Этапы формирования Таможенного союза

Начало процессам формирования ТС ЕврАЭС было положено еще в период существования ТС как организации.

Документом, учреждающим ТС, является Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999г. В соответствии со ст. 21 данного договора ТС в качестве торгово-экономического объединения предполагает наличие:

- единой налоговой территории;

- общего таможенного тарифа;

- режима не допускающего каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных данным договором;

- упрощения и последующей отмены таможенных границах;

- однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;

- органов управления, обеспечивающих условия функционирования и развития таможенного союза;

- единой таможенной политики и применения единых таможенных режимов.

В целях оптимизации процессов формирования ТС и ЕЭС решением глав государств – участников ЕврАзЭС от 16 августа 2006г. предусмотрено, что формирование ТС, в дальнейшем и ЕЭС будет осуществляться первоначально на базе трех стран – Белоруссии, Казахстана и России.

В соответствии с указанным решением главами трех стран на заедании Межгоссовета, состоявшемся в г. Душанбе 6 октября 2007 г., были подписаны основополагающие документы договорно-правовой базы «Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России» (далее – ТС-3). В частности, были приняты следующие основные документы, учреждающие ТС-3:

1) Договор о создании единой таможенной территории и формирование Таможенного союза.

2) Договор о Комиссии Таможенного союза.

Тогда же решением Межгоссовета на уровне глав государств был утвержден Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза. С момента утверждения содержание указанного Перечня дополнялось новыми документами. Последняя его редакция от 29 ноября 2009 г. В части первой своего содержания включает в себя 13 международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, в части второй – 38 международных договоров, направленных на завершение договорно-правовой базы ТС. Решение о вступлении в силу международного договора, включенного в часть вторую Перечня, принимается органом ТС при наличии информации депозитария о выполнении сторонами соответствующих внутригосударственных процедур.

Последовательность действий по формированию единой таможенной территории и Таможенного союза на период 2007-2010гг. закреплена в Плане действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, утвержденного решением Межгоссовета от 6 октября 2007г. Реализация указанного Плана осуществляется в соответствии с мероприятиями, утвержденными Интеграционным комитетом 23 апреля 2008 г., а также с этапами и сроками, одобренными решением Межгоссовета от 9 июня 2009г.

Согласно Договору о формировании ЕврАзЭС, высшим органом в структуре правления ТС ЕврАзЭС является Межгосударственный Совет. Решение в ТС принимаются представителями Межгосударственного Совета от Договаривающихся Сторон, формирующих ТС.

С момента вступления в силу Договора о Комиссии Таможенного союза 10 октября 2008 г. Роль исполнительного органа в структуре ТС перешла Комиссии таможенного союза (далее Комиссия). Согласно Договору, Комиссия является единым постоянно действующим регулирующим органом ТС и основная ее задача – обеспечение условий функционирования и развития ТС.

Рабочим органом Комиссии является Секретариат Комиссии (далее Секретариат). Секретариат осуществляет организацию работы и информационно-техническое обеспечение работы Комиссии.

После объединения таможенных территорий государств, формирующих ТС, полномочия Суда Сообщества должны дополниться следующими функциями:

- рассмотрение дела о соответствии актов органов ТС международным договорам, формирующим правовую базу ТС;

- рассмотрение дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов ТС;

- толкование международных договоров, формирующих правовую базу ТС, актов, принятыми органами ТС;

- разрешение споров между Комиссией и государствами, входящими в ТС, а также между государствами – членами ТС по выполнению ими обязательств рамках ТС.

Вопреки мнениям скептиков, которые, ссылаясь на европейский опыт, предрекали евразийским интеграционным процессам протяженность в несколько десятилетий, Сообществу удалось в довольно сжатый срок сформировать правовую базу Таможенного союза. За период 2007-2009 гг. государствами ЕврАзЭС подписано 77документов по формированию правовой базы Таможенного союза, в том числе 42 международных договора, их которых 19 уже ратифицированы сторонами, 14 из них вступили в силу. Также принято 40 решений Межгоссовета на уровне глав государств и глав правительств. Следует отметить, что принятие в сжатые сроки такого количества значимых документов произошло только благодаря политической воле глав государств и практической деятельности правительств трех стран. Несопоставимость европейского опыта с ЕврАзЭС в плане сроков реализации этапов экономической интеграции связано с тем, что государства – члены ЕврАзЭС на данном этапе развития взаимного сотрудничества имеют более развитую культурную общность и, более того, эти государства скорее переживают этапы реинтеграции, нежели интеграции.

Ключевым событием в процессе формирования ТС-3 явилось подписание президентами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан 27 ноября 2009г. Таможенного кодекса и Единого таможенного тарифа (ЕТТ). Эти шаги создали предпосылки для введения в действие с 1 января 2010 г. Первых механизмов Тс-3: Единого порядка тарифного и нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле.

В ситуации, когда две группы стран оказались на глубине интеграционных процессов одного экономического блока (Белоруссия, Казахстан и Россия – на стадии ТС, Киргизия и Таджикистан – на стадии ЗСТ), эти процессы приобрели разноскоростной и многоуровневый характер. Такой подход, по мнению автора, позволяет ускорить интеграцию в рамках Сообщества и дает возможность отстающим государствам постепенно адаптировать свои экономики к меняющимся условиям.

Таким образом, с 2010 г. на территории Белоруссии, Казахстана и России к товарам из третьих стран применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом (ЕТТ) ЕврАзЭС. С этого момента единственным компетентным органом по внесению изменений в ЕТТ является Комиссия.

ЕТТ ЕврАзЭС разрабатывался на основе консенсуса государств – членов Сообщества и включает в себя более 11 тыс. товарных позиций. ЕТТ в основном совпадает с ранее действовавшими в России и Белоруссии тарифами и в результате его введения неизменными в России и Белоруссии остались 82% и 75% ставок ввозных таможенных пошлин, соответственно. Для Казахстана данный показатель составил всего лишь 45%Белоруссия, -18%, Россия – 4%.

Идеальным было бы согласовать все 100% номенклатуры товаров, находящихся во внешнем обороте страны ЕврАзЭС ( порядка 12 000 товарных позиций). Однако реально такая ситуация невозможна хотя бы по тому, что экономические интересы стран требуют исключений из общих правил в сторону ослабления или ужесточения торговой политики по отношению к тому или иному виду товаров. В частности, для Казахстана, которому пришлось существенно изменить ставки таможенных пошлин, предусмотрена возможность временного применения тарифных льгот (сроком до 5 лет) по ряду товарных номенклатур, являющихся чувствительными для экономики страны.

Кроме того, предусматриваются благоприятные условия для развития на территории ТС промышленной сборки моторных транспортных средств, произведенных хозяйствующими субъектами государств – участников ТС при выполнении соответствующих критериев, отражающих масштаб производства и величину добавленной стоимости. Тарифные льготы также будут предоставляться в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государств – участников ТС в рамках реализации значимых для них инвестиционных проектов.

С введением в действие 1 января 2010 г. Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании и Соглашения о едином нетарифном регулировании Таможенного союза завершен подготовительный этап и начался первый этап, который, по заявлению секретаря Комиссии ТС, продлится до 1 июля 2010 г.: «С 1 июля, с введением в действие единого Таможенного кодекса, завершится формирование единой таможенной территории и начнется следующий этап, в течение которого будет осуществлена отмена таможенного и других форм пограничного контроля между государствами – участниками ТС. К 1 июля 2011года этот процесс будет завершен».

Государствам ТС-3 необходимо было до формирования единой таможенной территории согласовать порядок расщепления поступлений от импортных таможенных пошлин в бюджеты стран – участниц ТС. Идеальным было бы установить точную статистику импорта каждой из стран-участниц и в соответствующем порядке распределять доходы. Однако в реальности невозможно будет уследить за тем, в какую страну направились импортированные товары после пересечения границы ТС. В этой связи стороны договорились каждому члену ТС его долю в общей стоимости импорта товаров на территорию ТС, в соответствии с которой будут распределяться поступления. Согласно договоренности, Россия будет получать 87,97% собираемых платежей, Белоруссия -4,7%, Казахстан – 7,33%.

Наши рекомендации