Пять фундаментальных вопросов

Чтобы понять, как действует рыночная экономика, необходимо в первую очередь осознать, что суще­ствует пять фундаментальных вопросов, на которые должна ответить каждая экономическая система.

1. Сколько ресурсов общества следует использо­вать! В каком объеме или какую часть имеющихся в распоряжении ресурсов нужно использовать в про­цессе производства товаров и услуг?

2. Что следует производить! Какой набор това­ров и услуг лучше всего удовлетворит материаль­ные потребности общества?

3. Как следует производить эту продукцию? Ка­ким образом организовать производство*' Какие фирмы должны осуществлять производство и какие технологии им следует использовать?

4. Кто должен полу нить произведенную продук­цию? Как должен распределяться продукт экономи­ки между потребителями?

5. Способна ли система приспосабливаться к из­менениям? Может ли она соответствующим обра­зом приспособиться к изменениям потребительско­го спроса, предложения ресурсов, а также исполь­зовать технологические изменения?

Пять фундаментальных вопросов — это лишь раз­витие вариантов экономического выбора, лежащих в основе кривой производственных возможностей, которую мы рассматривали в главе 2. Если бы не существовало проблемы экономии, эти вопросы не имели бы смысла: ограниченные ресурсы мира — против мира неограниченных потребностей.

*

РЫНОЧНАЯ СИСТ

Мы отложим пока поиск ответов на наши вопросы до того, как исследуем вопросы макроэкономик и узнаем, как ответить на сложные вопросы, связан­ные с использованием ресурсов. В своем дальней­шем исследовании мы будем опираться на схему кругооборота, представленную в главе 2 (рис. 2-6). Для того чтобы выяснить, как рыночная система

отвечает на фундаментальные вопросы, эту схему следует дополнить кривыми спроса и предложения

из главы 3.

условиях, когда цены на продукты и ресурсы ус­танавливаются в процессе конкуренции между по­купателями и продавцами на соответствующих рын­ках, — как чисто капиталистическая экономика ре­шает вопрос о том, какие виды товаров и в каком количестве следует производить? Памятуя о том, что фирмы стремятся получать прибыль и избегать убытков, мы можем заключить, что производиться будут те товары и услуги, которые приносят при­быль, а те, создание которых влечет за собой убыт­ки, производиться не будут. Два обстоятельства определяют здесь прибыли и убытки.

1. Общий доход, получаемый фирмой от прода­жи своего товара.

2. Общие издержки его производства.

Как общий доход, так и совокупные издержки — это величины, образуемые соотношением «цена — время — количество продукта». Суммарный доход исчисляется умножением цены товара на количест­во проданного товара. А совокупные издержки оп­ределяются умножением пены каждого использо­ванного ресурса на количество этого ресурса и сло­жением затрат на каждый ресурс.

I! if прибыли. Говоря, что производиться будут те товары, которые приносят прибыль, а те, что прибыли не приносят, произво­диться tie будут, мы делаем правильный вывод толь­ко в том случае, если вкладываем ясный смысл в понятие «экономические издержки».

Давайте снова представим себе фирмы в виде организационных структур, то есть фирмы, сущест­вующие лишь «на бумаге», отвлекаясь от капитала, сырья, рабочей силы и предпринимательской спо­собности, которые только и приводят их в дейст­вие. Чтобы стать действительно производящими предприятиями, эти «бумажные» фирмы должны располагать всеми четырьмя видами ресурсов. Эко­номические издержки — это платежи, необходимые для того, чтобы обеспечить себя этими ресурсами в требуемом количестве. Издержки в расчете на еди­ницу ресурсов, то есть их цена, определяются спро­сом и предложением на рынке ресурсов. Подобно земле, рабочей силе и капиталу, предприниматель­ская способность — это редкий ресурс, и он тоже имеет свою цену. Следовательно, издержки обяза­тельно включают в себя не только заработную пла­ту, выплату процентов на капитал и рентные плате­жи за землю, но также оплату функций предприни­мателя по организации производства товаров и со­единению всех других ресурсов в процессе этого производства. Плата предпринимателю за его вклад в производство называется нормальной прибылью.

Продукт будет произведен только в том случае, если общий доход от его продажи достаточно ве­лик, чтобы заплатить заработную плату, проценты, ренту и нормальную прибыль предпринимателю. Однако, если же общий доход превышает все про­изводственные издержки, включая нормальную при­быль, остаток пойдет предпринимателю в качестве вознаграждения за принимаемый на себя риск и вы­полнение организующей функции. Этот доход, ос­тавшийся после покрытия всех затрат, называется чистой прибылью, или экономической прибылью. Эко­номическая прибыль не входит и экономические из­держки, поскольку фирме не приходится ее тратить на приобретение и сохранение в своем распоряже­нии предпринимательской способности. Однако экономическая прибыль представляет собой ту при­быль, которая привлекает других производителей в конкретную отрасль.

ириоыли it растущие агрйсли. Несколько примеров помогут нам понять, каким образом рыночная сис­тема определяет, что следует производить. Предпо­ложим, что при современной технологии наиболее благоприятное соотношение между общим доходом и общими издержками в производстве продукта X складывается, когда некая фирма выпускает 15 еди­ниц продукции. Допустим также, что наиболее вы­годная комбинация ресурсов, используемых в про­изводстве 15 единиц продукта Ж, составляет: две еди­ницы рабочей силы, три единицы земли, одну еди­ницу капитала и одну единицу предпринимательской способности, которые продаются по ценам 2, 1. 3 и 3 дол. соответственно. Наконец, предположим, что 15 единиц продукта X, производимых из этих ресур­сов, можно продать по I дол. за единицу или всего за 15 дол. Станет ли фирма производить продукт X1. Да, потому что фирма вполне сможет выплатить за­работную плату, ренту, процент и нормальную при­быль, составляющие 13 дол. (2x2 дол. + 3x1 дол. + + 1x3 дол. + 1x3 дол.). Разница же между совокуп­ным доходом в 15 дол. и совокупными издержками в Идол, составит экономическую прибыль в разме­ре 2 дол.

Эта экономическая прибыль служит свидетель­ством того, что производство X преуспевает. Оно способно стать растущей отраслью но мере того, как новые фирмы, привлеченные возможностью полу­чать прибыль выше нормальной, будут здесь созда­ваться или перемещаться сюда из менее прибыль­ных отраслей.

Но вступление в отрасль новых фирм имеет свои ограничения. С появлением в отрасли Xновых фирм рыночное предложение продукта 2Спо отношению к рыночному спросу увеличится. Это понизит рыноч­ную цену Л'(рис. 3-бв), и экономическая прибыль в результате конкуренции со временем исчезнет. Соотношение рыночного спроса и предложения в тот момент, когда экономическая прибыль становится равной нулю, определяет общий объем производства продукта X. В этой точке отрасль достигает своего «равновесного размера», по крайней мере до тех пор, пока дальнейшие изменения рыночного спроса или предложения не нарушат равновесия.

ся (нраслн. А что, если бы исходная рыночная ситуация для отрасли ЛТбыла менее благоприятной? Предположим, что условия на товарном рынке таковы, что фирма может про­дать 15 единиц продукта Столько по цене 75 центов за единицу. Общий доход составит 11,25 дол. (15 х 75 центов). После выплаты заработной платы, процентов и ренты фирма получит прибыль в раз­мере 1,25 дол., что ниже нормальной прибыли. Другими словами, возникнет убыток, равный 1,75 дол. (11,25 дол. — 13 дол.).

Разумеется, ни одну фирму не привлечет такая непреуспевающая, сокращающаяся отрасль. Наобо­рот, если потери будут продолжаться, предприни­матели устремятся в процветающие отрасли, кото­рые обеспечивают нормальную или даже экономи­ческую прибыль. Со временем фирмы, относящи­еся к отрасли X, либо вовсе отойдут от дел, либо переместятся в другие отрасли с нормальной или более высокой прибылью. Однако, когда это слу­чится, рыночное предложение продукта X по отношению к спросу снизится. Цена продукта возрастет (рис. 3-6г), и убытки постепенно исчез­нут. Объем производства Xпостепенно стабилизи­руется. Соотношение спроса и предложения, уста­новившееся в точке, где экономическая прибыль равна нулю, определяет общий объем производства продукта X. И вновь отрасль на время достигает своего равновесного размера.

<«голосование додла

В рыночной системе потребитель является сувереном, именно потребитель играет ключевую роль в определении видов и количества производи­мых товаров. Именно суверенитет потребителя оп­ределяет спрос. Спрос со стороны потребителя бу­дет тем фактором, от которого зависят вид и коли­чество производимых продуктов. Именно потреби­тели, не ограничиваемые государством, потратят свои деньги на те товары, которые они больше все­го хотят купить и которые они способны купить. Эти расходы представляют собой голосование дол­ларом, с помошью которого потребители заявляют о своих потребностях, предъявляя спрос на рынке продуктов. Если в пользу какого-то продукта отда­но достаточно голосов, чтобы обеспечить нормаль­ную прибыль, фирмы будут производить именно его. Повышение потребительского спроса, то есть уве­личение числа голосов, отданных за данный про­дукт, означает экономическую прибыль для произ-

водящей его отрасли. Эта прибыль служит сигна­лом для расширения отрасли и увеличения произ­водства данного продукта. Если отмечается рост спроса на конкретный продукт, достаточное коли­чество долларовых голосов будут стимулировать получение экономической прибыли, что повлечет за собой расширение отрасли и как результат — рост производства необходимого товара.

И наоборот, снижение потребительского спро­са, то есть уменьшение количества голосов в пользу данного продукта, приведет к убыткам и со време­нем к сокращению производства. Когда фирмы по­кидают какую-то отрасль, производство продукции уменьшается. В таких обстоятельствах отрасль мо­жет даже полностью прекратить свое существова­ние. И снова мы видим, что потребители выступа­ют как суверены, их коллективные голоса перерас­пределяют ресурсы и переносят эти ресурсы из той отрасли, которая не отвечает их потребностям.

Голосование потребителей долларом не только определяет, какие отрасли сохранятся, а какие про­сто исчезнут, но и какие конкретные продукты дол­жны продолжать производиться, а какие — уже нет. Приведем пример в качестве иллюстрации. В 1991 г., следуя рекомендациям врачей и специалистов по питанию, компания McDonald's выпустила в прода­жу бургеры <<маклин» с пониженным содержанием жиров. Хорошая идея? Не очень. Большинство по­требителей решило, что новый продукт «слишком сухой» и «невкусный», и его продажи шли вяло. В 1996 г; компания McDonald's исключила бургеры «маклин» из своего меню, но одновременно ввела новый продукт - бургер «арч де люкс» с более вы­соким содержанием жира. И что же было дальше — потребители коллективно «проголосовали» за новый продукт.

Рыночные ограничения свободы. Как мы теперь ви­дим, с точки зрения фирм, они на самом-то деле отнюдь не вольны производить все, что им вздума­ется. Потребительские решения о спросе, делая про­изводство одних продуктов выгодным, а других — нет, ограничивают выбор фирм при решении вопро­са о том, что им следует производить. Фирмам при­ходится согласовывать свой выбор по поводу про­изводства продукта с выбором потребителей, иначе их неминуемо ожидают убытки, а возможно, даже банкротство.

То же самое относится к поставщикам ресурсов. Спрос на ресурсы — это производный спрос, то есть он зависит от спроса на товары и услуги, которые эти ресурсы позволяют производить. Спрос на ра­бочих-автомобилестроителей Существует только по­тому, что существует спрос на автомобили. Нет спро­са на повозки, потому что нет спроса на кнуты. По­ставщики ресурсов также отнюдь не вольны направ­лять свои ресурсы в производство тех товаров, которые потребители ценят невысоко. Фирмы не ста­нут производить такие товары, поскольку потреби­тельский спрос на них недостаточен, чтобы сделать это производство выгодным.

Короче говоря, потребители высказывают свои предпочтения, предъявляя спрос на рынке продук­тов, производители и поставщики ресурсов соответ­ствующим образом реагируют на этот спрос, одно­временно преследуя свои собственные интересы. Рыночная система сообщает о нуждах потребите­лей фирмам и поставщикам ресурсов и побуждает их к надлежащей реакции.

пять фундаментальных вопросов - student2.ru

Как должно быть организовано производство в ры­ночной экономике? Этот фундаментальный вопрос состоит из трех вопросов.

1. Как следует распределять ресурсы между раз­личными отраслями производства?

2. Какие именно фирмы должны осуществлять производство в конкретной отрасли?

3. Какие комбинации ресурсов и какую техно­логию должна применять каждая фирма?

В предыдущем разделе мы уже ответили на пер­вый вопрос. Рыночная система направляет ресурсы в те отрасли, в чьей продукции потребители нужда­ются настолько сильно, чтобы сделать ее производ­ство выгодным. Одновременно это лишает непри­быльные отрасли доступа к редким ресурсам.

Второй и третий вопросы тесно взаимосвязаны. В конкурентной рыночной экономике производст­во осуществляют те фирмы, которые хотят и могут применять наиболее эффективную с экономичес­кой точки зрения технологию производства. Высо­кая же эффективность технологии зависит от сле­дующих факторов:

1. Доступности технологии, то есть альтернатив­ных комбинаций ресурсов, из которых может быть произведена требуемая продукция;

2. Цен на необходимые ресурсы.

Наиболее эффективная с экономической точки зрения комбинация ресурсов определяется не толь­ко доступностью технологии, но также относитель­ной ценностью требуемых ресурсов, измеряемой ры­ночными ценами на них. Технология, при которой для производства данного объема продукции требу­ется лишь небольшое количество материальных ре­сурсов, может, тем не менее, оказаться экономичес­ки неэффективной, если рыночная цена этих ресур­сов слишком высокая. Экономическая эффектив­ность предполагает получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ре­сурсов, когда и ресурсы, и продукция оцениваются в стоимостном (денежном) выражении. Наиболее эф­фективной комбинацией ресурсов будет та. кото-

рая позволит произвести, скажем, продукт А'стои­мостью 15 дол. при наименьших денежных затратах.

Предположим, что есть три возможные техноло­гии производства продукта X на нужную сумму 15 дол. Количество каждого ресурса, необходимого для каждой технологии, и цены необходимых ре­сурсов приведены в табл. 4-1. Умножая количество каждого из необходимых ресурсов на его цену, мшк-но получить совокупные издержки производства продукта А"стоимостью 15 дол. для каждой из техно­логий.

Технология 2 экономически наиболее эффектив­на, потому что она требует наименьших затрат. Она позволяет обществу получить продукт стоимостью 15 дол., используя меньшее количество ресурсов — стоимостью 13 дол., — чем те 15 дол., которые тре­буются при использовании двух других технолошй.

Но станут ли фирмы на самом деле использо­вать технологию 2? Конечно, «да». Фирмы захотят применять наиболее эффективную технологию, потому что она приносит наивысшую прибыль.

Изменение либо технологии, либо цен на ресур­сы может побудить фирму отказаться от техноло­гии, которую она в данный момент применяет. Если цена рабочей силы упадет до 50 центов, техноло­гия 1 получит преимущество перед технологией 2, Фирмы обнаружат, что они могут сократить издерж­ки, перейдя к технологии, где в большем объеме ис­пользуется тот ресурс, иена которого снизилась- Уп­ражнение: убедитесь самостоятельно — будет ли тех­нология, требующая 1 единицу рабочей силы труда, 4 единицы земли. 1 единицу капитала и 1 единицу предпринимательских способностей, — лучше, чем технологии, приведенные в табл. 4-1 с учетом ука­занных там же цен? (Киочевой вопрос 8.)

Распределение совокупного продукта

Рыночная система решает проблему распределения всей произведенной продукции двояким способом. В общем случае любой данный продукт распреде-

Таблица 4-1. Технология производства продукта К

ляется между потребителями, исходя из их желания и способности заплатить за него существующую ры­ночную цену. Если цена некоторого продукта, на­пример карманного калькулятора, составляет 15 дол., то те покупатели, которые хотят и могут зап­латить такую пену, получат калькулятор, а те. кото­рые не хотят или не могут, не получат. В этом зак­лючается нормативная функция равновесных цен.

Величина денежных доходов потребителей оп­ределяет их возможность заплатить равновесную пену за карманный калькулятор и другие товары. А денежные доходы потребителе»! зависят от коли­чества людских и материальных ресурсов, которые поставляет получатель дохода, и от их цены на рын­ке ресурсов. Таким образом, цены на ресурсы игра­ют ключевую роль в определении размера денежно­го дохода, который каждое домохозяйство предла­гает в обмен на часть совокупного общественного продукта. В пределах, ограниченных денежным до­ходом потребителя, только от его готовности запла­тить равновесную цену за карманный калькулятор зависит, попадет ли некоторое количество этого конкретного товара к этому конкретному человеку. А желание и готовность потребителя купить каль­кулятор зависит от того, отдает ли он предпочтение зтому продукту в сравнении с другими доступными заменителями, а также от соотношения пен на них. Таким образом, цена продукта играет не только клю­чевую роль в определении того, как будет распреде­ляться выпуск продукции, но и в определении структуры расходов потребителей.

Рыночная система как механизм распределения произведенной продукции не имеет ничего общего с этикой. Домашние хозяйства, сосредоточившие в своих руках значительные объемы материальных ре­сурсов благодаря системе наследования, в результа­те тяжелого труда и бережливости, с помощью де­ловой хватки пли обмана, получают доходы и распо­ряжаются большими долями совокупного продукта, произведенного экономикой. Другие, поставля­ющие на рынок неквалифицированные и относи­тельно неирои шолительные и в силу этого малооп­лачиваемые трудовые ресурсы, получают скудные денежные доходы и незначительные доли общест­венного продукта.

Индустриальные общества динамичны: предпочте­ния потребителей, технологии и состав предлагае­мых реецзеов здесь весьма изменчивы. Это озна-чает, что та конкретная структура распределения ресурсов, которая сейчас является наиболее эффек­тивной при данном сочетании потребительских вку­сов, данном наборе альтернативных технологий и данном составе ресурсов, устареет и станет неэффек­тивной, когда изменятся предпочтения потребите-

лей, будут открыты новые технологии производства и изменится состав предлагаемых ресурсов. Может ли рыночная экономика приспосабливаться к этим изменениям так, чтобы ресурсы использовались по-прежнему эффективно?

тетятття фгпштш цен, Предположим, что вкусы потребителей изменились. А конкретнее, до­пустим, что под воздействием усилившейся склон­ности к здоровому образу жизни потребители ре­шили, что им нужно больше велосипедов и меньше сигарет, чем экономика производит в настоящее время. Это изменение вкусов потребителей будет до­несено до производителей через увеличение спроса на велосипеды и снижение спроса на сигареты. Цены на велосипеды будут расти, а иены на сигаре­ты падать. Если допустить, что до этих изменений потребительского спроса фирмы в обеих отраслях получали строго нормальную прибыль, то увеличе­ние пен на велосипеды будет означать экономиче­скую прибыль для велосипедной промышленности, а снижение цен на сигареты — убытки ятя табачной индустрии. Личный интерес побудит новых конку­рентов вступить в преуспевающую велосипедную отрасль. А убытки со временем заставят фирмы покинуть испытывающую трудности табачную от­расль.

Эти корректировки в предпринимательском сек­торе соответствуют изменениям вкусов потребите­лей. Общество, то есть потребители, требует боль­ше велосипедов и меньше сигарет, а именно это оно получает, по мере того как велосипедная промыш­ленность расширяется, а табачная сокращается. Эти корректировки отражают действие суверенитета по­требителей.

В наших рассуждениях предполагается, что по­ставщики ресурсов не возражают против подобных изменений. Может ли рыночная система побудить поставщиков ресурсов перераспределить людские и материальные ресурсы из отрасли, производящей сигареты, в велосипедную промышленность, позво­ляя тем самым увеличить производство велосипедов зл счет сокращения выпуска сигарет? Разумеется, да.

Экономические прибыли, возникающие сразу же вслед за повышением спроса на велосипеды, не только побуждают эту отрасль к расширению, но также обеспечивают ее средствами на приобретение ресурсов, необходимых для этого роста. Более вы­сокие цены на велосипеды позволяют фирмам в этой отрасли покупать ресурсы также по более вы­соким ценам, увеличивая тем самым величину спро­са на них и привлекая ресурсы из альтернативных сфер занятости.

Обратная ситуация складывается в переживаю­щей спад табачной промышленности. Убытки, по­следовавшие за спадом потребительского спроса, вызовут уменьшение спроса на ресурсы со стороны этой отрасли. Работники и другие ресурсы, высвободившиеся при сокращении табачной промышлен­ности, могут теперь найти себе применение в рас­тущей велосипедной индустрии. Более того, возрос­ший спрос на ресурсы со стороны велосипедной промышленности означает более высокие цены на ресурсы в этой отрасли, чем в табачной, где сниже­ние спроса на ресурсы снизило цену на них. Образо­вавшееся в результате различие в ценах на ресурсы послужит для их владельцев стимулом к перерас­пределению ресурсов из табачной в велосипедную промышленность. А это то самое перераспределе­ние, которое необходимо для роста велосипедной отрасли и сокращения производства сигарет.

Способность рыночной системы сообщать об из­менениях таких важнейших параметров, как вкусы потребителей, и вызывать соответствующую реакцию со стороны фирм и поставщиков ресурсов называет­ся направляющей, или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на товарные цены и на прибыли, изме­нения вкусов потребителей управляют расширением одних отраслей и сокращением других. Эти коррек­тировки доходят до рынка ресурсов, так как расту­щим отраслям требуется больше ресурсов, а сокра­щающимся — меньше. Возникающие в результате изменения цен на ресурсы направляют ресурсы из сокращающихся отраслей в растущие. В отсутствие рыночного механизма эту функцию — направления хозяйственных единиц и ресурсов на производство определенной продукции — должно было бы взять на себя какое-то административное ведомство, вероят­нее всего — государственный плановый орган.

Аналогичными рассуждениями можно показать, что рыночная система в состоянии приспособиться и к другим фундаментальным изменениям, напри­мер изменениям технологии и относительной струк­туры предложения различных ресурсов.

тимулирование прогресса. Одно дело - приспосаб­ливаться к изменениям, и совсем другое — иници­ировать эти изменения, особенно в желательном на­правлении. Благоприятствует ли конкурентная ры­ночная система совершенствованию технологии и накоплению капитала — двум взаимосвязанным из­менениям, которые способствуют повышению про­изводительности и уровня материального благосо­стояния общества?

Технический прогресс. Конкурентная рыночная система создает мощные стимулы к техническому прогрессу. Прогресс может выражаться в усовершен­ствовании методов производства или в открытии нового продукта. Фирма, разработавшая новую тех­нологию, снижающую издержки, имеет временное преимущество перед своими конкурентами. Пере­давая часть снижения издержек потребителю через более низкую цену продукта, фирма способна уве­личить объем продаж и добиться получения эконо­мической прибыли за счет конкурирующих компа­ний. Аналогичным образом, фирма, успешно вне-

дрившая производство нового продукта, получает доход и экономическую прибыль за счет конкури­рующих компаний. Более того, конкурентная ры­ночная система создает обстановку, благоприятству­ющую быстрому распространению технологическо­го прогресса по всей отрасли. Конкуренты вынуж­дены следовать за наиболее прогрессивной фирмой, иначе их незамедлительно постигнет расплата в виде убытков и, возможно, даже банкротства.

Снижение цены на продукцию или усовершен­ствование продукта за счет достижений техничес­кого прогресса побуждает передовую отрасль рас­ширять производство. Это расширение может про­изойти в результате увеличения объема производ­ства уже существующими в отрасли фирмами или в результате вступления в данную отрасль других фирм, привлеченных экономической прибылью, возникшей благодаря техническому прогрессу. По мере расширения отрасли происходит перемещение ресурсов из менее прогрессивных в более прогрес­сивные отрасли. И так и должно быть. Для поддер­жания высокого уровня эффективности использо­вания ограниченных ресурсов необходимо постоян­но перераспределять эти ресурсы из отраслей, где производственная технология относительно менее эффективна, в отрасли с относительно более эф­фективной технологией производства — для удов­летворения потребностей общества.

Накопление капитала. Но технический про­гресс, как правило, требует дополнительного коли­чества инвестиционных товаров. Рыночная система предоставляет необходимые ресурсы для производ­ства соответствующих инвестиционных товаров путем приспособления рынка продуктов и ресурсов. Если голосование долларом подаст обществу сиг­нал в пользу инвестиционных товаров, рынки про­дуктов и ресурсов подстроятся под этот выбор, уве­личив производство инвестиционных товаров.

Но кто именно учитывает «голоса» в пользу инве­стиционных товаров? В первую очередь предприни­матель, который как получатель прибыли может вы­делить часть этой прибыли на накопление инвести­ционных товаров. Сделав это, он, возможно, получит в будущем еще больше прибыли, если нововведения окажутся успешными. Кроме того, выплачивая про­центы, предприниматели могут взять в долг часть до­хода домохозяйств и использовать эти заемные сред­ства как дополнительные «долларовые голоса» в поль­зу инвестиционных товаров. (Ключевой вопрос 10.)

В условиях капитализма рыночная система являет­ся организационным механизмом, а конкуренция служит механизмом управления. Через спрос и пред-

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

РОЗОВЫЙ ФЛАМИНГО И ГОЛОСОВАНИЕ ДОЛЛАРОМ

Вот уже на протяжении 40 лет суверенный потребитель и голосование долларом продолжают поддерживать произ­водство пластмассового розового фламинго. Последовате­ли этой идеи утверждают, что факты выбивают почву из под ног критиков.

Леоминстер, штат Массачусетс. Одному из символов американского ландшафта - не белоголовому орлану, а пластмассовому розовому фламинго - исполняется уже сорок лет. И от этого он не становится респектабельнее.

Несмотря на огромное количество уже проданных фла­минго (от 15 до 20 млн штук), это украшение лужаек, ка­жется, не собирается никуда улетать - оно укрепилось даже на майках. Такая судьба только ерошит перья в веерах из фламинго.

«Говорят, они липовые. Но все великое искусство начи­налось с «липы», - заметил как-то господин Дон Фезерсто­ун, вице-президент Союза производителей и художник, - че­ловек, чья фамилия написана на каждом таком фламинго. -Компания Art Deco в Нью-Йорке была потрясена. Но сегод­ня они готовы взять свои слова назад».

Господин Фезерстоун и сам чем-то напоминает большую птицу. Он - скульптор, начинал с классики, он сам и его жена каждый день вот уже двадцать лет одеваются во все похо­жее. Он посещает многочисленные мероприятия, связанные с темой фламинго и спонсируемые Обществом за сохране­ние Пластмассового фпаминго для домашних лужаек.

В каталоге его компании, производящей пластмассовых фламинго, вы найдете птицу на любой вкус; и 7-метрового черно-белого пингвина, и синеголового фазана, и зелено-грудого петуха.

Все хорошо, но что-то не совсем так.

«Я пробовала пустить уток - ведь мы живем в стране уток, - напоминает Мэри-Элизабет Бакхэм, на лужайке око­ло викторианского дома которой в Сентревилле можно уви­деть стаю пластмассовых фламинго. - Но никто не хотел смотреть, что они там делают».

Госпожа Бакхэм сама одевает свои 34 птички - обвя­зывает шарфами розовые шейки, обувает в гольфики длин­ные птичьи ноги и укрепляет на священных птицах различ­ные украшения и элементы одежды, сшитые ее собственной рукой. Более того, она каждую неделю придумывает что-то новое ~ к восторгу публики.

А на Рождество она устроила настоящую пасторальную сценку - с фламинго-волхвами и фламинго-младенцем Христом, в День благодарения на лужайке оказалась стая «фламиндюшек», а на Хэллоуин - фламинго-привидения, Едва ли вы найдете более затейливые украшения для лу­жаек.

Напомним, что первые декоративные фламинго для лу­жаек ~ а это был 1952 г. - были сделаны из фанеры. Уже через несколько лет их изготавливали из пенопласта, но птичек часто грызли собаки. Из пластмассы фламинго из­готавливают с 1957 г.

Некоторые модели почему-то отказывались летать, а модель с подвижными ногами, сделанная несколько лет назад, просто взяла и плюхнулась.

Каждый год полмиллиона фламинго победно спускают­ся с полок магазинов США, Мексики и стран Южной Аме­рики - по 9,95 дол. за пару. Такие цифры, замечает госпо­дин Фезерстоун, вызывают удивление.

«Пока они их продолжают покупать, - мне, право, хоро­шо», ~ говорит, улыбаясь, Фезерстоун.

Источник: Carolyn Thompson. Flamingo Sales still In the Pink, Associated Press, May 28, 1996, Printed by permissiom of the Associated Press.

ложение нужды потребителей (общества) доходят до фирм, а от них — до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция побуждает фирмы и постав­щиков ресурсов реагировать должным образом.

Но конкуренция не только гарантирует ответные действия, соответствующие потребностям общест­ва. Она также принуждает фирмы использовать наи­более эффективную технологию производства и поддерживать наиболее низкие затраты и цены. На конкурентном рынке фирма, не способная приме­нять технологию, обеспечивающую наименьшие издержки, будет в конце концов вытеснена более эффективными фирмами. И мы уже видели, что конкуренция обеспечивает благоприятные условия для такого технического прогресса.

В 1776 г. Адам Смит в своей книге «Богатство народов» (The Wealth of Nations) впервые обратил внимание на то, что механизм действия конкурен-

тной рыночной системы создает удивительное и важное единство — единство частных и обществен­ных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, действующие в собственных интересах в рамках ос­троконкурентной рыночной системы, одновремен­но как будто направляемые «невидимой рукой», спо­собствуют удовлетворению государственных или общественных интересов. Например, мы видели, что в конкурентной среде при производстве дан­ного объема продукции фирмы используют требу­ющую наименьших затрат комбинацию ресурсов, поскольку это соответствует их частным интере­сам. Действовать иначе означало бы отказаться от прибыли или даже подвергать себя риску банкрот­ства. Но в то же время ясно, что использование ограниченных ресурсов с наименьшими издержка­ми, то есть наиболее эффективно, соответствует интересам общества.

В нашем примере с расширением производства велосипедов и сокращением производства сигарет именно частный интерес, пробуждаемый и направ­ляемый конкурентной рыночной системой, вызвал ответные действия, соответствующие изменениям в потребностях общества. Фирмы, стремящиеся по­лучать более высокие прибыли и избегать убытков, с одной стороны, и поставщики ресурсов, добива­ющиеся большего денежного вознаграждения за них, — с другой, договариваются между собой о не­обходимых изменениях в распределении ресурсов и, следовательно, о структуре выпускаемой продук­ции — именно той, которая требуется обществу. Кон­куренция управляет частными интересами таким об­разом, что они автоматически, непреднамеренно способствуют удовлетворению интересов общества. Концепция «невидимой руки» утверждает, что, ког­да фирмы добиваются максимальных прибылей. внутренний общественный продукт также максими­зируется.

Рассматривая, как действует рыночная система, мы упоминали н о ее достоинствах. Однако три из них заслуживают особого внимания.

#ффекгя1ммч*т1*. Основной экономический ар­гумент в пользу рыночной системы состоит в том. что она способствует эффективному использова­нию ресурсов. Конкурентная рыночная система на­правляет ресурсы на производство товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается. Она по­буждает использовать наиболее эффективную ор­ганизацию производства и стимулирует разработ­ку и внедрение новых, более эффективных техно­логий.

L С'гимргы, Рыночная система весьма эффектив­но применяет стимулы, направленные на иннова­ции и модернизацию. Больший трудовой вклад оз­начает более высокий денежный доход, который обеспечивает более высокий уровень жизни. Точно так же и риск, который берут на себя предприни­матели, может обернуться значительной прибылью.

Успешные нововведения тоже могут принести эко­номическую прибыль.

Свобода» Основной неэкономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она опирается наличную свободу В противоположность централизованному планированию рыночная сис­тема управляет деятельностью без принуждения. Рыночная система допускает свободу предпринима­тельства и выбора и процветает на этой основе. Предприниматели и рабочие не перегоняются пра­вительственными директивами из отрасли в отрасль ради достижения производственных целей, установ­ленных каким-то государственным ведомством. На­против, они вольны преследовать свой частный интерес, получая за это соответствующее вознаграж­дение или наказание от самой рыночной системы.

4- Структура производства в конкурентной ры­ночной системе определяется прибылями, которые в свою очередь в значительной степени зависят от предпочтений потребителей. Прибыли вызывают рас­ширение выбранной ими отрасли, убытки — сворачи­вание неэффективной отрасли.

♦ Конкуренция побуждает фирмы использовать производственные методы, обеспечивающие наи­меньшие издержки (наиболее эффективные).

# Распределение произведенного продукта меж­ду домашними хозяйствами в рыночной экономике оп­ределяется доходами потребителей и ценой продук­ции.

# Конкурентные рынки осуществляют перерас­пределение ресурсов в ответ на изменение вкусов потребителей, технологические достижения и изме­нения в структуре предложения ресурсов.

♦ «Невидимая рука» рыночной системы направ­ляет частные интересы на благо всего общества.

1. Для капиталистической системы характерны частная собственность на ресурсы и личная свобо­да выбора вида экономической деятельности как средства повышения материального благосостояния человека. Частный интерес служит движущей си­лой такой экономической системы, а конкуренция выполняет в ней роль регулирующего и контроли­рующего механизма.

2* В капиталистической системе рынки и цены организуют и эффективно направляют мириады ин-

дивидуальных решений, определяющих, что следу­ет производить, а также способы этого произвол ства и распределения продукта. Согласно кап и та листической идеологии государство играет иезначи тельную if относительно пассивную роль в эконо­мике.

3. Специализация и перед<

Наши рекомендации