Профессиональное и личное применение принципов экономике

Экономикс придает большую значимость точному, систематическому анализу. Таким образом, изуче­ние экономике неизменно помогает студентам со­вершенствовать свои аналитические способности, которые пользуются большим спросом на рынке труда. Изучение экономике также помогает нам разобраться в каждодневной реальности, которую мы наблюдаем вокруг. Каким же образом так много разных людей в стольких разных местах, занимаясь разными видами деятельности, производят именно те товары и услуги, которые мы хотим купить? Эко­номикс дает ответ на этот вопрос.

Экономикс имеет жизненно важное значение и для бизнеса. Понимание основ процесса принятия решения и принципов действия экономической системы позволяет руководителям фирм увеличи­вать прибыль. Руководитель, который понимает, когда следует применять новую технологию, когда сливаться с другой фирмой, когда расширять штат работающих и т.д., будет успешнее руководителя, который менее искушен в таких процессах приня­тия решений. Руководитель, которому ясны причи­ны и следствия экономических спадов (общего сни­жения экономической активности), способен при­нимать более разумные деловые решения в такие периоды.

Экономикс помогает потребителям и работни­кам принимать правильные решения при покупке товаров и устройстве на работу. Как потратить свои ограниченные средства для достижения максималь­ного уровня удовлетворения? Как защитить себя от снижения покупательной способности денег, кото­рое сопутствует инфляции? Что выгоднее — поку­пать машину или брать напрокат; расплачиваться по кредитной карте или наличными? Какие профес­сии лучше оплачиваются, какие наименее подвер­жены безработице?

Точно так же понимание экономике помогает принимать лучшие финансовые решения. По крайней мере человек, который понимает взаимосвязь между бюджетным дефицитом и процентными став­ками, между обменными курсами валют и объема­ми экспорта, между процентными ставками и це­нами на облигации, способен принимать более обо­снованные решения о личных инвестициях. То же самое можно сказать и о человеке, имеющем пред­ставление о возможностях применения в бизнесе новых технологий.

Однако следует предостеречь читателя: при всей практической полезности экономикс представляет собой предмет преимущественно академический, а не узкопрофессиональный. В отличие от бухгалтерс­кого учета, рекламного дела, корпоративных финан­сов или маркетинга экономике не является в пер­вую очередь наукой о том, как делать деньги. Зна­ние экономике и способность видеть события в экономической перспективе поможет в управлении бизнесом или личными финансами, но не в этом состоит ее главная задача. В конечном итоге эконо­мике рассматривает проблемы и решения с обще­ственной, а не с индивидуальной точки зрения. Про­изводство, обмен и потребление товаров и услуг рассматриваются в ней с позиций интересов обще­ства в целом, а не с позиций кошелька отдельного человека.

КРАТКОЕ ПОВТОРЕНИЕ 1-1

  • Экономикс занимается проблемой эффектив­ного управления ограниченными ресурсами для мак­симального удовлетворения потребностей.
  • В экономическом подходе особое место зани­мают идеи об: а) ограниченности ресурсов и необхо­димости выбора; б) рациональном поведении; в) срав­нении предельных выгод и предельных издержек.
  • Изучение экономике поможет вам делать бо­лее осмысленный выбор на избирательных участках, а также в профессиональной деятельности и частной жизни.

На рис. 1-1 представлена схема методов, применя­емых В ЭКОНОМИКС.

Все социальные науки основаны на анализе пове­дения, реалий или фактов, поддающихся наблюде­нию и контролю. Экономикс как социальная наука изучает поддающееся наблюдению и контролю по­ведение индивидуумов (потребителей, работников) и институтов (коммерческих и государственных уч­реждений), занятых в производстве, обмене и по­треблении товаров и услуг.

Экономическая политика

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Профессиональное и личное применение принципов экономике - student2.ru

Рисунок 1-1. Взаимосвязь фактов, принципов и процессов В ЭКОНОМИКС

Приступая к изучению проблемы или аспектов экономики, экономисты могут использовать метод индукции, с помощью которого они собирают, систематизируют и обобщают факты. Напротив, метод дедукции подразумевает выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами. Полученные любым из этих методов обобщения используются не только для обьяснения экономического поведения, но также и в качестве основы для выработки экономической политики.

Сбор фактов об экономической деятельности и ее результатах может оказаться сложным процессом. Поскольку реальный мир состоит из мириад взаи­мосвязанных фактов, экономисты, как и предста­вители других наук, должны подходить к сбору ин­формации весьма и весьма избирательно. Они дол­жны определить, какие факты способствуют реше­нию конкретной проблемы. Но даже по окончании процесса такой сортировки необходимая информа­ция может на первый взгляд показаться случайной и никак не связанной с рассматриваемой пробле­мой.

Таким образом, экономисты стремятся опреде­лить принципы — обобщенные представления о по­ведении индивидуумов и институтов. Процесс оп­ределения таких принципов называется экономичес­кой теорией, или экономическим анализом (см. нижний блок рис. 1-1). Роль экономической теории, или экономического анализа, заключается в системати­зации фактов, их интерпретации и обобщении. Прин­ципы и теории, являющиеся результатом экономи­ческого анализа, вносят порядок и смысл в набор фактов, устанавливая надлежащие соотношения между ними. «Теория без фактов может быть пус­той, но факты без теории — бессмысленны», — ут­верждает экономист Кеннет Булдинг[1].

Как показано на рис. 1-1, при изучении эконо­мического поведения экономисты могут продви­гаться как от теории к фактам, так и от фактов к теории. Это означает, что экономисты используют как метод индукции, так и метод дедукции. Индук­ция позволяет продвигаться от фактов к теории, от, частного к общему. При этом набор фактов систе­матизируется и анализируется таким образом, что­бы вывести лежащий в их основе принцип. На ри­сунке метод индукции показан левой восходящем стрелкой, направленной вверх от «фактов» к «тео­рии».

Обобщения экономисты обычно получают ме­тодом дедукции. При этом они опираются на слу­чайные наблюдения, озарения, логику или интуи­цию, на основе которых формулируется предвари­тельный непроверенный принцип, именуемый ги­потезой. Например, руководствуясь «кабинетной» логикой, они могут предположить, что потребите­ли купят больше товара, когда его цена падает. Чтобы проверить справедливость гипотезы, эконо­мисты подвергают ее систематической многократ­ной проверке на релевантных фактах. Подтверж­дают ли реальные данные обратную зависимость между ценой и количеством приобретенного това­ра? Такой процесс проверки, который иногда на­зывают эмпирической экономикой, изображен на рис. 1-1 стрелкой, направленной вниз от блока «теории» к блоку «факты».

Дедукция и индукция представляют собой не взаимоисключающие, а взаимодополняющие мето­ды исследования. Сформулированные дедук­тивным методом гипотезы служат для экономиста ориентирами при сборе и систематизации эмпи­рических данных. В свою очередь, некоторое пред­ставление о фактах, реальном мире является пред­посылкой для выработки весьма содержательных гипотез.

Экономические принципы и теории представля­ют собой содержательные обобщения об экономичес­ком поведении или экономике. Принципы и теории разрабатываются на основе фактов, а сами факты помогают подтвердить правильность уже установ­ленных принципов. Хорошие теории подтвержда­ются фактами, отражающими поведение как иидивидуумов, так и институтов в процессе производ­ства, обмена и потребления товаров и услуг. По­скольку эти факты могут со временем измениться, экономисты должны постоянно сверять существу­ющие принципы и теории с изменившейся эконо­мической средой.

Необходимо знать еще несколько моментов, от­носящихся к экономическим принципам.

Терминология, Экономисты употребляют такие по­нятия, как «законы», «принципы», «теории» и «моде­ли». Изучающие экономику иногда путаются в этих терминах, но по существу все они означают одно и то же, а именно обобщение или констатацию зако­номерностей в экономическом поведении индиви­дуумов и институтов. Термины «экономические за­коны» и «принципы» являются полезными, но иног­да вносят путаницу, так как они подразумевают большую степень точности, универсальность при­менения и даже нравственную справедливость, что является редкостью в общественных науках. В эко­номике часто используется и слово «теория», не­смотря на то что многие люди ошибочно полагают, что теория не имеет ничего общего с действитель­ностью. Экономисты часто также используют тер­мин «модель». Модель — это упрощенная картина действительности, абстрактное обобщение взаимо­действия исследуемых фактов.

В данной книге эти четыре термина будут упот­ребляться как синонимы. Выбор термина в каждом конкретном случае будет диктоваться сложившейся традицией его употребления или целесообразнос­тью. Вот почему связь между ценой товара и приоб­ретаемым потребителями количеством товара мы будем называть законом спроса, а не теорией или принципом спроса, поскольку так принято ее обо­значать.

Обобщения. Как мы уже упоминали ранее, эконо­мические принципы — это обобщения в отношении экономического поведения и собственно экономи­ки. Им свойственна некоторая неопределенность, так как существует огромное многообразие эконо­мических фактов. Невозможно найти двух человек или институтов, которые вели бы себя совершенно одинаково. Экономические принципы формулируют­ся в виде тенденций в поведении типичных, или сред­нестатистических, потребителей, работников или фирм. Например, когда экономисты говорят, что по­требители тратят больше, когда растут их доходы, они прекрасно понимают, что некоторые домохо­зяйства могут отложить в виде сбережений всю сум­му, на которую увеличился их доход. Но в целом для экономики характерно увеличение расходов с ростом доходов. Точно так же экономисты говорят, что потребители станут покупать больше товаров, когда их цена падает. Некоторые потребители могут увеличить количество покупаемого ими товара в

значительной степени, тогда как другие — только ненамного, а отдельные потребители — и вовсе ни на сколько. Однако принцип «цена — качество» дей­ствует только в отношении типичного потребителя и потребителей в целом.

Допущение «при прочих равных условиях». Как и представители других наук, экономисты использу­ют в построениях своих обобщений допущение ceteris paribus, или «при прочих равных условиях». Это оз­начает, что все другие переменные, за исключением рассматриваемых в данный момент, остаются неиз­менными. Например, оценим соотношение цены и количества купленного «пепси». Для упрощения задачи предположим, что из всех факторов, кото­рые могут повлиять на количество купленного «пеп­си» (например, цена «пепси», цена «кока-колы», доходы и предпочтения потребителей), меняется только цена «пепси». Экономист сможет сосредо­точиться на взаимосвязи «цена — объем покупок», и ему не нужно будет учитывать остальные пере­менные.

В естественных науках, таких, как химия или физика, обычно можно провести контрольные экс­перименты, в ходе которых «все прочие условия» действительно сохраняются неизменными (или предполагаются неизменными). Таким образом можно с большой точностью эмпирически прове­рить предполагаемую взаимосвязь между двумя пе­ременными. Например, можно измерить высоту, с которой падает предмет, и время, в течение кото­рого он будет падать до соприкосновения с землей. Но экономике — это не лабораторные исследова­ния. Экономисты проверяют правильность разра­ботанных ими теорий на фактах, порожденных ре­альными экономическими процессами. В этой довольно хаотичной среде «прочие условия» изме­няются. Несмотря на развитие весьма сложных ме­тодов статистического анализа, которые специаль­но разработаны для того, чтобы сохранить равен­ство «всех прочих условий», они все же не совер­шенны. В результате экономические принципы являются менее определенными и менее точными, чем принципы в науках, применяющих методы ла­бораторных исследований.

Абстракции. Экономические принципы, или теории, представляют собой абстракции — упрощенные модели, в которых не учитываются не относящиеся к делу факты и обстоятельства. Такие модели не являются полным отражением реального мира во всем его многообразии. Сам по себе процесс клас­сификации и анализа фактов уже предполагает уп­рощение и упорядочивание. К сожалению, абстрак­тный характер экономической теории способствует тому, что некоторые несведущие люди считают эту теорию непрактичной и нереалистичной. Но это нелепо! На самом деле экономические теории практичны именно потому, что они являются абстрак­циями. Мир реальности слишком сложен и запу­тан, чтобы его можно было представить строго упо­рядоченным. Экономисты создают абстракции, т.е. строят модели, стремясь обнаружить смысл в хао­тичном наборе фактов. Так что построение теорий в этих целях имеет исключительно практическое значение.

Графическое изображение. Многие из представлен­ных в этой книге экономических моделей будут изображены графически. Наиболее важные модели названы ключевыми графиками. Мы настоятельно рекомендуем вам прочитать приложение к этой гла­ве, посвященное построению графиков.

Экономическая политика

Прикладная экономике, или экономическая поли­тика, признает принципы и факты, которые могут быть использованы при формулирований полити­ки (верхняя часть рис. 1-1). Экономические тео­рии служат основой для экономической полити­ки — ряда мероприятий, базирующихся на эконо­мических принципах и призванных решить конк­ретную проблему или способствовать достижению государством экономических целей. Экономичес­кая политика обычно применяется для решения проблем после их возникновения. Однако если экономическим анализ может предсказать какое-либо нежелательное явление, например, безрабо­тицу, инфляцию или рост бедности, то с помощью экономической политики можно избежать или смягчить эти явления.

Выработка экономической политики. Выработка по­литики, предназначенной для достижения конкрет­ных целей, — дело непростое. Ниже представлено краткое описание основных этапов формирования политики.

1. Провозглашение целей. Первым этапом является четкая формулировка цели. Если мы говорим, что добиваемся «полной занятости», то имеем ли мы в виду, что, скажем, все люди от 16 до 65 лет должны иметь работу? Или мы подразумеваем, что работу должны иметь все, кто хочет работать? Следует ли нам допустить некоторый «нормальный» уровень безработицы, обусловленный неизбежными измене­ниями в структуре производства и добровольной сменой рабочих мест работниками'? Цель должна быть сформулирована точно.

2. Возможные варианты политики. Следующим ша­гом должно стать формулирование альтернативных вариантов политики, призванных достичь желаемой цели, и определение возможных последствий каж­дого из этих вариантов. Это требует ясного пони­мания экономического воздействия, выгод, издержек и политической целесообразности альтернатив­ных вариантов политики. Например, что должно сделать государство для достижения полной заня­тости - применить фискальную политику (которая включает в себя изменения структуры государствен­ных расходов и налогов), денежную политику (ко­торая вызывает изменение величины денежной мас­сы), образовательную политику (которая повышает шансы работников найти работу) или же политику субсидирования оплаты труда для тех фирм, кото­рые согласятся предоставить рабочие места инва­лидам и другим людям, имеющим меньше преиму­ществ при найме.

3. Реализация и оценка выбранной политики. По ре­зультатам применения выбранной политики необ­ходимо оценить ее эффективность. Экономическую политику можно улучшить только проведя непред­взятую оценку. Изменился ли уровень занятости в результате конкретных изменений в налоговой системе или в величине денежной массы в той сте­пени, в какой это предполагалось? Принесло ли де­регулирование определенной отрасли (например, авиаперевозок) предполагавшиеся положительные результаты? И если нет, то почему? (Ключевой воп­рос 5.)

Экономические дели. Поскольку экономическая по­литика предназначена для достижения конкретных экономических целей, нам необходимо признать существование нескольких целей, которые являют­ся широко признанными в США и во многих дру­гих странах. К ним относятся:

1. Экономический рост. Производство товаров и ус­луг в большем объеме и лучшего качества или, го­воря проще, достижение более высокого уровня жизни.

2. Полная занятость. Обеспечение подходящими рабочими местами всех тех, кто желает и способен работать.

3. Экономическая эффективность. Получение мак­симальной отдачи с использованием имеющихся производственных ресурсов,

4. Стабильный уровень цен. Предотвращение значи­тельного повышения или значительного понижения общего уровня цен, то есть инфляции и дефляции.

5. Экономическая свобода. Гарантирование компани­ям, работникам и потребителям высокой степени свободы в их экономической деятельности.

6. Справедливое распределение доходов. Ни одна груп­па граждан не должна пребывать в крайней нище­те, в то время когда другие купаются в роскоши.

7. Экономические гарантии. Социальное обеспече­ние для хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, уволенных в результате сокраще­ния, престарелых или для тех, кто по иным причи­нам оказался лишенным возможности получать хотя бы минимальный доход.

8. Торговый баланс. Поддержание разумного балан­са в международной торговле и международных фи­нансовых сделках с другими странами.

Хотя большинство из нас могут признать спра­ведливость этих целей в общем виде, мы можем существенно разойтись во мнениях относительно их конкретного толкования. Какое изменение уровня цен можно назвать «значительным»? Что значит «высокая степень» экономической свободы? Что такое «справедливое» распределение доходов? Ка­ким образом можно четко определить такие абст­рактные цели, как «экономическая свобода»? Эти цели зачастую являются предметом жарких обще­ственных споров.

Кроме того, некоторые из этих целей являются взаимодополняющими в том смысле, что по мере достижения одной из них одновременно будут до­стигнуты и некоторые другие цели. Например, до­стижение полной занятости означает ликвидацию безработицы, что является основной причиной не­справедливого распределения доходов. Но некото­рые другие цели могут противоречить друг другу или даже оказаться взаимоисключающими. Это требует компромисса, когда для достижения одной цели мы должны пожертвовать другой. Например, усилия по достижению большего равенства в распределении доходов могут ослабить стимулы к труду, инвести­рованию, нововведениям и деловому риску, каждый из которых способствует экономическому росту. Налогообложение по высоким ставкам людей с высокими доходами и перераспределение налого­вого дохода в пользу людей с низким уровнем дохо­да является одним из способов обеспечения спра­ведливого распределения доходов. Но тогда могут уменьшиться стимулы для людей с высокими дохо­дами к зарабатыванию денег, так как более высокие налоги уменьшают их вознаграждение за труд. Точ­но так же у человека с низкими доходами ослабля­ется мотивация к труду и другой производительной деятельности, если государство готово обеспечивать его и без того.

Когда цели вступают в противоречие друг с дру­гом, общество вынуждено выработать систему при­оритетов в осуществлении задач, которые оно пе­ред собой ставит. Если достижение большей эконо­мической свободы возможно только при условии снижения уровня экономических гарантий, а повы­шение уровня экономических гарантий возможно лишь при более низком уровне экономической сво­боды, то общество должно оценить компромиссы и решить, какое соотношение между ними будет оп­тимальным (наилучшим).

Кра ткое повторение темы

  • Экономические теории (законы, принципы или модели) представляют собой обобщения, касающие­ся экономического поведения индивидуумов или ин­ститутов; хорошо разработанные теории подтверж­даются фактами.
  • Индукция изучает факты и выводит на их ос­новании обобщения. Она использует логику для по­строения гипотез и затем проверяет эти гипотезы на фактических данных.
  • Функции экономической политики - четкое формулирование целей, рассмотрение вариантов политики и оценка результатов.
  • Некоторые экономические цели общества яв­ляются взаимодополняющими, тогда как другие всту­пают в противоречие. В случае возникновения про­тиворечий возникает компромисс.

Наши рекомендации