Предложение и факторы его определяющие.
Для описания поведения продавцов на рынке используют термин «предложение».
Предложение (S) – готовность производителей продать
Определённое количество товара или услуги по определённой цене
За определённый период времени.
Предложение характеризуется объёмом и ценой.
Объём предложения (Qs) – то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определённой цене за определённый период времени.
Цена предложения (P) – минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определённое количество товара или услуги.
Между объёмом предложения и ценой существует функциональная зависимость, которая находит своё выражение в законе предложения: «при прочих равных условиях рост цен на товары и услуги вызывает увеличение объёма предложения и наоборот». Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и объёмом предложения. Тот факт, что объём предлагаемых товаров увеличивается с ростом цены на них, объясняется стремлением производителей к увеличению прибыли. Для производителей цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.
Зависимость объёма предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.
Qs= f (Px, Py, …Pz, L, T, N …), где Px - цена данного товара, Рy, Pz - цены других товаров, L - величина, характеризующая технический прогресс, T - налоги и дотации, N - природно-климатические условия, … - прочие факторы.
Если все факторы принять за постоянные величины (кроме цены), то определяется функция предложения от цены: Qs= f (Px). Эту функцию можно представить следующими способами:
1.Табличный способ, т.е. составляется таблица, показывающая зависимость между ценой и объёмом предложения.
Цена за единицу товара | ||||||
Объем предложения |
2. Аналитический способ, т.е. при помощи математической формулы:
Qs = -c + dP
Графический способ.
Кривая предложения строится аналогично кривой спроса. Однако кривая предложения имеет положительный наклон, т.к. является отражением закона предложения (рис. 3).
P
S
Рис. 3. Кривая предложения.
0 Q
Если исследуется влияние цены на предложение, при этом предполагается, что все остальные факторы неизменны, то говорят об изменении объёма предложения. На графике изменение объёма предложения иллюстрируется путём перехода от одной точки кривой предложения к другой, т.е. движение идёт вдоль кривой предложения.
Если цена на рассматриваемый товар не изменяется, а действуют неценовые факторы предложения, то изменяется само предложение. На графике происходит сдвиг кривой предложения:
-вправо-вниз, если предложение увеличилось;
-влево-вверх, если предложение сократилось.
Р
S2
S
S1
0 Q
Рис.4. Сдвиги кривой предложения.
К неценовым факторам, влияющим на предложение относятся:
1. цены на производственные ресурсы;
2. технический прогресс;
3. цены на другие товары;
4. налоги и дотации;
5. число продавцов на рынке;
6. ожидания производителей.
Рассмотрим подробнее действие этих факторов.
Цены на производственные ресурсы. Чем ниже затраты производителя на исходное сырьё, материалы, топливо, энергию, а также на рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынке. Таким образом, кривая предложения сместиться вправо-вниз. Рост цен на ресурсы приведёт к увеличению затрат на производство, а следовательно, предложение товаров уменьшится. Кривая предложения сместится влево-вверх.
Технический прогресс ведёт к повышению эффективности производства, т.е. на каждую единицу затраченных ресурсов производится всё больше конечной продукции. Кривая предложения, следовательно, смещается вправо-вниз.
Цены на другие товары. Товары могут находиться между собой в отношении взаимозаменяемости и взаимодополняемости как в потреблении, так и в производстве. В частности, снижение цены на говядину может побудить фермеров больше выращивать и предлагать к продаже мясо птицы. В этом случае кривая предложения на мясо птицы сместиться вправо-вниз. И наоборот, повышение цены на говядину приведет к сокращению предложения мяса птицы. Следовательно, кривая предложения сместиться влево-вверх.
Число продавцов. Чем больше производителей выпускают данный товар, тем больше рыночное предложение смещает кривую вправо. По мере уменьшения числа производителей в отрасли кривая предложения будет смещаться влево-вверх.
Ожидания производителей. Если в определённой ситуации, например, производители зерна не хотят продавать его ни государству, ни населению, так как ожидают, что в дальнейшем цены на зерно повысятся, и они более выгодно его реализуют. Кривая предложения сместиться влево-вверх. Но может возникнуть и обратная ситуация, когда производители ожидают падения цен на зерно. Тогда они будут стараться быстрее его реализовать, и на какое-то время предложение этого товара на рынке увеличится, что сдвинет кривую предложения вправо-вниз.
Налоги и дотации. Большинство предприятий рассматривают налоги как затраты на производство. Поэтому повышение налогов будет увеличивать затраты производителя и сокращать предложение, что в свою очередь вызовет сдвиг кривой предложения влево-вверх. Напротив, дотации считаются как бы налогом наоборот. Государственные дотации фактически снижают затраты на производство продукции, тем самым увеличивая предложение и смещая его кривую вправо-вниз.
При формировании предложения большое значение имеет тип рынка (совершенной или несовершенной конкуренции). На экспортных рынках немаловажную роль в определении объёмов предлагаемой продукции играет курс национальной валюты.
Во всех перечисленных случаях, когда меняется не цена товара, а другие условия, речь идёт об изменении функции предложения. Изменение предложения означает, что при каждом данном уровне цены происходит увеличение или уменьшение предложения.
Рыночное равновесие.
Интересы продавцов и покупателей на рынке противоположны: продавцы стремятся дороже продать товар, а покупатели хотят купить его подешевле. В результате колебаний спроса и предложения на рынке устанавливается равновесие.