Домохозяйства как получатели дохода

Сектор домохозяйств в США состоит примерно из 101 млн единиц, которые являются основными по­ставщиками всех экономических ресурсов и одно­временно основной расходующей группой в эконо­мике.

Сначала мы рассмотрим домохозяйства как груп­пу получателей дохода. Существуют два взаимо­связанных подхода к изучению проблемы распре­деления дохода: 1) по функциям, которые позволя­ют распределять этот доход, и 2) по видам домаш­них хозяйств, получающих доход.

Функциональное распределение дохода

Функциональное распределение дохода показывает, каким образом денежный доход общества делится

на заработную плату, ренту, процент и прибыль. В этом случае совокупный доход распределяется в соответствии с функцией, выполняемой получа­телем дохода. Заработная плата выплачивается за работу; рента и процент — владельцам ресурсов, находящихся в чьей-либо собственности; прибыль поступает к владельцам корпораций и некорпора­тивных предпринимательских структур.

Функциональное распределение совокупного национального дохода США за 1997 г. показано на рис. 5-1. Очевидно, что крупнейшим источником дохода домохозяйств служат заработная плата и жа­лованье, выплачиваемые рабочим и служащим ком­паниями или государственными учреждениями, ко­торые нанимают их на работу. В смешанной эконо­мике основная часть общего совокупного дохода приходится на труд, а не на «капитал». Доход част­ных предпринимателей-собственников — врачей, ад­вокатов, мелких собственников, фермеров, владель­цев мелких и иных некорпоративных предприятий —

1, Функциональное распределение дохода

в США, 1997 г.

Почти 3/4 национального дохода было получено в виде за­работной платы и жалованья. Капиталистический доход - при­были корпораций, проценты и рента - составляют менее 1/5 со­вокупного дохода. (Источник: Survey of Current Business February, 1998.)

является, по существу, комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента. Некоторые виды таких платежей являются платой за собственный труд, другие — прибылью от собственного бизнеса. Суть других трех источников дохода понятна из их названия. Некоторые домохозяйства владеют акция­ми корпораций и получают от них доход в виде ди­видендов. Многие домохозяйства владеют также об­лигациями и сберегательными счетами, которые при­носят доходы в виде процентов. Рентный доход домо­хозяйства получают за предоставление компаниям зданий и природных ресурсов (включая землю).

Личное распределение дохода

Личное распределение дохода показывает, как весь денежный доход делится между частными домаш­ними хозяйствами. Рисунок 5-2 дает нам представ­ление о том, как выглядит такое распределение. Здесь домашние хозяйства (семьи) разделены па пять численно равных групп (квентили), высота диаграмм показывает долю совокупного дохода, по­лученную каждой группой. В 1996 г. беднейшие 20% семей получили приблизительно 4% совокупного

Распределение совокупного дохода США среди семей, 1996 г.

В США личный доход распределяется весьма неравномер­но. 20% семей получают около половины совокупного дохода. При равном распределении все вертикальные столбцы на диаг­рамме достигали бы одного уровня - горизонтали, соответству­ющей 20%, тогда каждые 20% семей получали бы по 20% со­вокупного личного дохода

л и ч н о го до хода — в м е с т о 20 %, котор ы е о н и п о л у ч и -ли бы, если бы доход распределялся равномерно. В сравнении с этим наиболее обеспеченные 20% се­мей получили около 47% личного дохода. Большин­ство экономистов сходятся во мнении, что в рас­пределении американских доходов царит значитель­ное неравенство. (Ключевой вопрос 2.)

j

Каким образом домохозяйства распоряжаются сво­им доходом? Часть дохода поступает государству в форме индивидуальных налогов, а остаток делится между личным потреблением и личными сбереже­ниями. В частности, на рис. 5-3 показано, каким образом домохозяйства распоряжались совокупным личным доходом в 1997 г.

Налоги с граждан, основным компонентом которых является федеральный подоходный налог, в период

Распределение дохода домохозяйств в США, 1997 г.

Доход домохозяйств используется на выплату напогов, сбе­режения и потребление, причем на потребление тратится пре­обладающая часть дохода. (Источник: Survey of Current Business February, 1998 (рисунки 5-1 и 5-3 построены на разных кон­цепциях оценки дохода; этим объясняются незначительные ко­личественные расхождения между значениями «совокупного до­хода» на этих двух рисунках}.}

стоятельств — болезни, несчастного случая, потери работы, в случае выхода на пенсию, чтобы финан­сировать обучение детей или просто для полной финансовой защищенности — обеспеченности — своей семьи. С другой стороны, сбережения могут использоваться для биржевых игр, спекуляции. Можно направить часть своего дохода на покупку ценных бумаг в надежде выиграть на повышении их номинальной стоимости.

Однако желания делать сбережения еще недо­статочно. Это намерение должно сопровождаться возможностью откладывать деньга, которая зависит главным образом от размеров дохода. Если доход очень низкий, у вас может и не быть возможности делать сбережения, если ваш доход оказался еще меньше и на потребление расходуется сумма, пре­вышающая доход, оставшийся после уплаты нало­гов, то такой доход полностью растрачивается. Та­кое возможно только с помощью займов, то есть за счет будущих сбережений, которые могут быть па-коплены со временем, когда доход повысится.

И величина сбережения, и объем расходов на потребление меняются в прямой зависимости от размера дохода; по мере роста дохода домохозяйст­ва начинают распределять его между сбережениями и потреблением. В действительности, на долю 10% американских граждан, получающих наивысший доход, приходится больше всего сбережений.

после второй мировой войны резко возросли как в абсолютном, так и в относительном выражении. В 1941 г. домохозяйства выплатили в качестве ин­дивидуальных налогов 3,3 млрд дол. (или около 3% от своего общего дохода в 95,3 млрд дол.) по срав­нению с 987 млрд дол., или 14% от совокупного до­хода в 6874 млрд дол. в 1997 г.

Экономисты определяют «сбережения» как часть до­хода, оставшуюся после уплаты налогов, которая не используется на потребление; следовательно, домо­хозяйства имеют только две возможности распоря­диться своим посленалоговым доходом — направить его на потребление или на сбережения. Сбереже­ния представляют собой часть текущего дохода, которая не направляется на уплату налогов или не затрачивается на покупку потребительских товаров, а поступает на банковские счета, вкладывается в страховые полисы, облигации, акции и другие фи­нансовые активы.

Причины, по которым люди делают сбережения, в конечном счете сводятся либо к защите доходов, либо к спекуляции. Домохозяйства откладывают средства в качестве сбережений, чтобы обеспечить себя на «черный день» в случае непредвиденных об-

Рисунок 5-3 свидетельствует о том, что 4/щ получен­ного совокупного дохода поступает обратно в про­изводственный сектор экономики в виде расходов наличное потребление — на эти деньги приобрета­ются потребительские товары.

Объем и структура совокупного продукта стра­ны зависят от объема и структуры потребительских расходов. Как показано в табл. 5-1, потребитель­ские расходы можно разбить на несколько катего­рий: 1) расходы на товары длительного пользова­ния; 2) расходы на товары кратковременного пользования; 3) расходы на услуги.

Если предполагаемый срок службы товара со­ставляет три года или более, он считается товаром длительного пользования; если же этот срок менее трех лет, то это товар кратковременного пользования. Автомобили, персональные компьютеры, стираль­ные машины и большая часть мебели относятся к

товарам длительного пользования. Большинство

пищевых продуктов и предметов одежды представ­ляют собой товары кратковременного пользования. Услугами называют работу враче!!, адвокатов, парик­махеров, механиков и т.д.. выполняемую для кли­ентов. Как следует из табл. 5-1, американская эконо­мика ориентирована на услуги, так как в эту сферу направлено более половины потребительских расходов.

1. Структура расходов на личное потребление

в США, 1997 г.*

Вид потребления Объем (в млрд дол.) Доля в общем объеме (в %)
Товары длительного пользования    
Автомобили и запчасти    
Мебель и бытовое        
оборудование    
Прочие    
Товары кратковременного пользования    
Продукты питания    
Одежда и обувь    
Бензин и смазочные        
материапы    
Жидкое топпиво и угопь    
Прочие    
Услуги    
Жипье    
Содержание жипья    
Здравоохранение    
Транспорт    
Индивидуальные успуги, досуг и т.д.    
Расходы на личное потребление    

* Не включая выплаты процентов предприятиям.

Источник: Survey of Current Business. February, 1998 (итог сложения может не соответствовать общей сумме из-за округ-пения).

КРАТКОЕ ПОВЮРШ1И^^^^^^^:&,.

Функциональное распределение доходов по­казывает, каким образом доход делится на заработ­ную плату, ренту, процент и прибыль; личное рас­пределение показывает, как доход распределяется среди домохозяйств.

♦ Крупнейший элемент функциональной структу­ры распределения доходов образуют заработная плата и жалованье. Личное распределение доходов отличается большой неравномерностью.

4 Свыше 80% дохода домохозяйств уходит на потребление, остальная часть используется на сбе­режения и уплату налогов.

4* Более половины общего объема потребитель­ских расходов приходится на долю услуг.

СЕКТОР

Деловые предприятия образуют второй крупнейший компонент частного сектора. Во избежание возмож­ных недоразумений прежде всего необходимо раз-

граничить понятия предприятия (производственной единицы), фирмы и отрасли*.

Предприятие — это некая материальная структу­ра, например завод или фабрика, ферма, шахта, оп­товый магазин, склад и т.п., которая выполняет одну или несколько функций по производству и распре­делению товаров и услуг.

Фирма - это предпринимательская структура, ко­торая владеет такими предприятиями и управляет ими. Большинство фирм управляет только одним предприятием, хотя есть немало и таких, под управ­лением которых находится сразу несколько предпри­ятий. Подобные фирмы могут иметь горизонтальную, вертикальную или конгломератную структуры.

Вертикальные объединения — это группа предпри­ятий, где на каждом из них выполняется опреде­ленная функция или стадия производственного процесса. Например, все крупные сталелитейные компании в США— USX, Bethlehem Steel, Republic Steel и другие — владеют рудниками и угольными шахтами, известняковыми карьерами, коксовыми печами, домнами, прокатными станами, кузница­ми, литейными цехами и в некоторых случаях — цехами по изготовлению металлоконструкций.

Горизонтальные объединения состоят из предпри­ятий, которые выполняют одну функцию. Напри­мер, это могут быть крупные сети магазинов роз­ничной торговли, такие, как J С Penney, Foot Locker, Toys «Я» Us, Wal-Mart.

Конгломераты состоят из предприятий, действу­ющих во многих отраслях и на разных рынках. На­пример, Warner-Lambert Company владеет предпри­ятиями, занятыми в таких разных сферах деятель­ности, как изготовление жевательной резинки {Trident), бритв (Shick), леденцов от кашля (Halls), мятных конфет (Certs) и антацидов (Rolaids). Такие компании называются конгломератами.

Отрасль — это группа фирм, производящих оди­наковую или по крайней мере однородную продук­цию. Несмотря на очевидно несложную структуру, отрасли обычно трудно идентифицировать на прак­тике. Например, как нам определить автомобиль­ную отрасль промышленности? Простейший ответ таков: «Все фирмы, производящие автомобили». А как же быть с грузовиками? Безусловно, неболь­шие грузовые пикапы в некотором отношении по­добны многотонным автомобилям фургонного типа. А что можно сказать о фирмах, производящих обо-

* Исходя из особенностей отечественной экономической тер­минологии, необходимо отметить еще одно смысловое разпичие, помимо упомянутых авторами. Поскольку в русском языке понятие «деловое предприятие» используется для общего обозначения всех структур бизнеса, очень важно четко отграничивать его от более узкого понятия «предприятие» как производственной ипи коммер­ческой единицы. В английском языке такой проблемы не существу­ет, так как зти два разных понятия обозначаются разными терми­нами - business и plant соответственно. - Прим, ред.

рудование для автомобилей, например подушки бе­зопасности? К какой отрасли они относятся? Но не лучше ли говорить об «отрасли по производству транспортных средств», чем об «автомобильной от­расли»? И если это так, то куда мы должны отнести производство мотоциклов?

Разграничение отраслей становится все более сложной задачей, поскольку большинство предпри­нимательских структур — это многопрофильные фирмы. Так, американские производители автомо­билей выпускают также другую продукцию; дизель­ные локомотивы, автобусы, рефрижераторы, управ­ляемые ракеты, кондиционеры воздуха. В силу этих причин любая классификация отраслей всегда не­сколько произвольна.

Наши рекомендации