примером может служить решение правительства о расширении сети шоссейных дорог между штатами. И наоборот, уменьшение правительственных расходов, например сокращение государственного заказа на производство вооружений, ведет к уменьшению совокупного спроса.
Расходы на чистый экспорт. Последняя детерминанта совокупного спроса — расходы на чистый экспорт. Когда закупки американских товаров зарубежными потребителями изменяются независимо от изменений уровня цен в США, кривая американского совокупного спроса смешается. Мы снова подчеркиваем — «независимо от изменений уровня цен внутри страны». Это позволяет провести четкую грань между такими изменениями и теми, что порождены эффектом импортных закупок. Последний объясняет, почему в результате изменения уровня цен в США экономика перемещается вдоль неизменной кривой совокупного спроса.
Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения чистого экспорта, вызванные не изменениями уровня иен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта, к которому привели эти «другие» факторы, смешает кривую совокупного спроса вправо. Логика этого утверждения такова. Во-первых, более высокий уровень американского экспорта создает более высокий зарубежный спрос на американские товары. Во-вторых, сокращение американского импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары американского производства.
Среди неиеновых факторов, изменяющих объем чистого экспорта, в первую очередь надо назвать национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.
Национальный доход зарубежных стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает внешний спрос на американские товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в США. Когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и американского производства. Следовательно, американский экспорт растет вместе с повышением уровня национального дохода у торговых партнеров США. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем американского экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.
Валютные курсы. Изменения курса доллара по отношению к другим валютам (см. главу 6) также оказывают влияние на чистый экспорт, а следовательно, и на совокупный спрос. Предположим, что иена иены, выраженная в долларах, возрастает. Это означает, что доллар обесценивается по отношению к иене. То же самое можно выразить иначе: цена доллара, выраженная в иенах, падает, то есть иена дорожает (курс иены повышается). В результате
нового соотношения доллара и иены японские потребители смогут получить больше долларов за определенную сумму иен, а потребители в Соединенных Штатах получат меньше иен за каждый доллар. Следовательно, для японских потребителей американские товары, оцененные в иенах, подешевеют. В то же время потребители в США смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму долларов, и они начинают покупать меньше японских товаров.
С точки зрения американского экспорта, например, джинсы производства США стоимостью 30 дол. теперь могут быть проданы за 2880 иен, а не за 3600 иен. А с точки зрения американского импорта японские часы могут стоить теперь 225 дол., а не 180 дол. В таких обстоятельствах американский экспорт возрастет, а импорт сократится. Это увеличение чистого экспорта, в свою очередь, ведет к смешению кривой американского совокупного спроса вправо.
Вам следует рассмотреть противоположный сценарий, когда доллар дорожает (а иена обесценивается).
♦ Совокупный спрос отражает обратную зависимость между уровнем цен и величиной спроса на реальный внутренний продукт.
♦ Изменения уровня цен порождают эффекты богатства, процентной ставки и импортных закупок. Эти эффекты объясняют нисходящий характер кривой совокупного спроса.
♦ Изменения одной или нескольких детерминант совокупного спроса (рис. 11-3) изменяют спрос на реальный ВВП при любом уровне цен; они смещают кривую совокупного спроса.
♦ Увеличение совокупного спроса проявляется в смещении его кривой вправо, а сокращение -влево.
Сдвиги кривой совокупного спроса и модель совокупных расходов2
Детерминанты совокупного спроса, перечисленные на рис. 11-3, являются компонентами модели совокупных расходов, которая рассматривалась в главе 10. Когда один из этих компонентов изменяется, смещается и график совокупных расходов. Очень легко установить связь между смешением графика
? Этот раздел предполагает знакомстве с моделью совокупных расходов (главы 9 и 10) Преподаватель может его опустить, еспи считает нужным опираться исключительно на модель совокупного спроса и совокупного предложения.
совокупных расходов и смещением кривой совокуп ного спроса.
Предположим, что уровень цен — величина по стояниая. Обратимся к рис. 11-4, начиная с верхне го графика, и рассмотрим в первую очередь уро вень совокупных расходов (Са+ fg + Хп + G)u coot ветствующий реальному объему производства BBIlj
Увеличение совокупных расходов
О
ВВП
ВВП
1 ""' '2Реапьный внутренний продукт, ВВП [в млрд дол.)
а] Модель совокупных расходов
Реальный внутренний продукт, ВВП (в млрддол.]
б] Модель совокупного спроса - совокупного предложения
Рисунок 11-4. Сдвиги графика совокупных расходов
и кривой совокупного спроса
а) Изменение какой-либо из детерминант потребления, инвестиций ипи чистого экспорта [кроме изменения уровня цен] смещает график совокупных расходов от [Са+ !д+ Хп+ G)-, до [Ca- /a4 X,,+ G]2. Мультипликатор увеличивает реальный ВВП с ВВП1 до ВВП2. На рис. б мы видим, что изменение совокупного спроса представлено сдвигом кривой вправо от AD^ до AD2 и соответствует увеличению реального объема производства в модели совокупных расходов, Факторы изменения совокупного спроса перечиспены в табп. 11-1.
б] В противопопожность этим изменениям первоначапьно кривая совокупного предложения сдвигается вправо на вепи-чину первоначальных новых расходов (от AD^ до пунктирной кривой]. Однако под действием мупьтипликатора кривая сдвигается вправо до ADS, что отражает такой же рост ВВП, как и в модели совокупных расходов.
Допустим, что, руководствуясь оптимистичными ожиданиями относительно перспектив, фирмы увеличили объемы своих инвестиций, что привело к смещению графика совокупных расходов вверх от (Са+/$+Хя+ G){ до (Са + 1ЛХп+ G)2. (Обозначения «при Pi» в обоих случаях напоминают нам о том, что уровень цен считается неизменным.) В результате реальный объем производства под воздействием эффекта мультипликатора увеличивается от ВВП! до ВВП2.
На нижнем графике первоначальное увеличение инвестиционных расходов показано горизонтальным отрезком между кривой ADX и пунктирной линией справа от нее. Непосредственный эффект от увеличения инвестиций — это возрастание совокупного спроса на величину новых затрат. Но затем действие мультипликатора увеличивает первоначальное изменение инвестиций в последующих циклах потребительских расходов и в конечном счете приводит к повышению совокупного спроса от AD} до AD2, Равновесный реальный объем производства возрастает от ВВП, до ВВП2, то есть происходит такое же многократное увеличение ВВП, как и на верхнем графике. Первоначальное изменение объема инвестиций на верхнем графике привело к сдвигу кривой AD на нижнем графике. Она сместилась на длину горизонтального отрезка, равную величине изменения инвестиций, умноженной на мультипликатор. В данном случае изменение реального ВВП происходит на постоянном уровне иен Р,. В общем виде это можно выразить так:
Смещение кривой AD
Первоначальное
изменение х Мультипликатор.
расходов
СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Совокупное предложение — это шкала или кривая, которая показывает уровень производства реального внутреннего продукта при каждом возможном уровне цен. Повышение уровня цен создает для предпринимателей стимулы производить и предлагать к продаже дополнительные объемы продукции, в то время как снижение уровня иен приводит к сокращению объема производства. Следовательно, уровень иен и объем реального продукта, который фирмы выбрасывают на рынок, находятся в прямой, или положительной, зависимости друг от друга.