Изменение обменных курсов: обесценение и удорожание
Что может вызвать изменение обменного курса? Детерминанты спроса на иены и предложения иен аналогичны детерминантам спроса и предложения практически любого продукта. В США несколько факторов могут увеличить спрос — и, следовательно, выраженную в долларах цену на иены. В США могут возрасти доходы, что позволит американцам покупать не только больше американских товаров, но и больше телевизоров «сони», камер «никои» и авто-
с о
1 0.01
X
5
Su | ||
у У | ||
^w Обменный курс: | ||
\0,01 дол.' | = 1 иена У | |
°У | ||
h |
о
Количество иен
Q
Рисунок 6-4.Рынок иен
Американский импорт из Японии создает спрос Dy на иены, в то время как американский экспорт в Японию создает предложение Sy иен. Цена 1 иены в долларах - обменный курс -определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения. В данном случае равновесная цена равна 0,01 дол., это означает, что на 1 цент можно купить 1 иену.
мобилей «ниссан», которые производятся в Японии. Поэтому американцам понадобится больше иен и спрос на них возрастет. Или изменение вкусов американцев увеличит спрос на японские товары. Когда цены на горючее в 70-х годах резко возросли, многие американские потребители вместо американских автомобилей, пожирающих горючее, предпочли покупать компактные экономичные японские автомобили. Результат — увеличение спроса на иены.
Рост американского спроса на японские товары увеличит спрос на иены и поднимет долларовую цену иены. Предположим, что долларовая цена иены поднимется с 0,01 дол. до 0,02 дол. за 1 иену Когда долларовая цена иены возрастает, происходит обесценение доллара по отношению к иене: теперь требуется больше долларов (в данном случае центов), чтобы купить одну единицу иностранной валюты (иены). Иными словами, международная стоимость доллара неколько снизилась. На этот обесцененный доллар теперь можно приобрести меньше иен, а значит, и японских товаров. Таким образом, японские товары для американских потребителей стали стоить дороже. В результате американские потребители переключают свои расходы с японских на менее дорогие американские товары. Для американских покупателей автомобиль «форд таурус» становится относительно более привлекательным, чем «хонда аккорд». И наоборот, поскольку на каждую иену можно купить больше долларов - так как международная стоимость иены выросла, — американские товары становятся дешевле для жителей Японии и американский экспорт в Японию возрастает.
Если происходят противоположные события -японцы предпочитают покупать больше американских товаров, то предложение иен на валютном рынке увеличится. Этот рост предложения иен по сравнению со спросом приведет к падению равновесной цены иены, выраженной в долларах. Например, предложение иен может увеличиться и в результате долларовая цена иены снизится с 0,01 дол. за 1 иену до 0,005 дол. за 1 иену. Снижение долларовой цены иены означает, что произошло удорожание доллара по отношению к иене. Это означает, что международная стоимость доллара возросла. Теперь требуется меньше долларов (или центов), чтобы купить 1 иену; доллар стоит больше, потому что на него можно купить больше иен и поскольку доллар теперь стоит дороже, то на него, следовательно, можно приобрести больше японских товаров. Каждый плейер «сони» становится дешевле в долларовом выражении, поэтому американцы начинают покупать их больше. Американский импорт в целом возрастает. Тем временем из-за того, что требуется больше иен для покупки одного доллара, американский экспорт в Японию сокращается.
Эти соотношения между валютами показаны на рис. 6-5, который следует внимательно изучить. (Ключевой вопрос 6.)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
^'^Л ЦЛ11И1М*>ИШНЕК>^*Т\Т^>>'"Л***1*'МЛ.'ЛА.'.А."1 к«*Т^±ЛЛГЧ ■J*^?'" ?■*.-* tnV^n-»ff*v*Vkrt*v'',4fcAAVt*,4fc.*^
Введение в экономике и экономику
г
Равно
шшюсть
Равно
Равно
Равно
Рисунок6-5. Обесценение иудорожание валют
Повышение цены иностранной валюты в долларовом выражении эквивалентно снижению международной стоимости доллара (его обесценению]. Повышение долларовой цены иностранной валюты также подразумевает снижение цены доллара виностранной валюте. Таким образом, международная стоимость иностранной валюты по отношению к доллару повышается (иностранная валюта дорожает].
4- Страна имеет сравнительное преимущество в производстве какого-либо товара, когда она может производить его с меньшими внутренними альтернативными издержками, чем потенциальный торговый партнер.
♦ Специализация, основанная на сравнительном преимуществе, увеличивает валовой продукт стран, торгующих Друг с другом.
♦ Международный валютный рынок - это рынок, на котором валюта одной страны обменивается на валюту другой.
+ Удорожание доллара - это увеличение его международной стоимости по отношению к валюте какой-нибудь другой страны; на доллар в этом случае можно купить больше единиц другой валюты. Обесценение доллара - это снижение его международной стоимости по отношению к другим валютам; на доллар в этом случае можно купить меньше единиц другой валюты.
"Д"' .Ч|||Ч1К||11Ч|"ШР> | I'T^-'-^H-liaS—ач»£ЯЧ>ЯН*''*Л'Т-|Т^г«Д1
РАВИТЕЛЬСТВО И ТОРГОВЛЯ
Если люди и страны выигрывают от специализации и международного обмена, почему правительства иногда пытаются ограничить свободный поток им-
порта или субсидировать экспорт? Какие существуют барьеры на пути международной торговли? И в чем их смысл?
Торговые барьеры и субсидии
Существуют четыре вида вмешательства государства в свободную торговлю.
1. Протекционистские тарифыпредставляют собой акцизы или пошлины, которыми облагаются импортные товары. Большинство из них предназначено для защиты внутренних производителей от иностранной конкуренции. Они затрудняют свободную торговлю, увеличивая цены на импортные товары и смещая спрос в сторону продукции внутреннего производства. Акциз и налоги на импортируемые товары, например на обувь, сделают более привлекательной покупку отечественных ботинок.
2. Импортные квоты— это количественные или стоимостные ограничения импорта отдельных товаров. Как только квоты «исчерпаны», они перекрывают импорт той продукции, которую национальные потребители могли бы предпочесть продукции внутреннего производства. Как правило, импортные квоты служат более эффективным средством ограничения международной торговли, чем тарифы. Какой-либо продукт может импортироваться в значительных количествах, несмотря на высокие тарифы, в то время как низкие импортные квоты полностью блокируют импорт, после того как они исчерпаны.
3. Нетарифные барьеры- это система лицензирования, но это могут быть и какие-либо необоснованные требования, предъявляемые к качеству товара, или просто бюрократическая волокита при оформлении таможенных документов. В некоторых странах принято обязательное лицензирование внутренних импортеров иностранных товаров. Ограничения на выдачу лицензий способны существенно затруднить импорт. Таким способом Великобритания препятствует импорту угля. Некоторые страны ограничивают ввоз фруктов, настаивая на обязательной проверке каждого контейнера на наличие в них насекомых и личинок.
4. Экспортные субсидиипредставляют собой государственные выплаты национальным производителям, предназначенные для снижения их производственных издержек. Более низкие издержки производства позволяют внутренним производителям устанавливать более низкие цены на свою продукцию и таким способом увеличивать ее экспорт на мировой рынок. Проиллюстрируем это двумя примерами. Европейские правительства предоставили крупные субсидии фирме Airbus Industries, которая производит гражданские самолеты. Эти субсидии помогли Airbus успешно конкурировать с американской ком-
панией Boeing. США и другие страны субсидируют своих фермеров, способствуя тем самым росту внутреннего производства и предложения пищевых продуктов. Это приводит к падению рыночной цены пищевых продуктов и к искусственному снижению экспортных цен на сельскохозяйственную продукцию.