Пять фундаментальных вопросов
Чтобы понять, как действует рыночная экономика, необходимо в первую очередь осознать, что существует пять фундаментальных вопросов, на которые должна ответить каждая экономическая система.
1. Сколько ресурсов общества следует использовать! В каком объеме или какую часть имеющихся в распоряжении ресурсов нужно использовать в процессе производства товаров и услуг?
2. Что следует производить! Какой набор товаров и услуг лучше всего удовлетворит материальные потребности общества?
3. Как следует производить эту продукцию? Каким образом организовать производство*' Какие фирмы должны осуществлять производство и какие технологии им следует использовать?
4. Кто должен полу нить произведенную продукцию? Как должен распределяться продукт экономики между потребителями?
5. Способна ли система приспосабливаться к изменениям? Может ли она соответствующим образом приспособиться к изменениям потребительского спроса, предложения ресурсов, а также использовать технологические изменения?
Пять фундаментальных вопросов — это лишь развитие вариантов экономического выбора, лежащих в основе кривой производственных возможностей, которую мы рассматривали в главе 2. Если бы не существовало проблемы экономии, эти вопросы не имели бы смысла: ограниченные ресурсы мира — против мира неограниченных потребностей.
*
РЫНОЧНАЯ СИСТ
Мы отложим пока поиск ответов на наши вопросы до того, как исследуем вопросы макроэкономик и узнаем, как ответить на сложные вопросы, связанные с использованием ресурсов. В своем дальнейшем исследовании мы будем опираться на схему кругооборота, представленную в главе 2 (рис. 2-6). Для того чтобы выяснить, как рыночная система
отвечает на фундаментальные вопросы, эту схему следует дополнить кривыми спроса и предложения
из главы 3.
условиях, когда цены на продукты и ресурсы устанавливаются в процессе конкуренции между покупателями и продавцами на соответствующих рынках, — как чисто капиталистическая экономика решает вопрос о том, какие виды товаров и в каком количестве следует производить? Памятуя о том, что фирмы стремятся получать прибыль и избегать убытков, мы можем заключить, что производиться будут те товары и услуги, которые приносят прибыль, а те, создание которых влечет за собой убытки, производиться не будут. Два обстоятельства определяют здесь прибыли и убытки.
1. Общий доход, получаемый фирмой от продажи своего товара.
2. Общие издержки его производства.
Как общий доход, так и совокупные издержки — это величины, образуемые соотношением «цена — время — количество продукта». Суммарный доход исчисляется умножением цены товара на количество проданного товара. А совокупные издержки определяются умножением пены каждого использованного ресурса на количество этого ресурса и сложением затрат на каждый ресурс.
I! if прибыли. Говоря, что производиться будут те товары, которые приносят прибыль, а те, что прибыли не приносят, производиться tie будут, мы делаем правильный вывод только в том случае, если вкладываем ясный смысл в понятие «экономические издержки».
Давайте снова представим себе фирмы в виде организационных структур, то есть фирмы, существующие лишь «на бумаге», отвлекаясь от капитала, сырья, рабочей силы и предпринимательской способности, которые только и приводят их в действие. Чтобы стать действительно производящими предприятиями, эти «бумажные» фирмы должны располагать всеми четырьмя видами ресурсов. Экономические издержки — это платежи, необходимые для того, чтобы обеспечить себя этими ресурсами в требуемом количестве. Издержки в расчете на единицу ресурсов, то есть их цена, определяются спросом и предложением на рынке ресурсов. Подобно земле, рабочей силе и капиталу, предпринимательская способность — это редкий ресурс, и он тоже имеет свою цену. Следовательно, издержки обязательно включают в себя не только заработную плату, выплату процентов на капитал и рентные платежи за землю, но также оплату функций предпринимателя по организации производства товаров и соединению всех других ресурсов в процессе этого производства. Плата предпринимателю за его вклад в производство называется нормальной прибылью.
Продукт будет произведен только в том случае, если общий доход от его продажи достаточно велик, чтобы заплатить заработную плату, проценты, ренту и нормальную прибыль предпринимателю. Однако, если же общий доход превышает все производственные издержки, включая нормальную прибыль, остаток пойдет предпринимателю в качестве вознаграждения за принимаемый на себя риск и выполнение организующей функции. Этот доход, оставшийся после покрытия всех затрат, называется чистой прибылью, или экономической прибылью. Экономическая прибыль не входит и экономические издержки, поскольку фирме не приходится ее тратить на приобретение и сохранение в своем распоряжении предпринимательской способности. Однако экономическая прибыль представляет собой ту прибыль, которая привлекает других производителей в конкретную отрасль.
ириоыли it растущие агрйсли. Несколько примеров помогут нам понять, каким образом рыночная система определяет, что следует производить. Предположим, что при современной технологии наиболее благоприятное соотношение между общим доходом и общими издержками в производстве продукта X складывается, когда некая фирма выпускает 15 единиц продукции. Допустим также, что наиболее выгодная комбинация ресурсов, используемых в производстве 15 единиц продукта Ж, составляет: две единицы рабочей силы, три единицы земли, одну единицу капитала и одну единицу предпринимательской способности, которые продаются по ценам 2, 1. 3 и 3 дол. соответственно. Наконец, предположим, что 15 единиц продукта X, производимых из этих ресурсов, можно продать по I дол. за единицу или всего за 15 дол. Станет ли фирма производить продукт X1. Да, потому что фирма вполне сможет выплатить заработную плату, ренту, процент и нормальную прибыль, составляющие 13 дол. (2x2 дол. + 3x1 дол. + + 1x3 дол. + 1x3 дол.). Разница же между совокупным доходом в 15 дол. и совокупными издержками в Идол, составит экономическую прибыль в размере 2 дол.
Эта экономическая прибыль служит свидетельством того, что производство X преуспевает. Оно способно стать растущей отраслью но мере того, как новые фирмы, привлеченные возможностью получать прибыль выше нормальной, будут здесь создаваться или перемещаться сюда из менее прибыльных отраслей.
Но вступление в отрасль новых фирм имеет свои ограничения. С появлением в отрасли Xновых фирм рыночное предложение продукта 2Спо отношению к рыночному спросу увеличится. Это понизит рыночную цену Л'(рис. 3-бв), и экономическая прибыль в результате конкуренции со временем исчезнет. Соотношение рыночного спроса и предложения в тот момент, когда экономическая прибыль становится равной нулю, определяет общий объем производства продукта X. В этой точке отрасль достигает своего «равновесного размера», по крайней мере до тех пор, пока дальнейшие изменения рыночного спроса или предложения не нарушат равновесия.
ся (нраслн. А что, если бы исходная рыночная ситуация для отрасли ЛТбыла менее благоприятной? Предположим, что условия на товарном рынке таковы, что фирма может продать 15 единиц продукта Столько по цене 75 центов за единицу. Общий доход составит 11,25 дол. (15 х 75 центов). После выплаты заработной платы, процентов и ренты фирма получит прибыль в размере 1,25 дол., что ниже нормальной прибыли. Другими словами, возникнет убыток, равный 1,75 дол. (11,25 дол. — 13 дол.).
Разумеется, ни одну фирму не привлечет такая непреуспевающая, сокращающаяся отрасль. Наоборот, если потери будут продолжаться, предприниматели устремятся в процветающие отрасли, которые обеспечивают нормальную или даже экономическую прибыль. Со временем фирмы, относящиеся к отрасли X, либо вовсе отойдут от дел, либо переместятся в другие отрасли с нормальной или более высокой прибылью. Однако, когда это случится, рыночное предложение продукта X по отношению к спросу снизится. Цена продукта возрастет (рис. 3-6г), и убытки постепенно исчезнут. Объем производства Xпостепенно стабилизируется. Соотношение спроса и предложения, установившееся в точке, где экономическая прибыль равна нулю, определяет общий объем производства продукта X. И вновь отрасль на время достигает своего равновесного размера.
<«голосование додла
В рыночной системе потребитель является сувереном, именно потребитель играет ключевую роль в определении видов и количества производимых товаров. Именно суверенитет потребителя определяет спрос. Спрос со стороны потребителя будет тем фактором, от которого зависят вид и количество производимых продуктов. Именно потребители, не ограничиваемые государством, потратят свои деньги на те товары, которые они больше всего хотят купить и которые они способны купить. Эти расходы представляют собой голосование долларом, с помошью которого потребители заявляют о своих потребностях, предъявляя спрос на рынке продуктов. Если в пользу какого-то продукта отдано достаточно голосов, чтобы обеспечить нормальную прибыль, фирмы будут производить именно его. Повышение потребительского спроса, то есть увеличение числа голосов, отданных за данный продукт, означает экономическую прибыль для произ-
водящей его отрасли. Эта прибыль служит сигналом для расширения отрасли и увеличения производства данного продукта. Если отмечается рост спроса на конкретный продукт, достаточное количество долларовых голосов будут стимулировать получение экономической прибыли, что повлечет за собой расширение отрасли и как результат — рост производства необходимого товара.
И наоборот, снижение потребительского спроса, то есть уменьшение количества голосов в пользу данного продукта, приведет к убыткам и со временем к сокращению производства. Когда фирмы покидают какую-то отрасль, производство продукции уменьшается. В таких обстоятельствах отрасль может даже полностью прекратить свое существование. И снова мы видим, что потребители выступают как суверены, их коллективные голоса перераспределяют ресурсы и переносят эти ресурсы из той отрасли, которая не отвечает их потребностям.
Голосование потребителей долларом не только определяет, какие отрасли сохранятся, а какие просто исчезнут, но и какие конкретные продукты должны продолжать производиться, а какие — уже нет. Приведем пример в качестве иллюстрации. В 1991 г., следуя рекомендациям врачей и специалистов по питанию, компания McDonald's выпустила в продажу бургеры <<маклин» с пониженным содержанием жиров. Хорошая идея? Не очень. Большинство потребителей решило, что новый продукт «слишком сухой» и «невкусный», и его продажи шли вяло. В 1996 г; компания McDonald's исключила бургеры «маклин» из своего меню, но одновременно ввела новый продукт - бургер «арч де люкс» с более высоким содержанием жира. И что же было дальше — потребители коллективно «проголосовали» за новый продукт.
Рыночные ограничения свободы. Как мы теперь видим, с точки зрения фирм, они на самом-то деле отнюдь не вольны производить все, что им вздумается. Потребительские решения о спросе, делая производство одних продуктов выгодным, а других — нет, ограничивают выбор фирм при решении вопроса о том, что им следует производить. Фирмам приходится согласовывать свой выбор по поводу производства продукта с выбором потребителей, иначе их неминуемо ожидают убытки, а возможно, даже банкротство.
То же самое относится к поставщикам ресурсов. Спрос на ресурсы — это производный спрос, то есть он зависит от спроса на товары и услуги, которые эти ресурсы позволяют производить. Спрос на рабочих-автомобилестроителей Существует только потому, что существует спрос на автомобили. Нет спроса на повозки, потому что нет спроса на кнуты. Поставщики ресурсов также отнюдь не вольны направлять свои ресурсы в производство тех товаров, которые потребители ценят невысоко. Фирмы не станут производить такие товары, поскольку потребительский спрос на них недостаточен, чтобы сделать это производство выгодным.
Короче говоря, потребители высказывают свои предпочтения, предъявляя спрос на рынке продуктов, производители и поставщики ресурсов соответствующим образом реагируют на этот спрос, одновременно преследуя свои собственные интересы. Рыночная система сообщает о нуждах потребителей фирмам и поставщикам ресурсов и побуждает их к надлежащей реакции.
Как должно быть организовано производство в рыночной экономике? Этот фундаментальный вопрос состоит из трех вопросов.
1. Как следует распределять ресурсы между различными отраслями производства?
2. Какие именно фирмы должны осуществлять производство в конкретной отрасли?
3. Какие комбинации ресурсов и какую технологию должна применять каждая фирма?
В предыдущем разделе мы уже ответили на первый вопрос. Рыночная система направляет ресурсы в те отрасли, в чьей продукции потребители нуждаются настолько сильно, чтобы сделать ее производство выгодным. Одновременно это лишает неприбыльные отрасли доступа к редким ресурсам.
Второй и третий вопросы тесно взаимосвязаны. В конкурентной рыночной экономике производство осуществляют те фирмы, которые хотят и могут применять наиболее эффективную с экономической точки зрения технологию производства. Высокая же эффективность технологии зависит от следующих факторов:
1. Доступности технологии, то есть альтернативных комбинаций ресурсов, из которых может быть произведена требуемая продукция;
2. Цен на необходимые ресурсы.
Наиболее эффективная с экономической точки зрения комбинация ресурсов определяется не только доступностью технологии, но также относительной ценностью требуемых ресурсов, измеряемой рыночными ценами на них. Технология, при которой для производства данного объема продукции требуется лишь небольшое количество материальных ресурсов, может, тем не менее, оказаться экономически неэффективной, если рыночная цена этих ресурсов слишком высокая. Экономическая эффективность предполагает получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов, когда и ресурсы, и продукция оцениваются в стоимостном (денежном) выражении. Наиболее эффективной комбинацией ресурсов будет та. кото-
рая позволит произвести, скажем, продукт А'стоимостью 15 дол. при наименьших денежных затратах.
Предположим, что есть три возможные технологии производства продукта X на нужную сумму 15 дол. Количество каждого ресурса, необходимого для каждой технологии, и цены необходимых ресурсов приведены в табл. 4-1. Умножая количество каждого из необходимых ресурсов на его цену, мшк-но получить совокупные издержки производства продукта А"стоимостью 15 дол. для каждой из технологий.
Технология 2 экономически наиболее эффективна, потому что она требует наименьших затрат. Она позволяет обществу получить продукт стоимостью 15 дол., используя меньшее количество ресурсов — стоимостью 13 дол., — чем те 15 дол., которые требуются при использовании двух других технолошй.
Но станут ли фирмы на самом деле использовать технологию 2? Конечно, «да». Фирмы захотят применять наиболее эффективную технологию, потому что она приносит наивысшую прибыль.
Изменение либо технологии, либо цен на ресурсы может побудить фирму отказаться от технологии, которую она в данный момент применяет. Если цена рабочей силы упадет до 50 центов, технология 1 получит преимущество перед технологией 2, Фирмы обнаружат, что они могут сократить издержки, перейдя к технологии, где в большем объеме используется тот ресурс, иена которого снизилась- Упражнение: убедитесь самостоятельно — будет ли технология, требующая 1 единицу рабочей силы труда, 4 единицы земли. 1 единицу капитала и 1 единицу предпринимательских способностей, — лучше, чем технологии, приведенные в табл. 4-1 с учетом указанных там же цен? (Киочевой вопрос 8.)
Распределение совокупного продукта
Рыночная система решает проблему распределения всей произведенной продукции двояким способом. В общем случае любой данный продукт распреде-
Таблица 4-1. Технология производства продукта К
ляется между потребителями, исходя из их желания и способности заплатить за него существующую рыночную цену. Если цена некоторого продукта, например карманного калькулятора, составляет 15 дол., то те покупатели, которые хотят и могут заплатить такую пену, получат калькулятор, а те. которые не хотят или не могут, не получат. В этом заключается нормативная функция равновесных цен.
Величина денежных доходов потребителей определяет их возможность заплатить равновесную пену за карманный калькулятор и другие товары. А денежные доходы потребителе»! зависят от количества людских и материальных ресурсов, которые поставляет получатель дохода, и от их цены на рынке ресурсов. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в определении размера денежного дохода, который каждое домохозяйство предлагает в обмен на часть совокупного общественного продукта. В пределах, ограниченных денежным доходом потребителя, только от его готовности заплатить равновесную цену за карманный калькулятор зависит, попадет ли некоторое количество этого конкретного товара к этому конкретному человеку. А желание и готовность потребителя купить калькулятор зависит от того, отдает ли он предпочтение зтому продукту в сравнении с другими доступными заменителями, а также от соотношения пен на них. Таким образом, цена продукта играет не только ключевую роль в определении того, как будет распределяться выпуск продукции, но и в определении структуры расходов потребителей.
Рыночная система как механизм распределения произведенной продукции не имеет ничего общего с этикой. Домашние хозяйства, сосредоточившие в своих руках значительные объемы материальных ресурсов благодаря системе наследования, в результате тяжелого труда и бережливости, с помощью деловой хватки пли обмана, получают доходы и распоряжаются большими долями совокупного продукта, произведенного экономикой. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и относительно неирои шолительные и в силу этого малооплачиваемые трудовые ресурсы, получают скудные денежные доходы и незначительные доли общественного продукта.
Индустриальные общества динамичны: предпочтения потребителей, технологии и состав предлагаемых реецзеов здесь весьма изменчивы. Это озна-чает, что та конкретная структура распределения ресурсов, которая сейчас является наиболее эффективной при данном сочетании потребительских вкусов, данном наборе альтернативных технологий и данном составе ресурсов, устареет и станет неэффективной, когда изменятся предпочтения потребите-
лей, будут открыты новые технологии производства и изменится состав предлагаемых ресурсов. Может ли рыночная экономика приспосабливаться к этим изменениям так, чтобы ресурсы использовались по-прежнему эффективно?
тетятття фгпштш цен, Предположим, что вкусы потребителей изменились. А конкретнее, допустим, что под воздействием усилившейся склонности к здоровому образу жизни потребители решили, что им нужно больше велосипедов и меньше сигарет, чем экономика производит в настоящее время. Это изменение вкусов потребителей будет донесено до производителей через увеличение спроса на велосипеды и снижение спроса на сигареты. Цены на велосипеды будут расти, а иены на сигареты падать. Если допустить, что до этих изменений потребительского спроса фирмы в обеих отраслях получали строго нормальную прибыль, то увеличение пен на велосипеды будет означать экономическую прибыль для велосипедной промышленности, а снижение цен на сигареты — убытки ятя табачной индустрии. Личный интерес побудит новых конкурентов вступить в преуспевающую велосипедную отрасль. А убытки со временем заставят фирмы покинуть испытывающую трудности табачную отрасль.
Эти корректировки в предпринимательском секторе соответствуют изменениям вкусов потребителей. Общество, то есть потребители, требует больше велосипедов и меньше сигарет, а именно это оно получает, по мере того как велосипедная промышленность расширяется, а табачная сокращается. Эти корректировки отражают действие суверенитета потребителей.
В наших рассуждениях предполагается, что поставщики ресурсов не возражают против подобных изменений. Может ли рыночная система побудить поставщиков ресурсов перераспределить людские и материальные ресурсы из отрасли, производящей сигареты, в велосипедную промышленность, позволяя тем самым увеличить производство велосипедов зл счет сокращения выпуска сигарет? Разумеется, да.
Экономические прибыли, возникающие сразу же вслед за повышением спроса на велосипеды, не только побуждают эту отрасль к расширению, но также обеспечивают ее средствами на приобретение ресурсов, необходимых для этого роста. Более высокие цены на велосипеды позволяют фирмам в этой отрасли покупать ресурсы также по более высоким ценам, увеличивая тем самым величину спроса на них и привлекая ресурсы из альтернативных сфер занятости.
Обратная ситуация складывается в переживающей спад табачной промышленности. Убытки, последовавшие за спадом потребительского спроса, вызовут уменьшение спроса на ресурсы со стороны этой отрасли. Работники и другие ресурсы, высвободившиеся при сокращении табачной промышленности, могут теперь найти себе применение в растущей велосипедной индустрии. Более того, возросший спрос на ресурсы со стороны велосипедной промышленности означает более высокие цены на ресурсы в этой отрасли, чем в табачной, где снижение спроса на ресурсы снизило цену на них. Образовавшееся в результате различие в ценах на ресурсы послужит для их владельцев стимулом к перераспределению ресурсов из табачной в велосипедную промышленность. А это то самое перераспределение, которое необходимо для роста велосипедной отрасли и сокращения производства сигарет.
Способность рыночной системы сообщать об изменениях таких важнейших параметров, как вкусы потребителей, и вызывать соответствующую реакцию со стороны фирм и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на товарные цены и на прибыли, изменения вкусов потребителей управляют расширением одних отраслей и сокращением других. Эти корректировки доходят до рынка ресурсов, так как растущим отраслям требуется больше ресурсов, а сокращающимся — меньше. Возникающие в результате изменения цен на ресурсы направляют ресурсы из сокращающихся отраслей в растущие. В отсутствие рыночного механизма эту функцию — направления хозяйственных единиц и ресурсов на производство определенной продукции — должно было бы взять на себя какое-то административное ведомство, вероятнее всего — государственный плановый орган.
Аналогичными рассуждениями можно показать, что рыночная система в состоянии приспособиться и к другим фундаментальным изменениям, например изменениям технологии и относительной структуры предложения различных ресурсов.
тимулирование прогресса. Одно дело - приспосабливаться к изменениям, и совсем другое — инициировать эти изменения, особенно в желательном направлении. Благоприятствует ли конкурентная рыночная система совершенствованию технологии и накоплению капитала — двум взаимосвязанным изменениям, которые способствуют повышению производительности и уровня материального благосостояния общества?
Технический прогресс. Конкурентная рыночная система создает мощные стимулы к техническому прогрессу. Прогресс может выражаться в усовершенствовании методов производства или в открытии нового продукта. Фирма, разработавшая новую технологию, снижающую издержки, имеет временное преимущество перед своими конкурентами. Передавая часть снижения издержек потребителю через более низкую цену продукта, фирма способна увеличить объем продаж и добиться получения экономической прибыли за счет конкурирующих компаний. Аналогичным образом, фирма, успешно вне-
дрившая производство нового продукта, получает доход и экономическую прибыль за счет конкурирующих компаний. Более того, конкурентная рыночная система создает обстановку, благоприятствующую быстрому распространению технологического прогресса по всей отрасли. Конкуренты вынуждены следовать за наиболее прогрессивной фирмой, иначе их незамедлительно постигнет расплата в виде убытков и, возможно, даже банкротства.
Снижение цены на продукцию или усовершенствование продукта за счет достижений технического прогресса побуждает передовую отрасль расширять производство. Это расширение может произойти в результате увеличения объема производства уже существующими в отрасли фирмами или в результате вступления в данную отрасль других фирм, привлеченных экономической прибылью, возникшей благодаря техническому прогрессу. По мере расширения отрасли происходит перемещение ресурсов из менее прогрессивных в более прогрессивные отрасли. И так и должно быть. Для поддержания высокого уровня эффективности использования ограниченных ресурсов необходимо постоянно перераспределять эти ресурсы из отраслей, где производственная технология относительно менее эффективна, в отрасли с относительно более эффективной технологией производства — для удовлетворения потребностей общества.
Накопление капитала. Но технический прогресс, как правило, требует дополнительного количества инвестиционных товаров. Рыночная система предоставляет необходимые ресурсы для производства соответствующих инвестиционных товаров путем приспособления рынка продуктов и ресурсов. Если голосование долларом подаст обществу сигнал в пользу инвестиционных товаров, рынки продуктов и ресурсов подстроятся под этот выбор, увеличив производство инвестиционных товаров.
Но кто именно учитывает «голоса» в пользу инвестиционных товаров? В первую очередь предприниматель, который как получатель прибыли может выделить часть этой прибыли на накопление инвестиционных товаров. Сделав это, он, возможно, получит в будущем еще больше прибыли, если нововведения окажутся успешными. Кроме того, выплачивая проценты, предприниматели могут взять в долг часть дохода домохозяйств и использовать эти заемные средства как дополнительные «долларовые голоса» в пользу инвестиционных товаров. (Ключевой вопрос 10.)
В условиях капитализма рыночная система является организационным механизмом, а конкуренция служит механизмом управления. Через спрос и пред-
ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ
РОЗОВЫЙ ФЛАМИНГО И ГОЛОСОВАНИЕ ДОЛЛАРОМ
Вот уже на протяжении 40 лет суверенный потребитель и голосование долларом продолжают поддерживать производство пластмассового розового фламинго. Последователи этой идеи утверждают, что факты выбивают почву из под ног критиков.
Леоминстер, штат Массачусетс. Одному из символов американского ландшафта - не белоголовому орлану, а пластмассовому розовому фламинго - исполняется уже сорок лет. И от этого он не становится респектабельнее.
Несмотря на огромное количество уже проданных фламинго (от 15 до 20 млн штук), это украшение лужаек, кажется, не собирается никуда улетать - оно укрепилось даже на майках. Такая судьба только ерошит перья в веерах из фламинго.
«Говорят, они липовые. Но все великое искусство начиналось с «липы», - заметил как-то господин Дон Фезерстоун, вице-президент Союза производителей и художник, - человек, чья фамилия написана на каждом таком фламинго. -Компания Art Deco в Нью-Йорке была потрясена. Но сегодня они готовы взять свои слова назад».
Господин Фезерстоун и сам чем-то напоминает большую птицу. Он - скульптор, начинал с классики, он сам и его жена каждый день вот уже двадцать лет одеваются во все похожее. Он посещает многочисленные мероприятия, связанные с темой фламинго и спонсируемые Обществом за сохранение Пластмассового фпаминго для домашних лужаек.
В каталоге его компании, производящей пластмассовых фламинго, вы найдете птицу на любой вкус; и 7-метрового черно-белого пингвина, и синеголового фазана, и зелено-грудого петуха.
Все хорошо, но что-то не совсем так.
«Я пробовала пустить уток - ведь мы живем в стране уток, - напоминает Мэри-Элизабет Бакхэм, на лужайке около викторианского дома которой в Сентревилле можно увидеть стаю пластмассовых фламинго. - Но никто не хотел смотреть, что они там делают».
Госпожа Бакхэм сама одевает свои 34 птички - обвязывает шарфами розовые шейки, обувает в гольфики длинные птичьи ноги и укрепляет на священных птицах различные украшения и элементы одежды, сшитые ее собственной рукой. Более того, она каждую неделю придумывает что-то новое ~ к восторгу публики.
А на Рождество она устроила настоящую пасторальную сценку - с фламинго-волхвами и фламинго-младенцем Христом, в День благодарения на лужайке оказалась стая «фламиндюшек», а на Хэллоуин - фламинго-привидения, Едва ли вы найдете более затейливые украшения для лужаек.
Напомним, что первые декоративные фламинго для лужаек ~ а это был 1952 г. - были сделаны из фанеры. Уже через несколько лет их изготавливали из пенопласта, но птичек часто грызли собаки. Из пластмассы фламинго изготавливают с 1957 г.
Некоторые модели почему-то отказывались летать, а модель с подвижными ногами, сделанная несколько лет назад, просто взяла и плюхнулась.
Каждый год полмиллиона фламинго победно спускаются с полок магазинов США, Мексики и стран Южной Америки - по 9,95 дол. за пару. Такие цифры, замечает господин Фезерстоун, вызывают удивление.
«Пока они их продолжают покупать, - мне, право, хорошо», ~ говорит, улыбаясь, Фезерстоун.
Источник: Carolyn Thompson. Flamingo Sales still In the Pink, Associated Press, May 28, 1996, Printed by permissiom of the Associated Press.
ложение нужды потребителей (общества) доходят до фирм, а от них — до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция побуждает фирмы и поставщиков ресурсов реагировать должным образом.
Но конкуренция не только гарантирует ответные действия, соответствующие потребностям общества. Она также принуждает фирмы использовать наиболее эффективную технологию производства и поддерживать наиболее низкие затраты и цены. На конкурентном рынке фирма, не способная применять технологию, обеспечивающую наименьшие издержки, будет в конце концов вытеснена более эффективными фирмами. И мы уже видели, что конкуренция обеспечивает благоприятные условия для такого технического прогресса.
В 1776 г. Адам Смит в своей книге «Богатство народов» (The Wealth of Nations) впервые обратил внимание на то, что механизм действия конкурен-
тной рыночной системы создает удивительное и важное единство — единство частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, действующие в собственных интересах в рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно как будто направляемые «невидимой рукой», способствуют удовлетворению государственных или общественных интересов. Например, мы видели, что в конкурентной среде при производстве данного объема продукции фирмы используют требующую наименьших затрат комбинацию ресурсов, поскольку это соответствует их частным интересам. Действовать иначе означало бы отказаться от прибыли или даже подвергать себя риску банкротства. Но в то же время ясно, что использование ограниченных ресурсов с наименьшими издержками, то есть наиболее эффективно, соответствует интересам общества.
В нашем примере с расширением производства велосипедов и сокращением производства сигарет именно частный интерес, пробуждаемый и направляемый конкурентной рыночной системой, вызвал ответные действия, соответствующие изменениям в потребностях общества. Фирмы, стремящиеся получать более высокие прибыли и избегать убытков, с одной стороны, и поставщики ресурсов, добивающиеся большего денежного вознаграждения за них, — с другой, договариваются между собой о необходимых изменениях в распределении ресурсов и, следовательно, о структуре выпускаемой продукции — именно той, которая требуется обществу. Конкуренция управляет частными интересами таким образом, что они автоматически, непреднамеренно способствуют удовлетворению интересов общества. Концепция «невидимой руки» утверждает, что, когда фирмы добиваются максимальных прибылей. внутренний общественный продукт также максимизируется.
Рассматривая, как действует рыночная система, мы упоминали н о ее достоинствах. Однако три из них заслуживают особого внимания.
#ффекгя1ммч*т1*. Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том. что она способствует эффективному использованию ресурсов. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы на производство товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается. Она побуждает использовать наиболее эффективную организацию производства и стимулирует разработку и внедрение новых, более эффективных технологий.
L С'гимргы, Рыночная система весьма эффективно применяет стимулы, направленные на инновации и модернизацию. Больший трудовой вклад означает более высокий денежный доход, который обеспечивает более высокий уровень жизни. Точно так же и риск, который берут на себя предприниматели, может обернуться значительной прибылью.
Успешные нововведения тоже могут принести экономическую прибыль.
Свобода» Основной неэкономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она опирается наличную свободу В противоположность централизованному планированию рыночная система управляет деятельностью без принуждения. Рыночная система допускает свободу предпринимательства и выбора и процветает на этой основе. Предприниматели и рабочие не перегоняются правительственными директивами из отрасли в отрасль ради достижения производственных целей, установленных каким-то государственным ведомством. Напротив, они вольны преследовать свой частный интерес, получая за это соответствующее вознаграждение или наказание от самой рыночной системы.
4- Структура производства в конкурентной рыночной системе определяется прибылями, которые в свою очередь в значительной степени зависят от предпочтений потребителей. Прибыли вызывают расширение выбранной ими отрасли, убытки — сворачивание неэффективной отрасли.
♦ Конкуренция побуждает фирмы использовать производственные методы, обеспечивающие наименьшие издержки (наиболее эффективные).
# Распределение произведенного продукта между домашними хозяйствами в рыночной экономике определяется доходами потребителей и ценой продукции.
# Конкурентные рынки осуществляют перераспределение ресурсов в ответ на изменение вкусов потребителей, технологические достижения и изменения в структуре предложения ресурсов.
♦ «Невидимая рука» рыночной системы направляет частные интересы на благо всего общества.
1. Для капиталистической системы характерны частная собственность на ресурсы и личная свобода выбора вида экономической деятельности как средства повышения материального благосостояния человека. Частный интерес служит движущей силой такой экономической системы, а конкуренция выполняет в ней роль регулирующего и контролирующего механизма.
2* В капиталистической системе рынки и цены организуют и эффективно направляют мириады ин-
дивидуальных решений, определяющих, что следует производить, а также способы этого произвол ства и распределения продукта. Согласно кап и та листической идеологии государство играет иезначи тельную if относительно пассивную роль в экономике.
3. Специализация и перед<