Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь

Республика Беларусь относится к странам с малой, но открытой экономикой, для которых в условиях трансформационного периода характерно усиление бюджетно-налоговых методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития экспортоориентированного производства и импортозамещения.

Анализ бюджетно-налоговой системы свидетельствует, что в Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (48,7 %); относительно высокая общая налоговая нагрузка на реальный сектор экономики (45,2 % к ВВП); большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики; высока дотационность бюджетов территорий и доля встречных потоков финансовых ресурсов между бюджетами.

Основными недостатками проводимой в настоящее время в нашей стране фискальной политики являются ее преимущественно фискальный характер, сдерживающий производственно–инвестиционную активность товаропроизводителей. Наблюдается слабая координация фискальной политики с другими формами государственного регулирования, прежде с денежно–кредитной политикой.

Сильный налоговый пресс приводит к низкой собираемости налоговых и неналоговых платежей, стимулирует уклонения от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, уменьшает налогооблагаемую базу и снижает налоговые поступления в бюджет, способствует сдерживанию притока прямых зарубежных инвестиций, утечке отечественного капитала из страны. Недополучение бюджетом средств сопровождалось сокращением бюджетных статей.

Предприятиям и организациям наряду с налогами прихо­дится выплачивать сборы во внебюджетные фонды (государ­ственные республиканские внебюджетные фонды, централи­зованные внебюджетные фонды министерств и ведомств, вне­бюджетные фонды местных Советов), которые значительно повы­шают себестоимость и цены на отечественную продукцию.

Налоговое бремя распределяется неравномерно в зави­симости от форм хозяйствования вследствие того, что неко­торые отрасли, предприятия имеют различные льготы. Так, суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются следующим образом: промыш­ленность – свыше 50 %, строительство – менее 10 %, торговля и общественное питание – менее 5 %, сельское хозяйство – менее 3 %. Подобная тенденция пока сохраняется и в настоящее время. Кроме того, ряд налогов и неналого­вых платежей включены в выручку и себестоимость.

Сложилась ситуация, когда выручка, фонд заработной платы и прибыль выступают объектами многократного обложения. С прибыли изымается 6 республиканских налогов, а также местные налоги. Фонд заработной платы является самым высокооблагаемым элементом и выступает объектом исчисления 4 платежей предприятий и 2 платежей работников (походный налог и отчисления в пенсионный фонд). В результате налоги и неналоговые платежи учитываются в элементах себестоимости продукции и повышают цену продукции. Это ведет к тому, что многие предприятия выплачивают налоги по сумме, пре­вышающей размер прибыли, а некоторым приходится рас­плачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортиза­ционных отчислений, обостряя проблемы накоплений, рас­ширения инвестиционной деятельности. Вследствие этого налоги и неналоговые платежи перекладываются на потре­бителей.

Недостатки обусловливают необходимость поэтапного реформирования фискальной системы по следующим направ­лениям.

В области налоговой политики предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов и сборов, но и законодательных основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России.

Достижение поставленных целей предполагает:

· введение в Республике Беларусь общепринятых в мировой практике правовых норм и правил налогообложения, понятийного и терминологического аппарата, принципов, методов и способов регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;

· совершенствование структурыналогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращение количества республиканских налогов (оставив 7–8 основных) за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу;

· существенную модернизацию методов расчета, а также механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как на добавленную стоимость, прибыль и доходы организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц;

· выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь, за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций;

· установление оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечение эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

К 2005 г. в соответствии с Программой социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы прогнозируется снизить уровень централизации финансовых ресурсов государством до 45% к ВВП, в том числе в консолидированном бюджете – до 35 – 37%, во внебюджетных фондах – до 8 – 10%. При этом общий уровень налоговой нагрузки на экономику с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения снизится с 46% в 2000 г. до 39–40% в 2005 г.

Бюджетная политикав ближайшие годы будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры национальной экономики, реализацию социально–экономических приоритетов и государственных программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении контроля за целевым исполнением запланированных расходов.

Приоритетными направлениями бюджетной политики в прогнозируемом периоде являются:

· реструктуризация и оптимизация бюджетных расходов с их концентрацией на решении ключевых социально–экономических задач;

· проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, ограничение уровня дефицита бюджета с учетом необходимости погашения внешней задолженности;

· совершенствование бюджетного процесса, эффективное взаимодействие республиканского и местных бюджетов при их формировании и исполнении;

· дальнейшая унификация бюджетного законодательства республики с законодательством Российской Федерации в рамках создаваемого Союзного государства.

Требует продолжения работа по реформированию межбюджетных отношений с учетом интересов всех уровней бюджетной системы по сокращению встречных финансовых потоков, что позволит снизить дотационность территориальных бюджетов. В этой связи необходимо разработать действенные стимулы для регионов к увеличению своих доходов, более рациональному и ответственному использованию бюджетных средств. Поддержка из республиканского бюджета местных бюджетов будет осуществляться преимущественно за счет субвенций на содержание объектов социально–культурной сферы и строительство объектов коммунальной собственности.

Контрольные вопросы

Наши рекомендации