Индивидуальная частная фирма
Индивидуальная частная фирма — это владение и ведение бизнеса одним человеком. Частный предприниматель (собственник) лично контролирует деятельность предприятия.
Преимущества. Этот чрезвычайно простой тип организации бизнеса имеет определенные достоинства:
1. Индивидуальную частную фирму легко учредить, так как это не вызывает практически никаких юридических или бюрократических препон и связанных с ними расходов.
2. Частный предприниматель — сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий. Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности его предприятия, и это дает мощный и непосредственный стимул вести дела эффективно.
Корпорации 18%
Корпорации 89%
Индивидуальные
частные фирмы
75%
Индивидуальные частные фирмы
__6%__________
а) Доля фирм б) Доля продаж
Группировка фирм по организационно-правовым формам
Форма Число фирм
Индивидуальные частные фирмы* 16 154 000
Партнерства (товарищества] 1 493 000
Корпорации 3 965 000
Всего 21 612 000
* Исключая фермерские хозяйства.
Рисунок 5-4.Виды деловых предприятий и их доли
во внутреннем продукте
а] Хотя среди деловых предприятий количественно преобладают индивидуальные частные фирмы, но б] 89% общего обьема продаж приходится на долю корпораций.
Недостатки. Однако недостатки этой организационной формы бизнеса весьма значительны:
1. За редким исключением финансовые ресурсы частного предпринимателя недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупномасштабное предприятие. Финансовые средства обычно ограничены той суммой, которую предприниматель имеет на своих банковских счетах, и тем, что он может занять. Поскольку среди индивидуальных частных фирм относительно высок процент банкротств, коммерческие банки не слишком охотно предоставляют им крупные кредиты.
2. Полностью и единолично отвечая за деятельность предприятия, частный предприниматель вынужден сам выполнять все основные управленческие функции. Ему приходится принимать все решения по поводу закупок, продаж, привлечения и обучения персонала; он должен также держать под контролем технические аспекты, связанные с производством, рекламой и распределением продукции. Короче говоря, потенциальные выгоды от специализации в управлении бизнесом индивидуальному предпринимателю небольшого масштаба обычно недоступны.
3. Наиболее важный недостаток заключается в том, что индивидуальный частный предприниматель несет неограниченную ответственность. Он рискует не только активами фирмы, но и своими личными активами. Если активы бесприбыльного частного предприятия недостаточны для удовлетворения притязаний кредиторов, то последние могут предъявить требования к личной собственности владельца предприятия.
Партнерство (товарищество) как форма организации бизнеса в большей или меньшей степени является следствием естественного развития индивидуальной частной фирмы. Партнерства зародились в попытке преодолеть некоторые из основных недостатков индивидуального предпринимательства. Партнерство — это форма организации бизнеса, при которой два или более человека (партнера) договариваются о владении предприятием и его управлении. Обычно они объединяют свои финансовые ресурсы и деловые навыки. Подобным же образом они распределяют риски, а также прибыли или убытки.
Преимущества, Каковы преимущества партнерства?
1. Подобно индивидуальной частной фирме, партнерство легко организовать. Обычно заключается письменное соглашение, и, как правило, это не связано с обременительными бюрократическими процедурами.
2. Благодаря участию в бизнесе нескольких партнеров становится возможной более высокая степень специализации в управлении.
3. Объединение в партнерстве нескольких участников позволяет расширить его финансовые ресурсы в сравнении с ресурсами индивидуальной частной фирмы. Партнеры могут слить воедино свои денежные капитаны, и обычно их предприятие представляется банкирам менее рискованным.
Партнерство может иметь некоторые недостатки в части собственности и владения ею. 1. Если в управлении участвует несколько человек, подобное разделение власти может привести к несогласованной политике или к бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, если партнеры расходятся во взглядах по стратегическим вопросам.
2. Финансовые ресурсы партнеров остаются ограниченными, хотя обычно и превосходят возможности индивидуальных частных фирм. Но и у трех или четырех партнеров может также не хватить средств для успешного роста их предприятия.
3. Продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть одного из партнеров, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, полное прекращение ее деятельности.
4. Неограниченная ответственность досаждает партнерам точно так же, как и индивидуальным частным фирмам. Фактически каждый партнер несет ответственность за все неудачи предприятия — причем не только за результат собственных управленческих решений, но и за последствия действий любого другого партнера. Преуспевающему партнеру приходится рисковать своими деньгами, полагаясь на благоразумие своего менее предприимчивого коллеги.
Корпорация — это юридическое лицо, которое может приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все те функции, которые выполняют деловые предприятия любого другого типа. Управляют большинством таких корпораций наемные менеджеры.
Преимущества. Преимущества корпорации определили ведущую роль этой организационной формы бизнеса в современной американской экономике. Хотя корпорации относительно немногочисленны, они отличаются широкими масштабами операций и крупными размерами. Как показывает рис. 5-4, в общей численности деловых предприятий корпорации занимают лишь менее 20%, однако на их долю приходится примерно 90% общего объема продаж предпринимательского сектора.
1, Корпорация значительно более эффективно по сравнению со всеми другими формами организации бизнеса справляется с задачей привлечения финансового капитала (денег). Как показано в разделе «Последний штрих» этой главы, корпорациям присущ уникальный способ финансирования — посредством продажи акций и облигаций, — который позволяет объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа людей.
Финансирование путем продажи ценных бумаг имеет определенные преимущества и с точки зрения их покупателей. Акции — это доли в собственности корпораций. Облигации — обещания выплатить долг, обычное некоторым процентом. Финансируя корпорации путем приобретения акций и облигаций, домохозяйства могут участвовать в деловом предприятии и рассчитывать на определенное денежное вознаграждение без активного участия в управлении. К тому же у человека появляется возможность распределять риски, приобретая ценные бумаги нескольких корпораций. Наконец, держатели корпоративных ценных бумаг могут продавать их другим владельцам. Фондовые биржи облегчают движение ценных бумаг между покупателями и продавцами. Подобная простота процедуры продаж усиливает готовность людей, имеющих сбережения, приобретать ценные бумаги корпораций.
Более того, корпорациям обычно легче, чем другим формам бизнеса, получить доступ к банковскому кредиту. Корпорации более надежны и могут скорее, чем все другие, стать выгодными клиентами банков.
2. Корпорации обладают также одним явным преимуществом — ограниченной ответственностью. Владельцы корпорации (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся под удар, даже если корпорации не могут погасить свои долги. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам. Ограниченная ответственность заметно облегчает для корпорации процесс продажи акций.
3. Благодаря своим преимуществам в привлечении денежного капитала преуспевающей корпорации легче увеличивать объем, расширять масштабы операций и реализовывать выгоды роста. В частности, она способна извлекать преимущества из технологий массового производства, более глубокой специализации в использовании людских ресурсов. В то время как управляющий индивидуальной частной фирмой вынужден делить свое время между производством, бухгалтерским учетом и маркетинговыми функциями, крупная корпорация в состоянии привлечь специалистов в каждую из этих сфер и тем самым достичь большей эффективности.
4. Будучи юридическим лицом, корпорация существует независимо от своих владельцев и должностных лиц. Индивидуальные фирмы и товарищества могут внезапно и непредсказуемо погибнуть, а корпорации, по крайней мере юридически, вечны. Передача собственности корпорации по наследству или через продажу акций не подрывает ее целостность и непрерывность деятельности. Корпорации обладают известным постоянством, в отличие от других форм бизнеса, которое открывает возможности для перспективного планирования и роста.
Hi: uwi"*nhn Преимущества корпораций огромны и обычно перевешивают их недостатки. Однако такие недостатки все же существуют:
1. Регистрация устава корпорации сопряжена с бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.
2. С общественной точки зрения в корпоративной форме бизнеса заложены возможности для некоторых злоупотреблений. Так как корпорация является юридическим лицом, некоторым недобросовестным владельцам компаний иногда удается избежать личной ответственности за сомнительные коммерческие операции благодаря возможностям, которые открывает перед ними корпоративная форма организации бизнеса.
3. Еще один недостаток корпораций состоит в двойном налогообложении части корпоративной прибыли. Та часть дохода корпораций, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды — первый раз как часть прибыли корпорации и второй раз как часть личного дохода владельца акции.
4. В индивидуальной частной фирме и партнерстве владельцы реальных и финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и контролируют их. Но в крупных корпорациях, собственность которых широко распылена среди десятков или даже сотен тысяч акционеров, происходит разделение функции собственности и управления. Причины этого расхождения кроются в том, что акционеры не принимают участия в управлении корпорацией — этим занимается нанятый ими специалист.
Подобная ситуация называется проблемой принципал — агент. При ни una л а ми в этом случае являются акционеры — реальные владельцы корпорации. Эти владельцы нанимают менеджеров в качестве своих агентов для ведения бизнеса. Однако интересы менеджеров (агентов) и желания владельцев (принципалов) не всегда совпадают. Владельцы обычно стремятся к максимизации прибыли. Менеджеры, напротив, стремятся к власти и почету, сопутствующим контролю над крупной компанией, могут пойти на невыгодное расширение ее деятельности. Или же столкновение интересов может произойти по поводу политики выплаты дивидендов, того, какая часть доходов корпорации, оставшаяся после уплаты налогов, будет выплачена в качестве дивидендов, а какую корпорация сохранит за собой в виде нераспределенной прибыли. И при решении этого вопроса должностные липа корпорации могут проголосовать за повышение своих окладов, пенсий за счет доходов корпорации, которые в ином случае могли бы быть направлены на выплату более
высоких дивидендов.
И последнее замечание. Ряд штатов приняли законы о «гибридных» компаниях — компаниях, которые должны перенести преимущество ограниченной ответственности, присущее корпорациям, на партнерства (товарищества) с несколькими собственниками. Две такие структуры представляют собой компании с ограниченной ответственностью (LLC) и так называемые S-корпорации.
Сточки зрения налогообложения LLC представляет собой обычное партнерство, но в вопросах, связанных с ответственностью, она приобретает черты корпорации. Как и партнерство, LLC распределяет всю прибыль между собственниками и инвесторами. Но как и корпорация, LLC защищает индивидуальные активы собственников от обязательств компании. LLC имеет ограниченную продолжительность жизнедеятельности; как правило, она колеблется в пределах 30—40 лет.
S-корпорация — это корпорация с численностью занятых, как правило, около 35 человек. Как и в любой частной фирме или товариществе, в S-корпорации доход распределяется непосредственно среди владельцев, поэтому он не подлежит двойному обложению налогом. Таким образом владельцы извлекают выгоду из ограниченной ответственности. {Ключевой вопрос 4.)
Вспомним, еще раз взглянув на рис. 5-4, что, хотя корпорации относительно немногочисленны, они служат основным источником продукции в американской экономике. Тот факт, что корпорации составляют менее 20% предпринимательского сектора и при этом производят 90% всего выпуска, говорит о том, что многие корпорации очень велики. В 1996 г. 45 корпораций США имели объем продаж более 20 млрд дол.; 143 компании реализовали товаров на сумму более 10 млрд дол. При этом объем продаж корпорации General Motors со-ставил около 168 млрд дол. Примечательно, что в мире существует всего 22 страны, чей внутренний продукт превышает ежегодный объем продаж General Motors]
Но крупные корпорации оказывают разное по степени влияние на различные отрасли. Они преобладают в обрабатывающей промышленности и играют заметную роль в транспорте, связи, банковском деле и финансах. Другую крайность представляют собой около 2 млн фермеров, чей совокупный объем продаж в 1996 г. был меньше аналогичного показателя двух крупнейших промышленных корпораций. В промежутке между этими крайностями
находится множество разнообразных фирм, действующих в различных областях розничной торговли и сферы услуг, для которых характерны небольшие размеры. Так или иначе в США доминируют крупные корпорации, и есть все основания называть американскую экономику экономикой «большого бизнеса».
Ф Предприятие - это материальная структура/ которая производит и распределяет товары и услуги; компания - это предпринимательская структура, которая владеет такими предприятиями и управляет ими; компании могут быть организованы в виде вертикальных, горизонтальных или конгломератных объединений.
♦ Тремя организационно-правовыми формами деловых предприятий являются индивидуальная частная фирма, партнерство и корпорация; хотя индивидуальные частные фирмы состовляют почти три четверти всех компаний, корпорации обеспечивают около девяти десятых совокупного объема продаж.
Ф Основными преимуществами корпораций, которые и сделали эту форму организации бизнеса наиболее популярной, являются возможность мобилизо-вывать денежный капитал, ограниченная ответственность собственников перед кредиторами, более длительный срок деятельности таких корпораций по сравнению с продолжительностью жизни их владельцев и управляющих.
4* Очень крупные корпорации доминируют в американской промышленности.
Все экономические системы, существующие в реальном мире, являются «смешанными»: государство и рыночная система делят между собой ответственность за выбор ответов на пять фундаментальных вопросов. Американская экономика — это экономика по преимуществу рыночная, тем не менее экономическая деятельность правительства и здесь имеет большое значение.
В этом и последующих разделах мы будем обсуждать основные экономические функции правительства — его деятельность в общественном секторе. Вот эти функции: 1) формирование правовой и социальной основы деятельности; 2) поддержание конкуренции на рынках; 3) перераспределение доходов согласно доле в собственности; 4) перераспределение ресурсов; 5) стабилизация экономики страны.
Две первые экономические функции правительства заключаются в укреплении и упрощении работы рыночной системы; три последние способствуют модификации чистого капитализма в направлении достижения экономических и социальных целей общества.
экономические стимулы и снижая эффективности производства.
Правительство обеспечивает правовую базу и специфические услуги, необходимые для эффективной работы рыночной экономики. Правовая база предлагает такие меры, как предоставление законного статуса деловым предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения договоров (контрактов). Правительство также устанавливает юридические «правила игры», регулирующие взаимоотношения фирм, поставщиков ресурсов и потребителей между собой. Институты правительства могут выступать в роли арбитра в экономических отношениях, выявлять случаи нечестной игры и проявлять власть для вынесения соответствующих наказаний.
К услугам, предоставляемым правительством, относятся деятельность полиции по поддержанию внутреннего порядка, применение системы стандартов для измерения веса и оценки качества продукции и обеспечение денежной системы, облегчающей обмен товарами и услугами.
Принятый в 1906 г. Закон о контроле над производством пищевых продуктов и медикаментов служит примером того, как правительство подкрепляет действие рыночной системы. Этот закон уетаиав-ливает правила поведения, которым должны подчиняться производители во взаимодействии с потребителями. Он запрещает продажу фальсифицированных и не соответствующих сорту или марке пищевых продуктов и медикаментов, требует обязательного указания на упаковке чистого веса и ий-гредиентов продукта, вводит стандарты качества, которые должны присутствовать на этикетках упакованных продуктов, и запрещает помешать ложные сведения на этикетки патентованных лекарств. Эти меры призваны предотвратить возможное мошенничество со стороны производителей и укрепить уверенность общества в надежности рыночной системы. Аналогичное законодательство регулирует взаимоотношения работников с руководством фирм, а также отношения фирм между собой.
Подобные действия правительства улучшают распределение ресурсов. Обеспечивая рынок средством обращения, гарантируя качество продукции, определяя права собственности и способствуя соблюдению контрактов, правительство увеличивает объем и безопасность совершаемых торговых сделок. Это расширяет рынки и позволяет добиться большей специализации в использовании материальных и людских ресурсов. Такая специализация означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают, что правительство чрезмерно вмешивается во взаимоотношения фирм. потребителей и работников, подавляя тем самым
Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. Это сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату потребителей. При конкуренции хозяевами являются покупатели, рынок -их агентом, а фирмы - их слугами.
Совсем иначе обстоят дела в условиях, когда на рынке есть только один продавец — монополия -или небольшая группа продавцов, обладающая монополистической властью. Действия монополистов не регулируются конкуренцией. Когда число продавцов сокращается настолько, что каждый из них получает возможность влиять пл совокупный объем предложения, продавец или продавцы получают возможное! ь влиять и на цену продаваемого товара. Ограничивая предложение, эти компании могут vera-павлпвать более высокие неконкурентные цены. Кроме того, поскольку выход па такой рынок затруднен, монопотисты мог\ г получать постоянную экономическую прибыль. Ограниченный выпуск, высокие цены и прибыли прямо противоречат интересам потребителей. Фактически, суверенитет производителей подавляет суверенитет потребителей и монополия подавляет кон курен пню. В условиях монополии стремление следовать собственному интересу не ведет к удовлетворению интересов общества в целом. Скорее общественные экономические ресурсы используются для производства ироду кип и монополии.
В Соединенных Штатах правительство пыталось управлять монополиями главным образом двумя способами:
1, Регулирование и собственность. В ряде случаев отрасли являются естественными монополиями, то есть в них технология такова, что только один производитель может достигнуть самых низких затрат. Правительство позволяет с\шествовать подобным монополиям, но одновременно создает общественные комиссии для регулирования пси и стандартов качества их услуг. К естественным монополиям, ко-торые в той или иной степени подвергаются правительственному регулированию, относятся транспорт, связь, электроэнергетика и другие предприяшч коммунально-бытового обслуживания. На уровне местных правительств распространена государственная собственность вместо регулирования.
2, Антимонопольные законы. Почти па всех рынках эффективность производства может быть достигнута лишь при высоком уровне конкуренции. Поэтому федеральное правительство приняло ряд антимонопольных, или антитрестовских, законов, начиная с Закона Шермана 1890 г., призванных поддерживать и укреплять конкуренцию.
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
Рыночная система безлична. Распределение доходов в ней может оказаться значительно более неравным, чем это желательно обществу. Рыночная система обеспечивает очень большие доходы тем, чей труд благодаря унаследованным способностям и приобретенному образованию и квалификации предполагает высокую оплату. Или же тот, кому в результате тяжелого труда или легкого наследования достался ценный капитал и земля, также получает высокие доходы от своей собственности.
Но другие члены общества обладают меньшими способностями, получили более скромное образование, не накопили и не унаследовали никакой собственности. Более того, многие пожилые люди и инвалиды, а также неполные семьи (матери-одиночки) получают очень маленький доход или, подобно безработным, вовсе не получают дохода. Другими словами, рыночной системе присуще значительное неравенство в распределении дохода, а следовательно, и в распределении совокупного продукта между частными домохозяйствами. Бедность среди общего изобилия остается одной из основных проблем общества.
Роль правительства в сглаживании неравенства доходов проявляется в проведении различных политических курсов и программ:
1. Трансферты. Трансфертные платежи, например в форме благотворительных чеков и продовольственных талонов, обеспечивают поддержку нуждающимся, иждивенцам, инвалидам и пожилым людям; пособие по безработице обеспечивает поддержку безработным.
2. Вмешательство в рынок. Правительство также изменяет распределение доходов путем вмешательства в деятельность рынка, то есть посредством изменения цен, установленных или устанавливаемых рыночными силами. Ценовая поддержка фермеров и законодательство, определяющее минимальный размер оплаты труда, служат наглядными примерами того, как правительство фиксирует цены с целью повышения доходов определенных групп населения.
3. Налогообложение. Индивидуальный подоходный налог исторически использовался для того, чтобы изымать у богатых большую долю доходов, чем у бедных, и таким образом сокращать разрыв между посленалоговым доходом у малоимущих и богатых слоев населения.
Масштабы вмешательства правительства в перераспределение доходов являются предметом многочисленных дискуссий. Такое перераспределение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительной стороной является большая «справедливость», или «экономическая справедливость», отрицательной стороной — снижение стимулов к труду, сбережениям, инвестированию и производству и, следовательно, сокращение выпуска и дохода.
УРСОВ
Несостоятельность рынка возникает, когда конкурентная рыночная система: 1) производит «неправильные» количества определенных товаров или услуг; 2) вообще не способна выделить какие-либо ресурсы для создания определенных товаров или услуг, производство которых экономически оправданно. Первый тип несостоятельности рынка является результатом процесса, который экономисты называют «переливом ресурсов», второй тип возникает при производстве общественных благ. Оба типа несостоятельности рынка могут быть скорректированы действиями правительства.
Переливы ресурсов
Когда мы говорим, что конкурентные рынки автоматически обеспечивают эффективное использование ресурсов, мы предполагаем, что все выгоды и издержки по каждому продукту полностью отражаются кривыми рыночного спроса и предложения. Однако на реальных рынках подобные ситуации складываются далеко не всегда; отдельные выгоды и издержки могут не возникать у продавца или покупателя.
Перелив происходит, когда некоторые выгоды или издержки перемещаются к «стороне», не являющейся непосредственно продавцом или покупателем. Переливы называют также побочными (внешними) эффектами, так как они представляют собой выгоды или издержки, выпадающие на долю «третьей стороны», не участвующей в данной рыночной сделке.
Ииерж&и перелива. Некомпенсируемые производственные издержки или издержки потребления для третьей стороны называются издержками перелива. Примером издержек перелива может служить загрязнение окружающей среды. Когда химическое предприятие или мясоперерабатывающий завод спускают свои промышленные отходы в озеро или реку, все те, кто в это время купается, ловит рыбу и катается на лодках, не говоря уже о предприятиях водоснабжения, несут издержки перелива. Когда нефтеперерабатывающий завод загрязняет воздух дымом или бумажная фабрика распространяет вокруг себя удушливый запах, то население несет ничем не компенсируемые издержки перелива.
Каковы же экономические последствия переливов? Вспомним, что издержки определяют положение кривой предложения фирмы. Когда фирма, загрязняя окружающую среду, переносит часть своих издержек на население, ее кривая предложения оказывается правее, чем когда она несет свои издержки производства полностью. Это приводит к расширению производства выше необходимого для общества уровня и к избыточному выделению ресурсов на производство данного товара.
Коррекция издержек перелива. Правительство способно корректировать избыточное выделение ресурсов двумя способами. Оба призваны перевести внешние издержки во внутренние, то есть заставить фирму-нарушителя саму нести эти затраты, а не перекладывать их на общество.
1. Законодательство. В наших примерах загрязнения воды и воздуха самым прямым воздействием обладает принятие законов, запрещающих или ограничивающих загрязнение. Подобное законодательство принуждает потенциальных загрязнителей брать на себя расходы по уничтожению промышленных отходов, которые должны приобретать и устанавливать дымоуловители и установки для очистки промышленных стоков. Идея состоит в том, чтобы вынудить потенциальных нарушителей под угрозой судебного преследования нести все затраты, связанные с производством.
2. Специальные налоги. Менее прямое воздействие правительства основано на том факте, что налоги представляют собой издержки и, следовательно, определяют положение кривой предложения фирмы. Правительство может ввести специальный налог, который примерно равен издержкам перелива на единицу продукции. Размер налога должен быть в целом равен оценочной величине стоимости ущерба от перелива затрат, возникающего при производстве каждой единицы продукции. С помощью этого налога правительство пытается вновь возложить на фирму-нарушителя издержки перелива, которых в противном случае фирма избежала бы. Такие действия заставят кривую предложения сместиться влево, приведут к перемещению точки равновесия вниз и позволят избежать таким образом избыточного выделения ресурсов.
Выгоды перелива. Но переливы могут проявляться и в форме выгод. Производство или потребление определенных товаров и услуг может обусловить не требующие денежной компенсации выгоды перелива, или внешние выгоды, для третьих лиц или населения в целом. Вакцинация против кори и полиомиелита приносит прямую выгоду непосредственному потребителю. Но иммунизация против таких
инфекционных заболеваний приносит всеобъемлющие и значительные выгоды перелива и обществу в целом. Открытие вакцины против СПИДа было бы выгодно всему обществу, а не только сделавшим прививки. Люди, не прошедшие вакцинацию, также получают очевидные выгоды в связи с замедлением распространения заболевания.
Образование служит еще одним примером выгод перелива. Оно приносит выгоды индивидуальным потребителям: «более образованные» люди, как правило, получают более высокие доходы, чем «менее образованные». Вместе с тем образование приносит также выгоды всему обществу Экономика в целом выигрывает от наличия более гибкой и более производительной рабочей силы, с одной стороны, и от меньших расходов на предотвращение преступлений, обеспечение законности и на благотворительные программы — с другой. Существуют доказательства того, что производительность труда любого работника с данным уровнем образования или квалификации окажется выше, если он работает с более образованными людьми. Другими словами, у работника Крума повысится производительность труда просто потому, что работающие вместе с ним Джонс и Грин лучше образованны.
Выгоды от перелива капитала могут быть хорошо видны на кривой спроса, на которой в большей степени отражаются частные преимущества, чем преимущества в целом. Кривая спроса на продукт смещается влево от ситуации, когда рынок учитывает все преимущества. Это означает, что произведено меньше продукции, иными словами, наблюдается нехватка ресурсов на данный продукт — в этом также проявляется несостоятельность рынка.
Коррекция выгод перелива. Каким образом можно исправить ситуацию, связанную с недостаточным выделением ресурсов, которое сопутствует выгодам перелива? Ответ на этот вопрос состоит в том, что можно либо субсидировать потребителей (увеличить спрос), либо субсидировать производителей (увеличить предложение), либо, в крайнем случае, организовать производство необходимого продукта в государственном секторе экономики.
1. Увеличение спроса. Чтобы скорректировать недостаток ресурсов в сфере высшего образования, американское правительство выдает студентам кредиты под низкие проценты, что позволяет им учиться. Эти кредиты способствуют росту спроса на высшее образование.
Более общим примером является программа обеспечения продовольственными талонами, предназначенная для улучшения питания семей с низкими доходами. Предоставляемые правительством продовольственные талоны могут быть потрачены только на еду. Магазины, принимающие талоны на продовольствие, получают от правительства денежную компенсацию. Смысл этой программы отчасти состоит в том, чтобы посредством улучшения питания помочь детям из бедных семей лучше учиться в школе, а низкооплачиваемым взрослым лучше работать. Помогая своим членам стать более производительными участниками экономического процесса, общество в целом получает выгоды перелива в виде дополнительного продовольствия.
2. Увеличение предложения, В некоторых случаях правительство может счесть, что удобнее и организационно значительно проще субсидировать производителей. Это относится и к высшему образованию, когда правительства штатов финансируют значительную долю бюджетов государственных колледжей и университетов. Эти субсидии снижают затраты для студентов и увеличивают объем предложения образования. Предоставление государственных субсидий программам вакцинации, госпиталям и исследованиям в области медицины служит дополнительными примерами.
3. Государственный сектор. Третий вариант политики правительство избирает в том случае, когда выгоды перелива очень велики. В подобных обстоятельствах правительство может взять на себя финансирование таких отраслей или даже приобрести их в государственную собственность и самостоятельно управлять ими.