Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа


Макроэкономика как наука

Макроэкономика — раздел экономической теории, в котором исследуются фундаментальные проблемы экономики на уровне национального хозяйства в целом.

Как самостоятельная научная дисциплина макроэкономика сформировалась после выхода в 1936 г. книги Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В ней автор раз­работал целую систему новых понятий и кате­горий и использовал их как инструменты функционального макроэконо­мического анализа, которыми пользуются в настоящее время ученые всех школ и направлений экономической науки.

Заслугой Кейнса является то, что между макро- и микроэкономикой нет непреодолимой пропасти. Весь макроэкономический анализ покоится на микроэкономическом основании — на законах спроса и предложения, на теории экономического равновесия.Но различия в за­дачах, целях и инструментах анализа существенны, и их надо видеть и понимать.

В центре внимания микроэкономикинаходится поведение отдельных экономических агентов: домашних хозяйств – потребителей и собственников факторов производства, фирм – производителей товаров и услуг. Объектом анализа выступают рынки отдельных товаров, спрос и предложение на них, а также рынки ресур­сов.

Передмакроэкономикойстоят иные задачи. Она исследует экономические процессы в масштабе страны, т.е. условия и результаты деятельности на всех рынках всех субъектов экономических отношений.

Для исследования хозяйственных процессов в масштабе национальной экономики микроэкономического подхода недостаточно. Дело в том, что, согласно микроэкономическому подходу, разработан­ному классиками и усовершенствованному неоклассиками, рыночной системе присуща способ­ность к автоматическому саморегулированию, в ходе которого обеспе­чивается равновесие в экономической системе при полном использовании ресурсов. Последнее означает, что в экономике производится мак­симально возможный объем товаров и услуг.

В реальной же экономике никогда не было полного использования ресурсов и соответствующего ему объема производст­ва. Именно на это впервые обратил внимание Дж.М. Кейнс. Он показал, что микроэкономический способ доказательства равновесия экономической системы в целом непригоден.

Ошибку неоклассиков Кейнс проиллюстрировал на примере сни­жения заработной платы, которое должно было способствовать вовлече­нию в производство свободной рабочей силы.

На уровне отдельной фирмы (микроэкономический уровень) снижение заработной платы означает: а) снижение издержек производства; б) улучшение конкурентоспособности товара; в) увеличение занято­сти и рост производства.

С точки зрения национальной экономики в целом (макроэкономический подход) снижение заработной платы оборачивается: а) снижением налогов; б) падением общей покупательной способности населения и государства; в) снижением занятости и производства.

Как видим, с позиций микроэкономического подхода гибкость заработной платы, ведет к полной занятости и росту производства. Напротив, на макроэкономическом уровне понижение заработной платы дает обратный результат — снижение занятости и производства.

На этом основании Дж.М. Кейнсом был сделан вывод, что использование лишь одного микроэкономического метода анализа, делающего упор на гибкость цен и заработной платы, может приводить к серьезным ошибкам и заблуждениям. Это заставило его сконцентрировать внимание при ана­лизе национальной экономики как целого, на макроэкономическом под­ходе, используя для этого агрегированные субъекты, рынки и показатели.

Макроэкономические агенты

Агрегирование, основанное на выявлении типичных черт экономического поведения, дает возможность выделить четыре макроэкономических агента: домашние хозяйства, фирмы, государство, остальной мир.

Домашние хозяйства

Домашние хозяйства— это совокупный, рационально действую­щий макроэкономический агент, цель экономической деятельности которого состоит в максимизации полезности. Домашние хозяйства являются:

• собственниками экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей).Продавая экономические ресурсы, домашние хозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы), а оставшуюся часть сберегают и поэтому выступают:

• основными покупателями товаров и услуг;

• основными сберегателями и поэтому кредиторами, обеспечи­вая предложение кредитных средств в экономике.

Фирмы

Фирмы — это совокупный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы являются:

• основными производителями товаров и услуг в экономике;

• покупателями экономических ресурсов, с помощью которых осуществляют процесс производства.

• покупателями инвестиционных товаров, т.е. предъявляют спрос на часть произведенной в экономике продукции.

• основными заемщиками в экономике, предъявляя спрос на кредитные средства.

Государство

Государство — это рационально действующий макроэкономический агент, представленный совокупностью государственных учреждений и организаций, обладающих политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Основная задача государства в рыночной экономике состоит в устранении провалов рынка и максимизации общественного благосостояния.

Государство выступает:

• производителем общественных благ;

• покупателем товаров и услуг, что необходимо для обеспечения функционирования государственного сектора;

• перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов);

• в зависимости от состояния государственного бюджета — кредитором
или заемщиком на финансовом рынке;

• регулятором и организатором функционирования рыночной экономики.

Остальной мир

Остальной мир— это совокупный рационально действующий макроэкономический агент, объединяющий все страны мира, с которыми данная страна взаимодействует посредством:

• международной торговли, т.е. покупки и продажи товаров и услуг (экс­порт и импорт товаров и услуг);

• перемещения капиталов, т.е. покупки и продажи финансовых активов — ценных бумаг (экспорт и импорт капитала).

Макроэкономические рынки

Агрегирование рынков производится с целью выявления закономерно­стей функционирования каждого из них, а именно:

• исследования особенностей формирования спроса и предложения и усло­вий их равновесия на каждом из рынков;

• определения равновесной цены и равновесного объема на основе соотношения спроса и предложения;

• анализа последствий изменения равновесия на каждом из рынков.

Агрегирование рынков дает возможность выделить три макроэконо­мических рынка:

• рынок товаров и услуг;

• финансовый рынок (рынок финансовых активов);

• рынок экономических ресурсов.

Рынок товаров и услуг

Агрегированный рынок товаров и услуг предполагает абстрагирование (отвлечение) от всего разнообразия производимых экономикой товаров и выделение наиболее важных закономерностей функционирования этого рынка, т.е. формирования спроса и предложения товаров и услуг.

Спрос на товары и услуги предъявляют все макроэкономические агенты, а предложение товаров и услуг обеспечивают фирмы. Соотношение спроса и предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен на то­вары и услуги (Р) и равновесного объема их производства (Y). Рынок товаров и услуг называют также реальным рынком, поскольку на нем продают и покупают реальные активы (реальные ценности).

Финансовый рынок

Финансовый рынок— это рынок, на котором предъявляется спрос и обеспечивается предложение финансовых активов. Он включает: рынок денежных финансовых активов и рынок ценных бумаг (неденежных финансовых активов).

Спрос на деньги предъявляют домашние хозяйства, фирмы и государство, а предложение денег обеспечивает централь­ный банк, обладающий монопольным правом выпуска денег в обращение. Изучение денежного рынка, условий его равновесия позволяет получить равновесную ставку процента (R), выступающую ценой денег (це­ной кредита), и равновесную величину денежной массы (М), а также рассмотреть последствия изменения равновесия на денежном рынке и его влияния на рынок товаров и услуг. Основными посредниками на денежном рынке являются банки, которые принимают денежные вклады и выдают кредиты.

На рынке ценных бумаг продаются и покупаются акции и облигации. Покупателями ценных бумаг, прежде всего, являются домашние ­хозяйства, которые тратят свои сбережения с целью получения дохода (ди­виденда по акциям и процента по облигациям). Продавцами (эмитентами) акций выступают фирмы, а облигаций — фирмы и государство. Фирмы выпускают акции и облигации с целью получения средств для финансировании своих инвестиционных расходов и расширения объема производства, а государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета.

Рынок ресурсов в макроэкономических моделях обычно представлен рынком труда, поскольку запас капитала полагается фиксированным. Равновесие рынка труда позволяет определить равновесное количество труда в экономике (L) и равновесную цену труда — ставку заработной платы (W/P). Анализ неравновесия на рынке труда позволяет выявить причины и формы безработицы.


Наши рекомендации