Сущность и структура государственного бюджета

В системе государственных финансов основное место зани­мает бюджет, который используется правительством для пе­рераспределения национального дохода, а также регулиро­вания и стимулирования экономических процессов.

Бюджет(от франц. «бужетт» – кожаная сумка, ме­шок) – это фонд финансовых ресурсов, который существу­ет в виде баланса денежных доходов и расходов государ­ства, республики, штата, области, района, города, от­дельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет предоставляет полную инфор­мацию о финансах государства, его деятельности, направ­лениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему.

Содержание и структура бюджетной системы зависят от ряда объек­тивных и субъективных факторов. Среди объективных фак­торов выделяют преобладающую форму собственности, по­рядок распределения валового продукта, природные, эко­номические, социальные и национальные особенности страны. Среди субъективных факторов – политика правительства, приоритеты развития, внеш­няя экономическая ситуация, государственное устрой­ство.

В странах, имеющих унитарное устройство (Франция, Великобритания, Беларусь), бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и мест­ный бюджеты. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты шта­тов, земель, кантонов, субъектов федерации и т.п. Такое бюджетное устройство достигается вследствие разделения источников формирования доходов всех видов бюджетов, в том числе распределения налоговых поступлений среди субъектов по различным направлениям: между центром и территориями, между органами власти. Это явление получило название бюджетного федерализма. Он предполагает взаимодействие органов власти различных уровней с целью формирования, присвоения, распространения и использования денежных ресурсов общества.

Через бюджетную систему реализуются функции бюджета: распределительная и контрольная.

Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для вы­полнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный (Национальный) банк и другие органы.

Бюджетная система строится на основе следующих принципов:

· единство, означающее, что государство должно иметь лишь один консолидирующий бюджет страны, объединяющий все доходы и расходы. Это обеспечивается единством правовой базы, использованием единой бюджетной классификации, фор­мами документов, согласованием бюджетного процесса, единой налоговой и денежной систем;

· полнота, достигающаяся отражением всех источников доходов и направлений расходов по каждому уровню бюд­жетной системы;

· реальность, означающая, что в доходах отражены ис­точники поступлений в размерах, соответствующих про­гнозу развития экономики, а в расходах – направле­ния финансирования, которые обоснованы прогнозны­ми показателями;

· гласность, предполагающая, что проекты бюджетов до­водятся до общественности путем их освещения в средствах массовой информации.

Ведущее место в бюджетном устройстве каждой страны принадлежит центральному или государственному бюджету, который образует централизованный фонд денежных ре­сурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздей­ствия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, вы­дачи субсидий, трансфертов и т. д.

Бюджет современного государства – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально–экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственниками и работаю­щими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и заработной плате, по поводу расходов на социальные цели.

С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизован­ных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных до­таций, трансфертов. Через него в зависимости от специфики государства перераспределяется от 20 до 60% национального дохода. Как экономический документ этот бюджет отражает полити­ческую и социальную динамику общества.

Местные бюджеты–бюджеты штатов, земель, субъектов федерации, областей, районов. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложня­ются межтерриториальные связи и функции местных властей. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федера­тивных государствах приходится от 40 до 50 % всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30 %.

Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвяза­ны как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в поли­тике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают министерства, политические партии, финансово–промышленные группы, монополии, союзы предпринимате­лей, профсоюзы отраслей и т. д.

Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономиче­ской борьбе путем перераспределения налогов, бюджетных дотаций, распреде­лением государственных заказов и т. д. В этой борьбе складывается распределе­ние и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета.

Таким образом, государственный консолидируемый бюджет представляет собой не только бюд­жет центрального (республиканского, федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно–территориальных властей (шта­тов, губерний, субъектов федерации, земель, областей, районов).

Но вместе с тем к бюджету можно отнести также различные внебюджетные фон­ды, которые являются составной частью государственных финансовых средств, имеющих целевое назначение. По своему количественному составу они не включаются в состав бюджета, т.е. не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов вла­сти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные, внебюджетные и другие фонды, которые создаются за счет специальных налогов, отчислений предприятий, займов и субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Так, в рамках федерального бюджета США насчитывается более 800 подобных фондов. В переходной экономике Беларуси чис­ленность их невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглажи­вает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии отдельных отраслей, ре­гионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и районах.

Большинство государственных фондов формируется для содержания и фи­нансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных по­садок, водоохраны и др. Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безра­ботице, переквалификации кадров и т. д.

Таким образом, внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулиро­вания и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль.

В любом государственном образовании выделяется структура бюджета по доходам и расходам. Следует отметить, что в зависимости от используемых критериев выделяют несколько бюджетных классификаций расходов и доходов.

Среди классических группировок расходоввыделяют ведомственную, где расходы распределены в зависимости от министерств и ведомств; предметную – в соответствии с видами учреж­дений; экономическую, отражающую расходы по целевому назначению (капиталовложения, заработная плата и пр.); смешанную, отражающую расходы, распределяемые по ми­нистерствам, а внутри министерств – по предметам.

В целевой группировке расходы разбиваются в соответ­ствии с общенациональными, политическими, экономичес­кими и социальными программами.

В классификации по функциональным признакам рас­ходы разделены на социальные, обеспечения занятости, здра­воохранения, транспорта и связи, внутренних дел, оборо­ны. Они в свою очередь разбиты по категориям затрат: за­работная плата, текущие расходы и пр.

Доходыклассифицируются по источникам (форма пла­тежа, субъект, объект, отрасль и т.д.), по видам доходов (налоги от государственных предприятий и т.д.), по спосо­бу взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добро­вольные взносы), по срочности (безвозвратные, временные).

По форме, методам изъятия и содержанию все доходы делятся на налоговые и неналоговые.

Надо отметить, что структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, числен­ностью армии и др.

Расходная часть бюджета характеризует направление и цели бюджетных ас­сигнований для развития и регулирования экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное пред­ставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита. Однако безвозвратность предостав­ления финансовых ресурсов из бюджета не означает произвольность в их использовании. Вся­кий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

Каков характер и направле­ние бюджетных расходов? Значительное место среди них приходится на так назы­ваемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступ к полу­чению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого ка­питала, повышению квалификации работника, укреплению его здоровья. В условиях совре­менной НТР возрастает роль человеческого капитала, что требует нового подхода к работнику. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. В ко­нечном итоге участие здорового населения в реальном производстве обеспечивает рост внутреннего валового продукта и национального дохода.

Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение тем­пов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.

Во многих странах особое значение приобретают расходы на развитие аг­рарного производства, изменение его социального статуса и роли в обеспечении хозяйства сырьем и продовольствием. Характер этой безвозмездной помощи раз­личен. В развитых странах, например в США, государство выплачивает премии фермерам на сокращение производства зерна и некоторых других видов сельхоз­продукции. В переходной экономике Беларуси аграрные субсидии государства направлены на поддержание сельского хозяйства в целом и фермерских хозяйств, в частности, на их техническое оснащение и защиту.

Бюджетные субсидии аграрному сектору всегда имеют социальную, полити­ческую и экономическую направленность. И дело не только в том, что аграрный сектор в среднем обеспечивает 20–25 % ежегодного прироста ВВП, но и в том, что общество заинтересовано в стабилизации этого сектора экономики, имеющего рисковый характер, значительный удельный вес в общей структуре экономики.

Значительное место в бюджетных расходах занимают расходы на вооружение, материальное обеспечение внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.

Определенное место в расходных статьях бюджета приходится на расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство. Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают прямое воз­действие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках.

Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кре­дитов и иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала сти­мулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо пла­тежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной ва­люты.

Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внут­ренний рынок зарубежных товаров.

Доходы же государственного бюджета до 85% формируются за счет налоговых поступлений. Значительные поступления имеют место от приватиза­ции собственности и т. д.

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь" от 15 июля 1998 г. в бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский и местные (сельского совета, района, области и т.д.) бюджеты, совокупность которых образует консолидируемый бюджет республики. Бюджетом управляет Министерство финансов, областные, районные отделы исполкомов. Кассовое исполнение консолидированного (государственного) бюджета осуществляет Национальный банк республики или по его поручению другие звенья банковской системы. Утверждение республиканского бюджета осуществляется парламентом Республики Беларусь, местных бюджетов – соответствующими Советами депутатов.

Так, например, республиканский бюджет на 2001 г. был утвержден по доходам в сумме 3223 млрд. руб., по расходам 3471 млрд. руб., т.е. превышение расходов над доходами было предусмотрено в сумме 248 млрд. руб. (или 1,5% от ВВП). Основные доходные статьи: налог на добавленную стоимость – 33%, налог на прибыль – 19,5%, акцизы – 12,2%, подоходный налог – 10,9%, т.е. в целом доходная часть бюджета состояла на 76% из этих налогов. Основные расходные статьи включали: закупки товаров и услуг – 40%, субсидии и текущие трансферты – 33%, капитальные расходы – 24%, выплата процентов – 3%. Консолидируемый бюджет в 2001 г. ожидался в размере 5699 млрд. руб., в том числе доходы в республиканский бюджет – 3223 млрд. руб., а в местные – 2471 млрд. руб. По мере перехода к рыночному хозяйству и расширения самостоятельности местных уровней власти будет укрепляться и их финансовая самостоятельность.

Наши рекомендации