Аграрное производство и аграрные отношения
Аграрное производство являетсяосновополагающим для жизни людей и общества в целом. Недаром физиократы считали его единственным производительным сектором экономики.
Условия и результаты аграрного труда связаны с функционированием растительного и животного мира. Главным отличием аграрного сектора экономики от других сфер национального хозяйства является его тесная зависимость от природно-климатических условий и естественного биологического цикла.
Основным средством производства (материальным экономическим ресурсом) здесь является земля.
Земля, в отличие от других экономических ресурсов, является невоспроизводимым фактором производства. Земля абсолютно ограничена поверхностью земной суши, и, кроме того, она имеет относительное ограничение как объект сельскохозяйственного использования. Предложение земли неэластично. Поэтому центральными в аграрных отношениях являются проблемы землевладения (земельной собственности) и землепользования (владения землей как объектом хозяйствования).
В странах с рыночной экономикой аграрные отношения строятся на использовании различных форм собственности на землю: частной, государственной, муниципальной и коллективной.
Частная собственность на землю сформировалась значительно позднее частной собственности на другие факторы производства и до сих пор не является доминирующей.
В Нидерландах, например, частной собственности на землю не существует, причем, сельскохозяйственное производство в этой стране функционирует весьма эффективно, а урожайность зерновых и продуктивность скота являются наиболее высокими в Европе. Более того, следует отметить, что рыночная экономика впервые сложилась именно в Голландии. В Израиле 90 % земель находится в собственности государства. Коллективные хозяйства (кибуцы), созданные на этих землях, весьма продуктивны.
Особое место в системе аграрного хозяйствования занимает арендная форма. Справедливым является утверждение о наличии прямой зависимости развития свободного предпринимательства в аграрном секторе от становления механизма передачи земли в аренду. Широкое распространение эта форма хозяйствования получила в зарубежных странах. Аренда применяется как для частных, так и для государственных земель. В США, например, примерно 45 % используемых земельных площадей обрабатывается арендным способом, во Франции – 50 %, в Бельгии – 70 %, в Голландии - 100 %.
“Самобытность России в большей степени определялась особенностями деревенского уклада, основанного на культурно-нравственных традициях российского крестьянства.”[25] Система земельных отношений до начала ХХ века в России включала три типа отношений: государственную собственность на землю, частное землевладение и общинное землепользование. Для общинного уклада было характерно исключение земли из товарного оборота, артельная взаимопомощь.
В 1906 г. началось реформирование деревенского уклада в России. Реформа была нацелена на укрепление индивидуальной собственности на землю. Обеспечивался свободный выход из общины, сохранялась крупная помещичья собственность, поддерживалось переселение крестьян на свободные целинные земли. Индивидуальный собственник мог прикупить земли, продать свою землю, заложить ее в Крестьянский банк. В 1914 г. в Европейской России в частной собственности находилось 25 % сельскохозяйственных земель, из них более половины - в собственности дворян, 13 % - у купцов, столько же у крестьян, крестьянские общества и товарищества владели 12 % земли. Земельные собственники задолжали банкам 3,5 млрд. руб. золотом, что составляло 80 % стоимости их земли. За 10 лет реформы взяли свои наделы в частную собственность немногим более 20 % домохозяйств, порвали связь с общиной лишь 10 %. Годы реформ сопровождались крестьянскими волнениями, что явилось одной из предпосылок Октябрьской революции.
В настоящее время в Российской Федерации формируются новые земельные отношения. С 1990 года они регулируются основами законодательства о земле, согласно которому земля является достоянием народа, проживающего на данной территории, а полномочия распоряжения землей передаются местным администрациям. Они предоставляют участки во владение и пользование фермерам, ассоциациям крестьянских хозяйств и другим юридическим лицам.
Владение позволяет организовывать производство, быть собственником произведенного продукта, значительной части дохода и прибыли. Не может владелец лишь свободно продать или отдать в залог выделенный ему участок. Это и является предметом дискуссий при принятии нового Земельного Кодекса в Российской Федерации.
Уровень доходности зависит от размеров аграрного производства. В 80-е годы в США, Франции и Германии экономическая эффективность обеспечивалась размером хозяйства в 15 - 20 га земли. В 2000-м году 57 % всех сельхозугодий в США будет принадлежать фермам с площадью не менее 800 га.
В США в начале 90-х годов примерно 300 тыс. фермерских хозяйств (13,7 % от общего их числа) имели годовой объем реализации свыше 100 тыс. долларов на одну ферму. Они давали 71,1 % всей товарной сельскохозяйственной продукции. Только фермы, входящие в эту группу, можно отнести к категории рентабельных. Известно, что средний доход на одну американскую семью составлял в начале 90-х годов 30 тыс. долл. Чтобы иметь такой же достаток фермер должен производить товарной продукции не менее чем на 100 тыс. долл.
В то же время 1,6 млн. ферм, чьи годовые доходы составляют до 40 тыс. долл. (73 % от общего числа ферм) производят примерно 15 % совокупного объема сельхозпродукции. Эти хозяйства следует рассматривать как подсобные, их владельцы в получении дохода рассчитывают, главным образом, на занятость вне фермы. [26]
Фермерству в США оказывается государственная поддержка, которая носит избирательный характер. Широко используется так называемая концепция паритетных цен. Суть ее в том, что соотношение между ценами на продукцию сельского хозяйства и ценами на товары и услуги, которые оно потребляет, должны оставаться неизменными. Бюджетные ассигнования в сельское хозяйство в США в 6 раз превышают инвестиции фермеров. В Швейцарии дотируется из бюджета 75 % затрат, в Норвегии - 74 %, в Японии и Финляндии - 72 %. В целом по 24 странам бюджетные ассигнования сельскому хозяйству составляют около половины затрат населения этих стран на продукты питания.
В результате развития индустриальной основы аграрного производства, а также в связи с развитием потребностей общества в переработке произведенного в аграрном секторе первичного продукта во всем мире в ХХ веке происходит ликвидация социально-экономической обособленности сельского хозяйства от остальной экономики. Происходит интеграция аграрного и промышленного производства, формируется аграрно-промышленный комплекс (АПК).
Структуру АПК образуют:
Ресурсообразующая сфера - промышленные отрасли, создающие средства производства для всех сфер АПК, и система подготовки кадров АПК.
Сфера сельскохозяйственного производства.
Отрасли, обеспечивающие доведение аграрной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).
В структуре цен на продукцию АПК преобладают затраты несельскохозяйственных отраслей. Так, в цене хлеба стоимость зерна составляет менее 20 %.[27]
Аграрная политика, проводимая в последнее десятилетие в Российской Федерации, проводится без учета передовых мировых тенденций в этой сфере. Идет разрушение АПК. С 1986 по 1995 год производство зерна сократилось с 118 до 65 млн. тонн, картофеля - с 43 до 38 млн. тонн, поголовье крупного рогатого скота - с 60 до 43 млн. голов, свиней - с 39 до 25 млн. голов. Производство тракторов сократилось в 14 раз, минеральных удобрений - более чем наполовину.