Типичные недостатки курсовой работы.
Чаще всего, недостатки курсовой работы обнаруживаются уже в ее плане. В частности, в план включается много вопросов, хотя некоторые из них выходят за рамки темы, а другие повторяют друг друга или название темы. Подобный план не способствует логичному изложению материала, концентрации внимания на основных теоретических положениях работы, определению и исследованию узловых вопросов. План не должен содержать более трехвопросов.
Встречаются случаи, когда студент слово в слово переписывает отдельные части монографий, учебников, журнальных статей. Курсовая работа становится своего рода монтажом выдержек из различных литературных источников. Важно помнить, что разные авторы ставят перед собой разные цели и используют разный стиль письма; компиляция не способствует успешному выполнению контрольной работы.
К недостаткам структуры курсовой работы относится отсутствие какой-либо части работы: плана, введения, заключения, списка использованной литературы. Случается, что план не соответствует содержанию; последовательность изложения не соответствует той, какая указана в плане; в тексте работы не выделены разделы в соответствии с планом работы.
Некоторые студенты используют морально устаревший материал. Не подвергая сомнению научной значимости прочих источников, экономический факультет рекомендует для использования при написании курсовой работы произведения, изданные не позднее 2000 г. (в том случае, если работа не затрагивает исторического аспекта).
Ряд студентов стремятся обойтись в работе без цитат, ссылок, сносок. Подобный подход также относится к числу неправильных.
Представление курсовой работы на проверку.
Студенты обязаны представить курсовую работу в учебную часть института не позднее, чем за 15 дней до начала экзаменационной сессии. Научный руководитель проверяет работу и составляет на нее отзыв (рецензию), с которым студент должен ознакомится в ходе подготовки к защите курсовой работы. При существенных недостатках студенту предлагается переработать отдельные ее положения. При несоблюдении требований, предъявляемых к курсовой работе, она возвращается студенту на полную переработку.
В рецензии оценивается качество работы, ее актуальность, новизна, научная и практическая значимость, выполнение автором требований, предъявляемых к курсовым работам.
Подготовка к защите курсовой работы.
Важным этапом обучения по дисциплине «Экономическая теория» является подготовка к защите курсовой работы.
После получения отзыва (рецензии) на курсовую работу, студент приступает к тщательной подготовке отчета и демонстрационного материала. В отчете должна содержаться квинтэссенция курсовой работы с учетом замечаний научного руководителя (однако в самом отчете автору отвечать на замечания нецелесообразно). Отчет не должен превышать 15 минут (т.е. его изложение должно занимать не более 5-7 страниц текста через 1,5 интервала). Отчет выполняется либо от руки, либо печатается на соответствующих множительных средствах. К отчету необходимо подготовить раздаточный демонстрационный материал на листах формата не менее А4, который используется в ходе устного изложения. В ходе отчета можно использовать и классную доску.
Защита курсовой работы.
Защита курсовой работы является публичной, осуществляется в дни, установленные расписанием занятий в присутствии специально создаваемой комиссии из числа преподавателей института.
Защита курсовой работы осуществляется по следующему алгоритму:
- отчет (доклад) студента, в ходе которого излагаются основные положения курсовой работы;
- вопросы членов комиссии к докладчику и его ответы;
- выступление научного руководителя;
- выступления членов комиссии и присутствующих на публичной защите курсовой работы;
- заключительное слово студента;
- выставление итоговой оценки.
Отчет в ходе защиты курсовой работы не должен превышать 15 минут. Студенту целесообразно продумать и написать свое выступление, однако докладывать следует свободно, без привязки к тексту. В ходе отчета целесообразно активно использовать демонстрационный материал. Излагать мысли следует четко, не торопясь. Ответы на вопросы в ходе защиты должны быть краткими и четкими, без повторения того, что уже было сказано в ходе отчета.
Заключительно слово в ходе защиты работы иногда имеет решающее значение для окончательной оценки, что не всегда учитывается студентами. В заключительном слове даются ответы на замечания, вопросы и т.д., возникшие в ходе прений, проясняются неясные для комиссии вопросы и пр.
Рекомендуемая структура отчета в ходе защиты курсовой работы(на примере темы «Современная инфляция»).
1. Актуальность темы курсовой работы.
Переход России к экономике, основанной на рыночном механизме, предопределил, помимо прочего, инициацию инфляционных процессов. В ходе современных экономических преобразований российское общество, оказавшись не готовыми к эффективному поведению в условиях инфляции, столкнулось с рядом серьезнейших проблем, в том числе которых…(раскрываются основные проблемы).
Тем не менее, мировой опыт свидетельствует о реальных возможностях устойчивого, динамичного развития экономической системы, роста благосостояния населения, повышения уровня социальной защиты граждан и в условиях инфляции.
Сказанное и определяет актуальность представляемой для защиты курсовой работы.
2. Цель и задачи курсовой работы.
Автор курсовой работы главной целью поставил: на основе произведений отечественных и иностранных авторов исследовать сущность и особенности современной инфляции, ее влияние на экономическую систему, уровень доходов населения страны, а также выяснить пути минимизации издержек нерационального экономического поведения в условиях инфляционных процессов.
Исходя из цели, в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- обобщить теоретико-методологические подходы в научной литературе к феномену инфляции;
- выяснить сущность и виды современной инфляции;
- понять механизмы возникновения и развития инфляционных процессов, в т.ч. и в России;
- проанализировать последствия инфляции, в особенности, касающиеся доходов населения;
- обосновать основные направления минимизации негативных последствий инфляции.
(Цель и задачи курсовой работы целесообразно продемонстрировать средствами наглядности. Последнее позволяет относительно увеличить время для изложения всех остальных элементов отчета. В подобном случае студент может адресовать аудиторию, членов комиссии, к соответствующему средству наглядности. К примеру, достаточной может считаться фраза: «Цель и задачи курсовой работы демонстрируются на листе № 1 раздаточного материала»).
3. Теоретическая и методологическая база курсовой работы.
Теоретической и методологической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, в том числе:
1. Петров И.А. Современная инфляция. – М.: Поиск, 2005. – 525 с.
2. (Излагаются прочие, наиболее ценные, на взгляд автора, использованные при подготовке курсовой работы научные труды с указанием их выходных данных в алфавитном порядке).
Кроме того, автором использованы материалы научных журналов и периодической печати: Вопросы экономики. 2005 г.: № 1-6; Российский экономический журнал. 2005 г.: № 5, 6, 7; Деньги и кредит. 2000 г.: № 12; Ведомости. 2005 г.: № 1, 2, 6 и др.
Библиографический список состоит из 25 трудов.
4. Теоретическая и практическая значимость курсовой работы.
Анализ современной инфляции представляет несомненную научную и практическую ценность, так как позволяет оценить сущность всего комплекса социально-экономических проблем современной России, предложить конкретные рекомендации будущим экономистам, касающиеся их практической деятельности, выработать собственные подходы к минимизации возможных неэффективных действий в условиях инфляционных флуктуаций.
Материалы курсовой работы могут быть использованы при подготовке студентов к экзаменам, при написании рефератов и курсовых работ, в ходе подготовки к выступлениям на семинарах и научных конференциях.
5. Структура и основное содержание курсовой работы.
Цели и задачи курсовой работы предопределили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, двух вопросов, заключения, списка литературы, трех приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, важность ее изучения и самостоятельного исследования студентами, определяются цель и задачи труда, показана степень разработанности темы.
В первом вопросе – «Сущность, виды, причины и механизмы инфляции» – на основе анализа взглядов экономистов различных школ раскрываются особенности современной инфляции.
В настоящее время в экономической науке инфляция, чаще всего, трактуется, как …. (далее излагается содержание вопроса с использованием средств наглядности. В необходимых случаях дается развернутое обоснование используемых моделей, собственных взглядов и позиции).
Во втором вопросе – «Социально-экономические последствия инфляции» – … (далее излагается содержание вопроса с использованием средств наглядности. В необходимых случаях дается развернутое обоснование используемых моделей, собственных взглядов и позиции).
В заключении курсовой работы … (дается краткое изложение полученных в результате исследования выводов и результатов).
В приложениях представлены….
6. Практические рекомендации и предложения.
(Излагаются конкретные практические рекомендации относительно рационализации поведения студентов и пр.).
При оценке курсовой работы учитываются следующие параметры:
- соответствие курсовой работе предъявляемым требованиям;
- качество оформления работы;
- самостоятельность выполнения работы, обоснованность выводов и рекомендаций, степень проявления и аргументации собственной позиции;
- ход защиты курсовой работы (содержание выступления; владение материалом работы; использование демонстрационных материалов; умение отстоять собственную позицию, выводы и рекомендации; правильность и конкретность ответов на вопросы комиссии).
Работа оценивается по пятибалльной шкале. Наиболее успешные работы могут быть рекомендованы для участия в конкурсах, для публикаций и пр. Работы могут использоваться в ходе обучения, в том числе и преподавателями.
Защищенные работы студентам не возвращаются и хранятся в учебной части института.
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Экономическая безопасность государства.
2. Безработица: сущность, формы, социально-экономические последствия.
3. Проблемы занятости в России.
4. Рынок ценных бумаг и его особенности в России.
5. Национальная экономика России.
6. Система национальных счетов и ее использование в РФ.
7. Экономический рост и его теоретические модели.
8. Цикличность развития экономики.
9. Теория циклов Н.Д. Кондратьева.
10. Антициклическая политика государства.
11. Деньги: сущность, функции, виды.
12. Денежное обращение и его особенности в России.
13. Эволюция денег и денежных систем.
14. Теории денег и их особенности.
15. Кредитно-денежная система государства.
16. Особенности кредитно-денежной системы России.
17. Монетарная политика государства.
18. Инфляция: сущность, виды, механизмы.
19. Инфляция в России.
20. Антиинфляционная политика в экономически развитых государствах.
21. Антиинфляционная политика в России.
22. Сущность и функции финансов.
23. Финансовая политика в России.
24. Финансовая система государства.
25. Государственный бюджет.
26. Налоги: сущность, виды, особенности.
27. Государственный долг страны.
28. Дефицит федерального бюджета государства.
29. Фискальная политика государства.
30. Сущность и функции кредита.
31. Банки в современной экономике.
32. Банковская система России.
33. Государственное регулирование экономики: основные методы и инструменты.
34. Проблемы государственного регулирования в экономической теории.
35. Экономические функции государства и их реализация в России.
36. Промышленная политика государства.
37. Эффективная рыночная экономика в России: проблемы формирования и развития.
38. Структурная политика в России.
39. Государственный заказ: сущность, формы, особенности.
40. Социальная политика государства.
41. Политика доходов в России.
42. Защита прав потребителей в России.
43. Современное всемирное хозяйство.
44. Теория сравнительных преимуществ и ее эволюция.
45. Международное разделение труда.
46. Международная торговля.
47. Вывоз капитала и его влияние на экономику государств.
48. Международная валютная система.
49. Россия в контексте мировых интеграционных процессов.
50. Экономическая интеграция государств.
51. Проблемы экономической интеграции бывших республик СССР и пути их решения.
52. Иностранный капитал в России.
53. Глобальные проблемы человечества: сущность, содержание, пути решения.
54. Экономические аспекты глобальных проблем человечества.
55. Макроэкономическое равновесие: основные модели.
56. Транснациональные корпорации и их роль во всемирном хозяйстве.
57. Проблемы финансовой стабилизации России.
58. Биржи и их роль в рыночной экономике.
59. Региональная экономическая политика в России.
60. Налоговая система России.
61. Показатели экономического развития государства и их измерение.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Макроэкономика: предмет, методы, эволюция научного осмысления.
2. Национальная экономика и общественное воспроизводство.
3. Система национальных счетов: сущность, задачи, эволюция.
4. Основные макроэкономические показатели и методы их расчета.
5. Совокупный спрос и его детерминанты.
6. Совокупное предложение и его детерминанты.
7. Модель макроэкономического равновесия AD-AS.
8. Экономический рост: сущность, типы, источники.
9. Основные модели экономического роста и их особенности.
10. Цикличность развития экономики.
11. Фазы экономического цикла и их характеристика.
12. Государственное антициклическое регулирование и его особенности в России.
13. Безработица: сущность, причины, виды, показатели. Понятие естественного уровня безработицы.
14. Социально-экономические последствия безработицы. Роль государства в стабилизации рынка труда.
15. Государственная политика занятости в Российской Федерации.
16. Деньги: сущность, функции, роль в экономике и эволюция.
17. Современные деньги и их виды. Денежная масса и ее структура.
18. Понятие и типы денежных систем. История развития денежной системы России.
19. Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке и его флуктуации.
20. Сущность, функции и роль кредита. Формы кредита.
21. Банки и их виды. Роль банков в экономике. Основные функции и виды банков. Современные банковские услуги.
22. Центральный банк и его функции.
23. Банковская система и ее особенности в России.
24. Бюджетная политика государства и ее особенности в РФ.
25. Кредитно-денежная (монетарная) политика и ее особенности в России.
26. Инфляция: сущность, виды, основные причины и механизмы.
27. Социально-экономические последствия инфляции.
28. Антиинфляционная политика и ее особенности в России.
29. Сущность и функции финансов. Финансовая система государства.
30. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и его последствия.
31. Государственный долг: виды, причины, социально-экономические последствия. Политика государства в отношении внутреннего и внешнего долга.
32. Налоги: сущность, функции, классификация. Налоговая система государства.
33. Сущность, функции и инструменты бюджетно-налоговой (фискальной) политики и ее особенности в России.
34. Финансовая политика государства: сущность, принципы, основные направления.
35. Причины государственного регулирования экономики. Экономические функции государства. Границы государственного вмешательства в экономику.
36. Основные направления, методы и инструменты государственного регулирования экономики.
37. Особенности государственного регулирования экономики в Российской федерации.
38. Социальная политика государства и ее особенности в России.
39. Всемирное хозяйство: сущность, особенности, тенденции эволюции.
40. Мировой рынок и теории международной торговли.
41. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики.
42. Особенности и эволюция экономической мысли в России.
Учебное издание
ДроздовОлег Александрович,
кандидат экономических наук, доцент
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
(макроэкономика)