Финансовая система: понятие, структура и функции

Термин "финансы" происходит от лат. "financia", что означает платеж. Впервые со значением "денежный платеж" он начал широко использоваться в 13–15 вв. в Италии, города которой (Флоренция, Венеция, Генуя) являлись в то время крупными центрами торговли, денежных расчетов и банковского дела. В дальнейшем термин "финансы" получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих функций.

В условиях товарно–денежных отношений любая экономическая структура не может функционировать без нормаль­но организованного потока денежных средств между государством и производствен­ными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридически­ми учреждениями (фирмами, акционерными обществами, агропроизводителями, ин­ститутами культуры и т. д.). Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за фун­кционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполне­ния этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.

Следовательно, финансы как экономическая категория представляет собой экономические отношения по поводу распределения и использования фондов денежных средств для обеспечения общественных потребностей.

Становление финансовых отношений происходит одновременно с развитием товарно-денежных отношений в целях обслуживания потребностей государства в организации экономической и культурной жизни, содержании аппарата управ­ления, армии, здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.

Следует уяснить, что финансовые отношения – понятие более уз­кое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отноше­ния, связанные с выполнением функций денег, то финансовые отно­шения связаны с движением фондов денежных средств производ­ственного и непроизводственного назначения.

В финансовые отношения не входят денежные отношения, свя­занные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и про­чих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.

Из всего многообразия денежных связей общества система финансовых отношений включает:

1) денежные отношения, складывающиеся между предприятия­ми как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;

2) денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет, от­числения в различные фонды и организации отраслевого и террито­риального уровней;

3) денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения креди­тов;

4) денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий: во–первых, между предприятием в целом и его структурными подраз­делениями; во–вторых, между предприятием и работником по поводу оплаты труда;

5) денежные отношения между государственными органами раз­личных уровней управления по поводу распределения дифференци­альной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр.;

6) денежные отношения между государством и населением по по­воду получения выплат и льгот из общественных фондов потребле­ния и т.д.

Таким образом, субъектами финансовых отношений выступают государство, предприятия, организации и работники предприятий, граждане. А объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизацион­ные отчисления на реновацию, налоги и неналоговые пла­тежи, финансовые резервы, часть средств общественных ор­ганизаций и пр. Поэтому финансовые отношения выража­ют процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и на этой основе – формирование денежных средств у участников воспроизводственного про­цесса: предпринимателей, которые вкладывают капитал в производство и реализуют товары и услуги; трудоспособно­го населения, которое обладает собственностью на рабочую силу; государства, которое вкладывает природные ресурсы, регулирует экономические процессы.

Сущность и роль финансов проявляется в их функциях. Финансы призваны выполнять, прежде всего, две основные функции: распределительную и контрольную. Распределительная фун­кция заключается в первичном и вторичном распределении (перерас­пределении) чистого дохода. Первичное распределение обеспечива­ет процесс расширенного воспроизводства, вторичное – образование и пополнение централизованных денежных фондов государства, необходимых для выполнения возложенных на него функций. В ре­зультате формируются и используются целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходов населения. Кон­трольная функция проявляется в осуществлении контроля за рас­пределением и использованием финансовых ресурсов. Она реализу­ется посредством финансовой информации, выражающейся в раз­личных финансовых показателях (прибыль, рентабельность, выруч­ка, и пр.). Эти показатели позволяют контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность эко­номических процессов как на микро–, так и на макроуровне.

Вместе с тем, иногда выделяют, кроме названных, воспроизводственную и стимулирующую функции финансов. Воспроизводственная функция состоит в том, что финансы играют важную роль в процессе производства товаров и услуг, кругооборота основных фондов, подготовки квалифицированной рабочей силы. Увеличение инвестиций создает предпосылки для накопления, расширения основных фондов. Рост социальных расходов, направляемых на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, страхование, создает условия для подготовки и воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Стимулирующая роль финансов способствует расширению и совершенствованию производства, полной занятости, развитию научно–технического сотрудничества, внедрению инноваций.

Эти функции финансы выполняют через финансовую систему, представляющую собой совокупность финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование денежных фондов.

Основными звеньями финансовой системы выступают:

· бюджеты различных уровней власти;

· фонды социального, имущественного и лич­ного страхования;

· валютные резервы государства;

· финансы предприятий, учреждений, организаций и на­селения.

Финансовая система состоит из централизованных (го­сударственных) и децентрализованных финансов.

Централизованные финансы, аккумулируемые на го­сударственном уровне, включают бюджеты различных уров­ней власти и внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятос­ти, федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), а также кредит.

Децентрализованные финансы охватывают:

а) финансы предприятий, которые состоят из:

Ø фонда накопления, образуемого за счет части прибы­ли, остающейся в распоряжении предприятия;

Ø амортизационных отчислений, направляемых на об­новление и пополнение производственных фондов;

Ø фонда потребления;

Ø резервного фонда, необходимого для покрытия вре­менно возникающих потребностей в денежных средствах;

б) финансы организаций и учреждений;

в) бюджеты семей.

Основными принципами построения финансовой системы госу­дарства являются принципы демократического централизма и фис­кального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти права на мобилизацию и использование преобладающей части фи­нансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечи­вать общенациональные цели (оборону, космос, внешние государ­ственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование деятельности школ, жилищного строительства, охрану обществен­ного порядка и т.д.

Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресур­сов, их распределению и использованию составляют финансовую по­литику. Она включает фискальную политику, т.е. деятельность госу­дарства в области регулирования государственных расходов и нало­гообложения, и бюджетную политику, направленную на регулирова­ние бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью раз­личных финансовых инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.

Направление финансовой политики зависит от экономическо­го состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повы­шение роли правительства в регулировании национальной эконо­мики через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обес­печению и т.д.

Наши рекомендации