Изменение соотношения сил на мировой арене с учетом растущих экономик (БРИКС)

Иногда страны БРИК называют растущими державами. При этом подчеркивается, что на данный момент не существует общепринятого определения растущей державы, и некоторые страны, относящиеся к растущим державам, существенно различаются по ряду аспектов. Так, Россия очевидно «выпадает» из группы БРИК [41].

В мировой политике существуют моменты, когда изменения в балансе сил кажутся особенно острыми. Одно такое изменение произошло в 1990 г., когда неожиданно прекратил существование Советский Союз. Другое, возможно, происходит на наших глазах. Оно вызван перенапряжением сил США и «ростом остальных», которые вместе изменили мировой баланс влияния. Некоторые аналитики предвидят «постамериканский мир» или используют термин «неполярность» для описания мира, в котором период однополярности и отсутствия альтернативных центров силы завершен. Другие обращают внимание на появление отдельных держав или регионов, особенно Китай и Индию . Частично этот рост является структурным, и, как это ни парадоксально, он поддержан американской приверженностью либеральному экономическому порядку, который был чрезвычайно выгоден растущим державам. Частично он, без сомнения, преувеличен: несмотря на все разговоры о «Группе двух», состоящей из Вашингтона и Пекина, американская экономика все еще примерно втрое больше китайской. Но, тем не менее, что-то изменилось в природе американской роли в мировом порядке.

Адаптация США к этому изменению была до сих пор быстрой и мирной. Глобальный финансовый кризис привел к тому, что сначала президент Дж. Буш, а затем президент Б. Обама вовлекли лидеров «Группы двадцати» в принятие скоординированных ответных действий. В скором времени «Группа восьми» была заменена «Группой двадцати» в качестве главного мирового финансового института, что четко продемонстрировало признание Западом глобальной роли растущих держав. Кризис, однако, также ужесточил позиции растущих держав по отношению к лидерству США. Климатические переговоры в Копенгагене показали, что растущие державы не будут молча принимать соглашения, предложенные США. Бразильско-турецкий гамбит для блокирования настойчивых попыток США ввести санкции против Ирана продемонстрировал потенциальные последствия уверенности в себе этих акторов. Отношения между американской (и до некоторой степени европейской) стратегией и растущими державами будут формировать глобальный порядок в эру, в которую миру предстоит войти.

Приведет ли рост остальных к появлению сбалансированного мирового порядка, к которому так стремятся растущие державы? Он может, без сомнения, привести к появлению большего количества возможностей для решения общих глобальных проблем и сдерживания региональных и транснациональных угроз. Создаст ли это сложный, но в целом координируемый порядок, в котором государства сотрудничают там, где могут, и сдерживают свои различия там, где не могут сотрудничать? Ответ на этот вопрос требует более глубокого понимания природы влияния растущих держав в глобальных системах и последствий того, как они реагируют на ряд лидерских функций США. До сих пор комплексные стратегии ведения переговоров и балансирования доминировали над созданием альтернативных полюсов и блокированием усилий США.

Концепция растущих держав предполагает наличие общих характерных черт. На данный момент не существует общепринятого определения развивающейся или растущей державы [41]. Это затрудняет формирование общего понимания, вызывая сомнения в полезности отношения к этим странам как к единому блоку.

Единственная более или менее общая черта – это растущая экономическая мощь. Считалось (и до сих пор считается), что растущая мощь стран БРИК в мировой экономике способна изменить глобальные экономический и политический пейзаж XXI в. Со времени первого упоминания группа БРИК пережила несколько изменений. Иногда ее называют БРИКС, относя к ней также Южную Африку, или БРИКСАМ, включая и Южную Африку, и Мексику. Аналогично форум ИБСА (Индия, Бразилия, Южная Африка) возник в качестве отдельной группы, которая все в большей степени занимается угрозами безопасности. На климатических переговорах в Копенгагене мы наблюдали возникновение группы БАСИК (Бразилия, Южная Африка, Индия, Китай), в рамках которой объединились растущие державы, за исключением России. Но хотя потенциал высокого уровня экономического роста является фактором, позволяющим этим странам укрепляться, является ли он сам по себе достаточным для того, чтобы служить основанием для их объединения? Не отличается ли существенно рост Китая от индийского или бразильского, чтобы служить основанием для того, чтобы относиться к ним по-разному?

Э. Харрел в статье 2006 г. в журнале «International Affairs» привел четыре дополнительных основания для того, чтобы рассматривать эти страны через общую призму. Во-первых, в дополнение к растущей экономической мощи все они обладают относительно высоким уровнем по крайней мере потенциальных военных ресурсов и политической власти, приемлемой степенью внутреннего единства и некоторой возможностью влиять на пересмотр международного порядка. Во-вторых, каждая из них стремится к более важной роли в мировых делах. Роль Бразилии в регионе существенно усилилась, что наиболее заметно на Гаити. Индия в течение долгого времени предоставляла больше всего ресурсов для миротворческих операций ООН и недавно сыграла важную роль в поддержке восстановления и реконструкции в нестабильных и страдающих от гражданских войн государствах вдоль ее северной границы, особенно в Непале. Более сильный Китай также часто рассматривается как страна, способная участвовать в решении глобальных проблем. Хотя его вклад до сих пор был спорадическим, Пекин все в больше степени включается в миротворческие операции ООН и сыграл лидирующую роль в сфере изменения климата. После осознания недостатка своих возможностей Китай также занял более своевременную и активную позицию по предотвращению пандемий. Растущие державы так же стали более активными и убедительными в вопросах, рассматривающихся в международных институтах, таких как Всемирная торговая организация (ВТО) или Международный валютный фонд (МВФ), и усиливают влияние в региональных организациях, таких как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Организация американских государств (ОАГ). В некоторых случаях они были способны организовать создание новых региональных механизмов, например, Союза южноамериканских наций (UNASUR) в Латинской Америке, или существенно переориентировать и активизировать существующие, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Растущие державы также все в большей степени используют влияние для того, чтобы оспорить легитимность послевоенного порядка, призывая к более плюралистическим и многополярным концепциям. Китай, например, давно является «ястребом» в вопросах суверенитета, в большинстве случаев возражая против легитимности понятия гуманитарной интервенции. Его модель авторитарного капитализма все в большей степени становится продуктом идеологического экспорта, бросая вызов либеральной модели США. Индия, несмотря на союз с Вашингтоном во многих областях (в последнее время по вопросам ядерных технологий) и существенное укрепление двусторонних экономических связей с Соединенными Штатами, иногда выступает с оппозиционными взглядами. Она часто критикует экономическую систему, которую рассматривает как игнорирующую вопросы развития, выступила против повестки дня гуманитарных интервенций, открыто призвав к возвращению к более объективному и справедливому политическому порядку. Южная Африка использовала свое влияние в группе стран Африки для усиления дипломатических позиций в много сторонних институтах, таких как ООН, играя важную роль на переговорах в Генеральной Ассамблее (во время подготовки к Всемирному саммиту 2005 г.) и заняв блокирующую позицию в Совете Безопасности ООН. Бразилия была способна заявить о себе прежде всего в сферах торговли и энергетики, но ее многосторонняя дипломатия в рамках ООН и других механизмах в сфере безопасности значительно отстает от других растущих держав.

Отношения между растущими державами углубились как в двустороннем формате, так и в рамках региональных и международных институтов. Уровень экономических отношений Китая с Индией, Южной Африкой и Бразилией существенно вырос. Количество военных учений между растущими державами увеличилось. Несмотря на иногда случающиеся разногласия, они стремятся сглаживать противоречия, чтобы избежать возникновения крупных конфликтов. Недавние события в региональных институтах включают российско-китайское взаимодействие в ШОС, возникновение коалиции «Группа двадцати в рамках ВТО» и более глубокое, хотя и осторожное взаимодействие в сфере безопасности в структурах АСЕАН и других региональных форумах. Несмотря на это, заметно отсутствие широкой дискуссии между самими растущими державами об их роли и функциях в международной системе.

Наконец, можно провести различие между большинством растущих держав и другими «средними державами» Запада. В отличие от Канады, Японии и многих европейских стран, растущие державы никогда не были в полной мере интегрированы в послевоенный мировой порядок. То, что они находились вне системы, наблюдая за ней, в значительной степени повлияло на их стратегические интересы и формирование национальных целей.

Мировой порядок не регулирует себя сам, и механизмы управления не функционируют сами по себе. В либеральной международной системе, созданной в Бреттон-Вудсе и расширившейся после падения Берлинской стены, США взяли на себя эту функцию. Конечно, союзники иногда помогали в осуществлении этих функций через распределение затрат, совместные действия и политическую поддержку, но, как правило, они предпочитали полагаться на гегемонию США, особенно в сфере безопасности, или противостоять американским усилиям, если они воспринимались как направленные на реализацию интересов исключительно США, а не общих интересов.

Существует общее согласие насчет специфических функций гегемонии, которые великие державы в разной степени исполняют. Во-первых, финансовая. Сегодня не существует четко определенной, подчиняющейся правилам валютной системы, управляющей мировой экономикой, и, в отличие от предыдущих периодов, национальные правительства могут устанавливать цену своей валюты. Это создает необходимость стабильной национальной валюты, служащей средством расчетов и сбережения. Доллар США неофициально играет эту роль после крушения Бреттон-Вудской системы в начале 1970-х годов. Тем не менее после появления евро в 1999 г. и с постепенным, но реальным снижением влияния Нью-Йорка и Лондона в качестве двух лидирующих глобальных финансовых центров возникли сомнения, что доллар может и будет продолжать играть эту роль в будущем.

Два фактора являются причиной снижения уверенности в позиции США. Во-первых, крупные дисбалансы на макроуровне и спад в экономике США вызвали беспокойство по поводу того, не становятся ли долларовые активы более рискованными. Но, хотя эти опасения усиливаются и становятся все более распространенными, и многие предвидят, что евро или даже юань станут основной резервной валютой, для сокращения зависимости от доллара было предпринято немного реальных шагов. Это, конечно, может измениться, и внезапно, но пока этого не произошло. Во-вторых, полное доминирование США в МВФ – организации, посредством которой Вашингтон ранее формировал пакеты помощи, – становится вчерашним днем. На саммите «Группы двадцати» в Питтсбурге осенью 2009 г. крупнейшие по размерам экономики страны одобрили 5%-е перераспределение квот в пользу развивающихся стран за счет развитых. Это не обязательно означает, что Соединенные Штаты потеряют даже большую часть своей способности влиять на ключевые элементы займов и других механизмов обеспечения стабильности. Тем не менее, в этой сфере будет больше взаимодействия и консультаций между растущими державами, так как их влияние в мировой экономике продолжает возрастать.

Мировой финансовый кризис предоставил различные данные об экономических стратегиях растущих держав. С одной стороны приток мирового капитала обратно на рынок США вскоре после начала кризиса подчеркивает, что в данный момент ни одна валюта не может конкурировать со статусом доллара как резервной валюты. Более того, вклад растущих держав в совместные усилия по стимулированию был существенным, показывая, что они, когда их интересы находятся под угрозой, более чем намерены сотрудничать с Соединенными Штатами и Западом в создании (или по крайней мере защите) стабильной мировой финансовой системы. С другой стороны, в начале кризиса китайские власти стали публично обсуждать альтернативы доллару в качестве резервной валюты. Управляющий Центральным банком Китая, например, недавно предложил создать «суперсуверенную резервную валюту» в качестве пути диверсификации для отхода от доллара. Переговорный сигнал от Пекина заключается в том, что пока Китай намерен брать на себя большее бремя в мировой финансовой системе, он хочет большего влияния в установлении условий игры. Пока этот гамбит не привел никуда: предложение Китая в Нью-Дели было встречено недовольством и насмешками. Даже более ограниченный вопрос использования не доллара, а другой валюты для торговли внутри БРИК поднимает неприятный вопрос о том, какая страна БРИК, если вообще какая-нибудь, примет валюту другой в качестве альтернативы. Таким образом, несомненно усиливается роль стран БРИКС в мировой экономике и политике, и может привести к появлению большего количества возможностей для решения общих глобальных проблем и сдерживания региональных и транснациональных угроз.

Выводы

К группе БРИКС относят растущие державы мира, которые в перспективе станут крупнейшими экономиками мира: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР.

Усиливается роль стран БРИКС в мировой экономике и политике, и может привести к появлению большего количества возможностей для решения общих глобальных проблем и сдерживания региональных и транснациональных угроз.

Вопросы для повторения

1. Какие страны первоначально входили в группу БРИК?

2. Назовите основные критерии отнесение стран в группу БРИК.

3. В каком году БРИК официально переименована в БРИКС и почему?

4. В чем заключается проявление усиление роли стран БРИКС в современном мире?

ГЛОССАРИЙ

Автаркия– развитие страны, удовлетворение внутренних потребностей преимущественно за счет собственного производства при значительном ограничении внешнеэкономических связей.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество(Asia Pacific Economic Cooperation, APEC) − группа стран по обе стороны Тихого океана, ко­торые сотрудничают в сфере обеспечения свободной торговли товарами и услу­гами посредством устранения торговых ограничений.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)– межправительственный форум, созданный в 1989 г. и включающий 21 государство Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках рабочих органов АТЭС вырабатываются региональные правила торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров, экспертов.

Амстердамский договор(Treaty of Amsterdam) - договор, подписанный в 1997 г. с целью дальнейшего развития процесса интеграции стран-членов ЕС.

Андский пакт(Andean Pact) - таможенный союз между пятью странами Южной Америки − Боливией, Чили, Колумбией, Эквадором и Перу.

Антидемпинговая политика– временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной с целью нейтрализации негативных последствий демпинга.

Антидемпинговая пошлина(antidumping duty) − налог на импортируе­мые товары, имеющий своей целью защитить отечественные компании от про­дажи импортных товаров по ценам ниже себестоимости или по ценам, которые ниже цен на эти же товары на внутреннем рынке страны-импортера.

Арбитраж(arbitrage) − безрисковая операция, связанная с одновременной покупкой ценной бумаги и ее продажей на другом рынке с целью получения прибыли от разницы цен на этих рынках.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)– региональная торгово-экономическая организация, созданная в 1967 г. и включающая в настоящее время Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Мьянму, Бруней, Лаос, Вьетнам. Цели создания – содействие социальному и экономическому развитию стран-участниц, сотрудничество в различных отраслях экономики.

Ассоциированная компания– предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет, как правило, менее 50% капитала.

Ассоциированные компании– предприятия, в которых прямой инвестор-резидент владеет не менее 50% капитала.

Базельский комитет– организация, сформированная в 1974 г. главами центральных банков развитых стран. В его рамках обсуждаются проблемы регулирования международной банковской деятельности. В 1975 г. комитетом были выработаны, а в 1983 г. обновлены так называемые Базельские соглашения, или Базельский конкордат. В соглашениях распределяются обязанности по контролю за транснациональными банками со стороны стран происхождения, со стороны принимающих стран и определяется порядок обмена информацией между ними. Базельский комитет также вырабатывает международные рекомендации по нормативам банковской деятельности.

Банк международных расчетов– первый межгосударственный банк, организованный как международный банк для координации деятельности национальных банков. Объединяет, главным образом, центральные банки европейских государств. Производит расчеты между странами-членами ЕС, а также совершает операции по поручению ОЭСР и стран, участвующих в указанной организации.

Вертикальная интеграция(vertical integration) − степень, в которой фирма использует свои собственные ресурсы или же приобретает их из других источников.

Внешнеторговая квота– отношение оборота внешней торговли страны к ее ВВП.

Внутренняя субсидия– наиболее скрытый финансовый инструмент протекционизма, который предусматривает бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортом.

Внутриотраслевая торговля(intraindustry trade) − торговля между двумя странами, предполагающая обмен товарами, выпущенными одной и той же от­раслью промышленности.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) – специализированное учреждение системы ООН, занимающееся защитой прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, модели и т.п.

Всемирная торговая организация, ВТО(World Trade Organization, WTO) − организация, основанная в 1995 г. и ставшая правопреемником GATT; создана в ходе Уругвайского раунда переговоров.

Всемирный банк(World Bank) - см. Международный банкреконструк­ции и развития, МБРР.

Выигрыш от торговли– экономический эффект, который получает каждая из участвующих в торговле стран, если каждая из них специализируется на торговле тем товаром, в производстве которого она имеет сравнительное преимущество.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле(General Agreement on Tariffs and Trade, GATT) − международное соглашение, в рамках которого про­водятся переговоры по содействию международной торговле.

Глобализация– процесс превращения мировой экономики в единый рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Глобализация вызывает как благоприятные эффекты для национальных экономик, так и неблагоприятные, кризисные явления.

Группа Всемирного банка(World Bank Group) − организация, в состав которой входит Всемирный банк и три его структурных подразделения: Меж­дународная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.

Демографический взрыв– резкое ускорение роста численности населения вследствие установления промежуточного типа воспроизводства населения. Обычно в этот период снижение смертности значительно опережает снижение рождаемости.

Демпинг– финансовый инструмент внешнеторговой политики, предполагающий передвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже уровня цен внутреннего рынка.

Добровольное ограничение экспорта(voluntary export restraint, VER) −взятое страной обязательство ограничить экспорт того или иного товара в дру­гую страну.

Догоняющее развитие– экономическая стратегия, целью которой является преодоление разрыва в уровне социально-экономического развития между лидирующими и отстающими странами.

Долгосрочные портфельные инвестиции(long-term portfolio invest­ments) − финансовые инструменты со сроком погашения продолжительностью более одного года.

Дочерняя компания– предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала.

Евро– введенная в 1999 г. единая валюта Европейского Союза.

Евровалюта– «деньги без гражданства», финансовые ресурсы, размещенные на депозитах в банковских учреждениях за пределами страны происхождения валюты и обслуживающие исключительно международные экономические отношения, прежде всего международные кредитные отношения. Главная евровалюта – евродоллар.

Еврооблигации(eurobonds) − облигации, которые деноминируются в ва­люте одной страны, но продаются резидентам других стран.

Европейская ассоциация свободной торговли(European Free Trade As­sociation) − торговый блок некоторых стран Европы, который работает в тесном взаимодействии с ЕС в сфере поддержки внутри европейской торговли; в текущий период в состав блока входят Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария.

Европейский парламент(European Parliament) состоит из 626 предста­вителей, избираемых сроком на пять лет на всеобщих выборах, которые прово­дятся о каждой из стран - членов ЕС; выполняет консультативные функции в процессе принятия решений.

Европейский Союз (ЕС)– действующий с 1993 г. экономический и валютный союз европейских государств, включающий 27 стран. ЕС является наиболее развитым интеграционным объединением в мире.

Европейский суд(European Court of Justice) - суд, состоящий из 15 су­дей, в обязанности которого входит толкование законов ЕС и обеспечение га­рантий того, что национальные законы всех стран - членов ЕС соответствуют законодательным нормам и политическим принципам ЕС.

Европейский центральный банк(European Central Bank) − центральный банк, который осуществляет контроль над монетарной политикой стран ЕС, принявших евро в качестве единицы денежного обращения.

Единый (общий) рынок– форма международной экономической интеграции, которая предусматривает свободу движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы для стран-участниц, единые правила внешнеторгового регулирования в отношении третьих стран.

Зона свободной торговли (ЗСТ)– форма международной экономической интеграции, которая предусматривает отмену таможенных пошлин и других торговых ограничений для стран-участниц. При этом каждая страна сохраняет национальные внешнеторговые ограничения для третьих стран. Свобода движения капиталов и рабочей силы не предусматривается.

Импорт(importing) − закупка продукции, произведенной в других стра­нах, с целью дальнейшего использования или перепродажи на территории сво­ей страны.

Импорт капитала(import of the services of capital) − доход, получаемый зарубежными резидентами от инвестиций в экономику страны.

Импорт товаров(merchandise import) − покупка товаров у резидента иностранного государства.

Импорт услуг(service import) − покупка резидентом страны услуг, пре­доставляемых резидентами другой страны.

Импортная квота (показатель зависимости)– отношение объема импорта страны к ВВП.

Индекс покрытия торговли– показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями.

Иностранная валюта(foreign exchange) − валюта, выпускаемая не в той стране, в которой она находится в обращении.

Квота импортная(экспортная применяется редко) – нетарифная мера ограничения импорта товара определенным количеством или суммой на определенный период времени.

Косвенный экспорттоваров (indirect exporting) - продажа товаров отече­ственному заказчику, который, в свою очередь, экспортирует эти товары на за­рубежные рынки либо в первоначальном, либо в измененном виде.

Краткосрочные портфельные инвестиции(short-term portfolio invest­ments) − финансовые инструменты со сроком погашения продолжительностью не более одного года.

Лицензиар(licensor) −компания, которая продает права на использова­ние интеллектуальной собственности другой компании.

Лицензиат(licensee) − компания, которая покупает права на использова­ние интеллектуальной собственности у другой компании.

Лицензирование(licensing) − соглашение, в соответствии с условиями которого фирма (называемая лицензиаром) продает другой компании (лицен­зиату) право на использование своей интеллектуальной собственности в обмен на выплату роялти.

Лондонская межбанковская ставка LIBOR(LIBOR, London Interbank Offer Rate) − процентная ставка, которую лондонские банки назначают друг другу по краткосрочным кредитам, предоставляемым в евровалюте.

Льготные кредиты(soft loans) − кредиты, предоставляемые Группой Всемирного банка и по которым существует определенный риск того, что они не будут погашены.

Маастрихтский договор(Maasrticht Treaty) − неофициальное название Договора о Европейском Союзе.

Международная ассоциация развития, MAP(International Development Association, IDA) − структурное подразделение Всемирного банка, которое спе­циализируется на предоставлении кредитов слабо развитым странам.

Международнаякорпорация Форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира.

Международная торговая компания(international trading company) − компания, которая непосредственно занимается импортом и экспортом широ­кого ассортимента товаров за счет собственных средств.

Международная торговля(international trade) - добровольный обмен то­варами, услугами, имуществом или денежными средствами между физическим или юридическим лицом, расположенным в одной стране, и физическим или юридическим лицом, расположенным в другой стране.

Международная финансовая корпорация, МФК(International Finance Corporation, EFC) − структурное подразделение Всемирного банка, которое не­сет ответственность за поддержку развития частного сектора экономики в раз­вивающихся странах.

Международное разделение труда– высшая ступень развития общественного территориального разделения труда, которая характеризуется устойчивой концентрацией производства определенной продукции в отдельных странах.

Международное разделение труда (МРТ) – высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах.

Международные инвестиции(international investments) − передача капи­тала резидентами одной страны для дальнейшего использования вложенных средств резидентами другой страны.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) – международная валютно-кредитная организация, созданная с целью оказания помощи развивающимся странам и позднее странам переходной экономики. Другое название МБРР – Всемирный банк.

Международный бизнес(international business) − любая организация, ко­торая осуществляет свою деятельность на основании заключения коммерческих сделок отдельными лицами, частными фирмами и/или государственными орга­низациями зарубежных стран; этим же термином обозначаются все междуна­родные деловые операции.

Международный валютный фонд (МВФ) – созданный по решению Бреттон-Вудской валютно-финансовой конференции как специализированное учреждение ООН, имеющее целью международное валютное сотрудничество.

Межотраслевая торговля(interindustry trade) − международная торговля, предполагающая обмен товаров, выпущенных одной отраслью промышленно­сти в одной стране, на товары, выпущенные другой отраслью промышленности в другой стране.

Меркантилизм(mercantilism) − философское учение XVI века, в соот­ветствии с которым считалось, что благосостояние государства определяется запасами золота и серебра, которыми оно обладает.

МЕРКОСУР– крупнейшее и наиболее динамичное интеграционное объединение в Южной Америке, включающее Аргентину, Бразилию, Уругвай, Парагвай и Венесуэлу, созданное в 1991 г. с целью формирования общего рынка.

Мировая экономика– совокупность национальных экономик стран мира, связанный между собой мобильными факторами производства.

Мировой рынок– сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства.

Многонациональная корпорация (МНК) – корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы также находятся в различных странах.

Многонациональная организация(multinational organization, MNO) − любая организация, коммерческая или некоммерческая, принимающая актив­ное участие в международной деятельности.

Многонациональное предприятие(multinational enterprises, MNE) − компания, которая может иметь или не иметь статус акционерного общества и которая активно занимается международной предпринимательской деятельностью.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, МАГИ(Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) −структурное подразделение Всемирного банка, которое предлагает частным инвесторам страхование ино­странных инвестиций от некоммерческих рисков.

Многостороннее соглашение по торговле текстильными изделиями(Multifibre Agreement) − товарное соглашение между странами-экспортерами и странами-импортерами текстильных изделий и предметов одежды, имеющее своей целью осуществление контроля над торговлей этими товарами.

Национальная экономическая безопасность– это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения. Вследствие этого возникает угроза политической дестабилизации страны.

Неомеркантилисты(neomercantilists) − сторонники политики мерканти­лизма, которые считают, что страна должна вводить налоговые тарифы или квоты, чтобы защитить свои отрасли промышленности от конкуренции со сто­роны иностранных компаний; их называют также протекционистами.

Нетарифные ограничения(nontariff barriers, NTB) − любые норматив­ные акты, политический курс или другие действия правительства, отличающие­ся от введения тарифов и оказывающие влияние на ведение международной торговли.

Неторгуемые товары– товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, и не перемещаются между странами.

Общая система таможенных льгот(generalized system о f preferences) − система введения сниженных тарифных ставок на товары, импортируемые из развивающихся стран.

Общий рынок(common market) − форма региональной экономической интеграции, которая обладает характеристиками таможенного союза в сочета­нии с устранением контроля над свободным перемещением рабочей силы, ка­питала и технологий между странами-членами общего рынка.

Оптимальная ставка таможенной пошлины– уровень ставки, обеспечивающий максимизацию уровня благосостояния страны.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)– созданная в соответствии с Конвенцией об учреждении ОЭСР в 1960 г. организация, с целью достижения наиболее высокого уровня устойчивого экономического роста, занятости и жизни в странах-членах.

Официальные золотовалютные резервы– принадлежащие государству активы, предназначенные для обеспечения платежеспособности страны по ее международным финансовым обязательствам, прежде всего в сфере валютных отношений. Другая функция золотовалютных резервов – влияние на макроэкономическую ситуацию в стране, прежде всего путем регулирования валютного курса.

Парадокс Леонтьева(Leontief paradox) - эмпирический вывод о том, что импорт США является более капиталоемким по сравнению с экспортом, что проти­воречит прогнозам, сделанным по теории соотношения факторов производства.

Парижский клуб кредиторов (ПКК)– неформальная организация стран-кредиторов, созданная для урегулирования проблем официальной задолженности.

Портфельные инвестиции(portfolio investments) − пассивное владение финансовыми активами (акциями, облигациями, депозитными сертификатами или другими активами) зарубежных стран с целью осуществления активного управления или контроля над деятельностью эмитента ценных бумаг.

Посредник(intermediary) − третья сторона, которая специализируется на содействии осуществлению экспортно-импортных операций.

Принимающая страна (host country)– страна, в которой международная корпорация имеет дочерние, ассоциированные компании или филиалы, созданные на основе прямых инвестиций.

Принцип наибольшего благоприятствования(most favored nation, MFN) − принцип, который требует, чтобы любые таможенные льготы, предос­тавленные одной стране, распространялись и на другие страны.

Протекционизм– государственная политика защиты внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов.

Прямой экспорт(direct exporting) − продажа товаров непосредственно заказчикам (либо дистрибьюторам, либо конечным потребителям), располо­женным за пределами родной страны компании.

Прямые иностранные инвестиции(foreign direct investments, FDI) − вложение капитала в иностранные компании с целью осуществления жесткого контроля над собственностью и активами этих компаний; согласно законода­тельству США, прямые иностранные инвестиции имеют место в случае, когда инвестор владеет не менее чем 10% акций иностранной компании, дающих право голоса.

Региональные банки развития(regional development banks) − банки, миссия которых состоит в поддержке экономического развития стран с низким уровнем доходов в своих регионах.

Реэкспорт(reexporting) − процесс ввоза товаров в страну с последующим вывозом этих товаров в другие страны в неизменном или почти неизменном виде.

Римский договор(Treaty of Rome) − договор, подписанный в 1957 г., ко­торый предусматривал создание Европейского Экономического Сообщества, ЕЭС; сначала договор подписали шесть стран.

Роялти(royalty) − компенсация, выплачиваемая лицензиатом лицензиару в соответствии с условиями лицензионного соглашения.

Свободная торговля(free trade) - торговля между странами, которая осуществляется при минимальном вмешательстве правительства страны.

Свободная экономическая зона (СЭЗ)– это часть национального экономического пространства с особым режимом, где используется система льгот и стимулов, не применяемых в других частях территории страны.

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА)– соглашение между США, Канадой и Мексикой, открывающее путь к созданию единого континентального рынка для с

Наши рекомендации