Изменение обменных курсов: обесценение и удорожание

Что может вызвать изменение обменного курса? Детерминанты спроса на иены и предложения иен аналогичны детерминантам спроса и предложения практически любого продукта. В США несколько факторов могут увеличить спрос — и, следовательно, выраженную в долларах цену на иены. В США могут возрасти доходы, что позволит американцам поку­пать не только больше американских товаров, но и больше телевизоров «сони», камер «никои» и авто-

с о

1 0.01

X

5

  Su
  у У
^w Обменный курс:  
\0,01 дол.' = 1 иена У  
    °У
h    

о

Количество иен

Q

Рисунок 6-4.Рынок иен

Американский импорт из Японии создает спрос Dy на иены, в то время как американский экспорт в Японию создает пред­ложение Sy иен. Цена 1 иены в долларах - обменный курс -определяется точкой пересечения кривых спроса и предложе­ния. В данном случае равновесная цена равна 0,01 дол., это оз­начает, что на 1 цент можно купить 1 иену.

мобилей «ниссан», которые производятся в Японии. Поэтому американцам понадобится больше иен и спрос на них возрастет. Или изменение вкусов аме­риканцев увеличит спрос на японские товары. Когда цены на горючее в 70-х годах резко возросли, мно­гие американские потребители вместо американских автомобилей, пожирающих горючее, предпочли по­купать компактные экономичные японские автомо­били. Результат — увеличение спроса на иены.

Рост американского спроса на японские товары увеличит спрос на иены и поднимет долларовую цену иены. Предположим, что долларовая цена иены под­нимется с 0,01 дол. до 0,02 дол. за 1 иену Когда дол­ларовая цена иены возрастает, происходит обесцене­ние доллара по отношению к иене: теперь требуется больше долларов (в данном случае центов), чтобы купить одну единицу иностранной валюты (иены). Иными словами, международная стоимость доллара неколько снизилась. На этот обесцененный доллар теперь можно приобрести меньше иен, а значит, и японских товаров. Таким образом, японские товары для американских потребителей стали стоить доро­же. В результате американские потребители переклю­чают свои расходы с японских на менее дорогие аме­риканские товары. Для американских покупателей автомобиль «форд таурус» становится относительно более привлекательным, чем «хонда аккорд». И на­оборот, поскольку на каждую иену можно купить больше долларов - так как международная стоимость иены выросла, — американские товары становятся дешевле для жителей Японии и американский экс­порт в Японию возрастает.

Если происходят противоположные события -японцы предпочитают покупать больше американ­ских товаров, то предложение иен на валютном рынке увеличится. Этот рост предложения иен по сравнению со спросом приведет к падению равно­весной цены иены, выраженной в долларах. Напри­мер, предложение иен может увеличиться и в ре­зультате долларовая цена иены снизится с 0,01 дол. за 1 иену до 0,005 дол. за 1 иену. Снижение долла­ровой цены иены означает, что произошло удоро­жание доллара по отношению к иене. Это означает, что международная стоимость доллара возросла. Теперь требуется меньше долларов (или центов), чтобы купить 1 иену; доллар стоит больше, потому что на него можно купить больше иен и поскольку доллар теперь стоит дороже, то на него, следова­тельно, можно приобрести больше японских това­ров. Каждый плейер «сони» становится дешевле в долларовом выражении, поэтому американцы на­чинают покупать их больше. Американский импорт в целом возрастает. Тем временем из-за того, что требуется больше иен для покупки одного доллара, американский экспорт в Японию сокращается.

Эти соотношения между валютами показаны на рис. 6-5, который следует внимательно изучить. (Ключевой вопрос 6.)

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

^'^Л ЦЛ11И1М*>ИШНЕК>^*Т\Т^>>'"Л***1*'МЛ.'ЛА.'.А."1 к«*Т^±ЛЛГЧ ■J*^?'" ?■*.-* tnV^n-»ff*v*Vkrt*v'',4fcAAVt*,4fc.*^

Введение в экономике и экономику

Изменение обменных курсов: обесценение и удорожание - student2.ru

г

Равно

шшюсть

Изменение обменных курсов: обесценение и удорожание - student2.ru

Равно

Равно

Изменение обменных курсов: обесценение и удорожание - student2.ru

Изменение обменных курсов: обесценение и удорожание - student2.ru

Равно

Рисунок6-5. Обесценение иудорожание валют

Повышение цены иностранной валюты в долларовом выра­жении эквивалентно снижению международной стоимости дол­лара (его обесценению]. Повышение долларовой цены иност­ранной валюты также подразумевает снижение цены доллара виностранной валюте. Таким образом, международная стоимость иностранной валюты по отношению к доллару повышается (ино­странная валюта дорожает].

Изменение обменных курсов: обесценение и удорожание - student2.ru

Изменение обменных курсов: обесценение и удорожание - student2.ru

4- Страна имеет сравнительное преимущество в производстве какого-либо товара, когда она может производить его с меньшими внутренними альтерна­тивными издержками, чем потенциальный торговый партнер.

♦ Специализация, основанная на сравнительном преимуществе, увеличивает валовой продукт стран, торгующих Друг с другом.

♦ Международный валютный рынок - это рынок, на котором валюта одной страны обменивается на валюту другой.

+ Удорожание доллара - это увеличение его меж­дународной стоимости по отношению к валюте какой-нибудь другой страны; на доллар в этом случае можно купить больше единиц другой валюты. Обесценение доллара - это снижение его международной стоимос­ти по отношению к другим валютам; на доллар в этом случае можно купить меньше единиц другой валюты.

"Д"' .Ч|||Ч1К||11Ч|"ШР> | I'T^-'-^H-liaS—ач»£ЯЧ>ЯН*''*Л'Т-|Т^г«Д1

РАВИТЕЛЬСТВО И ТОРГОВЛЯ

Если люди и страны выигрывают от специализации и международного обмена, почему правительства иногда пытаются ограничить свободный поток им-

порта или субсидировать экспорт? Какие существу­ют барьеры на пути международной торговли? И в чем их смысл?

Торговые барьеры и субсидии

Существуют четыре вида вмешательства государст­ва в свободную торговлю.

1. Протекционистские тарифыпредставляют со­бой акцизы или пошлины, которыми облагаются импортные товары. Большинство из них предназ­начено для защиты внутренних производителей от иностранной конкуренции. Они затрудняют свобод­ную торговлю, увеличивая цены на импортные то­вары и смещая спрос в сторону продукции внут­реннего производства. Акциз и налоги на импорти­руемые товары, например на обувь, сделают более привлекательной покупку отечественных ботинок.

2. Импортные квоты— это количественные или стоимостные ограничения импорта отдельных то­варов. Как только квоты «исчерпаны», они пере­крывают импорт той продукции, которую нацио­нальные потребители могли бы предпочесть продук­ции внутреннего производства. Как правило, им­портные квоты служат более эффективным сред­ством ограничения международной торговли, чем тарифы. Какой-либо продукт может импортировать­ся в значительных количествах, несмотря на высо­кие тарифы, в то время как низкие импортные кво­ты полностью блокируют импорт, после того как они исчерпаны.

3. Нетарифные барьеры- это система лицензи­рования, но это могут быть и какие-либо необосно­ванные требования, предъявляемые к качеству то­вара, или просто бюрократическая волокита при оформлении таможенных документов. В некоторых странах принято обязательное лицензирование внутренних импортеров иностранных товаров. Ог­раничения на выдачу лицензий способны суще­ственно затруднить импорт. Таким способом Вели­кобритания препятствует импорту угля. Некоторые страны ограничивают ввоз фруктов, настаивая на обязательной проверке каждого контейнера на на­личие в них насекомых и личинок.

4. Экспортные субсидиипредставляют собой го­сударственные выплаты национальным производи­телям, предназначенные для снижения их производ­ственных издержек. Более низкие издержки произ­водства позволяют внутренним производителям ус­танавливать более низкие цены на свою продукцию и таким способом увеличивать ее экспорт на миро­вой рынок. Проиллюстрируем это двумя примерами. Европейские правительства предоставили крупные субсидии фирме Airbus Industries, которая произво­дит гражданские самолеты. Эти субсидии помогли Airbus успешно конкурировать с американской ком-

панией Boeing. США и другие страны субсидируют своих фермеров, способствуя тем самым росту вну­треннего производства и предложения пищевых продуктов. Это приводит к падению рыночной цены пищевых продуктов и к искусственному снижению экспортных цен на сельскохозяйственную продук­цию.

Наши рекомендации