Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
Макроэкономика как наука
Макроэкономика — раздел экономической теории, в котором исследуются фундаментальные проблемы экономики на уровне национального хозяйства в целом.
Как самостоятельная научная дисциплина макроэкономика сформировалась после выхода в 1936 г. книги Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В ней автор разработал целую систему новых понятий и категорий и использовал их как инструменты функционального макроэкономического анализа, которыми пользуются в настоящее время ученые всех школ и направлений экономической науки.
Заслугой Кейнса является то, что между макро- и микроэкономикой нет непреодолимой пропасти. Весь макроэкономический анализ покоится на микроэкономическом основании — на законах спроса и предложения, на теории экономического равновесия.Но различия в задачах, целях и инструментах анализа существенны, и их надо видеть и понимать.
В центре внимания микроэкономикинаходится поведение отдельных экономических агентов: домашних хозяйств – потребителей и собственников факторов производства, фирм – производителей товаров и услуг. Объектом анализа выступают рынки отдельных товаров, спрос и предложение на них, а также рынки ресурсов.
Передмакроэкономикойстоят иные задачи. Она исследует экономические процессы в масштабе страны, т.е. условия и результаты деятельности на всех рынках всех субъектов экономических отношений.
Для исследования хозяйственных процессов в масштабе национальной экономики микроэкономического подхода недостаточно. Дело в том, что, согласно микроэкономическому подходу, разработанному классиками и усовершенствованному неоклассиками, рыночной системе присуща способность к автоматическому саморегулированию, в ходе которого обеспечивается равновесие в экономической системе при полном использовании ресурсов. Последнее означает, что в экономике производится максимально возможный объем товаров и услуг.
В реальной же экономике никогда не было полного использования ресурсов и соответствующего ему объема производства. Именно на это впервые обратил внимание Дж.М. Кейнс. Он показал, что микроэкономический способ доказательства равновесия экономической системы в целом непригоден.
Ошибку неоклассиков Кейнс проиллюстрировал на примере снижения заработной платы, которое должно было способствовать вовлечению в производство свободной рабочей силы.
На уровне отдельной фирмы (микроэкономический уровень) снижение заработной платы означает: а) снижение издержек производства; б) улучшение конкурентоспособности товара; в) увеличение занятости и рост производства.
С точки зрения национальной экономики в целом (макроэкономический подход) снижение заработной платы оборачивается: а) снижением налогов; б) падением общей покупательной способности населения и государства; в) снижением занятости и производства.
Как видим, с позиций микроэкономического подхода гибкость заработной платы, ведет к полной занятости и росту производства. Напротив, на макроэкономическом уровне понижение заработной платы дает обратный результат — снижение занятости и производства.
На этом основании Дж.М. Кейнсом был сделан вывод, что использование лишь одного микроэкономического метода анализа, делающего упор на гибкость цен и заработной платы, может приводить к серьезным ошибкам и заблуждениям. Это заставило его сконцентрировать внимание при анализе национальной экономики как целого, на макроэкономическом подходе, используя для этого агрегированные субъекты, рынки и показатели.
Макроэкономические агенты
Агрегирование, основанное на выявлении типичных черт экономического поведения, дает возможность выделить четыре макроэкономических агента: домашние хозяйства, фирмы, государство, остальной мир.
Домашние хозяйства
Домашние хозяйства— это совокупный, рационально действующий макроэкономический агент, цель экономической деятельности которого состоит в максимизации полезности. Домашние хозяйства являются:
• собственниками экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей).Продавая экономические ресурсы, домашние хозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы), а оставшуюся часть сберегают и поэтому выступают:
• основными покупателями товаров и услуг;
• основными сберегателями и поэтому кредиторами, обеспечивая предложение кредитных средств в экономике.
Фирмы
Фирмы — это совокупный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы являются:
• основными производителями товаров и услуг в экономике;
• покупателями экономических ресурсов, с помощью которых осуществляют процесс производства.
• покупателями инвестиционных товаров, т.е. предъявляют спрос на часть произведенной в экономике продукции.
• основными заемщиками в экономике, предъявляя спрос на кредитные средства.
Государство
Государство — это рационально действующий макроэкономический агент, представленный совокупностью государственных учреждений и организаций, обладающих политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Основная задача государства в рыночной экономике состоит в устранении провалов рынка и максимизации общественного благосостояния.
Государство выступает:
• производителем общественных благ;
• покупателем товаров и услуг, что необходимо для обеспечения функционирования государственного сектора;
• перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов);
• в зависимости от состояния государственного бюджета — кредитором
или заемщиком на финансовом рынке;
• регулятором и организатором функционирования рыночной экономики.
Остальной мир
Остальной мир— это совокупный рационально действующий макроэкономический агент, объединяющий все страны мира, с которыми данная страна взаимодействует посредством:
• международной торговли, т.е. покупки и продажи товаров и услуг (экспорт и импорт товаров и услуг);
• перемещения капиталов, т.е. покупки и продажи финансовых активов — ценных бумаг (экспорт и импорт капитала).
Макроэкономические рынки
Агрегирование рынков производится с целью выявления закономерностей функционирования каждого из них, а именно:
• исследования особенностей формирования спроса и предложения и условий их равновесия на каждом из рынков;
• определения равновесной цены и равновесного объема на основе соотношения спроса и предложения;
• анализа последствий изменения равновесия на каждом из рынков.
Агрегирование рынков дает возможность выделить три макроэкономических рынка:
• рынок товаров и услуг;
• финансовый рынок (рынок финансовых активов);
• рынок экономических ресурсов.
Рынок товаров и услуг
Агрегированный рынок товаров и услуг предполагает абстрагирование (отвлечение) от всего разнообразия производимых экономикой товаров и выделение наиболее важных закономерностей функционирования этого рынка, т.е. формирования спроса и предложения товаров и услуг.
Спрос на товары и услуги предъявляют все макроэкономические агенты, а предложение товаров и услуг обеспечивают фирмы. Соотношение спроса и предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен на товары и услуги (Р) и равновесного объема их производства (Y). Рынок товаров и услуг называют также реальным рынком, поскольку на нем продают и покупают реальные активы (реальные ценности).
Финансовый рынок
Финансовый рынок— это рынок, на котором предъявляется спрос и обеспечивается предложение финансовых активов. Он включает: рынок денежных финансовых активов и рынок ценных бумаг (неденежных финансовых активов).
Спрос на деньги предъявляют домашние хозяйства, фирмы и государство, а предложение денег обеспечивает центральный банк, обладающий монопольным правом выпуска денег в обращение. Изучение денежного рынка, условий его равновесия позволяет получить равновесную ставку процента (R), выступающую ценой денег (ценой кредита), и равновесную величину денежной массы (М), а также рассмотреть последствия изменения равновесия на денежном рынке и его влияния на рынок товаров и услуг. Основными посредниками на денежном рынке являются банки, которые принимают денежные вклады и выдают кредиты.
На рынке ценных бумаг продаются и покупаются акции и облигации. Покупателями ценных бумаг, прежде всего, являются домашние хозяйства, которые тратят свои сбережения с целью получения дохода (дивиденда по акциям и процента по облигациям). Продавцами (эмитентами) акций выступают фирмы, а облигаций — фирмы и государство. Фирмы выпускают акции и облигации с целью получения средств для финансировании своих инвестиционных расходов и расширения объема производства, а государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета.
Рынок ресурсов в макроэкономических моделях обычно представлен рынком труда, поскольку запас капитала полагается фиксированным. Равновесие рынка труда позволяет определить равновесное количество труда в экономике (L) и равновесную цену труда — ставку заработной платы (W/P). Анализ неравновесия на рынке труда позволяет выявить причины и формы безработицы.